Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Запецкая Светлана Ивановна

Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1

РАССМОТРЕНО                     ПРИНЯТО                                 СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на  заседании МО                    на заседании педсовета            зам.дир по УВР                            директор школы

протокол №_____                    протокол №______                    ______________                        _______Т.П.Горло

«____»________20___г.          «____»_________20___г.          «____»_______20___г.              приказ №_______

                                                                                                                                                     «____»_______20___г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по  ____истории _____

для _______6______класса

п.г.т. Красная Гора – 2017г.

Пояснительная записка

Программа по истории  для 6 класса составлена в соответствии с:

 - Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,

- Федеральным государственным образовательным стандартом,

-  образовательной программой  основного образования  на основе авторской программы под редакцией  Е.В.Агибаловой ,Г.М. Донского «Всеобщая история средних веков», авторской программы И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова «История России с древнейших времён до 16 века.» М.: Дрофа.2016г.

Цели: 

•        Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

•        Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи:         

 •        Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

•        Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

•        Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

•        Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Место и роль учебного курса, предмета – курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

•        эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

•        формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

•        образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

•        история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

•        развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Рабочая программа рассчитана на: 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Всеобщая история. История средних веков  28ч.

История России с древнейших времён до 16 века  40 ч.

Используемый учебник: 1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2016

2.Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времён до 16 века. М.:Дрофа, 2016г.                

Тематическое планирование по курсу истории 6 класса.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всеобщая история. История средних веков.

28

1.

        Введение . Живое Средневековье.        

1

  2.

 Тема 1. Западная и центральная Европа в V-VIII вв.

5

  3.

Тема 2. Средневековое европейское общество.

5

  4.

 Тема 3. Византия и арабский мир. Крестовые походы.

6

  5.

Тема 4. Государства Европы в XIV-XV вв.    

6

  6.

Тема 5. Страны Азии, Америки и Африки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)

2

7.

Тема 6. Культурное наследие Средневековья

2

8.

Итоговое повторение.

1

9.

Итого

28

10.

История России с древнейших времён до 16 века.

40

11.

Введение.

1

12.

Тема1. Народы и государства Восточной Европы в древности.

3

13.

Тема 2. Русь в 9-первой половине 12 века.

10

14.

Тема 3. Русь в середине 12-начале 13 века.

7

15.

Тема 4. Русские земли в середине 13-14 века.

6

16.

Тема 5. Русские земли в 13-первой половине 15 века.

3

17.

Тема 6. Формирование единого Русского государства в 15 веке.

6

18.

Итоговое повторение и обобщение.

2

19.

Резерв.

2

20.

Итого.

40

Содержание изучаемого курса.

Всеобщая история.

История Средних веков.

Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация.

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв.

Великое переселение народов . Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Знать/уметь:

- называть хронологические рамки и периодизацию  периода Средние века,

- называть вещественные и письменные исторические источники, архивы, хроники;

- показывать на исторической карте расселение германцев, территорию Галлии;

 - характеризовать Хлодвига, Карла Великого;

 - объяснять причины и результаты раздробленности.  

Тема 2.  Средневековое европейское общество.

Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.

Знать/уметь:

- знать понятия: натуральное хозяйство, феодализм, подати, повинности, крепостная зависимость. Коммуны,  города-республики. Товарно-денежные отношения. Миссионеры, католическая церковь. Инквизиция. Ереси.

- называть некоторые отличия православия и католицизма

Тема 3.  Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове.

 Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Знать/уметь:

- знать понятия: империя, иконоборчество. Бедуины, ислам, Коран, мусульманин, халифат. Зороастризм. Эмиры. Султан. Шейхи, янычары; реконкиста;

- характеризовать исторических деятелей: Юстиниан, Мухаммед;

- показывать на исторической карте Византию, Арабский халифат;

- называть причины и следствия крестовых походов, реконкисты.

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв.

Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии в Европе.

Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.  Парламент. Священная римская империя.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Знать/уметь:

- называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе;

- знать понятия: Генеральные штаты, парламент, Великая хартия вольностей, сословно-представительная монархия;

- характеризовать исторических деятелей:  Жанна д Арк. Уот Тайлер. Ян Гус.

- называть хронологические рамки Столетней войны.

Тема 5.  Страны Азии, Америки и Африки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)  

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.  

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествие кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский  султанат. Средневековая Япония.

Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.

 Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии

Знать/уметь:

- знать понятия: брахманизм, буддизм, индуизм. Касты. Ольмеки, майя, ацтеки и инки.

- показывать на исторической карте страны Азии и Америки.

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Знать/уметь:

- знать понятия: университеты, магистры, школяры, ваганты.  Романский, готический стили. Книжная миниатюра;- характеризовать исторических деятелей:  Иоганн Гуттенберг;

- объяснять значение технических изобретений, книгопечатания;  

- анализировать факт изменения взглядов на мир: синтез церковного и научного.

 

Итоговое повторение

        ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI ВЕКА

Введение. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Периодизация

российской истории. Источники по истории России. История

России — история всех населяющих ее народов.

Тема I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ

ЕВРОПЫ В ДРЕВНОСТИ

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской

равнины

Великое оледенение. Заселение территории нашей страны.

Климатические изменения в древности. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему

на территории Северной Евразии. Неолитическая революция.

Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на развитие первобытного общества.

История народов Восточной Европы в I  тыс. до н.  э.  —

середине VI в. н. э.

Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Античные

города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Связи между народами, их взаимовлияние. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности

Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Первые государства на территории Восточной Европы

Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,

западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Хазарский каганат, Волжская Булгария (Болгария):

экономика, особенности общественного и политического строя,

духовная жизнь. Влияние природно-географического фактора на

общественную жизнь славян.

Тема II. РУСЬ В IX — ПЕРВОЙПОЛОВИНЕ XII в.

Образование Древнерусского государства

Исторические условия складывания государственности: при-родно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Различные

подходы к проблеме образования Древнерусского государства.

Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Первые русские князья. Деятельность

Олега, Игоря, Ольги. Отношения с Византийской империей,

странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в системе международной торговли. Путь «из варяг в греки». Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа.

Русь в конце X  — первой половине XI  в. Становление

государства

Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. Территориально-политическая структура Руси. Органы

власти: князь, вече. Старшая и младшая дружина. Внутриполитическое развитие. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Древнерусское право: «Русская Правда». Реконструкция Киева. Распространение православия. Поставление Иллариона митрополитом.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя

политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в середине XI — начале XII в.

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между

сыновьями. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие

древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Народные

восстания и половецкая угроза. Общерусская борьба против половцев. Дипломатические контакты. Заключительный период

единства Руси в годы правления Мстислава. Почитание святых

Бориса и Глеба как призыв к прекращению рас прей. Владимир

Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха.

Общественный строй Древней Руси

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир

свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни.

Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство.

Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Древнерусская культура

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Двоеверие. Формирование единого культурного

пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. Остромирово Евангелие. Появление древнерусской

литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра.

«Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства: храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София

Новгородская. Материальная культура.

Тема III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII в.

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

Причины распада Древней Руси. Политическая раздробленность. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства русских земель в удельный

период. Роль Русской православной церкви в сохранении единства Руси. Киевская и Галицко-Волынская земли: особенности

политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.

Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки. «Слово о полку Игореве».

Княжества Северо-Восточной Руси

Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация

края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Организация деспотической власти. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Владимирская икона Божией Матери. Заговор против Андрея Боголюбского. Дальнейшее укрепление княжества при Всеволоде Большое Гнездо.

Боярские республики Северо-Западной Руси. Новгород — крупный центр Северо-Западной Руси; причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица аристократической республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князя в Новгородской земле. Обособление Псковской республики. Культура Руси .Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Картина мира средневекового человека. Календарь и церковные праздники. Смысл древнерусских изображений и текстов. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитриевский соборы во

Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Наружное оформление храма и его внутреннее устройство.

