Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
    календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) по теме

    Звонкий Дмитрий Александрович

    Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office spreadsheet icon istoriya.xls67 КБ
    Файл rabochaya_programma_8_klass_istoriya.docx35.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    «В АДАПТАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ»

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор Соловьева Е.А.

    ___________________

     «____» ______201__г.

    Рабочая программа

     по истории

     8 класс

    2013-2014 учебный год

     

    Составитель:

    Звонкий Д.А.

    учитель истории и обществознания

    Год разработки

    2013

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандартна основного общего образования (2004.), приказа Министерства образования РФ от 10.11.2011 г № 2643, примерной программы основного общего образования по истории и обеспечена УМК для 8 класса  авторов Д.Д. Данилова, Д.В.Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин, А.Я.Юдовская , разработанной в рамках образовательной системы «Школа 2100»

    Цели обучения

    Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

    1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX – начала XX века как в России, так и в мире в целом.

    3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX – начале XX века.

    4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.

    5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.

    Цели и задачи:

    • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории XIX века;
    • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
    • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков; 
    • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.;
    • формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности современных общественных явлений. 

       Метапредметные результаты изучения истории России и всеобщей истории в 8 классе выражаются в следующих качествах:
      – способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
      – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;
      – способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести: 
    оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

    • характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;
    • оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;
    • характер национальной политики самодержавия и ее оценка. 

    Модуль 1. Всеобщая история: Рождение индустриального Запада

    Вводная тема. 3 часа.

    Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация - переход от аграрного к индустриальному обществу.

    Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.

    Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. (1800-1880-е годы).  4 часа.

    Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д. Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч. Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!»  Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.

    Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними,

    Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.

    Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.

    Тема 2. Разрушение аграрного общества в Европе. (1799–1849 гг.). 6 часов.

    Наполеон Бонапарт (годы правления 1799–1815), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.

    Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.

    Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.

    Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.

    Обобщение и контроль по модулю 1. (2 часа)

    Модуль 2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии

    Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам. 3 часа.

    Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д. Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.

    Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.

    Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).

    Тема 4. Мир за пределами западной цивилизации (1800-1880-е годы). 5 часов.

    Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX  веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).

    Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.

    Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мэйдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.

    Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков). 4 часа.

    Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.

    Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.

    Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).

    Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.

    Обобщение и контроль по модулю 2. (2 часа)

    Модуль 3. Российская история: Нужна ли России модернизация?

    Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825). 7 часов.

    Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).

    Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (Указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).

    Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.

    Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И. Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

    Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.

    Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.

    Урок-контроль по главе 1 – 1 час

    Тема 7. Консервативный путь развития. Россия при Николае I (1825-1855). 10 часов.

    Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг, первые русские фабрики, железная дорога Москва-Санкт-Петербург (1851 г.).

    Внутренняя политика Николая I (1825–1855): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.

    Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И. Герцена.

    Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры, созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

    Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.

    Модуль 4. Российская история: Ускоренная модернизация России.

    Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). 10 часов

    Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.

    Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.

    Великие реформы 1860–1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)

    Завершение промышленного переворота к 1890-м годов, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.

    Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.

    Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года.  .

    Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И. Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.

    Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. 11 часов.

    Александр III (1881-1894): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю. Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации.

    Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий . Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос.   Проблема неизбежности революции.

    Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894–1917), формирование подпольных партий: социал-демократы  (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).

    Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894–1907), Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины, поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.

    Революция 1905–1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.  

    Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.

    Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907–1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.

    Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (нобелевские премии Павлова и Мечникова) и высокой культуры «серебряного века» (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX–XX вв: рост грамотности, появление массовой культуры.

    Обобщение и контроль по модулю 4 (1 час)

    Резерв  (4 часа).

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

    •        Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

    •        Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.

    •        Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.

    •        Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX- начала XX веков.

    •        В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре –  научная картина мира и т.д.

    3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

    •        Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также  реформ, революций и колониальных войн.

    •        Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.

    4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

    •        Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.

    5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

    •        Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.

    •        Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

    •        Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Для учителя:

    1. Данилов А.А. История России.  XIX век. 8 класс: учеб для общеобразовательных учреждений/ А.А Данилов, Л.Г. Косулина.- 11 изд.- М.: Просвещение,2013г.

    2. Данилов А.А. История России.  XIX  век. 8 класс: поуроч.  Разработки: пособие для учителя/ А.А Данилов, Л.Г. Косулина.-    М.: Просвещение, 2007.

    3. Данилов А.А. История России.XIX  век. 8 класс: рабочая тетрадь М.  Просвещение 2011-13 .

    4. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С. Репников А.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история. История Нового времени .Учебник для 8 –го класса основной школы.- М.: Баласс, 2010.

    Для учащихся:

    1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, XX – начало XXI века. 9 класс: - 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
    2. Данилов А.А.. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России в 2-х частях, 6-е изд., М.: Просвещение, 2010.
    3. 100 великих битв. М.: Вече, 1998
    4. 100 великих полководцев. М.: Вече, 1998

                     

    ПРИНЯТО

    педагогическим советом школы

    №______ от ______________

    СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР__________
    Потулова Т.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

    Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

    Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

    Тематическое планирование по Всеобщей истории....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

    Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

    Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...

    Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС

    Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....

    Рабочая программа по всеобщей истории и истории России 9 класс

    Преподавание курса  ориентировано на использование учебников «Новейшая история зарубеж­ных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2015; "...

    Рабочие программы по Всеобщей истории и истории России (издательство "Дрофа)" 5-11классы

    рабочая программа по Всеобщей истории и истории России (ФГОС) 5-11классы...