Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Фещенко Надежда Евгеньевна

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя

Фещенко Надежда Евгеньевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

6 е

Дата урока

25 марта 2016 г.

Автор УМК

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока

Вопросительные и относительные местоимения

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели урока

Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.

Средства ИКТ и материалы

ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю.

Список дополнительной литературы

  • Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс» / Е. М. Сергеева. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 141 с.
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998. — 128 с.

Ссылки на интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/648280/

http://moi-uni.ru/mod/resource/view.php?id=28501

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/02/05/prezentatsiya-k-uroku-na-temu-voprositelnye-mestoimeniya-6

http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901606

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html

Педагогические методы и приемы

Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.

Дополнительная информация

1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию.

2. Длительность урока в МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород — 40 минут.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности

1. Чтение притчи Я. Корчака о местоимении, вопросы к учащимся;

2. Проверка домашнего задания (упр. 449);

3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока);

4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения?

(3 отметки в журнал)

1. Отвечают на вопросы к притче:

- О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель?

- К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов)

- Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме «малышки Кто», относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи)

- Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное)

2. Проверяют домашнее задание;

3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока;

4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений.

П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!)

2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько?

3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях;

4. Прием «Я беру тебя с собой».

(4 отметки в журнал)

1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют;

2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся.

3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют «Конструктор «События» в форме таблицы «Если …, то …»;

4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре «Я беру тебя с собой» (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.)

П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9

3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин)

Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений;

2. Упр. 454;

3. Прием «Письмо по кругу», учитель зачитывает вслух результаты;

4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов.

(6-8 отметок в журнал)

1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения;

2. Упр. 454;

3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил)

4. Упр. 456.

П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11

4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности

1. Подведение итогов урока;

2. Выставление и комментирование оценок;

3. Вопросы учащимся для рефлексии;

4. Трехуровневое домашнее задание:

I уровень (обязательный) — задания 1, 2;

II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор);

III уровень (творческий) — задание 5.

(5-10 отметок в журнал)

1. Отвечают на вопросы для рефлексии:

- Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил?

- Чем они отличаются?

- Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением?

- Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего?

- Укажите начальную форму местоимения чьими?

- Какие задания мне особенно понравились на уроке?

При выполнении каких заданий я испытывал затруднения?

2. Записывают домашнее задание.

П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7

Приложение 1. Притча Януша Корчака:

        Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?

        Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» — это местоимение.

Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний:

  1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
  2. Что возвратить нельзя? (время)
  3. С каким «божьим» цветком часто сравнивают старичков? («божий одуванчик»)
  4. Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
  5. В каком орехе есть молоко? (кокос)

  1. Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
  2. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода». Чья это песня? (черепахи)
  3. Кого писатель Н. Носов услал на Луну? (Незнайку)     молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)

Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5):

  1. § 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74
  2. Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.
  3. Упр. 457 (устно)
  4. Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?
  5. Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.  


Предварительный просмотр:

 Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Фещенко Надежда Евгеньевна

2

Дата посещения урока

25.03.2016 г.

3

Предмет

русский язык

4

Класс

6 «е»

5

Учащихся по списку

26

6

Учащихся по факту

23

7

Цель посещения урока

Соответствие ФГОС

8

Своевременность явки учителя на урок

Вовремя

9

Готовность учителя к началу урока

Готов

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Готовы

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика.

ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме, карточки-подсказки учителю

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим Проветривание Освещение

Соответствуют нормам

13

Наличие технологической карты урока.

В наличии

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Соответствует

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности;
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
  2. Закрепление с проговариванием во внешней речи;
  3. Включение изученного в систему знаний;
  4. Рефлексия учебной деятельности.

Урок является продолжением уроков раздела «Местоимение». Цели и задачи соответствуют теме урока.

Результативность урока: Учащиеся владеют терминами и умеют формулировать имеющиеся знания своими словами, способны действовать по заданному алгоритму и производить коррекцию своих действий.

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки.

Проверка домашнего задания охватывает не весь класс, домашнее задание не было дифференцировано.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Присутствует в полном объёме

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объем воспроизводящей деятельности – 25 минут,

объем творческой деятельности – 15 минут.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

Подача знаний в готовом виде сочетается с самостоятельным поиском знаний.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Учитель оценивает знания учащихся на каждом этапе урока, анализ оценки не производится. Самооценка и взаимооценка отсутствуют.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Задания требуют от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала.

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Используются приемы: притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Присутствует

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Представлен

9

Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы.

В целом соблюдались, не проводилась физминутка.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Присутствует

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

Наблюдается сочетание фронтального, индивидуального, группового методов обучения, самостоятельный поиск знаний, элементы проблемного обучения.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Присутствуют

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Присутствует

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

Присутствует

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Присутствует

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

самостоятельность мышления учащихся

Присутствует

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Присутствует

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Присутствует связь с биологией, географией и литературой в загадках и занимательных вопросах.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Присутствует

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Присутствует

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Присутствует

12

Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Присутствует всех трех видов

13

Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока.

Домашнее задание посильно, дифференцировано, инструктаж проведен. Урок окончен вовремя.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Присутствует

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Присутствует

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп и ритм хорошие, но недостаточные для выполнения всех запланированных заданий

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Присутствует

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

Присутствует

6

Соблюдение единого орфографического режима

Присутствует

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

Присутствует

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Тактичный, уравновешенный стиль поведения, доброжелательная атмосфера на уроке.

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Присутствует

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Присутствует

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

технических средств)

Присутствует

12

Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Урок построен в соответствии с КТП, с учетом развития УУД и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Урок соответствует представленной технологической карте, намеченные деятельностные и содержательные цели урока достигнуты. Ориентир на формирование адекватной самооценки учащихся присутствует.

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности проводится.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ: Результаты урока позволяют сделать вывод, что учитель в должной мере владеет технологиями, формами и методами проведения урока по ФГОС. Рекомендации:

  1. Стараться дифференцировать домашние задания на каждом уроке.
  2. При проверке домашнего задания охватывать весь класс.
  3. При выставлении оценок комментировать, анализировать каждую оценку.
  4. Более активно использовать самооценивание и взаимооценивание учащихся.
  5. Включать физкультминутку в урок.
  6. Стараться приводить урок в полное соответствие с запланированными видами деятельности, отраженными в технологической карте урока.

Подпись посетившего урок: Подпись учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс

УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Однородные члены предложения"

Планируемые результаты:Знать:Какие члены предложения являются однородными;Особенности интонации предложений с однородными членами;Знаки препинания между однородными членами предложения.Уметь:Нах...

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучаю...

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучаю...