ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Овчинникова Надежда Ивановна

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Подготовила:

учитель истории  I кв. категории-

 Овчинникова Надежда Ивановна

2013-2014 учебный год

Урок – игра.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке».

Задачи: 

- обобщить и систематизировать знания по хронологии исторических событий и явлений, исторических персоналиях, понятийного аппарата, архитектурных памятниках России XVII века;

- продолжить развитие навыков работы, учащихся с документами, кроссвордами; умения соотносить, развивать интерес к предмету;

- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе, способствовать проявлению активности каждого участника игры, уважение к историческому прошлому Родины

                                                                                    Эпиграф

                                                 «Родная страна становится ещё более близкой и родной,  

                                                   Когда знаешь ее историю»                                                                              

                                                                                                            М.И. Калинин

Ход урок.

Сообщение учителем темы и задач урока.

В игре принимают участие две команды по 4 человека.

Приветствие КЛИО истории команд:

«Вам пришедшим сюда,

К состязанию готовым,

Слово привета своё обращаю.

Честно сражаться под сводами храма науки.

И благородством блистайте не меньше

Чем жаждою схватки.

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней».

  1. Отгадываем шарады.

За правильный ответ 1 балл, отвечает команда, первая поднявшая руку.

  • Первый слог- небольшой ресторан,

где посетителей обслуживают за стойкой;

а целое- одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на).

  • Где первый слог мне отыскать?

Он как призыв звучит в беде.

Второй - занятье рыбака.

А третий - ты подставишь сам и без труда.

Сложи все слоги, и готов ответ:

Общества без них нет. (Сос-лов-ия).

  • Первая часть слова- нота;

Вторая - установленный образец одежды;

Целое - преобразование общества. (Ре - форма).

  1. Выполнение тестовых заданий.

Тест дается каждой команде, который пускается по кругу, каждый член команды отвечает на 3 вопроса. Итог задания - правильность выполненных заданий. За правильный ответ 1 балл, мах - 12 баллов.

Тест.

Выберите правильный ответ.

1. Церковный раскол XVII века был вызван:

А) введением патриаршества;

Б) реформами патриарха Никона;

В) Реформами Ивана Грозного;

Г) деятельность еретиков.

2. «Поход за зипунами» в Персию возглавил руководитель крестьянского восстания XVII в.:

А) В. Ус;

Б) Е. Пугачев;

В) И. Болотников;

Г) С. Разин.

3. Переяславская Рада положила начало:

А) воссоединению Украины и России;

Б) гетманству Богдана Хмельницкого;

В) сословно- представительной монархии в России;

Г) Речи Посполитой как единому государству.

4. Часть государственного налога, определенного властью для городской или сельской общины и определенного между дворами, называлась:

А) подворной податью;

Б) подушной податью;

В) общинной податью;

Г) поземельной податью.

5. Налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли, это:

А) подушная подать;

Б) поземельная подать;

В) подворная подать.

6. Первое высшее учебное заведение в России - это:

А) Московский университет;

Б) Институт благородных девиц;

В) Петербургский университет;

Г) Славяно-греко-латинская академия.

7. Основная форма эксплуатации русских крестьян в XVII веке:

А) полюдье;

Б) отходничество;

В) денежный оброк;

Г) барщина.

8. Руководителем старообрядцев являлся:                                                                                                                                                            

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Илларион;

Г) Филарет.

9. Первый театр в России был открыт в правление:

А) Бориса Годунова;

Б) Михаила Романова;

В) Алексея Михайловича;

Г) Петра Первого.

10. Противниками церковной реформы патриарха Никона были:

А) протестанты;

Б) стрельцы;

В) старообрядцы;

Г) католики.

11. Решение о включении Левобережной Украины и Киева в состав России принял:

А) Петр I;

Б) Алексей Михайлович;

В) Иван IV;

Г) Михаил Романов

12. Место, куда свозились товары, называлось:

А) Всероссийским рынком;

Б) мануфактурой;

В) ярмаркой;

Г) посадом.

3 этап. Документ.

На этом этапе работает вся команда.

За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов.

А. Прочтите отрывок из документа и укажите какому событию он посвящен, определите дату.