Тема IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ

В СЕРЕДИНЕ XIII—XIV в.

Походы Батыя на Русь Складывание государства у монголов. Провозглашение Тему-чина «повелителем Вселенной» (Чингисханом). Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на реке Калке. Улус Джучи. Походы Батыя в Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Поход на Северо-Восточную Русь. Гибель Юрия Всеволодовича. Взятие Батыем «злого города» Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва. Русские земли под властью Орды. Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав, Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Экономическая зависимость Руси. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Карательные походы ордынских войск. Москва и Тверь: борьба за лидерство. Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья (Михаил Ярославич, Дмитрий Грозные Очи). Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за ярлык на великое княжение владимирское. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Москва — центр собирания русских земель. Тверское восстание 1327 г. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.

Тема V. РУССКИЕ ЗЕМЛИ

В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Даниловича. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской.

Подчинение Тверского княжества Москве. Борьба за власть в Золотой Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.

Московское княжество в конце XIV — середине XV в.

Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Присоединение к Москве Нижегородско-Суздальского княжества, Мурома и Тарусы. Нашествие Тамерлана. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Васи-лия  II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Поместная система и служилые люди. Государев двор. Местничество. Начало поместного землевладения. Судебник 1497 г. Юрьев день. Соперники Москвы. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Тверское княжество в конце XIV — первой половине XV в. Политика Бориса Александровича. Великий Новгород между Москвой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони.

Тема VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО

ГОСУДАРСТВА В XV в.

Объединение русских земель вокруг Москвы«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Отношения с Новгородом. Войны с Литвой. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская Орда, Крымское ханство, Касимовское ханство. Поход хана Ахмата, стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского государства. Историческое значение возникновения единого Русского государства. Русское государство во второй половине XV  —начале XVI в. Укрепление власти московского государя. Брак Ивана  III с Софьей (Зоей) Палеолог. Рост международного авторитета Руси. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и Церковь.Автокефалия  Русской православной церкви. Проблема церковного землевладения. Перемены в устройстве двора великого князя, новая государственная символика, царский титул и регалии. Русская культура в XIV — начале XVI в. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия. Дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы.  Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Итоговое повторение и обобщение.  Резерв учебного времени.

Планируемые результаты освоения курса истории 6 класса:

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Учебно – методическое обеспечение программы.

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                

 2.Атлас и контурные карты по истории средних веков, 6 класс. М., «Дрофа», ДИК, 2015 г.

 3. Рабочая тетрадь по истории средних веков .М.:Просвещение,2016г.

 4.И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров История России с древнейших времён до 16 века. М.: Дрофа,2016г.

 5.Рабочая тетрадь к учебнику истории России. М.:Дрофа,2016г.

Литература.

Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей  истории .  6   класс », М., «Русское слово», 2005 г.

Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся  по   истории  средних веков (V – конец XV в.),  6   класс », М., «Сфера», 2009 г.

Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы  по   истории  Средних веков», М., «Просвещение», 2004 г.;

Задания по курсу  истории  Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 2005 г.;

Колесниченко Н.Ю. « История  средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,  6   класс », Волгоград, «Учитель», 2007 г

Кулагина Г.А. «Сто игр  по   истории », М., 1983 г.;

Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в  6 -9  классах ». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;

Петрова Н.Г. « История  средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2006 г.;

Цветкова Г.А. «Дидактические материалы  по   истории  Средних веков.  6   класс », М., «Владос», 2007 г.

Книга для чтения  по   истории  Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец;        под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;

Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.». М., 2000 г.;

«Школьная энциклопедия.  История  Средних веков». М., 2005 г.;

«Энциклопедия для детей. Всемирная  история ». Т.1, М., «Аванта+», 2004 г.;

«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2004 г.;

«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2004 г.;

«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2005 г.;

«Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

«Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

«Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

«Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

«Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

Календарно – тематическое планирование по курсу истории 5 класс

п/п

Тема урока, раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

 по прог-ме

Дата

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России 9 класс

Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы...

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы...