Разработка урока "Эпоха Петра I"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Мухаметшина Люция Рифовна

Работа была отправлена на общероссийский  конкурс  "Педагогическое мастерство" Информационно-методическому центру "Бакалавр". За эту работу присудили Диплом III степени.

 

1.   Тема урока:  Урок-игра «Эпоха Петра I»

 

2.   Возраст учащихся 10 класс

Учебный предмет История России

 

3.   Тип урока:  урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

 

4.   Форма урока: обобщающий урок-игра (групповая работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_zakalyapinoy_l.r.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №29 VI вида"

Разработка урока к конкурсу «Педагогическое мастерство»

Урок-игра по теме «Эпоха Петра I»

                                                        Участник конкурса:

                                                        Закаляпина Люция Рифовна

                                                        учитель истории и                                                                                 обществознания                                                                                         МБСКОУ СКОШ № 29

                                                        Учредитель конкурса:

                                                        Информационно-методический                                                                дистационный центр «Бакалавр»

Озерск, 2014

«Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно. Поэтому не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен»

Платон

  1. Тема урока:  Урок-игра «Эпоха Петра I»

  1. Возраст учащихся 10 класс

Учебный предмет История России

  1. Тип урока:  урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

  1. Форма урока: обобщающий урок-игра (групповая работа).

  1. Триединая дидактическая цель урока

  • познавательный аспект:  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;
  • развивающий аспект:  развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес,  способствовать развитию творческой деятельности учащихся;
  • воспитательный аспект: содействовать воспитанию интереса к истории, интеллектуальной и эмоциональной активности, организованности, умению общаться, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать культуру общения, уверенность в себе.

  1. Предварительная подготовка к уроку

Для участия в игре заранее необходимо выбрать жюри или экспертную группу, сформировать команду, придумать название, назначить капитанов. На доске нарисовать таблицу для проставления баллов командам.

Агон\ команда

1 команда

 2 команда

3 команда

I  Агон - Блиц-опрос каждой команде

II Агон  - «Один на всех»

III Агон – «По очереди»

IV Агон  - конкурс капитанов

V Агон – конкурс чтецов

VI Агон – «Жребий брошен»

Общее количество баллов

  1. План занятия (40 минут, 1 урок)

Организационный этап: вступительное слово учителя, постановка цели урока, знакомство с правилами игры, представление жюри и капитанов команд (5 мин).

Игровой этап:

  1. I  Агон - Блиц-опрос команд – 5 мин.
  2. II Агон  - «Один на всех». Вопросы  сразу всем командам  – 5 мин.
  3. III Агон – «По очереди». Вопросы каждой команде по очереди – 5 мин.
  4. IV Агон - конкурс капитанов – 5 мин.
  5. V Агон – конкурс чтецов - 5 мин.
  6. VI Агон – «Жребий брошен» – 5 мин.

Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок (5 мин.)

Ход урока

Сегодня мы подводим итог изучению темы «Эпоха Петра I», но не в обычной форме, а в форме игры. На этом уроке вы должны повторить и в определенной степени обобщить учебный материал по данной теме, также закрепить в памяти исторические понятия, определения, необходимые факты, даты.  Игра состоит из шести агонов. Агон в переводе с греческого означает «соревнование, состязание»,  у меня  к вам просьба – в духе интеллектуального состязания   поиграть от души, раскованно, с присущим вам, молодым, спортивным азартом.

Позвольте представить членов жюри (объявление).

В нашей игре сегодня участвуют три команды, это:

Команда (название), капитан команды (имя и фамилия ученика). По такой схеме представить все три команды.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите в таблице шесть агонов, в каждом будет по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос  команда получает по одному баллу. Я буду в таблице писать баллы, жюри будет вести подсчет баллов. Итак, начнем.

        I  Агон - Блиц-опрос

  Каждой команде быстро задаются по шесть вопросов, отвечать необходимо быстро  и четко, отвечать может любой.  Главное, чтобы кто-нибудь назвал правильный ответ. За каждый правильный ответ один балл.

