Тема "Восстание Спартака".
занимательные факты по истории (5 класс) по теме

Кошкарева Александра Валерьевна

Данная тема урока входит в раздел истории Древнего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khaldina_konspekt_otkrytogo_gotov.doc69.5 КБ
Файл prilozhenie.docx12.55 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Учитель: Халдина Александра Валерьевна

Предмет: история                      

Класс: 5 а

Характеристика класса: в классе 22 учащихся, из них учатся на «4» и «5» - 21 человек; качество знаний - 96%, успеваемость - 100%; средний балл по предмету - 4,5

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник, текст документа, презентация (компьютер и проектор).

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Восстание Спартака

Цель: сформировать у учащихся знания о событиях, происходивших в Италии в 70-е годы до н.э.; раскрыть причины восстания Спартака; причины поражения восставших; сформировать представление о значении восстания; познакомить с героической личностью Спартака.

Задачи:

- формирование умений анализировать, обобщать информацию, полученную из разных источников;

- развитие умений выделять главное, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи.

- воспитывать чувство сопереживания;

- воспитывать интерес к поисковой, исследовательской деятельности.

1. Организационный момент. 

Цель: Эмоционально - психологический настрой.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Используемые методы.

 Результаты этапа.

Приветствие учителя.

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих, проверка к готовности к року.

Полая готовность класса и оборудования, включение учащихся в рабочий ритм.

2. Актуализация знаний. Погружение в тему.

Цель: активизировать знания учащихся, проверка домашнего задания

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Используемые методы.

 Результаты этапа.

Учащиеся дают ответ и раскрывают суть понятия:

- Раб – бесправный, несвободный человек, который является собственностью своего хозяина – рабовладельца.

Учащиеся раскрывают источники рабства:

- война (пленные);

- морское разбойничество;

- долги, налоги;

- покупка (ввоз на рынок);

- преступление.

Вывод:

- почти все рабы – это иностранцы;

- римские граждане рабами становились, но крайне редко.

Ответ учащихся: Рабы широко использовались во всех отраслях хозяйства. В Италии во II в. до н.э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях всё меньше и меньше сеяли хлеб; земля отводилась под виноградники и оливковые рощи.

Ответ учащихся: Безжалостная торговля рабами и использование их труда на самых тяжёлых работах, произвол и наказания стали обычными явлениями в Риме.

Ответ учащихся: в, б, а, г

- Добрый день. Сегодня мы продолжаем знакомиться с новыми историческими событиями, которые происходили в Италии в 70-е годы до н.э.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова итальянского романиста-историка XIX века Рафаэлло Джованьоли «Спартак»:

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.

- О ком идёт речь в этом отрывке? Кто такие рабы?

- Ребята, как люди попадали в рабство?

- Какой труд выполняли рабы в Италии?

Каково же было положение рабов в Риме?

Какие рабы ещё были в Риме?

Подвожу детей к выводу о положении раба в Риме.

На столах у вас листочки.

Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к последствиям):

А) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;

Б) почти у всех римских граждан были рабы;

В) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;

Г) восстание рабов.

Проверка и коррекция знаний, выявление причинно-следственных связей, подведение к новой теме, дифференцированный подход к ученикам.

(Слайд № 1):

(Слайде № 2).

(Слайд № 3).

(Слайд №4)

(Слайд №5)

3. Изучение нового учебного материала.

Цель: сформировать у учащихся знания о событиях, происходивших в Италии в 70-е годы до н.э.; раскрыть причины восстания Спартака; причины поражения восставших; сформировать представление о значении восстания; познакомить с героической личностью Спартака.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Используемые методы.

 Результаты этапа.

Предположения детей.

Постановка цели урока, составление плана урока.

План.

- познакомиться с восстанием Спартака;

- выяснить причины его возникновения, ход, итоги;

- выясним какое значение имело это восстание.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради (Слайд №7,8)

Работа с историческим документом (Плутарх. Марк Красс, 8-11).

