Урок по теме "Политическое развитие в России в XVII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Жмеренюк Людмила Николаевна

Урок  построен по технологии интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_2_politicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_veke.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

Тема: «Политическое развитие России

в XVII веке».

Цели урока:

1. Дать представление о системе политической власти, сложившейся в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

2. Уяснение причин принятия и основного содержания Соборного уложения 1649 года.

3. Развивать навыки работы с учебником, документами, умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно делать сообщения на основе учебной и дополнительной литературы.

Оборудование урока:

1. Схема «Государственное устройство России в XVI – середине XVII вв.»

2. Схема «Государственное устройство России в конце XVIIвека».

3. Учебник «История России, конец XVI – XVIII вв.», 7 класс, § 6

4.Компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

План изучения нового материала:

1. Первые Романовы

2. Земские соборы и Боярская дума

3. Органы исполнительной власти

4. Соборное уложение 1649 года

Основные понятия:

волость, стан, крепостничество, самодержавие

Тип урока: комбинированный

I. Проверка домашнего задания

Карточка № 1

Назовите источники пополнения казны после Смуты.

Карточка № 2

Назовите новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленности. Чем объяснить, что промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?

Карточка № 3

Что такое мануфактура? Какие типы мануфактур появились в России? Сравните их.

                        Карточка № 4

Что свидетельствует об успехах торговли в XVII веке? Что тормозило ее развитие?

II. Актуализация знаний

Два портрета: Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Вопросы учителя:

1). Кто изображен на портретах?

2). С именем кого связано налаживание мирной жизни в России?

Ответ: с именем Михаила Федоровича.

Учитель с помощью учащихся называет тему и  формулирует цели урока.

III. Изучение нового материала.

1. Первые Романовы

Первым русским царем из династии Романовых был Михаил Федорович (сообщение учащегося).

После смерти Михаила Федоровича царем стал его сын Алексей Михайлович (сообщение учащегося).

Вопрос учителя:

1). Какая форма правления существовала в России с середины XVI века до середины XVIII века сословно-представительная или самодержавно- абсолютистская? Аргументируйте.

Ответ: Сословно-представительная монархия. Это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

Заполнение схемы«Государственное устройство России в XVI веке».

      Царь

Приказы                Боярская дума                Земский собор

Местные органы самоуправления

               Земские избы              Губные избы          Воеводы

Вопрос учителя: 1). Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в XVII веке?

2). Можно ли утверждать, что к концу XVII века происходит становление самодержавия? В чем это выразилось?

2. Земские соборы и Боярская дума

Работа в группах:

I группа

Земские соборы (заполнение сравнительной таблицы). Работа с учебником, стр. 50, документ № 1.

Вопросы

для сравнения

В годы правления

Михаила Федоровича

Алексея Михайловича

1.Каков социальный состав Земских соборов?

Общее

  • Духовенство
  • Служилые люди
  • Дворяне
  • Посадское население
  • государственные крестьяне (на соборе 1613 года)

Различия

1. Рост представительства

низших сословий на Земских соборах. Избранные на собор депутаты получали от своих избирателей «наказы», которые они должны были отстаивать перед царем.

2. Главную роль в Земских соборах играли представители дворян и посадского населения.

1.Представительство низших слоев населения с усилением крепостничества в Земских соборах стало незначительным.

2. Самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

2. Как часто созывались Земские соборы?

1. в начале XVII века в условиях социальных потря-сений, иностранных вторжений, хозяйственного разорениямоло

дой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. При нем Земские соборы созывались часто, чуть ли не ежегодно.

1. По мере укрепления царской власти Земские соборы созывались все реже. Последний Земский собор был созван в 1653 году.

3.Какие вопросы решали?

Общее

Созывались для решения важных государственных вопросов:

  • рассматривались вопросы войны и мира
  • сбора экстренных налогов
  • финансового и материального обеспечения армии

                                        Различия

1. Новым в соборной практике 30-40-х годов XVII века становится обсуждение коллективных челобитных представителей разных слоев.

2. Чаще стали созываться для утверждения уже подготов ленных царем проектов, а не для обсуждения дальнейшего

развития страны.

2 группа

При царе продолжала состоять и Боярская дума (заполнение сравнительной таблицы). Работа с учебником, стр. 50, документом № 2

Вопросы для сравнения

В годы правления

Михаила Федоровича

Алексея Михайловича

1. Состав

Боярской

думы

Различия

1. Два десятка бояр

2. Входили представители знатных родов.

1. Численность ее к концу его правления возросла до 100 человек.

