Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Щегловская Марина Владимировна

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shcheglovskaya_plan-konspekt.doc54 КБ
Microsoft Office document icon shcheglovskaya_analiz_uroka_po_fgos.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДАТА 06.09.2018г.  КЛАСС  5»А»

 ПРЕДМЕТ  КУБАНОВЕДЕНИЕ

 УРОК № 1.

Тема: Что и как изучает предмет «Кубановедение».

Цели: формирование представления о роли предмета «Кубановедение» в системе знаний о природе, истории и культуре Кубани; совершенствование умения работать с текстом учебного пособия и иллюстрациями; понимание отличия географической карты от исторической.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование интереса и мотивации к обучению, уважительного отношения и чувства сопричастности истории своей малой родины.

Метапредметные: умение использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в коллективной работе.

Предметные: умение называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века), объяснять значение основных терминов и понятий.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

              Познавательные УУД: сравнивать , понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий  на основе сделанных выводов.

             Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Методы: метод исследовательский,  проблемно – поисковый.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Основные термины и понятия: археология, орудия труда, каменный  век, известный, знаменитый.

Ресурсы: учебное пособие, рабочая тетрадь, атлас «История Кубани»,  фильм «История Кубани с древнейших времён до наших дней».

Ход урока:

Этапы урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаёт условия для включения учащихся в учебную деятельность. Предлагает посмотреть  отрывок из фильма «История Кубани с древнейших времён до наших дней».

Готовятся к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Смотрят видеоролик, комментируют увиденное.

2. Актуализация знаний

Примерные вопросы и задания:

  • Для чего надо знать историю своей малой родины?
  • Что вам больше всего запомнилось из курса кубановедения в начальной школе?

Прозвенел уже звонок

    Начинается урок,
  Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы край родной свой знать.

-посмотрели друг на друга,

-улыбнулись,

-пожелали хорошей работы.

Воспроизводят знания, умения и навыки, полученные на уроках кубановедения.

Отвечают на вопросы учителя, описывают запомнившиеся события из курса начальной школы.

3.Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

Создаёт проблемную ситуацию с целью активизации познавательной деятельности учащихся.    

-  Послушайте легенду.  

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей.  Самое  удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.  

Отправилась она по краю , чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с ними. Прошли годы,  не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Ты был на Кубани?

А ты побывай

Отличные люди,

Прославленный край!

-Как можно назвать людей, стараниями  которых наша Кубань развивается, становится великим, благодатным регионом России?

-Так о ком же мы будем говорить на уроке?

Назовите тему урока

Подберите синоним к слову знаменитый.

- Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Дайте мне  определение значения этих слов.

Толковый словарь Ожегова.

Известный

 - общепризнанный
- такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью 
 - такой, о котором знают, имеют сведения 

-такой, которого знают; знакомый всем.

Знаменитый

Толковый словарь Ожегова.

 - пользующийся всеобщей известностью 
-пользующийся широкой известностью; прославленный.    

             Предлагает ознакомиться с текстом на стр. 5-6 учебного пособия и ответить на вопросы:                                                               - Почему древнейшие люди не оставили описания своей жизнедеятельности?

  • Что такое археология и кого называют археологом?
  • Чем занимаются археологи?
  • О чём свидетельствуют археологические находки?                          - Чем объясняется интерес к прошлому Кубани? Рассказывает учащимся о структуре учебного пособия, обращает внимание на условные обозначения на стр. 6, необходимые для успешной работы с его электронной формой (приложением).                                                               Предлагает учащимся разбиться на 6 групп. Каждая группа должна самостоятельно прочитать текст на стр. 7 и ответить на вопросы:
  1. гр. - Когда появился первобытный человек?
  2. гр. - Почему каменный век получил такое название?
  3. гр - Когда начался каменный век на Кубани?
  4. Сколько длился каменный век?
  5. гр. - На какие периоды подразделяют каменный век?

     6 гр. - Какой период каменного века был самым длительным?

 Знакомит с атласом по кубановедению. Организует работу с контурной картой 1 атласа.

Работают с учебным пособием.

Принимают участие в беседе.

Работают с учебным пособием. Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом, ищут ответы на поставленные вопросы.

   

  Работают с контурной картой.                                                                                  Обозначают стрелками пути заселения кубанских земель первобытными людьми.

4. Закрепление полученных знаний.

Проверяет усвоение учащимися изученной темы.

  • Примерные вопросы и задания для закрепления изученного:                                                                                            - Составьте схему этапов каменного века, проиллюстрировав каждый этап.
  • Где представлены предметы, найденные археологами в ходе раскопок?
  • Чье имя носит Краснодарский историко-археологический музей-заповедник?
  • Где он находится?

Что можно увидеть в этом музее?

Отвечают на вопросы учителя.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает учащимся оценить, чего они достигли на уроке.

Кубань   край, в котором живут замечательные люди:

Все они стремятся узнать об истории своей малой Родины как можно больше, чтобы сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, краше.

Приложение №4

Закончи фразу

Я узнал……….

Я запомнил………..

Мне понравилось……….

Оценивают результаты своей учебной деятельности.

6. Домашнее задание.

Прочитать текст учебного пособия на стр. 5-7, выписать основные термины в тетрадь.

Записывают задание в дневник.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА (ФГОС)

Учитель Щегловская М.В.                                     Дата 06.09.2018г.

Класс 5 «А»

Предмет Кубановедение

Автор учебника Б.А.Трёхбратов и др., «Кубановедение.5»

Тема урока Что и как изучает предмет «Кубановедение».

             Примечание

Баллы

1.

Основные цели урока.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

Прослеживается формирование представления о роли предмета «Кубановедение» в системе знаний о природе, истории и культуре Кубани; совершенствование умения работать с текстом учебного пособия и иллюстрациями; понимание отличия географической карты от исторической.

2

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

Тип урока комбинированный. Структура и этапы урока соответствуют поставленной цели: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, организация познавательной деятельности (изложение нового материала), закрепление полученных знаний, рефлексия полученной деятельности, домашнее задание. Материал излагается логично и последовательно. Правильно распределено время на этапы урока.

2

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?

Создаёт условия для включения учащихся в учебную деятельность. Предлагает посмотреть  отрывок из фильма «История Кубани с древнейших времён до наших дней». Вопрос: Для чего надо изучать историю своего края?

2

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные результаты

Личностные: формирование интереса и мотивации к обучению, уважительного отношения и чувства сопричастности истории своей малой родины.

Метапредметные: умение использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в коллективной работе.

Предметные: умение называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века), объяснять значение основных терминов и понятий.

2

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование: личностных  УУД,

регулятивных УУД,

 познавательных УУД,

коммуникативных УУД,

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

              Познавательные УУД: сравнивать , понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий  на основе сделанных выводов.

             Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

2

4.3.

Использование современных технологий (проектная,  исследовательская, ИКТ и др.)

Методы: метод исследовательский,  проблемно – поисковый. Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

2

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

Излагаемый материал соответствует научным данным и  возрасту учащихся

2

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

Тема урока занимает вводную часть в учебной программе и  соответствует её требованиям.

2

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

Изложение материала сопровождается работой с контурной картой, словарём терминов в учебнике и развивает познавательную активность и самостоятельность.

1

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным,  межпредметные связи.

Развивается умение использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в коллективной работе.

2

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

2. Актуализация знаний

Примерные вопросы и задания:

  • Для чего надо знать историю своей малой родины?
  • Что вам больше всего запомнилось из курса кубановедения в начальной школе?

Прозвенел уже звонок

    Начинается урок,
  Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы край родной свой знать.

-посмотрели друг на друга,

-улыбнулись,

-пожелали хорошей работы.

1

6.2.

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:

примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)

примерное число заданий  поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

Методы: Получения новых знаний, практический, метод исследовательский,  проблемно – поисковый. Соотношение репродуктивной и исследовательской деятельности 50:50.

2

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.

Начало урока деятельность учителя носит наводящий характер, затем всё больше наблюдается самостоятельность учащихся

2

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности, умение создавать благоприятные  условия развития детей)

1

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

Во время поиска ответоа на поставленные вопросы применяется метод диалога.

2

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися

Учитель предлагает ребятам оценить ответы других групп.

1

6.7.

Осуществление обратной связи ученик-учитель

В полном объёме.

2

6.8.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Применяется чередование фронтальной и групповой работ

2

6.9.

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

Не применялось

0

6.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ.

Средства обучения использованы рационально и целесообразно. Интерактивной доски нет.

2

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

Демонстрация фрагмента документального фильма «История Кубани»

2

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Учитель предлагает детям оценить работу одноклассников.

2

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

Данный аспект учителем учитывается.

1

7.2.

Реализация развивающей функции обучения.

Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

В полной мере.

2

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

В полной мере.

2

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

Физкультминутка. Атмосфера урока дружелюбная.

2

8.

Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

Прочитать текст учебного пособия на стр. 5-7, выписать основные термины в тетрадь. Объём задания оптимален.

2

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)

Частично.

1

Итого

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0-критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – присутствует в полном объеме).    Подсчитывается сумма баллов.

Выводы, рекомендации: Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый  урок достиг. Дети усвоили материал и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Эффективно применялась технология здороьесбережения благодаря выполнению физминуток для снятия общего напряжения и снятия зрительного напряжения. Смена видов деятельности и методов работы, доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии.

Подпись учителя                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка "Анализ урока по ФГОС"

Справка "Анализ урока по ФГОС" на основе системно-деятельностного подхода позволяет всесторонне проанализировать урок в свете требований стандартов второго поколения....

Анализ урока по ФГОС

материал для зам.директоров  по УВР...

Схема анализа урока по ФГОС

План самоанализа урока по новым стандартам...

Анализ урока по ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Новые подходы к анализу урока по ФГОС

Новые подходы к анализу урока по ФГОС. Технологические карты....

Анализ урока по ФГОС

Анализ урока математики  по ФГОС...

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....