  1. С какого года в России перестали вести летоисчисление от сотворения мира? (1700)
  2. Какова была главная цель Великого посольства? (сколотить союз против Турции и вербовка специалистов)
  3. Как называлась война со Швецией? (Северная)
  4. Как называлось генеральное сражение Северной войны? (Полтавская битва)
  5. Как назывались учреждения, образованные в начале XVIII в. вместо приказов? (Коллегии)
  6. Малороссия – это…? (Украина)
  7. Как звали царя – соправителя Петра I? (Иван)
  8. Как назывался первый российский музей? (Кунсткамера)
  9. Как называлась первая российская газета? (Ведомости)
  10.  Какой документ в XVIII в. определял порядок продвижения на государственной службе? (Табель  о рангах)
  11.  Какой год в Истории России был самым коротким и почему? (1699  - начался 1 сентября и продлился до 1 января 1700)
  12.  Как назывались введенные Петром общественные собрания? (Ассамблеи)
  13.  Почему, если бы не было Петра I, то русская литература не знала бы А.С.Пушкина?  (Привез арапчонка,  прадеда А.С.Пушкина  предположительно из Эфиопии)
  14.  Как называют временного правителя государства, замещающего монарха? (Регент)
  15.  Какая фамилия была у Петра I? (Романов)
  16.  Кто был первым императором России? (Петр I)
  17.  Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
  18.  Древнее название Невской земли? (Ижора)

II Агон - «Один на всех»

 Вопросы  зачитывается сразу всем командам, внутри комнды совещаются, ответ  пишется кем-то одним  на листочке маркером и показывается по сигналу учителя одновременно. За каждый правильный ответ один балл. Пятый вопрос в этом агоне оценивается по количеству названных ремесел, за каждое правильно названное ремесло  - 1 балл, максимальное количество баллов  - 15.

1. Эта крепость казалась неприступной. После отказа гарнизона капитулировать крепость подверглась двухнедельной бомбардировке и в результате 12-часового штурма была взята. Петр по этому поводу сказал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен». О каком «крепком орешке» идет речь? (крепость Нотенбург – Шлиссельбург).

2. О сражении, происшедшем в 1708 году, Петр писал, что «оная (победа) виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была». О каком сражении идет речь? Петр называл это сражение «Матерью всех баталий» (Сражение при Лесной).

3. Редкостный стяжатель, член Британского королевского общества, единственный человек, удостоенный титулом князя при Петре I, обладатель многочисленных орденов высшего достоинства целого ряда европейских государств, этот царский любимец был классической иллюстрацией к русской пословице «Из грязи в князи». О ком идет речь? (Александр Данилович Меньшиков)

4. 1720 год… катится закрытая карета по улице, мимо деревянных изб. Вот мелькнуло в оконце кареты суровое лицо человека, не старого еще, но, видно много в жизни повидавшего. На голове – по моде, введенной царем Петром, - пышный парик. Проехала карета и заговорили люди ей вослед. Сами-то они крестьяне, но приписаны к заводу, трудятся на добыче горных руд.

- И кого это к нам несет?

- Новый управляющий казенными заводами Урала…

- Горное дело, слышь, в загранице изучал, в этой… Швеции…

- Школы устроить хочет?

- Да нам-то что! Крепостных учить не станут!

О ком идет речь? (Василий Никитич Татищев).

5. Какими ремеслами владел Петр?  (около 15 ремесел:  столяра, токаря, маляра, оружейника, кузнеца, паяльщика, часовщика, типографа, кораблестроителя, архитектора, плотника, слесаря, картографа, штурмана, артиллериста)

III Агон «По очереди»

Вопросы команде по очереди. Каждой команде по очереди задается вопрос, таким образом, на команду приходится по два вопроса. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  1. В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты? (Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)
  2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
  3. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
  4. Крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из    известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
  5. Какой рост был у Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
  6. Назовите самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

IV Агон  «Конкурс капитанов»

 Вызываются капитаны. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Вопрос перому капитану: В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.) Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться? (Люди гибли во время военных походов.  В.О.Ключевский назвал строительство Санкт-Петербурга самой большой битвой из-за большого числа погибших (Второй капитан)
  2. Вопрос второму капитану: Перечислите важнейшие достижения Татищева? (Первый исторический труд, написал «Историю Российскую с самых древнейших времен»,  составил первые географические карты, основал Екатеринбург,  Под его руководством основана государственная (казенная) горная отрасль Урала: построено более ста рудных шахт и металлургических заводов, Организовал профессионально-технические школы при казенных заводах, первые национальные школы для калмыков и татар.
  3.  Вопрос третьему капитану: Какие европейские ученые были современниками Петра I? Кто из них был связан с Россией?  Джон Локк, Исаак Нютон.  В январе и апреле 1698 года молодой Петр Первый несколько раз посетил Лондонский Монетный двор, смотрителем которого был в то время Ньютон. Вероятно, Петр и Ньютон встречались».  2 марта 1727 года незадолго до своей кончины 85-летний Ньютон провел заседание Лондонского Королевского Общества, где обсуждалось письмо Петербургской академии. В письме выражалась надежда на регулярные связи между научными центрами двух стран. Члены Петербургской академии писали, что хотели бы представлять свои доклады Королевскому Обществу и получать от него их оценку. В ответ на это обращение Королевское общество выразило согласие на тесное сотрудничество с Петербургской Академией наук.  (всем сразу)
  4. Всем трем капитанам. Ответ пишет на листке маркером. Кто в России был инициатором создания Академии наук? Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I. (всем сразу)
  5. Всем трем капитанам. Ответ пишет на листке маркером Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (Учрежденные для новорожденных детей царской фамилии ордена Святого Андрея Первозванного и Святой Анны имели ленты соответственно голубого и розового цвета).

