Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
план-конспект урока (история, 8 класс) на тему
В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " включает в себя развивающие задания, аукцион поговорок и пословиц о труде, производственной деятельности и традиционный текст по теме обобщения, предложенный учителем в начале урока под рубрикой "Разогрев".
Урок - деловая ИГРА - в 8 классе по всеобщей истории по теме:"Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 гг.)" требует предварительной подготовки учащихся. В урок включены проблемное задание, элементы дискуссии, самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность учащихся по принятию решения. Один из элементов урока изучается в тесной связи с обществознанием (межпредметные связи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_urok.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Oткрытый урок по обществознанию на тему :
« Экономическая сфера и её роль в жизни общества».
( Урок дан в 8 “В” классе 19 марта 2011 года в “День открытых дверей” гор. Москвы в ГБОУ СОШ №
1947 ВАО).
Цель урока: обобщить материал темы “ Экономическая сфера “, воспроизведение и коррекция опорных знаний, обобщение и систематизация понятий темы и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование урока:
-на доске подготовленные для заполнения учащимися схемы: “Сферы жизни общества”, “ Три кита экономики”.
-на столах учащихся варианты заданий для части урока “ Разогрев” ( cм. Приложение ).
-подготовленные учащимися пословицы и поговорки о труде и трудолюбии для части урока
“Аукцион “ ( образцы выполненных домашних заданий см. Приложение).
Понятия: Сферы жизни общества, труд, экономика, потребности, факторы производства, типы экономики (традиционная, централизованная, рыночная, смешанная), трудовая деятельность.
План урока:
1.Организационный момент ( 3 мин.).
2.”Разогрев” (10 мин.):
-заполнение схем у доски вызванными учащимися: «Сферы жизни общества
Экономическая | Социальная | Политическая | Духовная |
«Три кита экономики»
Средства производства | Люди с их навыками и умениями | Технология |
-подготовка ответов на тестовые задания по теме по вариантам (13 вопросов, см. Приложение).
-проверка заполненных схем и тестовых заданий.
3.Аукцион «Поговорки и пословицы о труде и трудолюбии»(20 мин.).
(За каждую поговорку или пословицу учащиеся получают 1 балл-красный прямоугольник. 7 таких прямоугольников дают возможность получить оценку “5”на уроке. За “красивую”, редко встречающуюся поговорку учащиеся получают 1 балл – синий прямоугольник. 3 таких баллов дают возможность получить за урок оценку “5”.).
4.Подведение итогов (8 мин.):
-ответ учащихся на следующий вопрос в Творческой тетради:”Ваша поговорка или пословица о труде, как девиз в жизни? Почему именно она?”.
-выставление оценок за работу на уроке.
5.Домашнее задание(4 мин.):
Написать в Творческой тетради Эссе на одну из предложенных учителем тем:
-“Трудолюбие-душа всякого дела и залог благосостояния” (Ч. Диккенс).
-“Единственное спасение в душевном горе-работа” (П.И.Чайковский).
-“Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды”( Вольтер ).
Приложение.
Варианты заданий для части урока “Разогрев”.
№ 1.К какой из сфер жизни общества относятся:
а. покупка продуктов в магазине-
б. борьба партий на выборах-
в. новая постановка театра-
г. обучение в школе-
д. ремонт автомобиля в сервисе-
е. работа участковых врачей-
№ 2.Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика-это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.
Б. Экономика-это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.
1).Верно только А.
2).Верно только Б.
3).Верны оба суждения.
4).Оба суждения неверны.
№ 3.Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?
А. Экономика обеспечивает людей материальными условиями существования.
Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.
1).Верно только А.
2).Верно только Б.
3).Верны оба суждения.
4).Оба суждения неверны.
№ 4.Верны ли следующие суждения о потребностях людей?
А. Одни и те же потребности могут быть удовлетворены при помощи различных благ.
Б. Материальные потребности есть только у человека.
1).Верно только А.
2).Верно только Б.
3).Верны оба суждения.
4).Оба суждения неверны.
№ 5.Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к факторам производства.
1).земля
2).рынок
3).капитал
4).труд
5).предпринимательские способности.
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
№ 6.Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.
Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности.
1).Верно только А.
2).Верно только Б.
3).Верны оба суждения.
4).Оба суждения неверны.
№ 7.Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?
1).капитал
2).здание
3).оборудование
4).деньги
№ 8.Какой признак характеризует традиционную экономику?
1).централизованное ценообразование
2).регулирование производства при помощи обычаев
3).конкуренция свободных производителей на рынке товаров
4).преобладание частной собственности на средства производства
№ 9.Что характеризует командную экономическую систему?
1).свобода предпринимательской деятельности
2).многообразие форм собственности
3).преобладание сельского хозяйства
4).централизованное ценообразование
№10.Какой признак характеризует рыночную экономику?
1).государственная собственность на средства производства
2).уравнительное распределение производимых благ
3).свободная конкуренция товаропроизводителей
4).незаинтересованность производителя в результатах труда.
№11.Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней
1).вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно
2).работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата
3).принимаются государственные планы, обязательные для производителей
4).существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства.
№12.Выберите определение понятия “труд”
1).конкретная форма деятельности в рамках определённой профессии
2).целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека
3).решение сложных производственных задач
№13.Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, называется
1).материальным производством
2).духовным производством
3).производительностью труда
4).разделением труда.
Литература.
1.“Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений” под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М: Просвещение. 2006
2.Автономов В.С. Экономика для школьников.- М: 1995.
3.Автономов В.С. Введение в экономику.- М: Вита-Пресс. 1998.
4.Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.- М: «Русский язык». 2001.
5.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов.- М.: Просвещение. 1990.
Ответы на тестовые задания части урока “Разогрев”:
1.а-экономическая, б-политическая, в-духовная, г-социальная, д-экономическая, е-социальная.
2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.3, 7.1, 8.2, 9.4, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1.
Разработка учителя истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы.
/Шабуневич и.Н.А./.
Открытый урок по Всеобщей истории (Новое время, II период).
Тема: “Отмена рабства в США в период Гражданской войны (1861-1865 г.г.), 8 класс.
Цель: -обобщить знания учащихся по теме,
-познакомить учащихся с формами и видами политического участия,
-оказать помощь учащимся в формировании
активной социальной и политической позиции
-способствовать привитию политической культуры учащимся:
1).умение внимательно слушать “противника”,
2).в споре аргументировано возражать, не умаляя точку зрения другой стороны,
3).не допускать оскорблений в сторону участника дискуссии.
Тип урока:
Повторительно-обобщающий в форме Деловой игры с использованием элементов групповой деятельности учащихся, дискуссии.
Умения и навыки учащихся:
-вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения,
-отвечать на конкретно поставленные вопросы, незапланированные вопросы,
-самостоятельно подбирать информацию для дебатов,
-при решении вопросов в группе становиться деловыми партнёрами
-правильно построить монологическую речь,
Межпредметные связи:
Использование на уроке знаний, полученных на уроках Граждановедения и Обществознания.
Оборудование урока:
-программы в виде тезисов демократов, республиканцев, аболиционистов,
-таблички для групп “американских конгрессменов”: демократов (зелёная), республиканцев (синяя), аболиционистов (красная),
-прямоугольники (зелёные, синие, красные) для каждого участника дебатов, которые учащиеся используют на заключительном этапе урока.
Понятия:
Плантаторы, рабовладение ХIХ века в США, конгресс, сенат, демократы, республиканцы, аболиционисты, Гражданская война, А.Линкольн, Юг и Север, личные и гражданские права, Конституция.
План урока:
1.Организационный момент: учащиеся-“конгрессмены” занимают места в президиуме:
- демократы - ярые сторонники сохранения рабства,
- аболиционисты – ярые противники рабства,
- республиканцы – дальновидные реформаторы.
Учащиеся зрители – сенаторы получают установку , на что обратить внимание , как участвовать в дебатах (3 мин.).
2.Выступления учащихся – “конгрессменов”. Дебаты по вопросу об отмене рабства в США в период Гражданской войны (20 мин.).
3.Вопросы учащихся – сенаторов к “конгрессменам” c уточнением позиции “конгрессменов”, их аргументации. Продолжение дебатов (12 мин.).
4.Закрепление (8 мин.).
-Обсуждение вопросов: « Кто был убедительнее? Ваши аргументы».
« Насколько правы те, кто боялся или не хотел отменить рабство в США в ХIХ веке»?
- Референдум (тайное голосование) по вопросу: “ Чья позиция, аргументация была для Вас более убедительной: республиканцев, демократов, аболиционистов”?
5.Домашнее задание: написать эссе “ Ваша позиция по вопросу отмены рабства в США. Точку зрения аргументируйте”(2 мин.)
Ноябрь 2010 года. Автор: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1947
ВАО г. Москвы Шабуневич Нина Антоновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.
В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.
Урок построен в логике технологии развития критического мышления учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...
Календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы Шабуневич Н.А..
Планирование составлено в соответствии с ФГОС и учебником "Обществознание" под ред. Л.Н.Боголюбова, 2012 год, "Просвещение". Надеюсь,что кому-то поможет в работе....
КТП 6-7 классы по истории и обществознании, поурочный план урока по обществознанию 8 класса и презентация на тему Религия как одна из форм культуры
КТП, поурочные планы,презентации...
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию"Мораль"
Полезный урок для школьников....
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....