Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".
тест по истории (10 класс) по теме

Коробкова Татьяна Евгеньевна

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_10_klass_17_vek.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Россия 17 век 1

  1.A2 № 374. К XVII в. относится 


1) учреждение Верховного тайного совета
2) введение подушной подати
3) создание Приказа тайных дел
4) отмена кормлений

 2.A4 № 298. Что из перечисленного относится к достижениям культуры России XVII в.? 


1) создание Кунсткамеры
2) возведение храма Василия Блаженного
3) творения иконописца Симона Ушакова
4) творения архитектора Матвея Казакова

 3.A2 № 881. Территория Московского государства в XVII в. расширилась за счет присоединения 


1) Казанского ханства
2) Северного Причерноморья
3) Левобережной Украины
4) Правобережной Украины

 4.A2 № 1156. Имена Ивана Болотникова, Василия Шуйского, польского королевича Владислава связаны с событиями 


1) Смуты
2) Ливонской войны
3) опричнины
4) боярского правления в малолетство Ивана Грозного

5.A2 № 1250. Бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен 


1) Судебником 1497 г.
2) Судебником 1550 г.
3) Соборным уложением 1649 г.
4) указом 1581 г.

6.. В результате Смоленской войны:

а) Польше возвращались все города и земли, захваченные в ходе войны русскими;

б) Россия присоединила к своим территориям новые земли;

в) И Польша, и Россия остались при своих территориях.

7.A5 № 143. Прочтите отрывок из документа и определите, с каким событием он связан. 

«В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам в Приморские и во вся Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были и посылали к нему на советуй многую казну к нему посылали». 


1) с созданием Второго ополчения в 1612 г.
2) с походом Лжедмитрия I на Москву
3) с избранием на царство Михаила Романова
4) с избранием на царство Бориса Годунова

8.B1 № 1426. Расположите имена правителей в хронологическом порядке их царствования. Запишите цифры, которыми обозначены имена правителей, в правильной последовательности в таблицу. 

1) Василий Шуйский 
2) Федор Иоаннович 
3) Борис Годунов 
4) Фёдор Алексеевич 
5) Лжедмитрий I

9.B3 № 1020. Установите соответствие между определениями и понятиями. 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому 
Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю 
В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день 
Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам 

ПОНЯТИЯ 
1) заповедные лета 
2) земщина 
3) опричнина 
4) пожилое 
5) поместье

10.C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако уже через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Какие особенности политики и поведения предопределили падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех особенностей.

 

Россия 17 век  2

1.A2 № 1445. Как назывался в России XVI—XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от одного землевладельца к другому, который был отменен с принятием Соборного уложения 1649 г.? 


1) оброк
2) пожилое
3) ясак
4) недоимки

2.A2 № 1445. Как назывался в России XVI—XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от одного землевладельца к другому, который был отменен с принятием Соборного уложения 1649 г.? 


1) оброк
2) пожилое
3) ясак
4) недоимки

3.A4 № 493. В конце XVII в. в храмовом зодчестве появился новый стиль — 


1) нарышкинское барокко
2) классицизм
3) рококо
4) византийский

4.A3 № 375. Старообрядчество в России возникло в результате 


1) решений Стоглавого собора
2) переезда митрополита из Киева во Владимир
3) борьбы иосифлян и нестяжателей
4) церковного раскола

5.A3 № 531. Что из названного относится к причинам Смуты? 


1) династический кризис
2) введение медных денег
3) введение подушной подати
4) введение рекрутчины

6.. Филарет был Михаилу Федоровичу:

а) старшим братом;

б) отцом;

в) дядей

7.A5 № 182. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите историческую личность, о которой идёт речь. 

«...Весной 1606 г. В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. "Истинный царевич", которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался "расстригой", "еретиком" и "польским свистуном"».

1) Лжедмитрий I
2) Лжедмитрий II
3) Борис Годунов
4) Фёдор Борисович

8.B2 № 746. Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 

1) товарная специализация районов 
2) железнодорожное строительство 
3) создание мануфактур 
4) развитие ярмарочной торговли 
5) уничтожение внутренних таможенных пошлин 
6) начало промышленного переворота

9.B3 № 669. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. Соответствующие цифры запишите в ответ. 

ИМЕНА
А) Федор Алексеевич
Б) Василий Шуйский
В) Михаил Романов
Г) Иван IV

СОБЫТИЯ
1) завершение Смуты 
2) восстание Ивана Болотникова 
3) отмена местничества 
4) битва на реке Калке 
5) Ливонская война

10.C4 № 565. В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения). 

11.B2 № 1098. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Алексея Михайловича, и запишите в ответ номера, под которыми они указаны. 

1) принятие Соборного уложения 
2) присоединение Рязани 
3) низложение патриарха Никона 
4) Соляной бунт 
5) проведение Стоглавого собора 
6) начало книгопечатания в России

Россия 17 век   3

1.A3 № 570. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия 


1) «Табели о рангах»
2) «Указа о престолонаследии»
3) «Жалованной грамоты дворянству»
4) «Соборного уложения»

2.A3 № 921. Недовольство широких слоев населения правлением Бориса Годунова было следствием


1) отмены местничества
2) введения опричнины
3) неурожайных лет и голода
4) итогов русско-литовской войны

3.A3 № 1446. Что было причиной восстания монахов Соловецкого монастыря в 1668—1676 гг.? 


1) церковная реформа патриарха Никона
2) создание Святейшего Синода
3) секуляризация монастырских земель
4) упразднение в России патриаршества

4.A4 № 181. С именами С. И. Дежнёва, В. Д. Пояркова, В. В. Атласова связаны(-о) 


1) крупные географические открытия
2) развитие научно-технической мысли
3) развитие университетского образования
4) появление новых жанров в литературе

5.A2 № 530. Что из названного произошло в XVII в.? 


1) крестьянская война под руководством Е. Пугачёва
2) церковный раскол
3) Семилетняя война
4) введение опричнины

6.. Первое ополчение возглавил?

а) Д.Т. Трубецкой;

б) П. Ляпунов;

в) И.М. Зарецкий

7.A5 № 650. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь. 

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…» 


1) Ливонской войне
2) Смуте
3) Введении опричнины
4) Смоленской войне

8.B2 № 785. Какие из перечисленных договоров были заключены Россией в ХVII в.? 

1)    «Вечный мир» с Польшей 
2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией 
3) Столбовский мир со Швецией 
4) Ясский мир с Турцией 
5) Ништадтский мир со Швецией 
6) Андрусовское перемирие с Польшей

9.B5 № 32. Напишите пропущенное слово. 

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется _______ крестьян

10.C1 № 1030.  Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных
Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности
государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

1.После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь? 

2.Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

3.Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.

Россия 17 век 4

1.A3 № 120. Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя В. И. Шуйского в 1610 г., называют 


1) «семибоярщиной»
2) Верховным тайным советом
3) Советом всея земли
4) Боярской думой

2.A4 № 1447. Культурное развитие России в XVII в. характеризовалось 


1) распространением идей Просвещения
2) началом процесса обмирщения
3) открытием первых университетов
4) созданием системы профессионального образования

3.A1 № 451. К церковной реформе патриарха Никона относится 


1) изменение церковных обрядов
2) созыв Стоглавого собора
3) учреждение Святейшего Синода
4) отделение церкви от государства

 4.A1 № 802. Левобережная Украина была присоединена к Российскому государству в правление 


1) Михаила Фёдоровича
2) Алексея Михайловича
3) Фёдора Алексеевича
4) Петра Алексеевича

5.. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

6.A5 № 1040. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь. 

«И того ж дни возмутились миром… на боярина и государева царева дядьку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. …Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, как де вам миряном годно, и впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать...» 


1) «соляной бунт»
2) «медный бунт»
3) Стрелецкое восстание 1682 г.
4) Московское восстание 1547 г.

7.B2 № 980. Выберите из списка три события, относящиеся к истории XVII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 

1) Полтавская битва 
2) принятие Соборного уложения 
3) «Соляной бунт» 
4) издание «Табели о рангах» 
5) церковная реформа Никона 
6) присоединение к России Крыма

8.. B5 № 989. Напишите пропущенное понятие (термин). 

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась ______________.

9.C1 № 718. 

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых
боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»
 

 1.К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?

2.Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.

3.Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.

10.A1 № 958. Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам-нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей? 


1) Борис Годунов
2) Андрей Курбский
3) Козьма Минин
4) протопоп Аввакум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Дидактический материал: тренинг (история России с древнейших времен до конца 16 века)

Тренинг окажет помощь в повторении и закреплении учебного материала по пройденным темам....

Дидактический материал по истории России

Задания по истории России для 10-11 классов (могут быть использованы в 9 классе)...

Дидактический материал по истории России 8 класс

Задания на соответствие, продолжение высказывания, заполнение таблиц...

Дидактический материал по Истории России для 8 класса

Дидактический материал составлен к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной Итория России...

Дидактический материал по истории России XVII века "Первые Романовы"

Дидактический материал по истории России 17 века....

Дидактический материал по истории России 8 класс

Дидактический материал по истории России 8 класс...