«ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ ПЕТРА: прорыв в Балтику» урок 7- 10 классы
учебно-методический материал (история, 7 класс) на тему

Едомина Галина Николаевна

Предложенный материал урока отсутствует в школьной программе по истории России при изучении темы «Северная война».  А он является важным для понимания истоков победы России в Северной войне, позволяет четко представить  картину, каким образом Петру I  удалось выйти к берегам Балтийского моря. Урок проводится по профильной программе гимназии, но может быть интересен для учителей, работающих по базисному плану как занятие в программе элективного курса.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Технологии: Технология развития критического мышления: « шесть шляп»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии «Шесть шляп мышления» по методу Эдварда де Боно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_severnoy_voyny_vykhod_v_baltiku.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Предложенный материал урока отсутствует в школьной программе по истории России при изучении темы «Северная война». А он является важным для понимания истоков победы России в Северной войне, позволяет четко представить картину, каким образом Петру I удалось выйти к берегам Балтийского моря. Урок проводится по профильной программе гимназии, но может быть интересен для учителей, работающих по базисному плану как занятие в программе элективного курса.

 Тема урока: «Начало Северной войны. Первый этап»

 Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Технологии: Технология развития критического мышления: « шесть шляп»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии «Шесть шляп мышления» по методу Эдварда де Боно.

Задачи урока: 

  • Образовательная – познакомить с начальными  событиями Северной войны, раскрыть роль Архангельска как единственного порта России в нале 18 века. оценить значение победы под Новодвинской крепостью,

            значения Государевой дороги для последующего хода Северной войны .

            активизировать познавательную активность учащихся;

  • Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи,

 продолжить формирование умений работать с картой; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; способствовать развитию коммуникативных навыков.

  • Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Индивидуальная, групповая и коллективная.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, авторская презентация «Первые победы Петра в Северной войне». Раздаточный материал: ( карто-схемы, фрагменты исторических документов)

План урока:

1. Завязка с использованием презентации  «Прорыв в  Балтику».

2. Стадия осмысления : работа в группах с материалами презентации ,используя технологию «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

3. Отчёт групп. Выводы.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

                                                                                                             

 ЭПИГРАФ :

                              «Выход из безвыходного   положения  там же, где был вход»                    

                                       

                                                   

                                                   

  ХОД УРОКА:

Постановка целей урока.

Учитель: Как вы думаете ,ребята, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть на уроке, чтобы тема, записанная на доске, была раскрыта, изучена как можно более полно?

Где были одержаны первые победы?

Когда, Почему, Как?


1. Этап. Целеполагание.  Ученики, знакомясь с темой, самостоятельно формулируют  цели урока.

2. Этап. Актуализация знаний. Ученики делятся на 6 групп, ( инструкция шляп  находится на столах  и на флипчате). Учитель руководит сменой шляп. Перед просмотром презентации он говорит , чтобы они мысленно надели белую шляпу и познакомились с информацией по презентации ( pril 1). Учитель предупреждает, что в презентации  использованы кадры из  фильма «Россия молодая».

3. Этап.  Эмоциональное восприятие событий :1) подвиг Ивана Рябова и 2) Государева дорога.  Ученики мысленно надевают красную шляпу . Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвал просмотренный материал.

4.Этап. Защита.  Ученики мысленно надевают желтую шляпу и приводят аргументы , плюсы по 1 ситуации и по 2.

5. Этап.  Критическая оценка.   Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности Государственной дороги, какие риски видят, недостатки. )( по первой  части презентации и по второй).

 6. Этап. Рождение новой гипотезы.  Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги выдвигают  новые, нестандартные идеи,  иные версии возможного развития событий, отличающиеся от действительных.

7. Этап. Обобщение.  Ученики мысленно надевают синюю шляпу и обобщают то, что узнали на уроке. Рефлексия с помощью синквейна.  Последнее слово синквейна будет ответом на вопрос, который был сформулирован в теме урока.   Таким образом, цель урока должна быть достигнута. 

После просмотра презентации начинается коллективное работа : 

Назовите основных героев  событий: Иван Рябов, Дмитрий Борисов, Сильвестр Иевлев, Егор Резен, Петр I, архиепископ Афанасий Холмогорский, воевода Прозоровский. С первых кадров презентации мы знакомимся с его героем. Давайте сделаем  портрет Ивана Рябова. Что мы знаем о нем? Помор, кормщик или лоцман, трудник- работник Николо-Корельского монастыря. 

Составьте портретную характеристику И.Рябову:  смелый, отважный, мужественный, решительный. Попробуйте охарактеризовать Ивана Рябова одним определением: (герой, патриот)

Какие два больших фрагмента (эпизода) вы можете выделить в презентации

ГОСУДАРЕВА ДОРОГА

Работа с картой – схемой  (для определения  значения первых успехов)

Заполнение таблицы : дата, событие, значение. В чем значение первых побед  Петра. Индивидуальная работа : полное заполнение таблицы дается как домашнее задание.

Инструкция к групповой работе.

Изображение:white hat.jpg

Белая Шляпа. Перечислить исторические события, факты, новые сведения (можно попросить выделить главные факты — не больше 10.   Используется  раздаточный материал (pril2). Кратко перечислите основные цифры и факты  событий:

Учащиеся  обсуждают и  называют наиболее значимые, по их мнению, факты: укрепление Архангельска и строительство Новодвинской крепости; бой под Новодвинской крепостью 1701 г.; подвиг Ивана Рябова  и Дмитрия Борисова; обвинение в измене и арест героя; освобождение Петром Рябова и его награждение, осуществление переброски войск по государевой дороге и победы в Ладожском озере 1702г.; взятие крепости Нотебург 1702 г.и крепости Ниеншанц 1703г; начало строительства Санкт-Петербурга.

