Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100",  

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА  ПРОБЛЕМНО -  ДИАЛОГИЧЕСКОГО  УРОКА  ИСТОРИИ  ПО

        ТЕМЕ  «ЦЕРКОВНЫЙ  РАСКОЛ   ХVII  ВЕКА»

Цель урока:

1. исследовать  историческую картину событий середины ХУ11 века в фактах и понятиях: церковная реформа патриарха Никона; изменение церковного Студийского устава; неприятие изменений частью верующих; борьба за чистоту православной «отеческой» веры; церковный раскол; возникновение старообрядчества.

2. изучить причинно-следственные связи: причины, приведшие к необходимости проведения церковной реформы

- обновление и исправление церковной жизни;

- создание иной модели развития;

- восстановление попранных прав духовенства;

- осуществить мечты о Вселенском Московском православном царстве;

3. самоопределение учащихся:

- дать оценку произошедшим событиям;

- оценить последствия событий;

- отражение событий ХУ11 века в веке ХХ1.

Понятия: Студийский устав, ревнители благочестия, церковный раскол, старообрядчество.

Даты: 988 г., ХШ век,1439 г.,1636 г., 1653 г., 1655 г., 1664 г.

Имена: Алексей Михайлович, патриарх Никон, Аввакум, Вонифатьев,Федор  Ртищев, Феодосия Морозова.

Оборудование урока: компьютер, доска, экран, учебники,  дополнительный материал, чистые листы бумаги, презентация.

                                                   

ХОД УРОКА

Учитель демонстрирует на экране ученикам презентацию.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Экран (доска)

Создание проблемной ситуации

Вы ознакомились с события- ми ХУ11 в.В чем здесь про-

тиворечие? Что удивляет?

Какой возникает вопрос?

По-разному форму-

лируют вопрос

На доске фик-

сируются воп-

росы. Выбира-

ются главные

вопросы

Один из учащихся набирает текст  вопросов на компьютере и демонстрирует их на экране:

Нужна ли была церковная реформа?

Мнение 1:                                                                             Мнение 2:

Церковная реформа необходима:                        Церковная реформа не нужна:

1) ошибки в священных и                                      1) до реформы большинство русских

Обрядовых книгах                                                    были убеждены, что только в России

2) нарушение священниками                                  сохранилось истинное православие

Церковного устава                                                    (Москва-третий Рим)

                                                                                      2)Церковная реформа закончилась

                                                                                      расколом русской церкви

Учитель: Перед вами две  версии решения  проблемы. Давайте вспомним, что вам уже известно, подумаем, каких знаний вам не хватает, чтобы решить эту проблему, где и как  «добыть» недостающую информацию. Я думаю, вам необходимо составить план действий.

Ученики и учитель обсуждают возникшие вопросы и составляют план действий. На доске записывается черновой вариант плана после доработки которого на компьютере набирают окончательный вариант плана:

Как повлияет церковная реформа :

1) на положение России в православном мире?

2) на отношение  к церкви  верующих?

3) на судьбы русских людей? 

Учитель дает ученикам задание:

- предлагаю  классу разделиться на две группы - одна из которых будет искать ответ в соответствии с первым мнением, другая в соответствии со вторым мнением;

- найдите информацию, нужную для выполнения задания в учебнике, в дополнительной литературе, интернет-ресурсах;

- преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ на задание;

- запишите решение сначала на бумаге, затем на доске;

- расскажите о результатах работы

Ученики работают в группах, обсуждают проблему, окончательный вариант записывают на доске:

Решение проблемы 1-е:

Церковная реформа необходима:

1) разночтение в богослужебных книгах

2) как правильно креститься

3) как правильно совершать крестный ход

4) нарушение священниками церковного устава

5) претензии России на лидерство в православном мире

Решение проблемы 2-е:

Церковная реформа не нужна:

1) в Х веке существовало два устава - иерусалимский и константинопольский, в которых крестились соответственно двумя и тремя перстами. Русь приняла христианство по константинопольскому уставу

2) в споре о том, как совершать крестный ход по солнцу или против движения – пережитки язычества

3) ошибки нужно исправлять по церковным книгам Х века, а не новым

4) следить за исполнением решений Стоглавого собора

5) только в России сохранилось истинное православие.

Обсуждаются оба решения, учащиеся высказывают свои мнения, задают друг другу вопросы. Учитель тоже принимает активное участие в обсуждении решений, предлагает выработать общую точку зрения, высказать мнение о готовности русского общества к проведению реформы, нужны ли были подготовительный этап, постепенность реформ, разъяснительная работа?

Домашнее задание: написать эссе по теме параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщение:Россия в первой половине XVII века

Обобщающий урок  истории в виде игры "Что? Где? Когда?"  в 7 классе, позволяющий проверить в игровой форме знания учащихся  о событиях, фактах, датах исторических событий и личностях Ро...

Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"

"Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений....

Урок истории:"Политический строй России в XVII веке".

Становление самодержавия в истории России....

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке

  Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...

Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"

Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...