Сообщение на методическом объединении учителей русского языка по теме "Роль игры как средства повышения мотвации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7 класс)
Предназначено для учителей русского языка, работающих с учащимися ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_po_stantsiyam.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 Центрального района Санкт-Петербурга
Роль игры как средства повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка. в изучении русского языка.
Учитель русского языка и литературы Неклюкова Е.И.
2021год.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит проблема повышения интереса учащихся к обучению, повышения мотивации к изучению русского языка и литературы как науки и предмета, повышающего развитие общей грамотности, пополнение словарного запаса, то есть расширение лексикона и развития интеллекта. А как сделать учебный процесс более продуктивным, интересным и эффективным? В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся с ОВЗ Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика. Таким образом, у школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, можно сформировать достаточно высокий уровень способностей, пробудить интерес к изучению русского языка. Самым эффективным, понятным и простым способом является – игра. Игра – самостоятельная форма деятельности учащихся, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Игра - это всегда удовольствие. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. Игра — есть сильнейшее средство включения учащихся с ОВЗ в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. Игра - деятельность коммуникативная, позволяющая учащимся войти в реальные человеческие отношения. Игра предоставляет возможность учителю выявить различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить проблемы при изучении той или иной темы урока русского языка. В то же время игра — «поле самовыражения», в котором каждый учащийся проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций. Но в процессе игры учащиеся с ОВЗ идут от развлечения к развитию. Наконец, игра заполняет досуг учащихся. Игра есть практика развития. Ученик играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра является совместным полем деятельности учителя и ученика: автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остается за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности - не просто творчество, а совместное творчество учителя. Игра планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал и т.д.), время проведения. В начале игры учитель знакомит с содержанием игры, чётко объясняет ход и правила игры. Далее учащиеся выполняют задания. В конце игры подводятся итоги (подсчёт баллов) и объявляется команда, победивщая в соревновании. Обязательно надо спросить у учащихся, понравилась ли им игра. Ценность игры во внеурочное время как обучающего и воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого учащегося. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс. К выше сказанному привожу пример игры по станциям, проведённой в этом учебном году в 7 «В» классе. Тема игры «Знай и люби свой язык»
Цели:
Образовательные: повторить и обобщить сведения из курса русского языка по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию.
Обучающие: закрепить навыки учащихся, выработанные в процессе изучения русского языка.
Воспитательные: активизировать интерес учащихся к русскому языку; воспитать уважение к русскому языку. Оборудование: классная доска, раздаточный материал.
Ход игры.
Дорогие ребята! Перед тем, как начать игру, вы должны разделиться на две команды: «Знатоки» и «Всезнайки». Каждый из вас вытащит название своей команды. У на образовались две команды. Сейчас обе команды отправятся в путешествие. Путешествие по стране – «Знай и люби свой язык». Писатель М.А. Шолохов говорил: «Величайшее богатство народа – его язык». А наш язык особенный. Это язык А.Пушкина и И.Тургенева, язык Л.Толстого и М.Горького. Русский язык – один из шести мировых языков. Желаю вам успеха.
Станция фонетийск.
Задание: На доске написано значение слова – МЕТАГРАММА – это загадка, в которой путём замены одной буквы на другую можно получить новое слово. 1. С буквой «Д» вперёд шагаю От утра до вечера. С «П» торчу, зачем – не знаю, С «Т» я людям помогаю Даже в сильный летний зной. С «Л» всегда и всем мешаю – Не дружите вы со мной. (день, пень, тень, лень)
2. С буквой «К» - я на болоте, С буквой «Б» - большой сосуд, С «П» на дереве найдёте, С «Т» ищите рядом, тут. (кочка, бочка, почка, точка)
3. С «Т» я – книга, С «С» я – рыба, С «К» - бесформенная глыба, С «Л» - помог колоть я лёд, С «Д» - народ во мне живёт. (том, сом, ком, лом, дом) (оценка – 1 балл за каждое слово)
Станция «Лексикоград».
Задание: 1) подберите синоним к слову «говорить» - ____________ подберите синоним к слову «вежливый» - ___________ 2) подобрать антонимы к словам: далеко – ____________ друг – ______________ прибавить –__________ правда – ____________ широкий – __________
(оценка – 1 балл за каждое слово)
Станция «Словотворск».
Задание. К данным словам подобрать однокоренные слова: Вода - ____________________________________________ Рука - ____________________________________________ Возить - ___________________________________________ Делать - ___________________________________________ Город - ____________________________________________
(оценка – 1 балл за каждое слоо)
Станция «Частиречинск».
Задание. Отгадайте загадку и определите часть речи.
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …
(Глагол.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
Мы войдём в лесную чащу —
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги — кот идёт,
У дороги — поворот.
НАД дорогой — облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли… (Предлоги)
Я служебная часть речи Связываю однородные члены, Сложные предложения создаю, Как его я назову… (Союз)
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Итог игры.
Молодцы! Вы замечательно играли. Показали свои знания, умения и, самое главное, вы показали то, что вы единая команда! Рефлексия. Какое задание для вас было самое лёгкое, а какое самое трудное? Объясните своё мнение.
Таблица результатов.
команда | «Фонетийск» | «Лексикоград» | «Словотворск» | «Частиреченск» | Итог |
«Знатоки» | |||||
«Всезнайки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов.» 2015-2016 уч.год.
quot;Средства организации учебно-речевой деятельности ." ...
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка
Обучение написанию глухих школьников сочинений-описаний природы....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА
Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА...