Контрольное тестирование 5 класс
тест по истории (5 класс) на тему

Фокина Наталья Владимировна

Тесты для 5го класса предназначеныые для проведения итогового контроля знаний учашихся за курс "Истории древнего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_5_klass.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ    вариант 1                               5 класс                                                                                                              

ЧАСТЬ 1

1.Когда на земле появились первые люди?

А) около 2 млн. лет назад Б) около 10 млн. лет назад В) около 100 тыс. лет назад.

2.Что называется религией?

А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира В) наука о появлении человека

3. Из какого металла люди первоначально изготовляли орудия труда?

А) из железа    Б) из олова    В) из свинца     Г) из меди

4. Кого древние египтяне считали « живым богом»?

А) главного жреца    Б) фараона     В) Амон-Ра

5. Письменность в древнем Египте?

А) иероглифы  Б)  клинопись     В) папирус

6.Какое наказание по законам Хаммурапи полагалось рабу за оскорбление свободного человека?

А) смертная казнь    Б) отсечение руки      В) отрезание уха

7. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?

А) Адам                Б) Авраам            В) Ной

8. Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции   Б) город в Древней Греции  В) орган управления городом.

9.Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

А) Гомер     Б) Гесиод        В) Эсхил

10.Что означает греческое слово «демократия»?

А) «власть народа»  Б) «власть знати»            В) «власть тирана».

                               ЧАСТЬ 2.

                              В1.Соотнесите название страны и событие.

                              А) Египет                             1 Марафонская битва

                              Б) Китай                               2 правление Хаммурапи

                              В) Греция                             3Походы  Тутмоса III

                              Д) Рим                                  4. Правление Цинь Шихуана

                              Е) Двуречье                        5. Возникновение христианства

                              В2.О каком событии древнегреческой истории идет речь в отрывке:

                             «Мать черная, земля многострадальная,

                             С которой сбросил я позорные столпы,

                             Рабыня раньше, а теперь свободная,

                             На родину в Афины, в наш прекрасный град,

                            Вернул я многих на чужбину проданных».

                            ОТВЕТ:____________________________________.

           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ. Вариант 2.                                                       5 класс.

               ЧАСТЬ 1

  1. Укажите главное отличие древнейших людей от животных:

А) способ общения   Б) внешний облик      В) умение изготовлять орудия труда

2. Кто управлял родовой общиной?

А) цари    Б) жрецы            В) старейшины.

3. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:

А) писцы            Б) жрецы         В) фараоны

4. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов  

А) Сфинкс         Б) Апис            В) Хеопс

5. Где был придуман первый алфавит?

А) В Финикии    Б) В Нубии            В) В Египте

6. Бог грома и молнии, царь богов и людей у древних греков

А) Крон   Б) Зевс       В) Аполлон

7. Кто такие патриции?

А) потомки древнейших жителей Рима      Б) потомки племени этрусков  В) потомки греческих колонистов  Италии.

8. Как назывались завоеванные Римом области?

А) «наше море»  Б) провинции  В) царство варваров.

9. Административный орган управления в Древнем Риме

А) сенат        Б) форум     В) Пантеон

10. Войсковое соединение римской армии

А) фаланга    Б) легион     В) преторий

ЧАСТЬ 2.

В 1. Соотнесите имена деятелей культуры  и их творения

А) Фидий               1поэмы «Илиада»  и «Одиссея»                                                                                                Б) Гомер                 2.статуя богини Афины

В) Мирон        3.Статуя Дискобол-метатель диска

Г)) Аристофан         4. Трагедия «Антигона»

Д) Софокл                5. Комедия «Птицы»

Е) Фидий                  6. Статуя Зевса Олимпийского

В 2. Прочтите отрывки из рассказов древних писателей и определите имя исторической личности, о которой идет речь:

«Всякий раз, когда приходило известие о победах его отца

,он мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».

«однажды юного…. , отличавшегося быстротой ног, спросили, не желает ли он состязаться на Олимпийских играх. Он ответил: «Да, но если моими соперниками будут цари!»

«В городе Гордии… Показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. Предание гласило, что тот кто развяжет узел, станет владыкой мира.   …Решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он  выхватил меч и одним ударом разрубил его.»

ОТВЕТ_________________________________.

Контрольная работа по истории 3 вариант.           5 класс.

       ЧАСТЬ 1

  1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей..

А) распад родовой общины   Б) изменение орудий труда   В) появление государства.

2.Что называется  искусством?

