ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА для учащихся 5-9 классов
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Овчинникова Надежда Ивановна

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_ovchinnikova_n.i.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,

ПОСВЯЩЁННОЕ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

для учащихся 5-9 классов

Подготовила:

Учитель истории

 I кв. категории- Овчинникова Н.И.

2013-2014 учебный год

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

 Ведущий. 27 января 1944 года. Что это за дата?

27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда. 

 Война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Эпиграф: (слайд № 1 с видом Санкт – Петербурга)

 К плеяде столь прославленных имён, Как Измаил, Полтава, Севастополь, прибавится теперь ещё и он, Град Ленина, о чей гранитный цоколь разбилась боевая мощь врага, Зарывшегося в русские снега…

 Звучит музыка «Священная война»

Ведущий:

 «Все может родная земля:

Накормить своим хлебом,

Напоить из своих родников,

Удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб,

Кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

Ученик: Внимание! Внимание! Внимание! Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

 Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ! 

Звучит куплет песни «Не надо войны».

(Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны. Не надо войны, не надо войны!) 

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

А. Митяев.

Утром 22 июня 1941 года, в 3 часа 30 минут Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война. 

Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

Слайд № 2 - Немецкие самолёты над городом.

Слайд № 3 - Вид довоенного Ленинграда.

 Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. … После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предлагаю блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Сдадим!».

Ученик: Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику, указав: «этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить город с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.

Ученик:

О, этот город! Как его пытали…

С земли и с неба. Стужей и огнём.

Он голодал. Бледнее лица стали,

Румянец мы не сразу им вернём.

Но даже и потом, на много лет, 

Останется на них особый след.

Ученик: 

И ежели сегодня захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут – Ленинград,-

И всё сольётся в этом слове…


В. Инбер



Ведущий:

8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и оставлен на ближних подступах к нему. Началось героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

 Чтобы чуточку представить себе, что такое была блокада, надо зайти в школу, когда кончаются уроки. Посмотрите на этих шумных детей и представьте себе именно их, но в десятках тысяч, молча лежащих в своих постельках, в промёрзлых квартирах, без движение, даже не просящих пищи, а только выжидательно на вас смотрящих.

Слайд № 4 – Блокадный Ленинград

Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам – защитникам Ленинграда. 1941 год: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего. Пусть каждый из вас высоко несет почётное звание советского воина. Умрём, но Ленинграда не сдадим!».

Ведущий:
На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Слайд № 5 – Дежурные на крышах Ленинграда.

Ученик: 

…Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть.

Ученик: 

Но в то, что умер город наш, -

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх,

Мы знаем от людей, сражённых смертью

Что означает:

«Смертью

смерть

поправ».

Ученик: 

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не на белый флаг!

Ведущий: 
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. К ноябрю сокращены нормы выдачи хлеба до катастрофически малых цифр: рабочим – 250 грамм, детям до 12 лет и иждивенцам – 125 грамм. Осажденный город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро – так называемую легендарную «Дорогу жизни».

Ученик: 

Она пролегла ледяными полями,

«Дорогою Жизни» назвали её.

И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя,

Бомбёжки, метели и взломанный лёд.

Ученик: 

И с суши, и с неба её охраняли,

Подходы по льду день и ночь стерегли.

Дорожники трассу чинили, меняли,

Как пульс Ленинграда её берегли.



Ученик: 

Она – как легенда, как песня, как знамя.

У этой дороги не будет конца –

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца

А. Молчанов

 Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Ученик:

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы. Тишина:

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалобы слышны.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина везет куда-то мужа

Серая полумаска на лице.

В руках бидончик - это суп и ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

Товарищи мы в огневом кольце:

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, к вечеру добраться б:

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят Ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят:

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ученик. 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"

Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.

Ведущий:

Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях пенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами вплоть до 23 апреля 1942 года.

Слайд № 9 – Движение машин по «Дороге Жизни».

Ведущий:

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. Крупы и мяса – по 50 грамм рабочим, всем остальным – по 20 грамм. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. Мясо и крупа – 25 грамм – рабочим, 15 грамм – все остальным.  В Ленинграде начался голод.  Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады.

Слайд № 6 - Ленинградец с хлебом на ладони.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережные рек, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Слайд № 7- Ленинградцы у проруби на Неве.

Ученик: 

Опять налёт,

Опять сирены взвыли.

Опять зенитки начали греметь.

И ангел

С петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь.

Ученик: 

Но неподвижна очередь людская

У проруби,

Дымящейся во льду.

Там люди

Воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

Ученик:

 Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались-

Просто силы берегут.

Наполненные вёдра и кастрюли

Привязаны к саням,

Но люди ждут.

Ученик:

Ведь прежде чем по ровному пойдём,

Нам нужно вверх

По берегу подняться.

Он страшен.

Этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь –

Шагов пятнадцать.

Ученик: 

Споткнёшься,

И без помощи не встать,

И от саней –

Вода

Дорожкой слёзной…

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждём,

Пока она замёрзнет…

Ю. Воронов

Ведущий:

За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов, от которых только по официальным данным погибли 16 467 человек. Ещё около миллиона погибло от голода. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – одна шестая часть его довоенного населения.


Ученик: 

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».


Слайд № 8 – Вид блокадного Ленинграда.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ученик: 

 Когда живое всё от взрывов глохло,

 А он

Не поднимал ни глаз, ни рук,

Мы знали: Человеку очень плохо.

Ведь безразличье

Хуже, чем испуг.


Ученик: 

Мы знали:


Даже чудо не излечит,


Раз перестал он жизнью дорожить.


Но был последний способ-


Взять за плечи


И крикнуть человеку:


«Надо жить»


Ю. Воронов


Ведущий: 

И город жил… Жил полной жизнью - работали детские сады и школы, библиотеки, кино и театры, звучала музыка…

На фоне музыки:


Ученик: 

Им холод кровавит застывшие губы,


Смычки выбивает из рук скрипачей,


Но флейты поют,


Надрываются трубы,


И арфа вступает


Как горный ручей.

И пальцы


На лёд западающих клавиш


Бросает, 

Не чувствуя рук, пианист…


Ученик: 

Концерт начался!


И под гул канонады-


Она, как обычно, гремела окрест-


Невидимый диктор


Сказал Ленинграду:


«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»


Ученик:

И музыка


Встала над мраком развалин,


Крушила

Безмолвие тёмных квартир.


И слушал её ошарашенный мир…


Вы так бы смогли


Если б вы умирали?.. 


Ведущий: 

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.


Ученик: 
Девчонка с ведерком пустым


Чуть движется:


А за Невою Клубится пожарища дым.

А там меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,


На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.


Пауза. Стук метронома.


Ведущий: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.



"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"


"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"


"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"


"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"


"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"


"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"


"Савичевы умерли"


"Умерли все"


"Осталась одна Таня"


Ученик: 


Этот дневник на процессе Нюрнбергском


Был документом страшным и веским,


Плакали люди, строчки читая.


Плакали люди, фашизм проклиная.


Танин дневник - это боль Ленинграда,


Но прочитать его каждому надо.


Словно кричит за страницей страница.


"Вновь не должно это все повториться".



Ведущий: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19мая на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик:

 
Девчонка руки протянула


И головой –


На край стола.


Сначала думали –


Уснула,


А оказалось –


Умерла:


Никто


Не обронил ни слова,


Лишь хрипло,


Сквозь метельный стон,


Учитель, выдавил, что снова


Уроки -После похорон.


Пауза. Стук метронома.

Ведущий:

А. Фадеев писал, что "навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову -было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком". "Все для фронта! Все для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.

Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич". Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

 Ученик: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Бергольц:

Ученик: 

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик :

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость слишком велика –

Но боль

Заговорила и прорвалась.

Рыдают люди, и поют,

И лиц, заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня Ленинградцы

Плачут:

Ведущий: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

Ученик: 

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,


Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Ученик. Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ученик.

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград! 

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

 Ученик.

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!» 

Ученик.

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

 Ученик.

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

Ученик.

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Ведущий.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Ученик.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.

 Ведущий. Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней - 900 блокадных дней и ночей.

 Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Ученик.

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили. Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть. 

Ведущий. 

За   мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой.

  Награждён   орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». 

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Ученик: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Ученик: Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Ведущий: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Мы молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы ВОВ. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие к 70 - летию снятия блокады Ленинграда.

Газета "Вести" № 3 от 29 января 2014 года...

Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

мероприятие, посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда

Разработка сценарий мероприятия, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда с использованием фотодокументов, видео и др. материалов...

Урок Мужества, посвящённый 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости,...

Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда

Содержательный  и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой  отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний  как детей...

Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда

Содержательный  и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой  отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний  как детей...

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.Квест состоит из 5 этапов. Для их успешного прохождения участникам  потребуется Сила воли, Ум, Память, Смекалка, Взаимовыручка, потому ч...