Анализ урока по ФГОС
методическая разработка (6 класс) на тему

 Анализ урока математики  по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon анализ урока математики54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока математики в 6 а классе по  теме «Раскрытие скобок»

1. Урок рефлексии.

Данный урок является третьим уроком в теме «Раскрытие скобок».

   По типу  урока:  урок рефлексии  (урок   повторения  и  обобщения)

Вид урока: урок –путешествие

Методы:

Частично-поисковый

Прогнозируемые результаты:

-умение раскрывать скобки -100%

-усвоение знаний на базовом уровне -100%

-усвоение знаний на продвинутом уровне -70%

-творческий уровень -20%

  Задачи:

1.Закрепить умение раскрывать скобки при упрощении выражений, при решении уравнений. Проверить прочность ЗУН по теме. (регулятивные УУД)

2. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать умение формулировать проблему и строить высказывания. Развивать математическое мышление, внимание, память.

3. Побуждать учеников к само и взаимоконтролю. Воспитывать стремление активно участвовать в поиске. Воспитывать умение планировать учебное сотрудничество учителя и учащихся.

Так как в основе данного урока лежит системно-деятельностный подход, то основная деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). Цель урока совпадает с его результатом. Формы организации деятельности учащихся соответствуют поставленной цели урока.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока реализованы через четкую, продуманную организацию урока.

В течение урока шла работа над созданием познавательной атмосферы, над:

  • Формированием познавательных универсальных учебных действий;
  • Формированием предметных универсальных учебных действий - умений; формировать умения применять правило раскрытия скобок;
  • Формированием личностных универсальных учебных действий – умения адекватно, аргументировано оценивать свою деятельность; самоопределяться в системе ценностей;
  • Формированием регулятивных универсальных учебных действий – умение определять проблему, цель деятельности, умение планировать свою деятельность, оценивать результат;
  • Формированием коммуникативных универсальных учебных действий- умение излагать  и отстаивать свое мнение, сотрудничать в группе и в паре.

На уроке наглядно было продемонстрировано осуществление деятельностного подхода: ученики были включены в активную познавательную деятельность, процесс познания был организована как  самостоятельная деятельность познающего. Изменилась функция участников учебного процесса: учитель – организатор, ученик – был в течение урока субъектом деятельности. Формирование универсальных учебных действий, способностей в процессе познания происходило в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.

Содержание урока соответствует требованиям программы, возрастным особенностям учащихся. Учебный материал подобран учителем с опорой на современные научные знания, формирующие межпредметное взаимодействие, комбинирование информации. Задания и упражнения носят деятельностно-творческий характер.

Деятельность учащихся носит развивающий характер. Они умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Для учащихся были созданы возможности для самореализации, самоопределения личности. Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля.

На уроке соблюдены дидактические принципы: научности, наглядности, системности и последовательности, осознанности, доступности, принцип связи теории с практикой, использование жизненного опыта учащихся с целью развития познавательной активности и самодеятельности; была реализация дифференцированного обучения, представления право выбора домашнего задания для детей разного уровня обученности.

1. Мотивация к коррекционной  деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагал осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе было организовано  мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); (позитивный настрой)
  2. ) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  3.  устанавливаются тематические рамки («могу»).

Учитель умело настроил учеников на предстоящую работу на уроке.  Девизом урока стало  воодушевляющее стихотворение. Поскольку вид урока – урок путешествие, учитель объявила, что они будут путешествовать по стране «Математика», указала маршрут путешествия.

Пещера знаний под девизом «Пораскинь мозгами».

Замок сотрудничества «Вместе весело решать».

Мост дружбы. Там каждый показывает свое умение раскрывать скобки.

Дворец мудрости, где вспоминают ранее изученный материал.

Гора размышлений – итог путешествия.

Итог данного этапа: быстрое включение класса в рабочий ритм, активную познавательную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в  индивидуальной деятельности.

На данном этапе была организована повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа  учащимися определений, алгоритмов, свойств.  На данном этапе мы находимся  в Пещере знаний «Пораскинь мозгами». Проверяется домашняя работа сравнением и обсуждением результатов друг у друга, затем обсуждают места затруднения и проверяют по эталону.  Далее учащиеся установили соответствие в примерах. Работа организована в парах.  