V Агон «Конкурс чтецов»

 Капитан назначает одного чтеца из команды. Задание: артистично зачитать отрывок. После того, как все три участника зачитают отрывки. Команды должны ответить на вопрос: Эта книга была необычайно популярна и при Петре I издавалась трижды. Многие ее наставления молодежи уместны и сегодня. О какой книге идет речь? («Юности честное зерцало») Ответ пишут на листке маркером. За правильный ответ 1 балл.

Первый чтец. Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

В-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (Блюда делились на ушные (от «уха»), тельные (мясо, рыба) и хлебные (пироги)., )чтобы везде брызгало, не сопи егда яси. Первый не пей, будь воздержан и бегай пьянства; пей и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем и не пей, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов (Палец руки.)и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свинья, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего. Когда престанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот...

Второй чтец. Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча, яко бы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, дабы от издевки не учинилось вправду повадки и обычай, ибо такие принятые повадки младого отрока весьма безобразят и остыжают так, что потом в домах, их пересмехая, тем дражнят...

Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе,  или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить или отьид для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри «огами так чисто, как можно.

Третий чтец Никто честновоспитанный возгрей (соплей. - Сост.) в нос не втягн подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя в вниз  глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и  вывергает.

Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.

И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.

Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях. <...>

VI Агон «Жребий брошен»

Команды тянут по два задания, зачитывают и дают ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. По указу Петра I от 16 января 1705 года во всех городах со всяких служилых чинов и посадских велено брать по 60 рублей с человека… за уклонение от выполнения определенной указом обязанности. За что именно бралась плата? (за разрешение носить бороду и усы).
  2. После подавления стрелецкого бунта Петр I навестил свою сестру Софью в Новодевичьем  монастыре, чтобы поговорить о случившемся, однако царевна ни о чем не захотела говорить с ним. Что сказал, покидая монастырь, царь со слезами на глазах? (сколь умна, столь и зла, а могла бы быть мне правою рукою»).
  3. Реформа календаря была проведена в России Петром I. Царский указ гласил: «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». А 20 января Петр издал следующий указ: «О праздновании нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в весели с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей…» Какая ошибка допущена в указе? (1700 год назван началом нового века).
  4. Откуда взялось выражение «Работать спустя рукава», что Петр I предпринял против этого? (Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Петр указом обязал носить европейское платье. Длинные рукава и подолы мог собственноручно обрезать)
  5. Что предусматривал один из законов Петра на случай митрофанушкиного «не хочу учиться, а хочу жениться»? (Запрет жениться дворянину, не получившему образования, «Указ о дураках»)
  6. О каком нововведении идет речь? Сими литеры печатать исторические и мануфактурные книги. А которые подчернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять (Слово почернены в резолюции Петра I употреблено в значении зачёркнуты, отмечены чёрным.  Данное высказывание связано с реформой русской азбуки, которая была проведена Петром I в 1708 (первоначальный вариант) и в 1710 годах (окончательный вариант) . 

 

Подведение итогов урока

Учитель вместе с жюри посчитывает общее количество баллов.

1-е место – наибольшее количество баллов.

Оценка –  две «5» каждому участнику группы.

2-е место – группы со сходным количеством средних баллов.

Оценка – одна “5” каждому участнику группы.

3-е место – группы со сходным количеством низких баллов.

Оценка – “4” каждому участнику группы.

Список использованной литературы:

  1. История России.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 3-е изд., перераб. и доп.  М.: МГУ,  2006.
  2. Л.Л.Юрганов, Л.А.Кацва . История России XVI-XVIII век. М.: Мирос, 1995.
  3. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие./Под общей редакцией А.Н.Алексашкиной. М.: АСТ, 1996.
  4. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы/В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев и др. М.: Дрофа, 2000.
  5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13059&ob_no=12770 Юности честное зерцало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Разработка урока "Создание империи Петра Великого"

Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса...

Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...

Разработка урока "Петр I и Ярославский край"

Урок подготвлен к 350-летию императора ПетраI....