Главные вкладки

    Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"
    план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

    Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100",  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА  ПРОБЛЕМНО -  ДИАЛОГИЧЕСКОГО  УРОКА  ИСТОРИИ  ПО

            ТЕМЕ  «ЦЕРКОВНЫЙ  РАСКОЛ   ХVII  ВЕКА»

    Цель урока:

    1. исследовать  историческую картину событий середины ХУ11 века в фактах и понятиях: церковная реформа патриарха Никона; изменение церковного Студийского устава; неприятие изменений частью верующих; борьба за чистоту православной «отеческой» веры; церковный раскол; возникновение старообрядчества.

    2. изучить причинно-следственные связи: причины, приведшие к необходимости проведения церковной реформы

    - обновление и исправление церковной жизни;

    - создание иной модели развития;

    - восстановление попранных прав духовенства;

    - осуществить мечты о Вселенском Московском православном царстве;

    3. самоопределение учащихся:

    - дать оценку произошедшим событиям;

    - оценить последствия событий;

    - отражение событий ХУ11 века в веке ХХ1.

    Понятия: Студийский устав, ревнители благочестия, церковный раскол, старообрядчество.

    Даты: 988 г., ХШ век,1439 г.,1636 г., 1653 г., 1655 г., 1664 г.

    Имена: Алексей Михайлович, патриарх Никон, Аввакум, Вонифатьев,Федор  Ртищев, Феодосия Морозова.

    Оборудование урока: компьютер, доска, экран, учебники,  дополнительный материал, чистые листы бумаги, презентация.

                                                       

    ХОД УРОКА

    Учитель демонстрирует на экране ученикам презентацию.

    Этапы урока

    Учитель

    Ученики

    Экран (доска)

    Создание проблемной ситуации

    Вы ознакомились с события- ми ХУ11 в.В чем здесь про-

    тиворечие? Что удивляет?

    Какой возникает вопрос?

    По-разному форму-

    лируют вопрос

    На доске фик-

    сируются воп-

    росы. Выбира-

    ются главные

    вопросы

    Один из учащихся набирает текст  вопросов на компьютере и демонстрирует их на экране:

    Нужна ли была церковная реформа?

    Мнение 1:                                                                             Мнение 2:

    Церковная реформа необходима:                        Церковная реформа не нужна:

    1) ошибки в священных и                                      1) до реформы большинство русских

    Обрядовых книгах                                                    были убеждены, что только в России

    2) нарушение священниками                                  сохранилось истинное православие

    Церковного устава                                                    (Москва-третий Рим)

                                                                                          2)Церковная реформа закончилась

                                                                                          расколом русской церкви

    Учитель: Перед вами две  версии решения  проблемы. Давайте вспомним, что вам уже известно, подумаем, каких знаний вам не хватает, чтобы решить эту проблему, где и как  «добыть» недостающую информацию. Я думаю, вам необходимо составить план действий.

    Ученики и учитель обсуждают возникшие вопросы и составляют план действий. На доске записывается черновой вариант плана после доработки которого на компьютере набирают окончательный вариант плана:

    Как повлияет церковная реформа :

    1) на положение России в православном мире?

    2) на отношение  к церкви  верующих?

    3) на судьбы русских людей? 

    Учитель дает ученикам задание:

    - предлагаю  классу разделиться на две группы - одна из которых будет искать ответ в соответствии с первым мнением, другая в соответствии со вторым мнением;

    - найдите информацию, нужную для выполнения задания в учебнике, в дополнительной литературе, интернет-ресурсах;

    - преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ на задание;

    - запишите решение сначала на бумаге, затем на доске;

    - расскажите о результатах работы

    Ученики работают в группах, обсуждают проблему, окончательный вариант записывают на доске:

    Решение проблемы 1-е:

    Церковная реформа необходима:

    1) разночтение в богослужебных книгах

    2) как правильно креститься

    3) как правильно совершать крестный ход

    4) нарушение священниками церковного устава

    5) претензии России на лидерство в православном мире

    Решение проблемы 2-е:

    Церковная реформа не нужна:

    1) в Х веке существовало два устава - иерусалимский и константинопольский, в которых крестились соответственно двумя и тремя перстами. Русь приняла христианство по константинопольскому уставу

    2) в споре о том, как совершать крестный ход по солнцу или против движения – пережитки язычества

    3) ошибки нужно исправлять по церковным книгам Х века, а не новым

    4) следить за исполнением решений Стоглавого собора

    5) только в России сохранилось истинное православие.

    Обсуждаются оба решения, учащиеся высказывают свои мнения, задают друг другу вопросы. Учитель тоже принимает активное участие в обсуждении решений, предлагает выработать общую точку зрения, высказать мнение о готовности русского общества к проведению реформы, нужны ли были подготовительный этап, постепенность реформ, разъяснительная работа?

    Домашнее задание: написать эссе по теме параграфа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обобщение:Россия в первой половине XVII века

    Обобщающий урок  истории в виде игры "Что? Где? Когда?"  в 7 классе, позволяющий проверить в игровой форме знания учащихся  о событиях, фактах, датах исторических событий и личностях Ро...

    Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

    Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

    Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"

    "Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений....

    Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

    Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

    Урок истории:"Политический строй России в XVII веке".

    Становление самодержавия в истории России....

    Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе

    Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...