Урок по теме "Реформы Петра I"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Максимова Татьяна Викторовна

Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_7klass.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

История России 7класс

Тема: «Реформы Петра I»

Цели урока:

  • Обучающие:  Охарактеризовать модернизацию государственной системы России.

                          Предпосылки и значение преобразований.

  •  Развивающие:  Продолжать формирование умения сравнивать новое государственное                     устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы.   Развивать умения работать  с текстом учебника, с документом.

                             Развивать интерес к истории

  • Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,

                                  Формированию гуманистической и гражданской позиции

Основные понятия: абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, аристократия.

Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIIIв.», презентация к уроку.

Проверка домашнего задания:

  1. Назовите причины Северной войны.
  2. Расскажите о начале войны. Какие уроки извлек Петр?
  3. Пользуясь картой, назовите основные сражения Северной войны.
  4. Каково значение Северной войны для России?

Новый материал.                           План:

  1. Реорганизация армии
  2. Реформа центрального управления
  3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
  4. Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  5. Церковная реформа
  6. Значение преобразований.

1. Реорганизация армии.

-Вспомните, чем можно объяснить успехи России в Северной войне?

Реорганизация армии, создание постоянной армии, сформированной на основе рекрутской повинности и военно-морского флота. Создание военной экономики. Открытие военных учебных заведений. Т. е. проведение военной реформы.

 Петром I было проведено реформирование государственного управления страной, произошло изменение государственной власти по западному образцу, оформилась абсолютная монархия.

Что такое абсолютизм? Определение стр.122.

Какие изменения государственной власти говорят о складывании абсолютной монархии в России?

Схема управления России в первой четверти XVIII в. Какие произошли изменения?

2.Реформа центрального управления.

      Еще до начала Северной войны в 1699 году Петр заменил Боярскую думу Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

       В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат, получивший название Правительствующий. Высший законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Состоял из 9 человек, назначаемых царем из особо доверенных лиц.

        Над Сенатом был установлен контроль: в 1722г. учреждена должность генерал- прокурора.  Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору.

         Реформа 1718-1720гг громоздкие и неповоротливые приказы были заменены новыми учреждениями – коллегиями. Работа с учебником стр.116.

          Коллегии имели четкое разграничение функций и занимались вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники. Обсуждение дел проводилось сообща, «коллегиально».

         Особое место в системе гос.учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала Преображенский приказ, а позже Тайная канцелярия, занимались делами о государственных преступлениях и находились в ведении самого императора.

  1. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.

         - Вспомните, каким было территориальное деление России и управление на местах в XVIIв ?

Страна делилась на уезды, во главе которых стояли назначаемые царем воеводы, обладавшие военной, административной и судебной властью.

          В 1708 г. для усиления местного аппарата власти страна была проведена областная реформа. В чем ее суть посмотрим по учебнику стр. 117.

Петр реформировал местное самоуправление на шведский манер:  деление губерний на провинции, которые,  в свою очередь,  делились на дистрикты, соответствовавшие уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией.

           По западноевропейскому  образцу была проведена городская реформа. Работа с учебником стр. 117.

        - Как вы считаете, кому принадлежала главная роль в городских органах власти?

Новые органы городского самоуправления – магистраты – состояли из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, а он подчинялся Сенату.

  1. Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Работа с документом стр.121.

- В чем смысл документа?

Указ приравнивал поместье к вотчине. Разрешалось передавать земельное владение только одному наследнику, а остальные должны были жить на жалование за службу.

В 1722 году  принят Табель о рангах.

Старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Возможность получить дворянский титул за службу, не зависимо от происхождения.

  1. Церковная реформа.

     Превращение церкви в государственное учреждение, полностью подчиненное высшей светской власти. Упразднение патриаршества. Управление делами церкви передано Святейшему Синоду. Деятельность Синода под контролем обер-прокурора – гражданского человека, назначаемого  царем. Назначение в Синод осуществлялось царем, а решения им утверждались, т.е. император стал фактически главой Русской православной церкви.

  1. Значение преобразований.

 Работа с учебником стр.120.

  1. Укрепление безопасности  страны
  2. Реформы поставили Россию в ряд великих держав.
  3. Стерты различия в положении боярства и дворянства.
  4. Усовершенствована система местного управления.
  5. Впервые введены выборные начала в управлении городами.
  6. Церковь превратилась в государственный орган власти.
  7. Многочисленное население России осталось бесправным.

Закрепление материала:

  1. Что такое абсолютизм?
  2. Какие изменения государственного управления свидетельствовали о складывании абсолютизма?
  3. Каково значение Табели о рангах?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " Петр I: реформатор или антихрист?!"

Интегрированный урок литературы и истории 7 класс...

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Конспект урока по «Истории России» 7-8 класс. Тема урока: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I

Основная задача внешней политики Петра I — получение доступа к морю и повышение авторитета России среди европейских стран.  Западное направление. Великое посольство в Европу (1697&nda...