Главные вкладки

    Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
    план-конспект урока (история, 8 класс) на тему

    Шабуневич Нина Антоновна

    В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " включает в себя развивающие задания, аукцион поговорок и пословиц о труде, производственной деятельности и традиционный текст по теме обобщения, предложенный учителем в начале урока под рубрикой "Разогрев".

    Урок  - деловая ИГРА - в 8 классе по всеобщей истории по теме:"Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 гг.)" требует предварительной подготовки учащихся. В урок включены проблемное задание,  элементы дискуссии, самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность учащихся по принятию решения. Один из элементов урока изучается в тесной связи с обществознанием (межпредметные связи).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netraditsionnyy_urok.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Oткрытый урок по обществознанию на тему :

    « Экономическая сфера и её роль в жизни общества».

    ( Урок дан в 8 “В” классе 19 марта 2011 года в “День открытых дверей” гор. Москвы в ГБОУ СОШ №

    1947 ВАО).

               Цель урока: обобщить материал темы “ Экономическая сфера “, воспроизведение и коррекция опорных знаний, обобщение и систематизация понятий темы и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

             Тип урока:  повторительно-обобщающий урок.

                 Оборудование урока: 

    -на доске подготовленные для заполнения учащимися схемы: “Сферы жизни общества”, “ Три кита  экономики”.

    -на столах учащихся варианты заданий  для части урока “ Разогрев” ( cм. Приложение ).

    -подготовленные учащимися пословицы и поговорки о труде и трудолюбии для части урока

    “Аукцион “ ( образцы выполненных домашних заданий см. Приложение).

               Понятия:  Сферы жизни общества, труд, экономика, потребности, факторы производства, типы экономики (традиционная, централизованная, рыночная, смешанная), трудовая деятельность.

               План урока:

    1.Организационный момент ( 3 мин.).

    2.”Разогрев” (10 мин.):

    -заполнение схем у доски вызванными учащимися: «Сферы жизни общества              

    Экономическая

    Социальная

    Политическая

    Духовная

    «Три кита экономики»

    Средства производства

    Люди с их навыками и умениями

    Технология

               -подготовка ответов на тестовые задания по теме по вариантам (13 вопросов, см. Приложение).

               -проверка заполненных схем и тестовых заданий.

    3.Аукцион «Поговорки и пословицы о труде и трудолюбии»(20 мин.).

    (За каждую поговорку или пословицу учащиеся получают 1 балл-красный прямоугольник. 7 таких прямоугольников  дают возможность получить оценку “5”на уроке. За “красивую”, редко встречающуюся поговорку учащиеся получают 1 балл – синий прямоугольник. 3 таких баллов дают возможность получить за урок оценку “5”.).

    4.Подведение итогов (8 мин.):

                -ответ учащихся на следующий вопрос в Творческой тетради:”Ваша поговорка или пословица о труде, как девиз в жизни? Почему именно она?”.

                -выставление оценок за работу на уроке.

    5.Домашнее задание(4 мин.):

                 Написать в Творческой тетради Эссе на одну из предложенных учителем тем:      

             -“Трудолюбие-душа всякого дела и залог благосостояния” (Ч. Диккенс).

             -“Единственное спасение в душевном горе-работа” (П.И.Чайковский).

             -“Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды”( Вольтер ).              

                                                               

    Приложение.

    Варианты заданий для части урока “Разогрев”.

    № 1.К какой из сфер жизни общества относятся:

          а. покупка продуктов в магазине-

          б. борьба партий на выборах-

          в. новая постановка театра-

          г. обучение в школе-

          д. ремонт автомобиля в сервисе-

          е. работа участковых врачей-

    № 2.Верны ли следующие суждения об экономике?

         А. Экономика-это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

         Б. Экономика-это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

                     1).Верно только А.

                     2).Верно только Б.

                     3).Верны оба суждения.

                     4).Оба суждения неверны.

    № 3.Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

          А. Экономика обеспечивает людей материальными условиями существования.

          Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

                        1).Верно только А.

                        2).Верно только Б.

                        3).Верны оба суждения.

                        4).Оба суждения неверны.

    № 4.Верны ли следующие суждения о потребностях людей?

         А. Одни и те же потребности могут быть удовлетворены при помощи различных благ.

         Б. Материальные потребности есть только у человека.

                          1).Верно только А.

                          2).Верно только Б.

                          3).Верны оба суждения.

                          4).Оба суждения неверны.

    № 5.Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к факторам производства.

                          1).земля

                          2).рынок

                          3).капитал

                          4).труд

                          5).предпринимательские способности.

                     Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

    № 6.Верны ли следующие суждения о факторах производства?

         А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.

        Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности.

                            1).Верно только А.

                            2).Верно только Б.

                            3).Верны оба суждения.

                            4).Оба суждения неверны.

    № 7.Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

                            1).капитал

                            2).здание

                            3).оборудование

                            4).деньги

    № 8.Какой признак характеризует традиционную экономику?

                             1).централизованное ценообразование

                             2).регулирование производства при помощи обычаев

                             3).конкуренция свободных производителей на рынке товаров

                            4).преобладание частной собственности на средства производства

    № 9.Что характеризует командную экономическую систему?

                            1).свобода предпринимательской деятельности

                            2).многообразие форм собственности

                            3).преобладание сельского хозяйства

                            4).централизованное ценообразование

    №10.Какой признак характеризует рыночную экономику?