А) творческое воспроизведение окружающего мира  Б) стремление человека объяснить загадки природы В) желание людей лучше охотиться.

3. Бог Солнца, самый могущественный бог древнего Египта?

А) Осирис   Б)  Амон-Ра      В) Сет

4. Какое наказание по законам Хаммурапи полагалось рабу за оскорбление свободного человека?

А) смертная казнь   Б) отсечение руки    В) отрезание уха.

5. В какой стране стали впервые производить сахар?

А)   в Китае   Б) в Индии   В)  в Ассирии.

6.С каким островом связан миф о Дедале и Икаре?

А) с  о. Солюс   Б) с о. Итака    В) с о. Крит.

7. Где проводились  Олимпийские игры?

А) на горе Олимп     Б) в Олимпии      В) в Афинах.

8.Войсковое соединение римской армии:

А) фаланга     Б) легион    В) преторий

9. Народные трибуны имели право произносить в сенате слово «вето». Что оно означало?

А) «приветствую»       Б) «разрешаю   В)    «запрещаю».

10. Кто такой диктатор?

А) управляющий римской провинцией   Б) правитель, обладающий неограниченной властью   В) главнокомандующий римской армией.

ЧАСТЬ 2.

В 1. О каком герое греческих мифов идет речь в отрывке?

«Вопреки запрету  Зевса …. Похитил огонь в кузнеце своего друга Гефеста и принес его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утесу. Велики были муки…. – каждый день прилетал к утесу орел и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.»

ОТВЕТ______________________________.

В 2. Установите соответствие между именем исторической личности и страной:

А) ГРЕЦИЯ                   1) Перикл

Б)РИМ                          2) братья Тиберий и Гай Гракхи

                                      3) Солон

                                      4) Фемистокл

                                      5) Гай Юлий Цезарь

                                     6) Нерон

Контрольная работа по истории  Вариант 4.           5 класс.

 ЧАСТЬ 1

1.В каком первобытном коллективе действовал обычай: «Один за всех , все за одного»?

А) в человеческом стаде   Б) в родовой общине     В) в государстве

2. Где находится Египет?

А) в северо-восточной части Африки  Б) в центральной Азии  В) в центральной Африке.

3. Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»?

А) только фараонов  Б) только жрецов       В) всех, кто при жизни творил добро

4. Письменность в Древнем  Двуречье:

А) линейное письмо   Б) иероглифы   В) клинопись

5. Где был придуман первый алфавит?

А) в Финикии         Б) в Нубии             В) в Египте

6. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась из рта бога Брахмы?

А) жрецы                Б) воины                В) земледельцы

7. библейский старец , спасшийся во время потопа?

А) Адам                    Б) Авраам             В) Ной

8. От кого защищала  Северный Китай Великая Китайская стена?

А)   от ассирийцев    Б) от гуннов       В) от филистимлян

9. В каком городе Греции было два царя?

А)  в Спарте   Б) в Афинах                 В) в Фивах

10. Вождь афинского демоса в V в до н. э.:

А)  Сократ       Б) Перикл            В) Дракон

ЧАСТЬ 2.

В1. Соотнесите термин и его определение:

  1. Император      А) правитель, обладающий неограниченной властью
  2. Диктатор          Б) почетное прозвище полководца в дни триумфа
  3. Народный трибун       В)управляющий римской провинцией
  4. Наместник         Г) защитник плебеев
  5. Консул               Д) правитель в Риме, избираемый на 1 год
  6. Раб                    Е) полностью зависимый человек.

В.2 Прочтите отрывок из древнегреческой поэмы и назовите ее название:

«Громкие вопли услышав, отовсюду сбежались циклопы:

«Кто  же тебя, Полифем, здесь обманом иль силою  губит?!»

Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким

Ревом: «Никто!..» В сердцах закричали циклопы:

«Если никто, для чего же один так ревешь ты?»

Ответ:_________________________________

Контрольная работа по истории 5 вариант.                 5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. Основное занятие человека в период оледенения.

А) охота    Б) земледелие      В) ремесло

2. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

А) папирус      Б) древесину      В) хлеб

3. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Хаммурапи    Б) Соломон   В) Гильгамеш

4. Что изобрели в Древнем Китае?

А)  бумагу    Б) цифры         В) шахматы

5. Как часто проводились олимпийские игры в Древней Греции?

А) раз в 4 года   Б) раз в 10 лет      В) каждый год

6. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

А) рабы     Б) граждане Афин        В) переселенцы

7. Кто, согласно легенде был первым царем Рима?

