Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Мехонцева Юлия Вадимовна

"Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Всеобщая история»,

разработанный учителем Мехонцевой Юлией Вадимовной

Дата проведения урока:

Тема: Промышленный переворот в Англии в XVII веке

Цель: Образовательная: охарактеризовать причины промышленного переворота в Англии, его последствия.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся патриотизма и толерантности на уроке.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся навыков работы с дополнительной информацией, с терминами и определениями, с учебником.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Вопросы по домашнему заданию:

- Дайте определения понятиям: пресвитериане, индепенденты, «железнобокие»,  тори и виги.

- Почему парламентская армия в начале гражданской войны действовала неудачно, а затем начала побеждать?

- Когда и при каких условиях в Англии произошла реставрация монархии?

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя (при объяснении материала учитель  демонстрирует изображения основных изобретений)

1. Предпосылки и начало промышленной революции

В конце XVIII ст. в Англии началась промышленная революция (Промышленный переворот), то есть переход от мануфактурного производства к фабричному, от ручного труда к машинному. Предпосылки ее вызревали давно. Первой стала аграрная революция (аграрный переворот), которая началась в XVI в. Аграрная революция - Это переход от натурального товарного производства в сельском хозяйстве, ликвидация мелких крестьянских хозяйств и сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев, крупных арендаторов; введение наемного труда.

В Англии аграрная революция убрала форму ограждения, когда лендлорды забирали общественные земли с целью увеличения своих владений для разведения овец и этим разоряли крестьян. Последние, лишенные средств к существованию, превращались в дешевую наемную рабочую силу. Наиболее активно процесс раскрестьянивания проходил в XVIII века, когда парламент принял почти 1,5 тыс. законов, которые позволяли ограждения. В конце XVIII в. крестьянство в Англии исчезло.

Аграрная революция обеспечила промышленность дешевой рабочей силой и необходимым сырьем.

Вторым необходимым предпосылкой промышленной революции стали изменения в технике. Мануфактурное производство, которое базировалось на ручном труде и разделении на отдельные простые операции, натолкнуло рабочих и мастеров на мысль, что руку человека можно заменить каким устройством, машиной.

Важнейшим изобретением, который стал толчком к промышленному перевороту, было совершенствование ткацкого станка. Джон Кей, Который работал ткачом, а впоследствии механиком, изобрел 1733 ткацкий челнок. Это позволило изготавливать ткань широкого размера, вдвое выросла производительность труда, то есть работу двух ткачей приступил один.

С ускорением производства тканей возникла проблема нехватки пряжи. Процесс прядения нуждался усовершенствования; технологический прорыв совершил ткач и плотник Джеймс Харгривс. Созданная им прялка "Дженни" представляла собой механизм, обеспечивающий одновременное вытягивание и скручивания нити. Производительность труда прядильщика возросла в 18-20 раз. В 1784 Эдмунд Картрайт изобрел принципиально новый ткацкий станок, который повысил производительность в 40 раз.

Изобретение рабочего механизма, то есть той части машины, которая непосредственно обрабатывает сырье, заменяя руку человека, стало началом промышленной революции в Англии.

Однако все эти устройства урухомлювала мускульная сила человека, тормозило дальнейший рост производительности труда. В 1771 г. предприниматель Ричард Аркрайт основал предприятие, где прядильные машины двигались с помощью водяного колеса. Это была уже не мануфактура, а первая в истории фабрика - промышленное предприятие, где основные операции осуществляет система машин. На фабрике Аркрайта было установлено несколько тысяч станков и работали 300 рабочих. Через 20 лет подобных фабрик в Англии насчитывалось 150. Впрочем, фабрики не могли вытеснить мануфактуры, поскольку были привязаны к удобных мест на реках. Потребовалось универсальный двигатель. Таким двигателем стала паровая машина, созданная Джеймсом Уаттом. Паровик более чем на века стал основным двигателем.

