Методическая разработка по теме "Лица эпохи Смутного времени" для учащихся 7-х классов
методическая разработка (история, 7 класс) по теме

Николаева Нина Ивановна

Внеклассное мероприятие-игра может быть использовано в повторительно-обощающем уроке раздела "Россия на рубеже XVI-XVII веков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litsa_epokhi_smutnogo_vremeni.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая игра « Лица эпохи Смутного времени» в 7 классах. Февраль2014г

Учитель истории Николаева Нина Ивановна.

Цели:

1. Образовательная »Систематизация исторического материала по теме»Смутное время».

2.Развивающая »Развитие логического мышления, умения определять причинно-следственные связи, умения рассказывать о данном историческом периоде.

3. Воспитывающая  «Воспитание патриотизма, любви к своей Родине, уважения к героям Смутного времени.

Ход игры.

Представление Жюри, команд  –название, эмблема, девиз.

Игра рассчитана на 45-50 мин.

Учитель. История нашей страны богата различными событиями, с которыми пришлось столкнуться нашему народу. И испытать все их тяготы. Не исключением было и Смутное время.  Что называют Смутным временем?  

 История гласит, что 1598г. пресеклась царская династия Рюриковичей.  Так ли это? Докажите.

1 раунд. «Легенда о пресечении династии Рюриковичей» .

Задание командам. Какова судьба людей царского происхождения с именами – Иван, Дмитрий, Федор. ( Уч-ся  должны рассказать о гибели сыновей Ивана 4 Грозного Алексея, Дмитрия и правлении Федора Ивановиче и его смерти.)-5 баллов.

 Время 3-4 мин. Подведение итогов.

2 раунд. « Словарь» 

А) Словарь. За каждый правильный ответ -1 балл.

  • династический брак
  • Смута
  • Семибоярщина
  • Интервенция
  • Ополчение
  • «Совет всей земли»
  • Земский собор
  • Крестоцеловальная запись(обещание Шуйского народу при вступлении его на престол)

Б) Каждой команде предлагается по 2 понятия из словаря. Задание: связать данные понятия  с историческими событиями данного периода. Цена вопроса -5 баллов.

«Интервенция», «Семибоярщина» -1 команде.

«Совет всей Земли», «Ополчение» -2 команде.

«Смута», «Земский собор»  -3 команде.

 Подведение итогов 2 задания.

3раунд. »Веришь – не веришь».

 Командам задаются  по 3 вопроса о персонажах Смутного времени.

Цена вопроса-1 балл за каждый ответ.

Веришь ли ты, что:

1.Женой Ивана Грозного и матерью царевича Дмитрия была Мария Нагая?

2.Правда ли, что Борис Годунов был «наречен» патриархом и провел долгое время в плену?

3.Правда ли, что Филарет был правителем страны с1619 по 1633г и имел титул »великого государя?

4.Правда ли, что Лжедмитрия 2 называли »калужским вором»?

5. Правда ли, что в Ивангороде появился человек, который назвал себя спасшимся Дмитрием, а легенда гласит, что это был московский дьяк Матвей, именуемый « Сидоркой»?

6. Правда ли, что Марину Мнишек  историки назвали « Наполеон в юбке»?

7.Правда ли, что Лжедмитрий 1 по словам историка Ключевского» был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?

8. Правда ли, что Михаил Анкудинович  Минин – житель Нижнего Новгорода ради спасения государства от польской интервенции заложил дома, жен и детей города?

9.Правда ли, что  на царство боярина Василия Шуйского выбрал Земский Собор?

4раунд. Домашнее задание. Команды  готовят театрализованный вопрос ( Марина Мнишек и Лжедмитрий из поэмы А.С. Пушкина «Б. Годунов»,  Речь Бориса Годунова о том, почему его предал народ,   Гибель Ивана Сусанина -10 баллов. Подведение итогов.

 5 раунд. »Женщины в истории»-1балл за ответ.

«О ней говорили, что она сыграла важную роль в истории. Несколько раз признавала в самозванцах своего погибшего сына и столько же раз отказывалась от них» ( Марфа Нагая)

«Была обольстительна, бела лицом, брови имела тонкие, а глаза змеиные. В народной памяти она до сих пор живет по именем»безбожницы, еретицы». Народ изображает ее свирепою разбойницею, колдунью, которая умела при случае обращаться сорокою». ( Марина Мнишек)

 Детали: Кого называли »воренком»? (сына Марины)

В каком городе находится Маринкина башня? ( Коломна)

6 раунд.  Кроссворд « Люди Смутного времени». – Цена вопроса-1балл за каждый правильный ответ.

1.Город, в котором жил с матерью погибший там младший сын Ивана Грозного. Его имя стали брать самозванцы, претендовавшие на русский престол.( Углич),

2.Имя Годунова, русского царя.(Борис)

3.Сын польского короля, избранный в 1610г русским царем.(Владислав)

4.Полководец, русский национальный герой 17в, освободитель Русской земли от польских захватчиков.(Пожарский)

5.Настоящее имя Лжедмитрия 1.( Гришка)

6. Польский воевода, чья дочь Марина стала сначала женой Лжедмитрия1, а потом Лжедмитрия2.( Мнишек)

7.В  Ипатьевском  монастыре жил  будущий царь из рода Романовых,  избранный на престол.( Михаил)

8.Он в Путивле собирал всех, кто сражался против»боярского царя»(Болотников)

9. В годы смуты был возведен в сан митрополита, позже оказался в польском плену, где находился более 8 лет.( Филарет)

10. Этого Царя»выкликнул» московский народ.( Шуйский)

11. Город, героически защищавшийся  18 месяцев от польских войск.(Смоленск)

 Подведение итогов раунда.

Подведение итогов  исторической игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов.

Методическая разработка к общероссийскому конкурсу "Разговор о правильном питании" ."Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов...

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».

Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ «ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЯ»

Основные  задачи : 1.       Научить учащихся  прыжку в высоту с разбега способом «перешагивания». 2.       Способствоват...