Изображение:Red hat.jpg

Красная шляпа. выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. Выделите несколько эпизодов из общего сюжета и проанализируйте эпизоды: Какие чувства вызвали разные эпизоды?

Обвинения Рябова в измене и его аресте, -негодование, возмущение, обида, сочувствие, сопереживание. Освобождение его Петром- радость, уважение к Петру, восхищение героем- помором;   Подвиг Ивана Рябова, -восхищение, восторг, гордость: страх за героя . Государева дорога- удивление, сочувствие, жалость, гордость, уважение к инженерной мысли и руководителям строительства дороги.

Изображение:yellow_hat.jpg

Желтая Шляпа.. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Обобщить все положительное. Ребята  высказали такие суждения:

- У Петр I получилось внезапность нападения на шведов;

- Эту операцию надо было сделать, так как она дала блестящий результат – Петр Iвышел к

Балтийскому морю;

- Петр I был уверен  в осуществлении своего плана, раз пошел на это, значит верил в

умения своих людей и их знания;

- Подвиг Ивана Рябова и Дмитрия Борисова показал Петру, что если простые люди готовы

погибнуть , но защитить родную землю, то , конечно, с таким народом можно и нужно

побеждать врага;

- Эта первая морская победа  окрылила Петра I, придала уверенности ему в своих силах,

показала, что не так «страшен черт, как его малюют». Шведов можно и нужно бить!

- Он отлично справился с решением сложнейшей задачи по переброске войск по

  государевой дороге и доказал, что для нас нет непреодолимых условий и самые ,  

  казалось бы , авантюрные решения можно реализовать.

   Изображение:black hat.jpg Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Что может случиться плохого или пойдет не так. Сложно поверить . что это сделали в 18 веке. В чем недостатки?- много людей погибло- при строительстве Государевой дороги. Что здесь неправильно Запишите что вам показалось риском, , характеризующие отношение и ответьте на вопрос: оправдан риск или нет.

Высказаны были следующие мнения: Петр I рисковал, оставив столицу без руководителя страны;  А если бы шведы узнали, что его нет в Архангельске и снова повторили попытку нападения? Или КарлXII внезапным ударом напал на Москву, пока ПетрI находился на севере. При строительстве «Государевой дороги» не учитывал людские затраты. Очень рисковал, но риск оказался оправдан полученными результатами.

Изображение:green hat.jpg
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Выдвинули предложение, что Петр I  молодец, превосходно все организовал. Но надо было взять не 2 корабля, а больше 4-5 и ударить по Швеции, тем более что КарлаXII там не было. И быстро решить исход войны, не затягивая ее на 21 год.

Изображение:Bluehat.jpg

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Обобщение , краткое резюме. ( Самая сложная, поэтому здесь возможна помощь учителя). Под его руководством ребята приходят к таким выводам:

-Петр I показал себя стратегом, разработав такую сложную операцию.

-У него были отличные помощники, которые все выполнили хорошо: и те, кто подготовил корабли в Архангельске, и те кто прокладывал государеву дорогу за такой минимально короткий срок ( крестьяне поморских деревень, кораблестроители)

- Операция по переброске кораблей была тщательно подготовлена и заранее спланирована, так как  чтобы ее провести нужно было подготовить карты плана местности, нужны были чертежники . чтобы правильно все рассчитать и построить эту дорогу.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: 

«Выход из безвыходного   положения  там же, где был вход».  С поражением под Нарвой началась для России Северная война в 1700 году, сюда же пришел Петр I  в 17004 году, но уже полководцем, возмужавшим в сражениях и имеющим опыт побед за своими плечами. Опыт. который приведет к итоговой  победе в Северной войне. Это был только первый этап войны. Впереди самые громкие победы и битвы и долгий путь к виктории. А почему так долго и какие события будут решающими для победы … это тема нашего следующего урока».

                                               

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается одна, но очень важная задача:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

- помочь самостоятельно определить направления  дальнейшего изучение материала.

Ученики пишут синквейн.

Примеры синквейна, написанные на уроке:

Рябов

Смелый, мужественный

Дрался, рубился, сопротивлялся

Посадил шведские корабли на мель

Патриот

Шведы

Хитрые, коварные

Сжечь,  разорить, уничтожить

Попали под огонь Новодвинской крепости

Захватчики

Прозоровский

Подлый, наглый

Присвоил, обманул, арестовал

Был наказан Петром за клевету

Подлец

Победа

Неожиданная, первая

Ждали, готовились, атаковали

Виктория помогла выиграть войну

Морская

Архангельск

Морской, далекий

Торговал, строил, развивал

Первый морской порт России

Верфь

Петербург

Величественный, триумфальный

Укреплялся, создавался, украшался

Люблю тебя Петра творенье

Парадиз

   Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца.

   На выбор: Написать сочинение «Северная война глазами её участников»

Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

- отражены замыслы и результаты Петра I на этапе 1702-1704 гг ;

- использованы термины: конфузия, баталия, кормщик, патриот «Осударева дорога»;

- использован приём стилизации и выражено отношение к событиям от имени,  

  выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и  

  материальному положению.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс

на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....

Урок-дебаты "Роль Петра I в истории России", 8 класс

Повторительно-обобщающий урок, проведенный с использованием модифицированной технологии "дебаты", адаптированной к возрасту и игровому опыту участников....

Первые победы

Статья в газету "К новым рубежам"...

"Петр Первый в Астрахани", презентация к уроку, 7 класс

Посещение Петром I города Астрахани и его 2-хмесячное пребывание в нем имели огромное значение для города и, вообще, для всего волжского края. И здесь, как и везде в России, Петр не оставил без вниман...