Соответственно, данный этап предполагал:

1) актуализацию изученных способов действий, проверка домашнего задания.

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов – установление соответствия, раскрытие скобок;

3) фиксацию актуализированных способов действий в знаках (работа по эталону №1)

4) фиксация актуализированных способов  действий в речи в стихотворной форме (вспоминают правило раскрытия скобок.  Если перед скобкой минус, он ведет себя как вирус, скобки сразу все съедает, всем кто в скобках, знак меняет. Ну,  а если плюс стоит, он все знаки сохранит!);

5) обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий (решение уравнений Знайка и Незнайка)

6)  мотивирование учащихся к написанию самостоятельной работы №1 (решают самостоятельно, затем результаты обсуждают в группах.  Сделав сам – проверь соседа», Проверяют полученные результаты  по эталону).

7) организацию самопроверки  с.р. №1

8) организацию мотивации учащихся к сопоставлению работ по эталону с целью:

-выявления места затруднения;

-самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

На данном этапе урока учитель умело обеспечил включение детей в учебно-познавательную  деятельность. Деятельность, нацеленная на результат. Формируются личностные универсальные учебные действия (смыслообразование).

3. Локализация  затруднения.

На данном этапе учителем было  пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки ( с проговариванием во внешней речи) В результате совместной деятельности учителя и учащихся

1) было организовано выявление учащимися места затруднения

2) организовано выявление учащимися  причины затруднения.

3) организовано фиксация отсутствия затруднений в ходе решения и его обоснования.

4. Коррекция выявленных затруднений

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект индивидуальных целей  будущих  действий: поставили цель по устранению возникшего затруднения, организовали реализацию согласованного плана действий:

Для учащихся, допустивших ошибки:

-организовано исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки:

- организовано выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки:

-организовано самопроверка    заданий.

Для учащихся, недопустивших ошибки:

-организовано выполнение заданий   более высокого уровня сложности по данной теме (самостоятельно работают по учебнику №1237 (п,р), решают уравнение, второе уравнение выполняют за доской, с последующей проверкой). Прослеживается формирование личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленный на коррекцию и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Китайская мудрость гласит, «Я слышу –я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.» Ученик становится хозяином своей деятельности

На данном этапе формировались регулятивные умения: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, познавательные умения.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

На данном этапе обсуждались  в группах   типовые затруднения, организовано проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. Далее проведена физкультминутка. (Здровьесберегающие технологии)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше  потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали.

6.   Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Дворец мудрости.  Работаем под девизом «А мы и сами с усами»).

На данном этапе учащиеся выполняли №1246 (устно), №1252 (1) у доски и в тетрадях. Организована фиксация преодоления возникшего ранее затруднения. (способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух). Формировались  коммуникативные умения: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создает условия для эмоциональной открытости, доверия.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

    При проведении данного этапа была использована  фронтальная  форма работы: учащиеся выполняли задания в виде игры «Лови ошибку» и осуществляли  их проверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение была организована  рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий.  Эмоциональная  направленность этапа состоял в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность («гора размышлений» - работа  с оценочным листом)

Организуя этот этап, учитель подбирал задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация УУД по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия:

-координатная прямая А(5) означает, что я все понял, продуктивно и с удовольствием работал, собой доволен;

- координатная прямая В(0) означает, что я все понял, но  работал не в полную силу, мог лучше;

- координатная прямая С(-5) означает, что я не  все понял, но  работал неохотно, без удовольствия, собой недоволен.

Таким образом,

- продуман каждый этап урока, логически последовательно построен;

- создана атмосфера сотрудничества, психологического комфорта. Применение системно-деятельностного подхода в обучении способствовал достижению цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка "Анализ урока по ФГОС"

Справка "Анализ урока по ФГОС" на основе системно-деятельностного подхода позволяет всесторонне проанализировать урок в свете требований стандартов второго поколения....

Анализ урока по ФГОС

материал для зам.директоров  по УВР...

Схема анализа урока по ФГОС

План самоанализа урока по новым стандартам...

Анализ урока по ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Новые подходы к анализу урока по ФГОС

Новые подходы к анализу урока по ФГОС. Технологические карты....

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...