Урок кубановедения в 5 классе по теме: "Античная мифология и Причерноморье"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Целью урока является формирование картины мира с помощью фактов и событий.

ОтработкФормирование навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов.Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел вымысел в данном источнике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_25.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 5 классе по теме «Античная мифология и Причерноморье»

Подготовила учитель высшей категории истории и кубановедения МБОУ СОШ №16 пос. Красносельского Перепеличенко Г.В.

Цельурока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике. Развивать навыки  самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением  творчески предоставить полученную информацию. Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.

Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое

самоопределение. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков и коренного населения Кубани..

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции:

Греческая колонизация Северного Причерноморья.

Учебное оборудование: 

Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2013.

АРМ.

Тип урока: урок-практикум в форме презентации мифов.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Презентация мифов/по группам/

III. Подведение итогов урока.  Саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задание.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

( просмотр слайда)

Проблема урока: доказать, что мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморье

Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 II. Поиск решения проблемы:

Презентация мифов по группам (35 мин):

-Мифы об Ахилле

- Миф об Ифигении

- Боспор Киммерийский и миф об Ио

- Мифы о Геракле

-Мифы об амазонке

Познавательные УУД

1. Сравнивать объекты по заданным критериям.

                   2. Выделять главное из разных источников

 Выполнение задания № 1 в рабочей тетради по кубановедению.( Просмотр слайда)

Название мифа/

автор, если есть

Главные действующие персонажи

Исторические события, которые легли в основу легенды

( Просмотр слайда)

Ответить на вопросы Почемучки:

Почему древние греки так долго не осмеивались на освоение берегов Чёрного моря Кавказа?

- Почему очень долго плавание вдоль побережья Чёрного моря на Северном Кавказе приравнивалось к путешествию в царство мёртвых?

- Почему изначально Чёрное море древнегреческими мореплавателями было названо Понт- Аксинский?  

Информация для учителя.

Дополнение информации об амазонках с использованием – видео, - фотоприложений с этнографического комплекса Атамань. 

Черное море. Сколько секретов оно таит в своих водах.. Таинственную красоту Черного моря воспели и Гомер, и Пушкин. В VIII веке до нашей эры древние эллины называли Черное море Аксинос Понтос, что в переводе с греческого значит «Негостеприимное море». Через сто лет греки переименовали Черное море в Эвксинос Понтос — Гостеприимное море.

Видимо, для изменения названия одного и того лее моря у древнегреческих мореплавателей имелись веские причины. Сохранилась легенда, в которой отражается попытка местных жителей объяснить происхождение названия: «Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо, ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Селение горцев богатело с каждым годом. Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеру, мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли: битва будет не на жизнь, а на смерть, греков было несчетное количество. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. В страхе закричали эллины и закрыли головы щитами. Птицы своими железными клювами стали дробить щиты. Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду со скал огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись высокие волны. Такие огромные, что соленые брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. В страхе эллины повернули свои корабли обратно.

Но мало кто возвратился к родным берегам. С тех пор греки и стали называть это море Понтом Аксинским Негостеприимным морем. И наказывали своим детям: «Никогда не подниматься против жителей Тавриды, никогда не пытаться пройти по Понту Аксинскому».

Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками и поклялись: никогда не поднимать оружия против друг друга! С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады. И счастливо зажили под солнцем предгорий у берегов Понта. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским -Негостеприимным? Нет, это доброе, гостеприимное море! И назвали греки море Понтом Евксинским. Так и повелось с тех пор. Кто идет к

Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом - оно для них всегда Гостеприимное. А для врагов оно — Понт Аксинский - Негостеприимное».

- Ответ учащихся на проблемный вопрос о изменении в названии Черного моря в период древнегреческой колонизации

III. Подведение итогов урока (3 мин)

Саморефлексия учащихся.

Оценка лучших мифов, представленных учащимися групп.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

IV. Домашнее задание (1 мин)

Ответить на вопросы учебника № 2-5 (стр. 94)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока ИЗО в 7 классе по теме "Античная расписная керамика"

Цветовое решение работы "Античная расписная керамика"...

Тесты для контроля знаний по всеобщей истории 10 класс профиль тема: "Античная эпоха".

Тесты предназначены для контроля знаний обучающихся по теме "Античная эпоха". Составлены по учебнику : Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история.-М., Русское слово, 2007....

презентация к уроку кубановедения 8 класс

презентация к уроку кубановедения 8 класса "Укрепление позиций России в Закубанье". Материал презентации рассказывает о Михайловском укреплении и подвиге Архипа Осипова....

презентация к уроку кубановедения 10 класса

презентация к уроку кубановедения 10 класса "Исследования  природы Кубани в XVIII  - в начале XX века"...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

итальянские колонии урок кубановедения 6 класс

Открытый урок кубановедения 6 класс...

Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме "Славянская мифология"

Знакомство с основными богами и мифологическими существами. Безусловно, охватить всех мифологических существ не представляется возможным, потому что их великое множество. Это связано с тем, что у кажд...