Инновационные образовательные технологии обучения на уроке истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке»
методическая разработка по истории (7 класс)

Симонова Наталья Михайловна

Использование на уроках различных технологий обучения позволяет повысить мотивацию к изучению материала, способствует развитию речи, приучает учащихся к анализу и системности изложения текста, расширяет кругозор учащихся, делает их учебную деятельность более разнообразной. Они помогают мне в работе над становлением и развитием компетентной личности в различных видах деятельности. Эта методика - активная, несущая высокую степень самостоятельности учащихся; является своеобразным стержнем формирования представлений школьников об историческом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_v_xvii_v.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Россия в XVII веке.

Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий, комбинированный (с использованием игровых элементов).

  1. Триединая цель урока:

Познавательный аспект:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
  • охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.

Развивающий аспект:

  • способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда.

Воспитывающий аспект:

  • способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.
  1. Оборудование:
  • карты, контурные карты;
  • подборка литературных произведений;
  • подборка картин, скульптурных, архитектурных памятников, портретов;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация;
  • тексты исторических источников;
  • таблица;
  • схема;
  • тест;
  • кроссворд.
  1. Ход урока:

Вводное слово учителя.

Наш сегодняшний уроки посвящён России XVII века. Задача урока – закрепить  знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий.

  1. Проблемный вопрос.

Может ли царь «бунташного» XVII в. быть «Тишайшим»?

Задание 1 «Кто прав?».

Сравнить высказывания историков о Смутном времени.

  • Н.И. Костомаров: «Смута – это следствие католической интриги».
  • Р.Г. Скрынников: «Смута – это гражданская война в России».

  1. Практика под руководством учителя.

Задание 2 «Кто?».

Обучающимся  предлагается дидактический материал (портрет исторического  деятеля XVII в., описание исторической личности, по которым учащиеся должны назвать исторического деятеля).

1. Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре под г.Кострома. Занимался делам самостоятельно только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец, патриарх Филарет. (Михаил Федорович Романов)

2. Принадлежал к домовитому казачеству. Возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому, и персидскому правительству. Закончил свою жизнь на плахе: был казнён на Красной площади в Москве. (Степан Разин)

3. Родился близ Нижнего Новгорода в семье мордовского крестьянина. В 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря. «Собиный друг» Алексея Михайловича. Под его руководством в России была проведена церковная реформа. (Никон)

4. Возвысился благодаря женитьбе на дочери опричника Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Фёдором Иоанновичем. Инициатор введения в России патриаршества. Впервые избран Земским собором на царство. «Рабоцарь». (Борис Годунов)

5. Настоящее имя – Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся в монахи, приняв имя Григорий. Заручился поддержкой поляков. Женился на католичке Марине Мнишек. Венчался на царство. «Побывал» в Царь-пушке.

6. Князь, боярин, воевода, царь. Вёл следствие по Угличскому делу. При воцарении дал Крестоцеловальную грамоту. Увеличил «урочные лета» до 15 лет. Пригласил шведов для борьбы с «Тушинским вором». Был сведён с престола и пострижен в монахи.

Задание 3. «Что?»

  • Назовите событие, которому посвящена картина. Определите её название. (В. Суриков. «Боярыня Морозова», В. Суриков. «Степан Разин», А. Кившенко. «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», П. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»)
  • По картинам художников определите сословный орган власти (Боярскую Думу) и сословно-представительный орган власти (Земский Собор).

Задание 4.

Разгадайте кроссворд

10.

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Столица России в XVII веке (Москва)
  2. Интервенты  в  период Смуты (Поляки)
  3. Город,  занятый  шведами  в  период Смуты (Новгород)
  4. Место,  где  проходил  Соляной бунт (Площадь)
  5. Синоним слова «Родина» (Отечество)
  6. Их принёс Степану Разину поход «за зипунами» (Деньги)
  7. Нижегородский староста, лидер II Ополчения (Минин)
  8. Верховный  воевода, князь, лидер II Ополчения (Пожарский)

9.   Городская крепость (Кремль)

По вертикали:

10. Народная армия в помощь регулярной (Ополчение)

  1. Независимая самостоятельная практика учащихся.

Задание 5. «Кто? Что?»

5.1. Вставьте пропущенные именами, названия, с которыми связаны события России XVII в.