                            1).государственная собственность на средства производства

                            2).уравнительное распределение производимых благ

                            3).свободная конкуренция товаропроизводителей

                            4).незаинтересованность производителя в результатах труда.

    №11.Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

                            1).вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно

                            2).работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата

                            3).принимаются государственные планы, обязательные для производителей

                            4).существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства.

    №12.Выберите определение понятия “труд”

                            1).конкретная форма деятельности в рамках определённой профессии

                            2).целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

                            3).решение сложных производственных задач

    №13.Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, называется

                              1).материальным производством

                              2).духовным производством

                              3).производительностью труда

                              4).разделением труда.

                                                     

    Литература.

    1.“Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений” под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М: Просвещение. 2006

     2.Автономов В.С. Экономика для школьников.- М: 1995.

     3.Автономов В.С. Введение в экономику.- М: Вита-Пресс. 1998.

     4.Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.- М: «Русский язык». 2001.

     5.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов.- М.: Просвещение. 1990.

    Ответы на тестовые задания части урока “Разогрев”:

    1.а-экономическая, б-политическая, в-духовная, г-социальная, д-экономическая, е-социальная.

    2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.3, 7.1, 8.2, 9.4, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1.                                  

     

    Разработка учителя истории и обществознания  ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы.

                                      /Шабуневич и.Н.А./.

                       

               

    Открытый урок по Всеобщей истории (Новое время, II период).

    Тема: “Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 г.г.), 8 класс.

                Цель: -обобщить знания учащихся  по теме,

                          -познакомить учащихся с формами и видами политического участия,

                          -оказать помощь учащимся в формировании

    активной социальной и политической позиции  

               -способствовать привитию политической культуры учащимся:

               1).умение внимательно слушать “противника”,

               2).в споре аргументировано возражать, не умаляя точку зрения другой стороны,

               3).не допускать оскорблений в сторону участника дискуссии.

               Тип урока:

      Повторительно-обобщающий в форме Деловой игры с использованием элементов групповой деятельности учащихся, дискуссии.

            Умения и навыки учащихся:

                            -вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения,

                            -отвечать на конкретно поставленные вопросы, незапланированные вопросы,

                            -самостоятельно подбирать информацию для дебатов,

                            -при решении вопросов в группе становиться деловыми партнёрами

                            -правильно построить монологическую речь,

           Межпредметные связи:

      Использование на уроке знаний, полученных на уроках  Граждановедения и Обществознания.

          Оборудование урока:

                              -программы в виде тезисов демократов, республиканцев, аболиционистов,                            

                              -таблички для групп “американских конгрессменов”: демократов (зелёная), республиканцев (синяя), аболиционистов (красная),

                              -прямоугольники (зелёные, синие, красные) для каждого участника дебатов, которые учащиеся используют на заключительном этапе урока.

                   

         

     Понятия:

    Плантаторы, рабовладение ХIХ века в США, конгресс, сенат, демократы, республиканцы, аболиционисты, Гражданская война, А.Линкольн, Юг и Север, личные и гражданские права, Конституция.

                                                                          

    План урока:

                  1.Организационный момент: учащиеся-“конгрессмены” занимают места в президиуме:

                             - демократы - ярые сторонники сохранения рабства,

                             - аболиционисты – ярые противники рабства,

                             - республиканцы – дальновидные реформаторы.

                  Учащиеся зрители – сенаторы получают установку , на что обратить внимание , как участвовать в дебатах (3 мин.).

                   2.Выступления учащихся – “конгрессменов”. Дебаты по вопросу об отмене рабства в США в период  Гражданской войны (20 мин.).

                   3.Вопросы учащихся – сенаторов к “конгрессменам” c уточнением позиции “конгрессменов”, их аргументации. Продолжение дебатов (12 мин.).

                   4.Закрепление (8 мин.).

                         -Обсуждение вопросов: « Кто был убедительнее? Ваши аргументы».

                                                                        « Насколько правы те, кто боялся или не хотел отменить рабство в США в ХIХ веке»?

                         - Референдум (тайное голосование) по вопросу: “ Чья позиция, аргументация была для Вас более убедительной: республиканцев, демократов, аболиционистов”?

                     5.Домашнее задание: написать эссе “ Ваша позиция по вопросу отмены рабства в США. Точку зрения аргументируйте”(2 мин.)

    Ноябрь 2010 года.                               Автор: учитель истории и обществознания  ГБОУ СОШ № 1947

                                                                             ВАО г. Москвы Шабуневич Нина Антоновна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

    В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

    Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

    Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель:  содействие  формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...

    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.

    Урок построен в логике технологии развития критического мышления  учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...

    Календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы Шабуневич Н.А..

    Планирование составлено в соответствии с ФГОС и учебником "Обществознание" под ред. Л.Н.Боголюбова, 2012 год, "Просвещение". Надеюсь,что кому-то поможет в работе....

    «О подготовке к государственной итоговой аттестации по истории и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ выпускников 9 и 11 классов».

    О подготовке к государственной итоговой аттестации ПО ИСТОРИИ И ОЩЕСТВОЗНАНИЮ выпускников 9 и 11 классов. Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла. Подготовка к итоговой аттестации учащихс...

    Контрольно-измерительные материалы по истории и обществознанию для 6 и 7 классов

    Конттрольно-измероительные материалы содержат тесты по темам : "бУНТАШНЫЙ ВЕК", ""ПРИСОЕДИНЕНИЕ НАРОДОАВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГОВОСТОКА", "РУССКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ", "НА...