Обсуждение причин восстания, первых событий восстания (по документу).

Работа по карте (слайд №

 Чтение по «цепочке текста» текста учебника на стр. 235, устно отвечают на вопросы.

Работа по карте (слайд №15,16,17,18)

Самостоятельное работа с текстом учебника стр. 237, обсуждение.

На основе полученных знаний определяют причины поражения восставших

Итак, вы, ребята, уже, наверное, поняли, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Совместно формулируем тему урока «Восстание Спартака». 

Совместно с учащимися формирует цели и план изучения темы.

Постановка проблемного вопроса, на который учащиеся должны ответить в конце урока: Почему рабы потерпели поражение?

Рассказ учителя о личности Спартака. (Слайд №9)

Учитель: Случилось так, что именно рабы-гладиаторы положили начало рабской войне в Италии. В 74-71 годах до н.э. произошло восстание Спартака.

Вот как об этом написано в исторических документах. Прочтите и ответьте на вопросы по документу:

Где происходило восстание?

Участники восстания?

Работа с учебником.

Объяснение по карте о продвижении войска Спартака.

Вопросы:

- Где первоначально устроили свой лагерь восставшие рабы г.Капуи?

- Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия?

- Для чего Спартаку нужна была сильная и боеспособная армия?

- Почему дойдя до Альпийских гор Спартак повернул своё войско назад, на юг?

Рассказ учителя о том, как рабы попали в ловушку и о последнем бое восставших.

Корректировка ответов учащихся.

Я прошу вас делать записи в тетрадь:

Причины: _________________

Последствия: ______________

Беседа, в результате которой формируются умения формулировать самостоятельно цель урока, составлять план работы.

(Слайд №6)

(Слайд №7,8)

Анализ документа и текста учебника, формирует умение работать с историческими документами и научной литературой, выделять главное, анализировать.

Формирование картографической грамотности

(Слайды №10, 11, 12,13,14)

(Слайды №15,16,17,18)

(Слайд №19)

Обсуждение данного проблемного вопроса формирует навыки грамотной устной речи, умению видеть причинно-следственные связи.

4. Закрепление учебного материала.

Цель: обобщение полученных знаний на уроке, которые необходимы при дальнейшем изучении истории Древнего Рима.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание. Результат

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Учащиеся подводят итог урока, отвечая на вопросы.

Ребята, вы готовить ответить на главный вопрос сегодняшнего урока?

Если будут затруднения, то задаю наводящие вопросы:

- Какое событие произошло в Риме в I в. до н.э.? Назовите точную дату этого исторического события.

- Кто был предводителем восставших рабов?

- Каковы были причины восстания, какую цель преследовали рабы?

- Почему восставшие потерпели поражение?

 -В чем заключается историческое значение восстания Спартака?

Беседа по вопросам.

Обобщение систематизация знаний, полученных на уроке, необходимых для дальнейшего изучения истории Древнего Рима.

5. Задание на дом.

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса, самостоятельности, овладения навыками учебного труда

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записи в тетради, вопросы.

Параграф 51 (прочитать и знать содержание). При подготовке обратить внимание на записи в тетради, сделанные на уроке.

Желающие могут: найти другие источники, рассказывающие о восстании под предводительством Спартака, интересные факты; могут нарисовать рисунок на тему «Спартак и его воины» (по желанию). (Слайд №20)

Формирование познавательного интереса, самостоятельности, овладение навыками учебного труда



Предварительный просмотр:

Приложение

Плутарх. Марк Красс, 8-11

...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

   Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии - человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и Доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Восстание Спартака

Данная работа - презентация станет помощником на уроке истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...

Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"

Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....

восстание под предводительством Спартака

Тема урока: Восстание под предводительством Спартака. Цели урока: Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения. Воспитывать так...

" Восстание под предводительством Спартака"

Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе...

План-конспект на тему "Восстание Спартака"

Комбинированный урок истории в 5-ом классе с использованием электронных образовательных ресурсов, на котором дано представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под ...