  1. _________ Тушинский патриарх, патриарх Всея Руси. (Филарет)
  2. _________ Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII в. (Дмитрий)
  3. _________ Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников. (Славяно-греко-латинская академия)
  4. _________ Польский просветитель, воспитатель царских детей. (Симеон Полоцкий)
  5. _________ Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву и занял российский престол. (Лжедмитрий I)
  6. _________ Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг. (Иван Болотников)
  7. _________ Он получил прозвище «тушинский вор», так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы. (Лжедмитрий II)
  8. _________ Этот царь получил прозвище «Тишайший». (Алексей Михайлович)
  9. _________ Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море, сожжённый С. Разиным. («Орёл»)
  10. _________ Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление. (патриарх Никон)
  11. _________ Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя. (Богдан Хмельницкий)
  12. _________ Костромской крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве. (Иван Сусанин)

5.2. По иллюстрациям назовите культурную ценность и её автора. (Спасская башня Московского кремля с курантами, Б. Огурцов, Х. Головей; икона «Троица», Симон Ушаков; литературное произведение «Житие протопопа Аввакума», Аввакум)

Задание 6.

Заполните пробелы в схеме «Управление первых Романовых». (1. Боярская Дума; 2. Земский Собор; 3. Приказы)

Задание 7. «Где?»

Показать по карте географические названия, где мы могли бы встретиться с историческими личностями XVII в.

Задание 8. «Когда?»

Решите задачи, используя ленту времени.

  • Может ли появиться в этом году памятная медаль «400 лет дому Романовых»? (2013 – 1613 = 400 => может)

  • Мог ли отпраздновать Лжедмитрий I 2000 годовщину проведения первых Олимпийских игр? (776 + 1605 = 2381 => мог бы)

  1. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Задание 9. «Веришь – не веришь».

Работа с сигнальными карточками. Если вы согласны с утверждением, то поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.

1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых. (Да)

2. 1654 г. – Земский Собор, воссоединение Украины с Россией. (Нет. Переяславская Рада)

3. 1648 г. – Медный бунт. (Нет. Соляной бунт)

4. 1649 г. – Соборное Уложение. (Да)

5. 1652-1653 гг. – Церковная реформа Никона. (Да)

6. 1670-1671 гг. – Восстание Степана Разина. (Да)

Задание 10. «Сила русского слова».

Прочтите и проанализируйте пословицы и поговорки XVII в. Как они отражают социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.?

  1. «Богат Ермошка: есть собака да кошка».
  2. «Нужда учит, а барщина мучит».
  3. «Утиного зоба не накормишь, господского кармана оброком не наполнишь».
  4. «Хвали рожь в стогу, а боярина в гробу».
  5. «Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом».
  6. «Князья - в платье, бояре - в платье, будет платье и на нашей братье».
  7. «На Руси не все караси, есть и ерши».

  1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Проблемный вопрос.

Может ли царь «бунташного» XVII в. быть «Тишайшим»? (Противоречивое мнение учащихся. Да, т.к. по сравнению с правителями Смутного времени Алексей Михайлович не запятнал себя интригами. Нет, т.к. его правление сопровождалось народными волнениями и активной внешней политикой)  

По сравнительной таблице проанализируйте успехи и неудачи реформаторской деятельности правителей XVII в.

Звено

системы

Старые черты

политической системы

Новые явления

в политической системе

Царская власть

Царь правит, опираясь на бояр, то есть сохраняется сословно-представительная монархия.

Происходит усиление царской власти.

Боярская Дума

Сохраняется Дума и политическая роль боярства, царь вынужден считаться с мнением Думы.

Роль Думы уменьшается, появляется «ближняя Дума» (совет при царе), членов которой он назначает сам.

Земский Собор

По-прежнему собирается для решения важнейших вопросов.

Собирается все реже, его роль уменьшается.

Приказы

Сохраняется неразбериха и путаница в системе приказов, процветают взятки и волокита, возглавляют приказы бояре.

Создан Приказ тайных дел, который от имени царя контролирует другие приказы. На местах появились воеводы, назначаемые царем и имеющие большую власть.

Законы

Законы окончательно закрепляют крепостное право и власть бояр над крестьянами, охраняется вотчинное право.

Новое Соборное уложение (1649 год) укрепляет царскую власть и защищает интересы дворянства – сословной опоры царя.

Армия

В армии главную роль играют стрельцы под командованием бояр и боярское ополчение.

Появляются «полки нового строя» - регулярная наемная армия, которая полностью подчиняется царю.

В XVII в. Алексей Михайлович проводит реформы с целью укрепления государства и установления в стране абсолютной монархии. Реформы остаются незаконченными, в политической системе России новые явления соседствуют со старыми чертами. Поэтому задачей для XVIII в. является слом старых феодальных черт.

  1. Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками.

Если вы узнали что-то новое на уроке, поднимите красную карточку. Если нет – синюю карточку.

VII. Определение домашнего задания.

1. Составить кроссворд и тест по теме.

2. Найти 10 малоизвестных фактов о деятельности наших земляков в годы XVII в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке".

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"...

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....

Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...

Разработка урока истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"

Публикация представляет собой разработку  урока совершенствования и углубления знаний с использованием технологии критического мышления и педагогики сотрудничества...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...