Образовательные технологии как средство формирования общеучебных умений.
учебно-методический материал по истории по теме

Васильева Светлана Викторовна

Выступление на школльном МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные технологии как средство формирования общеучебных умений.

Выступление на школьном методическом объединении  учителя истории и обществознания Васильевой С.В.

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личности при сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность. Пересмотр взгляда на предметные знания и умения ни в коей мере не уменьшает их роль в учебной деятельности школьника. Речь идёт лишь о том, что из целей образования они становятся средством и результатом педагогического процесса.

Последнее десятилетие в школьном образовании обострилась проблема, обусловленная следующим противоречием: с одной стороны, с широким внедрением развивающего проблемного обучения возросло количество творчески мыслящих учеников, способных создавать собственный интеллектуальный продукт в виде результатов научного исследования. С другой стороны количество неуспевающих детей остаётся печально стабильным, а количество детей, нуждающихся,  в специальном коррекционном образовании возрастает с каждым годом. И это проблема не одной школы, города, региона. Модернизируя традиционную систему образования,  её отчаянно критиковали, как исключительно «знаниевую», призывали перейти к деятельностному подходу в образовании. В создавшейся ситуации возникает опасность, что учитель, заботясь исключительно о развитии учеников, придает забвении знания, умения, навыки, как устаревший атрибут советской школы. Между тем, как справедливо заметил П. Блонский «пустая голова не рассуждает» то есть знания являются одним из факторов развития личности.

        И сегодня, как никогда, необходимо осознать что, во-первых, не все дети способны учиться исключительно самостоятельно; во-вторых, не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения, и, в-третьих, нужно не разрушать классно-урочную систему (т. к. ничего лучше пока не придумано), а постараться найти пути повышения эффективности школьного урока. Всех научить всему – такую задачу, как известно, ставил перед школой ещё Я. А. Коменский.

Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т. к. человек, способный  самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебные умения.

        Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у учащихся общеучебных умений.

        Обучение по своей природе и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и осознанно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идёт другой, не менее важный процесс формирования приёмов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Изучением проблемы выявления и классификации общеучебных умений и навыков, а так же разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Талызина, П. П. Гальперин, А. А. Бобров, С. Г. Воровщиков, А. К. Громцева, Е. В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В. Ф. Паламарчук, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, Т. И. Шамова и др.

Формирование общеучебных умений и  навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный  ребенком способ  работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует  этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный малоинформативный  ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы  у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения я, как учитель, формирую общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом  делаю я? Отмечу два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставлю особую цель – овладеть определенным умением. Когда сталкиваюсь с отсутствием у учеников конкретного умения, задаю вопрос себе. А была ли перед ними поставлена такая цель? Осознают ли ее ученики? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

        Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие социальные, достижение успеха, избегания наказания и др. Мне приходится ориентироваться на весь спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, я даю возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас.

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, сама имею соответствующую программу формирования умений. При планово – тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы.        После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен ещё научиться применять их в собственной практике.

Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные. Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков?  Для достижения учебно-организационных умений используются  следующие технологии:  проблемно-диалогической, проектной деятельности (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме), решения жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы

Учебно-интеллектуальные в  основной школе достигаются с помощью  частично поискового  метода,  проблемно-сообщающих. В  старшей школе с помощью исследовательского метода. Учебно-коммуникативные в основной школе достигаются  с помощью технологии формирования типа правильной читательской деятельности,  самостоятельного использования учениками системы приемов устного и письменного текста,  групповой формы организации учебной деятельности учащихся,  технология развивающей кооперации.  В старшей школе с помощью технологии развивающей кооперации,  уроков-диспутов, защиты рефератов и исследовательских работ.  Учебно-информационные умения  в основной  школе формируются с помощью изложения текстов различными способами,  составления сложного и тезисного планов,  формулирования проблемных вопросов качественного и количественного описание объекта,  подготовки докладов, рефератов, оставления на основании текста таблицы, схемы, графика,  создания модели изучаемого объекта, использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования, поиска информации в литературе и Интернете, а в старшей школе применяется самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач,  сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ, преобразование информации из одного вида в другой, представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Если процесс развития общеучебных умений станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология- как средство формирования общеучебных компетенций.

Рассматриваются виды педагогических технологий и их влияние на формирование общеучебных компетенций....

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...