«И стал гетман посреди круга, а есаул войсковой велел всем молчать. Потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу говорить: «Панове полковники и есаулы, сотники и все Войско Запорожское, и все православные христиане. Ведомо-то вам всем, как нас бог освободил из рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже 6 лет живем мы без государя в нашей земле и беспристанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жить более без царя. Для того ныне собрали раду, явную всему народу, чтоб себе с нами народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочистивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати».

                                       (1654год. Рада. Переяславль)

Б. На Москве и в городах всех земель иноземцам заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города не ездить, и приказчиков не посылать…А если какие иноземцы захотят товары свои из города (Архангельска) возить в Москву и в иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину, и всякие подати платят и службу служат, а иноземцы ничего не платят…».

                                                 (1667год. Новоторговый Устав)

4 этап. Загадки Хроноса.

В этом конкурсе принимают участие по одному человеку от команды. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

А. Назовите слово, для этого необходимо расставить в хронологической последовательности события и точно назвать их даты.

Это монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

Е. Восстание под предводительством Разина.

Р.  Смоленская война.

А. Начало вторжения иностранных войск в Россию.

Е. Образование второго ополчения.

И. Медный бунт в Москве.

А. Церковная реформа Никона.

С. Восстание под предводительством Болотникова.

Д. Образование первого ополчения.

В. Период « семибоярщины».

М. Оборона Смоленска.

Ж. Царствование Алексея Михайловича.

Б. Назовите слово, для этого необходимо расставить в хронологической последовательности события и точно назвать их даты.

Это Административно - территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.

Ь. Избрание Михаила Романова царем.

О. Царствование Бориса Годунова.

Л. Указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.

В. Царствование Федора Ивановича.

С. Царствование Лжедмитрия I.

О. Введение патриаршества в России.

Т. Царствование Василия Шуйского.

5 этап. Историческая путаница.

На этом этапе задания выполняют остальные члены команды. За каждую верно найденную ошибку команда получает 1 балл и за каждое правильное объяснение 1 балл.

«Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Турция. Польский король не признавал Алексея Михайловича на престол, считая царем своего сына Владислава. Русскую армию возглавил Разин, Осадивший Смоленск. Владислав с 15-тысячным войском снял осаду, окружил русскую армию. По предложению русских в 1660 году был заключен мир, по которому Россия завладела всеми занятыми в ходе войны землями, а Владислав отказался от претензий на московский престол.

6 этап. Исторический портрет.

За правильно указанное имя команда получает 2 балла. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет руку.

  1. «Родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовской на Дону. Он обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Это качество позволило ему вскоре стать донским казачьим атаманом» (Степан Разин)
  2. «Многие отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе его прозвали Тишайшим. Всё это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, и жестокость». (Алексей Михайлович)
  3.  «..Он из крестьян поднялся до патриаршего престола Огромное влияние имел на царя Алексея, который звал его своим «собиным другом». Родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что в 19 лет стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте - монахом Соловецкого монастыря» (Патриарх Никон).
  4. Как личность царь «цвел благолепием и образом своим множество людей превзошел». Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку, обладал звучным голосом и даром красноречия был приветлив в обращении имел величественные манеры, с отвращением относился к «богомерзкому винопитию». В отличие от предыдущего царя он отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Но со своими врагами он не церемонился. (Борис Годунов).
  5. Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям». После победы над врагом ему был жалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье-200рублей в год. Ему воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде. (Кузьма Минин)
  6. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла «верховной боярышней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник Первого и Второго ополчения. В Москве ему есть памятник. (Дмитрий Пожарский)

7 этап. Архитектурные памятники.

На экране показываются памятники: церковь Покрова в Филях, колокольня Ивана Великого, церковь Рождества Богородицы, Теремной дворец,

Команда, первая поднявшая руку, получает право ответа. За правильно данное название команда получает 3 балла.

Сообщение итогов игры, награждение - выставление оценок.

Рефлексия.

                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке".

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"...

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Разработка урока истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"

Публикация представляет собой разработку  урока совершенствования и углубления знаний с использованием технологии критического мышления и педагогики сотрудничества...

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Инновационные образовательные технологии обучения на уроке истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке»

Использование на уроках различных технологий обучения позволяет повысить мотивацию к изучению материала, способствует развитию речи, приучает учащихся к анализу и системности изложения текста, расширя...