Урок истории:"Политический строй России в XVII веке".
методическая разработка по истории на тему

Лучина Елена Владимировна

Становление самодержавия в истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обощающий урок-исследование по теме:

«Политическое развитие России в XVII веке».

Основные понятия: Сословно-представительная монархия, самодержавие, абсолютная монархия, органы управления, боярская бюрократия, думные дьяки, подьячие, челобитная, система приказов, воеводство, солдатские полки, даточные люди.

Личности в истории: Иван III,Иван IV,Михаил Романов, Алексей Михайлович.

 Цель и задачи урока:

        Образовательные: исследовать установление самодержавия и абсолютной монархии в России во второй половине  XVII века. Дать представление о системе политической власти, сложившейся со времен Великих князей до второй половины  XVII века.

        Развивающиеся:   развивать творческие способности учащихся; научиться самостоятельно и в группе  добывать знания; развивать логическое мышление; вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность. Анализировать материалы с помощью исторической литературы, иллюстративных документов и репродукций картин  известных художников.

 Воспитательные: воспитывать у учащихся осознанное отношение к историческим документам; научить отстаивать и защищать свою точку зрения; способствовать формированию патриотических чувств и положительной мотивационной деятельности на уроке путем создания атмосферы  заинтересованности каждого ученика; 

Планируемые результаты:

Личностные: получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу; развивать способность к самооценке; формулировать собственную точку зрения;                                                              

Метапредметные: вырабатывается умение учиться, самостоятельно усваивать новые знания; как результат  – осознанное речевое высказывание в устной форме; возможность структурировать знания; вырабатывать диалог учащихся в группах; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;  самостоятельно выделять и формулировать цели; осуществлять поиск информационно-правовых источников; умение выбрать главное и правильно формулировать выводы; умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях,  используя практические навыки занятий; 

          Предметные: сформируется учебно-познавательная компетенция; умение обосновывать суждения, приводить доказательства; научатся: определять достоверность изучаемых документов, сопоставляя высказывания русских и западных историков; Ответят на главный вопрос: «Как происходит становление самодержавия и абсолютной монархии со времен Великих князей до второй половины XVII века;

  1. Тип урока – Повторительно-обобщающий урок – исследование.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
  3. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, интернет, проектор, ЭОР – file://D:\unit_support\teacher_support\teacher_web_site\vlast.htm
  4. file://D:\unit_support\teacher_support\teacher_web_site\prikaz.htm
  5. file://localhost/E:/sobor.htm
  6. file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/zad.htm
  7. file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/vlast.htm
  8. file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/prikaz.htm
  9. file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/sobor.htm
  10. file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/index.htm
  11. file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/index.htm
  12. file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/sobor.htm
  13. file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/prikaz.htm
  14. file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/vlast.htm
  15. file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/zad.htm

                                                         

                                                         

                                                         СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых

Документов

И  ЭОР                        

   Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(в мин)

1

2

3

5

6

7

1.

Организаци-онный момент.

Определе-ние целей и задач.

1).  «Схемы по истории России»,М,2010г.

2).Степанов В.А.  «Политическая история России XVII в.» МГУ,2003г.

3)Орлов А.С. «Основы курса истории России» М,2010г.

4).Л.Э.Шишко «Рассказы из русской истории» М; «Фирма АРТ», 1991г.

5). «Очерки по истории России»,М;2009г.

6).Преображен-ский А.А. «История Отечества»,М.Просвещение,2012г.

7)Презентация «Русское государство в XVII веке. Политичес-кое развитие».

8)Дидактический материал и документы с заданиями  для каждого ученика.

9).Таблица Дат и понятий.

 

1.Сообщение темы и определение задачи урока

2)Показ Схем: 1).Схемы: «Основные формы политического устройства удельной Руси и Золотой орды IX-XIIв.»             2)Схема государственного устройства России XV-XVIIвв.  

Записывают в тетрадь план урока:

1). Проследить изменения политической власти:                                      а). от Великих князей и влияния «Золотой орды»;                                                                              б). до  становления и усиления самодержавной власти царя;

2).Органы управления в Российском государстве в XVII веке:                                                         а) центральные;                     б) местные;

3).Соборное уложение 1649 года;

4). Вооруженные силы.

3

2.

Актуализа-ция знаний

Организует диалог с учащимися по первому  вопросу:

1.)На кого опирался Великий князь в своем правлении;

2).Политическое устройство Золотой орды.

1.Отвечают на вопросы:

1)На дружину, светлых князей(местные дружины); на ополчение: пехота,  конница; на наемников.

Вывод:1).раздел территории, княжеские усобицы, рост крупного землевладения, развитие ремесел, рост и усиление городов, усиление местного аппарата управления.

2).В Золотой орде – укрепляется власть одного  правителя – становление Абсолютной монархии. Образование и укрепление экономической и военной мощи государства.

