Урок по теме "Реформы Петра I"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
История России 7класс
Тема: «Реформы Петра I»
Цели урока:
- Обучающие: Охарактеризовать модернизацию государственной системы России.
Предпосылки и значение преобразований.
- Развивающие: Продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы. Развивать умения работать с текстом учебника, с документом.
Развивать интерес к истории
- Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,
Формированию гуманистической и гражданской позиции
Основные понятия: абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, аристократия.
Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIIIв.», презентация к уроку.
Проверка домашнего задания:
- Назовите причины Северной войны.
- Расскажите о начале войны. Какие уроки извлек Петр?
- Пользуясь картой, назовите основные сражения Северной войны.
- Каково значение Северной войны для России?
Новый материал. План:
- Реорганизация армии
- Реформа центрального управления
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Церковная реформа
- Значение преобразований.
1. Реорганизация армии.
-Вспомните, чем можно объяснить успехи России в Северной войне?
Реорганизация армии, создание постоянной армии, сформированной на основе рекрутской повинности и военно-морского флота. Создание военной экономики. Открытие военных учебных заведений. Т. е. проведение военной реформы.
Петром I было проведено реформирование государственного управления страной, произошло изменение государственной власти по западному образцу, оформилась абсолютная монархия.
Что такое абсолютизм? Определение стр.122.
Какие изменения государственной власти говорят о складывании абсолютной монархии в России?
Схема управления России в первой четверти XVIII в. Какие произошли изменения?
2.Реформа центрального управления.
Еще до начала Северной войны в 1699 году Петр заменил Боярскую думу Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат, получивший название Правительствующий. Высший законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Состоял из 9 человек, назначаемых царем из особо доверенных лиц.
Над Сенатом был установлен контроль: в 1722г. учреждена должность генерал- прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору.
Реформа 1718-1720гг громоздкие и неповоротливые приказы были заменены новыми учреждениями – коллегиями. Работа с учебником стр.116.
Коллегии имели четкое разграничение функций и занимались вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники. Обсуждение дел проводилось сообща, «коллегиально».
Особое место в системе гос.учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала Преображенский приказ, а позже Тайная канцелярия, занимались делами о государственных преступлениях и находились в ведении самого императора.
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Вспомните, каким было территориальное деление России и управление на местах в XVIIв ?
Страна делилась на уезды, во главе которых стояли назначаемые царем воеводы, обладавшие военной, административной и судебной властью.
В 1708 г. для усиления местного аппарата власти страна была проведена областная реформа. В чем ее суть посмотрим по учебнику стр. 117.
Петр реформировал местное самоуправление на шведский манер: деление губерний на провинции, которые, в свою очередь, делились на дистрикты, соответствовавшие уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией.
По западноевропейскому образцу была проведена городская реформа. Работа с учебником стр. 117.
- Как вы считаете, кому принадлежала главная роль в городских органах власти?
Новые органы городского самоуправления – магистраты – состояли из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, а он подчинялся Сенату.
- Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Работа с документом стр.121.
- В чем смысл документа?
Указ приравнивал поместье к вотчине. Разрешалось передавать земельное владение только одному наследнику, а остальные должны были жить на жалование за службу.
В 1722 году принят Табель о рангах.
Старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Возможность получить дворянский титул за службу, не зависимо от происхождения.
- Церковная реформа.
Превращение церкви в государственное учреждение, полностью подчиненное высшей светской власти. Упразднение патриаршества. Управление делами церкви передано Святейшему Синоду. Деятельность Синода под контролем обер-прокурора – гражданского человека, назначаемого царем. Назначение в Синод осуществлялось царем, а решения им утверждались, т.е. император стал фактически главой Русской православной церкви.
- Значение преобразований.
Работа с учебником стр.120.
- Укрепление безопасности страны
- Реформы поставили Россию в ряд великих держав.
- Стерты различия в положении боярства и дворянства.
- Усовершенствована система местного управления.
- Впервые введены выборные начала в управлении городами.
- Церковь превратилась в государственный орган власти.
- Многочисленное население России осталось бесправным.
Закрепление материала:
- Что такое абсолютизм?
- Какие изменения государственного управления свидетельствовали о складывании абсолютизма?
- Каково значение Табели о рангах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме " Петр I: реформатор или антихрист?!"
Интегрированный урок литературы и истории 7 класс...
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178466-1358096402.jpg)
Разработка урока "Создание империи Петра Великого"
Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-473476-1409298274.jpg)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-473476-1409298274.jpg)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....