Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
план-конспект урока (история, 8 класс) на тему

Шабуневич Нина Антоновна

В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " включает в себя развивающие задания, аукцион поговорок и пословиц о труде, производственной деятельности и традиционный текст по теме обобщения, предложенный учителем в начале урока под рубрикой "Разогрев".

Урок  - деловая ИГРА - в 8 классе по всеобщей истории по теме:"Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 гг.)" требует предварительной подготовки учащихся. В урок включены проблемное задание,  элементы дискуссии, самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность учащихся по принятию решения. Один из элементов урока изучается в тесной связи с обществознанием (межпредметные связи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnyy_urok.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Oткрытый урок по обществознанию на тему :

« Экономическая сфера и её роль в жизни общества».

( Урок дан в 8 “В” классе 19 марта 2011 года в “День открытых дверей” гор. Москвы в ГБОУ СОШ №

1947 ВАО).

           Цель урока: обобщить материал темы “ Экономическая сфера “, воспроизведение и коррекция опорных знаний, обобщение и систематизация понятий темы и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

         Тип урока:  повторительно-обобщающий урок.

             Оборудование урока: 

-на доске подготовленные для заполнения учащимися схемы: “Сферы жизни общества”, “ Три кита  экономики”.

-на столах учащихся варианты заданий  для части урока “ Разогрев” ( cм. Приложение ).

-подготовленные учащимися пословицы и поговорки о труде и трудолюбии для части урока

“Аукцион “ ( образцы выполненных домашних заданий см. Приложение).

           Понятия:  Сферы жизни общества, труд, экономика, потребности, факторы производства, типы экономики (традиционная, централизованная, рыночная, смешанная), трудовая деятельность.

           План урока:

1.Организационный момент ( 3 мин.).

2.”Разогрев” (10 мин.):

-заполнение схем у доски вызванными учащимися: «Сферы жизни общества              

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

«Три кита экономики»

Средства производства

Люди с их навыками и умениями

Технология

           -подготовка ответов на тестовые задания по теме по вариантам (13 вопросов, см. Приложение).

           -проверка заполненных схем и тестовых заданий.

3.Аукцион «Поговорки и пословицы о труде и трудолюбии»(20 мин.).

(За каждую поговорку или пословицу учащиеся получают 1 балл-красный прямоугольник. 7 таких прямоугольников  дают возможность получить оценку “5”на уроке. За “красивую”, редко встречающуюся поговорку учащиеся получают 1 балл – синий прямоугольник. 3 таких баллов дают возможность получить за урок оценку “5”.).

4.Подведение итогов (8 мин.):

            -ответ учащихся на следующий вопрос в Творческой тетради:”Ваша поговорка или пословица о труде, как девиз в жизни? Почему именно она?”.

            -выставление оценок за работу на уроке.

5.Домашнее задание(4 мин.):

             Написать в Творческой тетради Эссе на одну из предложенных учителем тем:      

         -“Трудолюбие-душа всякого дела и залог благосостояния” (Ч. Диккенс).

         -“Единственное спасение в душевном горе-работа” (П.И.Чайковский).

         -“Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды”( Вольтер ).              

                                                           

Приложение.

Варианты заданий для части урока “Разогрев”.

№ 1.К какой из сфер жизни общества относятся:

      а. покупка продуктов в магазине-

      б. борьба партий на выборах-

      в. новая постановка театра-

      г. обучение в школе-

      д. ремонт автомобиля в сервисе-

      е. работа участковых врачей-

№ 2.Верны ли следующие суждения об экономике?

     А. Экономика-это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

     Б. Экономика-это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

                 1).Верно только А.

                 2).Верно только Б.

                 3).Верны оба суждения.

                 4).Оба суждения неверны.

№ 3.Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

      А. Экономика обеспечивает людей материальными условиями существования.

      Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

                    1).Верно только А.

                    2).Верно только Б.

                    3).Верны оба суждения.

                    4).Оба суждения неверны.

№ 4.Верны ли следующие суждения о потребностях людей?

     А. Одни и те же потребности могут быть удовлетворены при помощи различных благ.

     Б. Материальные потребности есть только у человека.

                      1).Верно только А.

                      2).Верно только Б.

                      3).Верны оба суждения.

                      4).Оба суждения неверны.

№ 5.Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к факторам производства.

                      1).земля

                      2).рынок

                      3).капитал

                      4).труд

                      5).предпринимательские способности.

                 Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

№ 6.Верны ли следующие суждения о факторах производства?

     А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.

    Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности.

                        1).Верно только А.

                        2).Верно только Б.

                        3).Верны оба суждения.

                        4).Оба суждения неверны.

№ 7.Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

                        1).капитал

                        2).здание

                        3).оборудование

                        4).деньги

№ 8.Какой признак характеризует традиционную экономику?

                         1).централизованное ценообразование

                         2).регулирование производства при помощи обычаев

                         3).конкуренция свободных производителей на рынке товаров

                        4).преобладание частной собственности на средства производства

№ 9.Что характеризует командную экономическую систему?