Строительство паровых машин и станков привело к возникновению машиностроительной отрасли. Машиностроение повлекло за собой увеличение потребности в металле, в свою очередь дало сильный толчок развитию металлургии. В течение XVIII в. была решена проблема массового производства чугуна, а впоследствии и железа на основе каменного угля. Благодаря этому добыча каменного угля стало одной из основных отраслей хозяйства.

Изобретение паровой машины сделало и совершенствования транспорта. Паровика было поставлено на колеса и после неудачных попыток перемещения мостовой пущено по железной рельсовой дороге. Первый удачный паровоз, двигавшийся со скоростью 10 км в час и имел 8 вагонов, создал 1814 инженер-самоучка Джордж Стефенсон. Массовое железнодорожное строительство началось в 20-х гг XIX в. Американский механик Роберт Фултон установил паровую машину на судне; так появился пароход.

Развитие машиностроения, металлургии, угледобычи, транспорта стал основой осуществления индустриализации и формирование индустриального общества.

 

2. Последствия промышленной революции

Результате революции сформировался политический строй новой Англии. Промышленная революция, в свою очередь, способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность. Продукция, изготовленная на фабриках и заводах, благодаря использованию машин была дешевой; это повлекло постепенное вытеснение с рынка изделий ремесленников и мануфактур. Менялся и характер английской торговли: до страны завозили все больше необходимого сырья, а за пределы Англии вывозили дешевые фабричные товары.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. Результате промышленной революции старые социальные слои (феодалы и крестьяне) уступили место предпринимателям и наемным работникам.

Количество предпринимателей постоянно росло и превысило численность старых землевладельцев. Новые предприниматели, или буржуазия, олицетворяли новую промышленную Англию. Они владели фабриками и заводами, знали рынки и умело приспосабливались к меняющегося спроса потребителей. Для подавляющего большинства предпринимателей главным мерилом успешной деятельности становился выгоду. Без этого, конечно, ни одно производство развиваться не могло. Только при наличии прибыли они могли развивать свое производство. Поэтому с появлением в обществе предпринимателей и наемных рабочих началась борьба, вызванная конфликтом интересов: или интересы предпринимателя и развития производства, либо интересы наемного работника и увеличение оплаты его труда, социальные гарантии. Первые выступления рабочих были направленные против машин, так как их считали виновными в ухудшении условий труда, сокращении работающих и заработной платы. "Борцов с машинами" назвали луддитов.

В период промышленной революции главными слоями английского общества стали предприниматели и наемные работники, что свидетельствовало о формировании индустриального общества в Англии. Существовали и другие традиционные слои, но они уже не играли решающей роли в обществе и постепенно исчезали.

Задание: ознакомьтесь с документами, приведенными в учебнике на странице 166 и ответьте на вопросы:

- охарактеризуйте условия труда фабричных рабочих. В чем они видели причины своих бедствий?

- позволяют ли сообщения документов допустить, что луддистское  движение не случайно?

- Как вы думаете. Могли ли действия луддитов помешать дальнейшему развитию промышленного переворота?

4. Закрепление нового материала

Вопросы и задачи

1.Что такое промышленная революция?

2.Назовите основные различия между фабрикой и мануфактурой.

3.Какие изменения произошли в аграрном производстве?

4.Которые технические изобретения позволили осуществить промышленную революцию?

5.Выясните социальные последствия аграрной и промышленной революций.

5. Итоги урока. Оценивание.

5. Домашнее задание – повторить параграфы 19-20 и ответить на вопрос № 8 на странице 167.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Палладианский стиль в архитектуре Англии конца XVII - нач.XVIII века

Статья раскрывает понятие "Палладианский стиль" на примере архитектуры Англии конца XVII - нач.XVIII века...

Тема: «АНГЛИЯ В XVIII ВЕКЕ.ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ"

Технологическая карта.   Тема урока. План урока Англия в XVIIIвеке. Промышленный переворот: Промышленный переворот. Развитие промышленного переворота, и его первые итоги. Движен...

конспект урока - культуры XVII века.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  русской культуры XVII века. Задачи урока:-    развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;- ...

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Промышленный переворот в Англии"

Конспект урока в 7 классе по теме "Промышленный переворот в Англии"...