Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100",
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА ИСТОРИИ ПО
ТЕМЕ «ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ ХVII ВЕКА»
Цель урока:
1. исследовать историческую картину событий середины ХУ11 века в фактах и понятиях: церковная реформа патриарха Никона; изменение церковного Студийского устава; неприятие изменений частью верующих; борьба за чистоту православной «отеческой» веры; церковный раскол; возникновение старообрядчества.
2. изучить причинно-следственные связи: причины, приведшие к необходимости проведения церковной реформы
- обновление и исправление церковной жизни;
- создание иной модели развития;
- восстановление попранных прав духовенства;
- осуществить мечты о Вселенском Московском православном царстве;
3. самоопределение учащихся:
- дать оценку произошедшим событиям;
- оценить последствия событий;
- отражение событий ХУ11 века в веке ХХ1.
Понятия: Студийский устав, ревнители благочестия, церковный раскол, старообрядчество.
Даты: 988 г., ХШ век,1439 г.,1636 г., 1653 г., 1655 г., 1664 г.
Имена: Алексей Михайлович, патриарх Никон, Аввакум, Вонифатьев,Федор Ртищев, Феодосия Морозова.
Оборудование урока: компьютер, доска, экран, учебники, дополнительный материал, чистые листы бумаги, презентация.
ХОД УРОКА
Учитель демонстрирует на экране ученикам презентацию.
Этапы урока | Учитель | Ученики | Экран (доска) |
Создание проблемной ситуации | Вы ознакомились с события- ми ХУ11 в.В чем здесь про- тиворечие? Что удивляет? Какой возникает вопрос? | По-разному форму- лируют вопрос | На доске фик- сируются воп- росы. Выбира- ются главные вопросы |
Один из учащихся набирает текст вопросов на компьютере и демонстрирует их на экране:
Нужна ли была церковная реформа?
Мнение 1: Мнение 2:
Церковная реформа необходима: Церковная реформа не нужна:
1) ошибки в священных и 1) до реформы большинство русских
Обрядовых книгах были убеждены, что только в России
2) нарушение священниками сохранилось истинное православие
Церковного устава (Москва-третий Рим)
2)Церковная реформа закончилась
расколом русской церкви
Учитель: Перед вами две версии решения проблемы. Давайте вспомним, что вам уже известно, подумаем, каких знаний вам не хватает, чтобы решить эту проблему, где и как «добыть» недостающую информацию. Я думаю, вам необходимо составить план действий.
Ученики и учитель обсуждают возникшие вопросы и составляют план действий. На доске записывается черновой вариант плана после доработки которого на компьютере набирают окончательный вариант плана:
Как повлияет церковная реформа :
1) на положение России в православном мире?
2) на отношение к церкви верующих?
3) на судьбы русских людей?
Учитель дает ученикам задание:
- предлагаю классу разделиться на две группы - одна из которых будет искать ответ в соответствии с первым мнением, другая в соответствии со вторым мнением;
- найдите информацию, нужную для выполнения задания в учебнике, в дополнительной литературе, интернет-ресурсах;
- преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ на задание;
- запишите решение сначала на бумаге, затем на доске;
- расскажите о результатах работы
Ученики работают в группах, обсуждают проблему, окончательный вариант записывают на доске:
Решение проблемы 1-е:
Церковная реформа необходима:
1) разночтение в богослужебных книгах
2) как правильно креститься
3) как правильно совершать крестный ход
4) нарушение священниками церковного устава
5) претензии России на лидерство в православном мире
Решение проблемы 2-е:
Церковная реформа не нужна:
1) в Х веке существовало два устава - иерусалимский и константинопольский, в которых крестились соответственно двумя и тремя перстами. Русь приняла христианство по константинопольскому уставу
2) в споре о том, как совершать крестный ход по солнцу или против движения – пережитки язычества
3) ошибки нужно исправлять по церковным книгам Х века, а не новым
4) следить за исполнением решений Стоглавого собора
5) только в России сохранилось истинное православие.
Обсуждаются оба решения, учащиеся высказывают свои мнения, задают друг другу вопросы. Учитель тоже принимает активное участие в обсуждении решений, предлагает выработать общую точку зрения, высказать мнение о готовности русского общества к проведению реформы, нужны ли были подготовительный этап, постепенность реформ, разъяснительная работа?
Домашнее задание: написать эссе по теме параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщение:Россия в первой половине XVII века
Обобщающий урок истории в виде игры "Что? Где? Когда?" в 7 классе, позволяющий проверить в игровой форме знания учащихся о событиях, фактах, датах исторических событий и личностях Ро...
Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».
Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...
Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"
"Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений....
Урок истории:"Политический строй России в XVII веке".
Становление самодержавия в истории России....
Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе
Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...
урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...
Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"
Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...