5

3

Актуализа-ция знаний

3.Показ сайта:«Политичес- кое развитие в России XVIIв

 Основное содержание: Характеристика политической власти с XII по XVII вв. Деятельность Боярской думы, Земского собора, состав  участников; укрепление административного аппарата самодержавия; уяснение причин  принятия  Соборного уложения 1649г., его основные положения. Центральные и местные учреждения. Суд и наказания. Важнейшее  политическое  господство  бояр и дворян –  самодержавная  власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь.

Вопрос IIIгруппе:1) Как, на ваш взгляд, работал приказ?2) Почему царь Петр I отказался от приказной системы?3)Какой приказ и почему в описании Котошихина занимает особое положение в приказной системе?Чем отличаются его функции от функций других приказов?

 

Самостоятельное Составление таблицы:  «Центральные государственные учреждения России XVII в.» работа с понятиями; Деление на группы:

Iгруппа:  Работа с иллюстрациями картин С.В.Иванова «Боярская дума»и «Земский собор» (Показ слайда (ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ, ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ Вывод: Значение их резко снижается к исходу XVII в., особенно Боярской думы;

.IIгруппа: Изучает основные положения Соборного уложения 1649г.(Показ слайда  в древнерусском тексте и переводе;Вывод:1)Усиление власти царя;2)Окончательное закрепощение крестьян; 3)Создание Приказов-органов центрального управления до начала XVIIIв.

IIIгруппа: Работа по картине С.В.Иванова « В приказе московских времен Классификации приказов по  Г. Котошихину:

IVгруппа: Показ слайда«Царь»  по картине С.В.Иванова. Ученики воспроизводят рассказ В.О.Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве»; Вывод: Иностранцы дивятся покорности …  «яко Богу»;народ твердит:  «Это знает Бог и Великий государь»

20

4.

Актуализа-ция знаний

Показ презентации:                   « Русское государство в XVII веке. Политической развитие».

Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу  в течение урока комментировать свои действия и выводы.

Вопрос Vгруппе:  При каком правители происходит утверждение  самодержавия в России?

Вопрос VIгруппе: В какой период русской истории происходит укрепление самодержавной власти царя?

Показ презентации:                   « Русское государство в XVII веке Политическое развитие».

Vгруппа: Путешествие в прошлое: Работают с понятием «Самодержавная власть»(слайд --- регалии царской власти): Вывод1).Иван III правит по формуле«Великий князь указал, а бояре приговорили»; 2)Он уже Государь всея Руси; 3)Принятие византийского герба-двуглавого орла;4)Появляется система кормлений, местничество, наместники (работа с понятиями) ;

Ответ: При Иване IV-Венчание на царство-Приказ поручение при    ИванеIII------------------ приказ учреждение при Иване IV.

VIгруппа: Показ слайда: Портреты Царей –Михаила Федоровича и Алексея  Ми-хайловича. Ответ:1) После Смутного времени (Объяснение понятия)2)Земский собор всенародно выбрал Михаила Романова своим царем. Вывод: Происходит становление сословно-представительной монархии.(записывают определение) Слайды презентации «Приезд воеводы»; «Смотр служилых людей» (иллюстрации картин С.В.Иванова.3).Алексей Михайлович правит по формуле:Царь приказал – бояреприговорили. Вывод: Власть опирается на вооруженные Силы. А на местах управляют воеводы от имени царя.Установлена Абсолютная монархия.

   10

5.

Итоги урока.Рефлексия.

Таблица:          

I-Плюс

II-Минус

III-Интересно

I-Все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны .

II-все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалось не нужным, бесполезным .

III-все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

Учащиеся состаяляют таблицу.    Предлагаются учителем:  

Слова-подсказки:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…

5

6.

Домашнее задание

 Домашнее задание (инструктаж).         Информирует учащихся о домашнем задании.  Комментирует и проводит инструктаж по его выполнению.

2. Прочитайте отрывок из сочинения Григория Котошихина о приказах.( в файле каждого ученика распечатаны приказы)

 Г. Котошихин — подъячий,  бежавший  в Швецию и написавший там свое известное сочинение о Московском государстве    « О России в царствование царя Алексея Михайловича.»

1).Составить таблицу: Классификации приказов по  Г. Котошихину:  Используя сообщение Г. Котошихина, выпишите приказы территориальные  и приказы отраслевые…

2).Заполнить схему «Генеалогическое древо первых Романовых» ( у каждого ученика схема в файле документов)

3)Составьте с помощью картин схему устройства Русского государства.                     ( схема  у каждого в папке заданий)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политический строй России в 19 веке

Презентация поможет на уроке с помощью схем закрепить знания о политичеком строе и административном устройстве России  в конце 19 века....

Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

Урок по теме "Политическое развитие в России в XVII веке"

Урок  построен по технологии интерактивного обучения....

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

Итоговый урок в 7 классе. Россия в XVII веке.

Повторение и закрепление  знаний учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме.УЧАСТНИКИ ИГРЫ:  две команды учащихся 7 класса -  «Бояре» и  &la...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"

Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Елена Владимировна, Ваш урок соответствует всем требованиям ФГОС, просто отличный, но проект "Вахта памяти" посвящен 70-летию Победы! Может, Вы случайно не туда отправили урок, скорее всего так. Проверьте, пожалуйста!