А) Рем      Б) Ромул               В) Нумитор

8. Должностные лица, избиравшиеся в Римской республике каждый год?

А)    сенаторы    Б) консулы    В) императоры

9. Кто служил в римских легионах?

А) рабы     Б) бедняки    В) земледельцы

10. народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

А) Тиберий Гракх   Б) Катон       В) Сципион

Часть 2

В 1. Прочтите отрывок и укажите имя императора, о котором идет речь:

«Во времена … уже во всех провинциях империи было много христиан. В 313 году император издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

Он замыслил перенести столицу из Рима на Восток. Местом для нее был избран греческий город Византий на берегу пролива Босфор. Город стал называться в честь основателя.»

В 2. Установите соответствие между именами  известных исторических личностей и сферами их деятельности.

А) Гомер           1) полководец

Б) Фемистокл  2) поэт

В) Перикл         3)   математик

Г)Эвклид            4) стратег

Д) Сенека           5)ученый, учитель императора Нерона.

Е)Александр Македонский   6) полководец

Контрольная работа по истории 6 вариант.             5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. Какое занятие привело к возникновению земледелия?

А) охота     Б) скотоводство   В) собирательство

2. Из чего первобытные люди  делали первую одежду?

А) из шелка   Б) из шкур диких животных   В) из хлопка

3 Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?

А) Эхнатон   Б) Хеопс   В) Тутанхамон

4. Что изобрели финикийцы?

А) прозрачное стекло   Б) компас   В) бумагу

5. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

А) Акрополь    Б) Агора    В) Академия

6. Где жили греческие боги?

А) в Олимпии  Б) на острове Крит    В) на горе Олимп

7. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 309 г. До н.э.?

А) Муций Сцивола  Б) гуси   В) волчица

8. Река, переходя которую, Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен!»

А) Тибр    Б) Рейн     В) Рубикон.

9. Кто такие колоны?

А) рабы   Б) воины    В) земледельцы

10. Назовите имя предводителя крупнейшего восстания рабов в Риме

А) Ромул   Б) Спартак В) Юстиниан

Часть 2.

В1. О каком событии идет речь в отрывке?

«Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столпы,

Рабыня раньше, а теперь свободная,

На родину в Афины, в наш прекрасный град,

Вернул я многих на чужбину проданных».

ОТВЕТ:___________________________________.

В2. Установите соответствие между терминами и их определениями:

А) Полис           1) высокий тростник

Б) папирус     2) город-государство

В) держава      3) власть народа

Г)демократия  4) большое и сильное государство

Д)триера            5) главная площадь Афин

Е)Агора               6) мелко сидящее судно с 3-мя рядами весел

Контрольная работа по истории   7 вариант.   5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. Какое занятие первобытных людей возникло  примерно в одно время с земледелием?

А)  скотоводство  Б)  охота     В) обработка металлов

2. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

А) папирус   Б) древесину   В) хлеб

3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет  Б) саркофаг   В) мумия

4. Что обозначает понятие «колония»?

А) поселение  за пределами своей родины  Б) свободная территория   В) город-порт

5. Что изобрели в Древней Индии?

А) шахматы   Б) бумагу   В) прозрачное стекло

6. Кто, по Библии, был создан Богом и чье имя переводится с еврейского как «человек»?

А) Ной                    Б) Адам               В) Моисей

7. Юная богиня красоты и любви?

А) Гера       Б) Афина         В) Афродита

8. Что произошло в 490 г. До н. э.?

А) Марафонская битва          Б) взятие греками Трои   В) распад державы Александра Македонского.

9. герой Троянской войны, которому удалось вернуться на родину:

А)  Одиссей   Б) Патрокл        В) Ахиллес

10. высший орган власти в республиканском Риме?

А) сенат          Б) народные трибуны      В) царь

Часть 2.

В1. Прочтите отрывок и определите о какой группе индийского населения идет речь в отрывке?

« Им запрещалось жить в деревне. Они носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ».

Ответ:______________________________________________.

В2. Установите соответствие между терминами и их определениями:

А) Налог                    1) Мастер, изготовляющий изображения из глины, камня, дерева, металла

Б) дельта                  2) сбор в пользу государства

В) религия               3) специалист по строительству зданий

Г) архитектор         4) разделение реки на несколько рукавов

Д) Ремесленник              5)вера в сверхъестественные существа

Е) амфитеатр            6) место для состязаний гладиаторов.

Контрольная работа по истории  8 вариант.           5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. Когда появился человек на земле?

А) 2 млн. лет назад   Б) 100 тыс. лет назад       В) 10 тыс. лет назад

2. Выберите причину появления религии:

А) не умение человека объяснить явления природы     Б) боязнь человека перед стихией природы         В) желание человека отличаться от животных

3. Древняя страна, находящаяся между двумя реками Тигр и Евфрат?

А)   Урарту           Б) Междуречье                  В) Индия.

4. Как назывался совет знати в Афинах?

А)   ареопаг    Б) демос              В) полис

5. Чем занимались спартанцы?

А) ремеслом    Б) военным делом    В) земледелием

6. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского:

А)   Сократ       Б) Анаксагор         В) Аристотель

7. Девять сестер-богинь, покровительниц поэзии, искусства и науки:

А)        нимфы        Б)   сирены               В) музы

8. Как называлось правление в Риме с Октавиана Августа?

А)    республика      Б) империя      В) тирания

9. Главный источник рабства в Риме:

А) завоевания    Б) торговля     В) долговая кабала.

10. Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

А)   театральное представление    Б) спортивное состязание    В) гладиаторские бои

Часть 2.

В1. Установите соответствие между именами греческих богов и тем, покровителями какой силы природы или сферы хозяйства они являлись:

А) Деметра           1) богиня войны

Б)Афродита          2) богиня земледелия

В) Афина               3) бог Моря

Г) Зевс                     4) Главный бог греков, бог грома и молнии

Д)  Посейдон          5) богиня красоты и любви

Е) Гефест                 6) покровитель ремесленников, кузнецов.

В2. О каком городе идет речь с отрывке?
« Старый и влиятельный сенатор Катон, побывав в …, был поражен обилием кораблей и товаров в его гавани, богатством жителей. Вернувшись на родину, он стал призывать к полному уничтожению цветущего города. Каждую речь в сенате Катон заканчивал словами: «Все же я полагаю, что ….должен быть разрушен!»Город сравняли с землей, предав вечному проклятию от место, где он стоял.»

ОТВЕТ:_______________________________________

Контрольная работа по истории  9 вариант            5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

А)человеческом стаде    Б) родовой общине       В) государстве.

2. Первое орудие труда первобытного человека:

А) мотыга     Б) заостренный камень    В) плуг.

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А)  объединение Южного и Северного царств   Б) союз богов неба и земли   В) царство мертвых и царство живых.

4. КТО НАБИРАЛСЯ В АРМИЮ В Древнем Египте:

А) каждый десятый юноша-египтянин Б) каждый второй раб  В) все вельможи.

5. Где протекает река Янцзы?

А) в Китае        Б) в Индии В) в Междуречье.

6. Древняя страна, в которой были изобретены бумага, компас, шелк?

А) Китай   Б) Индия     В) Египет.

7. Как по-гречески назывался «простой народ»?

А) илоты   Б) полис   В) демос.

8. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

А) рабов Б) оливковое масло   В) хлеб.

9. Римский император,  при котором началась травля христиан?

А) Константин    Б) Нерон   В) Октавиан Август.

10. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г. До н.э.    Б) в 74-71 гг до н.э.  В) в 313 г. До н.э.

ЧАСТЬ 2.

В 1.Установите соответствие между названием страны и понятием, связанным с ее историей:

А) Китай          1) земельный закон Тиберия Гракха

Б)Двуречье      2)   фараон

В) Греция          3) амфора

Г) Финикия       4) Правление Цинь Шихуаньди

Д)Египет           5)клинопись

Е) Рим                6)первый алфавит

В 2. О какой богине древних греков идет речь в следующем отрывке из мифа:

« Заспорили между собой  любимая дочь Зевса…. И брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города? Решили так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Но попробовали воду греки и усмехнулись: была она соленой. Затем … воткнула в землю свое копье, зазеленело оно и превратилось в оливковое дерево. Все признали дар … лучшим… Вот почему признали дар… лучшим,»

ОТВЕТ:________________________________________.

Контрольная работа по истории  10 вариант.             5 класс

ЧАСТЬ 1

  1. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

А) в человеческом стаде   Б) в родовой общине  В) в соседской общине.

2. Кто управлял племенем?

А) жрецы  Б) совет старейшин    В) цари.

3. служащие в Древнем Египте, собирающие налоги:

А) писцы   Б) жрецы       В) фараоны.

4. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Хаммурапи   Б) Соломон   В) Гильгамеш.

5. Старшая из богинь, супруга Зевса?

А) Гера        Б) Афина    В) афродита.

6. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:

А)  Гомер   Б) Гесиод   В) Эсхил.

7. Кто спас Рим во времена нашествия галлов в 390 г.до н.э.?

А) Муций Сцевола     Б) гуси    В) волчица.

8.Что произошло в 509 г.до н.э.?

А) в Риме установилась республика   Б) был основан Рим   В) в Риме установилась империя.

9. Последний император Западной Римской империи:

А) Константин   Б) Ромул   В) Юстиниан.

10. Кто такие колоны?

А) рабы     Б) воины     В) земледельцы.

Часть 2.

В 1. Установите соответствие между датами и событиями древнегреческой истории:

А) Марафонская битва               1) 480 г. До н.э.

Б) Бой в Фермопильском ущелье      2) 490 г до н.э.

В) Саламинское сражение          3) 480 г.до н.э.

Г) битва при Платеях                    4) 479 г. До н.э.

Д)восстание Спартака             5) 74-71 гг до н.э.

Е) правление Цезаря в Риме   6) 79-44 гг до н.э.т

В 2.О какой исторической личности идет речь в отрывке?

«он считал себя великим поэтом, певцом и актером. Римляне обязаны были посещать эти представления В театре всегда находились преторианцы и десятки доносчиков, следивших за поведением зрителей. Часто по ночам со своими дружками …выступал в роли главаря грабителей, нападая на прохожих.. От его жестокости страдали все: от сенатора до раба., Он обвинил в заговоре своего учителя и приказал ему покончить с собой»

Ответ:______________________________________________.

Контрольная работа по истории  11 вариант.          5 класс.

ЧАСТЬ 1

  1. У древних людей было два способа добывания пищи:

А) охота и собирательство  Б) рыбная ловля и охота  В) рыбная ловля и собирательство.

2 Кто в Древнем Египте владел знаниями?

А) писцы     Б) жрецы   В) фараоны.

3. Сколько дней длились Олимпийские игры?

А) 5 дней   Б) 3 дня    В) 6 дней.

4. Как древние греки называли свою Родину?

А) Элладой    Б) Грецией   В) Аттикой

5. В каком государстве Греции было два царя?

А) в Афинах   Б) в Спарте    В) в Микенах.

6. Где находится Греция?

А) на Апеннинском полуострове  Б) на Балканском полуострове   В) на Пиренейском полуострове.

7. Какой термин не относится к изобретениям римлян?

А) бетон   Б) термы- бани  В) театр

8. Назовите имя полководца, участника Пунических войн с Римом:

А) Александр Македонский  Б) цезарь В) Ганнибал.

9. главный источник рабства в Риме:

А)  войны   Б) торговля    В) долговая кабала.

10. Река, переходя которую. Цезарь сказал знаменитые слова: «Жребий брошен!»

А) Тибр  Б) Рейн   В) Рубикон.

Часть 2

В 1. О каком герое римской истории идет речь в отрывке?

« заговорщики окружили … и для вида обратились к нему  с какой-то просьбой. Он решительно отказал, тогда один из заговорщиков нанес ему сзади удар мечом. …Когда …увидел подходившего к нему с обнаженным кинжалом Брута, то горестно воскликнул: «И ты, дитя мое!»

ОТВЕТ:_______________________________

В 2.Установите соответствие между терминами и их значением:

А) сенат      1) поселение за пределами своей родины

Б) ипподром  2) высший орган власти в Риме

В) колония    3) место для конных состязаний

Г) амфора    4) главная площадь Афин

Д) агора       5) сосуд с узким горлом для хранения вина, масла.

Е)фаланга    6) боевая единица македонской армии.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное тестирование 10 класс

Тестирование  можно  использовать  на конец года или можно использовать при переводном экзамене....

Контрольное тестирование по литературе. I полугодие. 5 класс. (программа Г.С. Меркина)

Контрольное тестирование по литературе. I >полугодие. 5 класс. Ответы и критерии оценивания...

Контрольное тестирование по Великой Отечественной войне 9 класс

2 варианта по материалу  учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России XX - начало XXI века. 9 класс"...

Контрольное тестирование по географии 6 класс.

Для более успешного  усвоения программыза курс  географии 6  класс предлагаю тестирование по различным темам....

Контрольное тестирование по теме "Атмосфера и климаты Земли". География 7 класс

Контрольное тестирование по теме "Атмосфера и климаты Земли". География, 7 класс....

Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»

Материал может быть использован как для входного и  итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...

Контрольное тестирование по литературе. I полугодие . 5 класс

Контрольное тестирование по литературе. I полугодие . 5 класс. (программа Г.С. Меркина)...