2. В состав входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

2.Какие вопросы признана решать?

Общее

По-прежнему призвана решать наиболее важные вопросы:

  • войны и мира
  • утверждения законов
  • введения новых налогов
  • спорные или сложные вопросы по представлению приказов или по жалобам отдельных лиц

3.Кто руководил работой думы?

Общее

Царь, либо назначенный им боярин.

4.Новый орган управления

Различия

1. Появилась «ближняя» дума, состоявшая из наиболее доверенных лиц, которая постепенно заменила собой большую.

3 группа

Изменения произошли и в приказной системе (заполнение сравнительной таблицы). Работа с учебником, стр. 51-52, документом № 3

Вопросы для сравнения

В годы правления

Михаила Федоровича

Алексея Михайловича

1.Количество приказов

Общее

1. В разное время было около 100 приказов, но постоянных – вдвое меньше; остальные возникали по мере необходимости и, просуществовав год-другой, исчезали.

2. Функции

Общее

1. Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Порой приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач, например: военными делами

Занимались Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Инозем-ный, Рейтарский, Казачий приказы; финансами ведали три приказа: Приказ Большого прихода, Приказ новой четверти, Приказ Большой казны.

3.Новый приказ

Различия

1.Создан приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод. Ему подчинялось все хозяйство царской семьи.

3. Органы исполнительной власти.

4 группа

Местные органы власти (заполнение сравнительной таблицы). Работа с учебником, стр. 52-53, документом 4

Вопросы для сравнения

В годы правления

Михаила Федоровича

Алексея Михайловича

1.Главные администра

тивно-территориаль

ные единицы.

Общее

Уезды. Они делились на станы и волости.

Различия

1.Со второй половины XVIIвека царь начинает формировать новые, более крупные единицы – разряды. Введение их означало появление промежуточного звена между центральной и уездной властью.

2. Кто стоял во главе уездов?

Общее

   Воеводы. Их ставил царь во главе уездов и пограничных городов.

3.Какими полномочиями  они наделены?

  • возглавляли военные отряды
  • они наделены административной и судебной властью
  • отвечали за сбор налогов и выполнение повинностей
  • населением

В ходе обсуждения учитель дополняет ответы учащихся.

Заполнение схемы «Государственное устройство России в конце XVII века».

Царь

Приказ тайных дел                        «Ближняя» дума

                

                   Приказы                                          Боярская дума

Местные органы управления

воеводы

уезды

4. Соборное уложение 1649 года.

Слово учителя: в 1648 году был созван Земский собор, который работал несколько месяцев и принял в 1649 году Соборное уложение – новый свод законов, состоящий из 25 глав и 967 статей, по которому

  • было оформлено крепостное право (урок № 1). Отменены «урочные лета», то есть поиск беглых крестьян стал бессрочным.
  • оно фактически закрепостило и посадских людей. Были ликвидированы «белые слободы». Жители их теперь были обязаны платить налоги (тягло).
  • введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государевой власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание (п.6)

Вопрос учителя:

Можно ли утверждать, что к концу XVII века происходит становление самодержавия? В чем это выразилось?

Ответ учащихся:

  1. Прекращение созыва Земских соборов
  2. Уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы
  3. Создание приказа тайных дел
  4. Окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод
  5. Возвеличивание царской власти в Соборном уложении в 1649 году, установление смертной казни за измену и заговор против государя

Самодержавие – монархическая форма правления, основанная на сильной почти неограниченной власти царя.

IV. Рефлексия.

Оценить работу каждого члена группы по критериям, приведенным в таблице.

Критерии оценки работы в группе

Имя, фамилия участника группы

Вклад в работу группы

Готовность идти на уступки, принимать чужое мнение, считаться с ним

Умение наилучшим образом представить работу группы

+

-

0

+

-

0

+

-

0

Лист самооценки работы в группе

Критерии

Сбор

информации

Готовность идти на уступки, принимать чужое мнение

Умение выступать перед классом

Выполнение инструкции

Оценка

+

-

0

+

-

0

+

-

0

+

-

0

Чему мне нужно научиться, чтобы моя группа получила самые высокие оценки?

V. Итоги урока

Д/з: 1.Учебник,   § 6

       2. Рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Экономическое развитие России в XVII веке (10 класс)

В презентации к уроку по истории России ( 10 класс) представлен материал по  экономическому развитию России в XVII веке, показаны новые явления в развитии сельского хозяйства, ремесла, появление ...

Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке

  Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"Цель урока: Сформировать у учащихся  представления об изменениях в экономическом развитии России в...