                        1).свобода предпринимательской деятельности

                        2).многообразие форм собственности

                        3).преобладание сельского хозяйства

                        4).централизованное ценообразование

№10.Какой признак характеризует рыночную экономику?

                        1).государственная собственность на средства производства

                        2).уравнительное распределение производимых благ

                        3).свободная конкуренция товаропроизводителей

                        4).незаинтересованность производителя в результатах труда.

№11.Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

                        1).вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно

                        2).работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата

                        3).принимаются государственные планы, обязательные для производителей

                        4).существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства.

№12.Выберите определение понятия “труд”

                        1).конкретная форма деятельности в рамках определённой профессии

                        2).целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

                        3).решение сложных производственных задач

№13.Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, называется

                          1).материальным производством

                          2).духовным производством

                          3).производительностью труда

                          4).разделением труда.

                                                 

Литература.

1.“Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений” под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М: Просвещение. 2006

 2.Автономов В.С. Экономика для школьников.- М: 1995.

 3.Автономов В.С. Введение в экономику.- М: Вита-Пресс. 1998.

 4.Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.- М: «Русский язык». 2001.

 5.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов.- М.: Просвещение. 1990.

Ответы на тестовые задания части урока “Разогрев”:

1.а-экономическая, б-политическая, в-духовная, г-социальная, д-экономическая, е-социальная.

2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.3, 7.1, 8.2, 9.4, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1.                                  

 

Разработка учителя истории и обществознания  ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы.

                                  /Шабуневич и.Н.А./.

                   

           

Открытый урок по Всеобщей истории (Новое время, II период).

Тема: “Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 г.г.), 8 класс.

            Цель: -обобщить знания учащихся  по теме,

                      -познакомить учащихся с формами и видами политического участия,

                      -оказать помощь учащимся в формировании

активной социальной и политической позиции  

           -способствовать привитию политической культуры учащимся:

           1).умение внимательно слушать “противника”,

           2).в споре аргументировано возражать, не умаляя точку зрения другой стороны,

           3).не допускать оскорблений в сторону участника дискуссии.

           Тип урока:

  Повторительно-обобщающий в форме Деловой игры с использованием элементов групповой деятельности учащихся, дискуссии.

        Умения и навыки учащихся:

                        -вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения,

                        -отвечать на конкретно поставленные вопросы, незапланированные вопросы,

                        -самостоятельно подбирать информацию для дебатов,

                        -при решении вопросов в группе становиться деловыми партнёрами

                        -правильно построить монологическую речь,

       Межпредметные связи:

  Использование на уроке знаний, полученных на уроках  Граждановедения и Обществознания.

      Оборудование урока:

                          -программы в виде тезисов демократов, республиканцев, аболиционистов,                            

                          -таблички для групп “американских конгрессменов”: демократов (зелёная), республиканцев (синяя), аболиционистов (красная),

                          -прямоугольники (зелёные, синие, красные) для каждого участника дебатов, которые учащиеся используют на заключительном этапе урока.

               

     

 Понятия:

Плантаторы, рабовладение ХIХ века в США, конгресс, сенат, демократы, республиканцы, аболиционисты, Гражданская война, А.Линкольн, Юг и Север, личные и гражданские права, Конституция.

                                                                      

План урока:

              1.Организационный момент: учащиеся-“конгрессмены” занимают места в президиуме:

                         - демократы - ярые сторонники сохранения рабства,

                         - аболиционисты – ярые противники рабства,

                         - республиканцы – дальновидные реформаторы.

              Учащиеся зрители – сенаторы получают установку , на что обратить внимание , как участвовать в дебатах (3 мин.).

               2.Выступления учащихся – “конгрессменов”. Дебаты по вопросу об отмене рабства в США в период  Гражданской войны (20 мин.).

               3.Вопросы учащихся – сенаторов к “конгрессменам” c уточнением позиции “конгрессменов”, их аргументации. Продолжение дебатов (12 мин.).

               4.Закрепление (8 мин.).

                     -Обсуждение вопросов: « Кто был убедительнее? Ваши аргументы».

                                                                    « Насколько правы те, кто боялся или не хотел отменить рабство в США в ХIХ веке»?

                     - Референдум (тайное голосование) по вопросу: “ Чья позиция, аргументация была для Вас более убедительной: республиканцев, демократов, аболиционистов”?

                 5.Домашнее задание: написать эссе “ Ваша позиция по вопросу отмены рабства в США. Точку зрения аргументируйте”(2 мин.)

Ноябрь 2010 года.                               Автор: учитель истории и обществознания  ГБОУ СОШ № 1947

                                                                         ВАО г. Москвы Шабуневич Нина Антоновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.

Урок построен в логике технологии развития критического мышления  учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы Шабуневич Н.А..

Планирование составлено в соответствии с ФГОС и учебником "Обществознание" под ред. Л.Н.Боголюбова, 2012 год, "Просвещение". Надеюсь,что кому-то поможет в работе....