Методическая разработка урока-викторины для 5 класса "Древнегреческий калейдоскоп"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Морозкина Валентина Анатольевна

Данная методическая разработка с использованием технологии игрового обучения предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция" в 5-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnegrecheskiy_kaleydoskop.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Цели урока:

  1. Обобщить и углубить представления уч-ся о системе ценностей древнегреческого полиса.
  2. Повторить вопросы, связанные с мифологией, литературой и фактами из истории Древней Греции.

Оборудование урока:

  1. Настенная карта «Древняя Греция».
  2. Учебные картины «Древнегреческий театр», «Афинский Акрополь».
  3. Карточки № 41, 44 из «Альбома по истории Древнего мира».
  4. Иллюстративный материал по теме.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Используемые технологии: игрового обучения.

Порядок проведения

Формируются  2 команды по 7 человек, жюри – 2 человека, остальные уч-ся – болельщики. Ведущий (учитель) поочередно задает вопросы командам. За правильный ответ команде начисляется определенное число баллов. Если одна из команд не отвечает на вопрос, то другая команда получает право ответа на тот же вопрос и может заработать доп. балл. Если и вторая команда не выполнила задания, то право ответа получают зрители. Викторина предполагает и иное участие зрителей в ходе игры: для них предусмотрены отдельные вопросы.

Роль жюри: ведет подсчет баллов во время игры и фиксирует счет на доске после выполнения каждого задания.

Последний этап викторины – блиц-турнир., по окончании которого подводятся итоги и объявляется результат.

Учитель ставит оценки участникам викторины, а также наиболее активным зрителям (их могут назвать сами уч-ся).

ХОД УРОКА-ВИКТОРИНЫ

ЗАДАНИЕ № 1 (2 балла)

Кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

1. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет неподвластно людям!                                                                                                       Дедал

2. Афиняне!   Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!                                                                  Эгей

ЗАДАНИЕ № 2 (3 балла)

Ответьте на вопросы после прослушивания.

  1. Однажды спартанский мальчик, пока отец обедал, украл у него лисенка и спрятал под плащом. Лисенок страшно царапал ему живот, но мальчик все терпел, боясь быть выпоротым. Лисенок сильно прогрыз ему живот. Мальчик умер в тот же день. Какой особенностью спартанского воспитания можно объяснить этот случай? Что вам нравится и не нравится в спартанском воспитании?
  2. Греческий историк Фукидид рассказывает, что спартанцы выбрали наиболее отличившихся своей храбростью илотов, надели им на голову венки, как бы желая отпустить их на волю, и стали водить из храма в храм. Вскоре более двух тысяч илотов исчезли бесследно. Никто ни тогда, ни после не мог рассказать подробности их смерти.                    

Что вы можете сказать о положении илотов в Спарте на основе рассказа? Как вы объясните описанный случай?

ЗАДАНИЕ № 3  (2 балла)

Кто из героев мифов мог сказать о себе такие слова?

  1. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?                                                                                                          Прометей
  2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О. если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!                                                                                                   Дедал
  3. До сих пор болят кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!                                                                                                    Атлант
  4. Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяжелый сон… А она-то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем!                                              Дракон, охранявший золотое руно
  5. Приятно, что и говорить, когда именем отца        назвали на века   беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!                                Тесей
  6. Обманом разлучили меня с моей дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!                                 Деметра

ЗАДАНИЕ № 4 (по 1 баллу за каждое разгаданное слово)

Разгадайте кроссворд

По вертикали в выделенном красным цветом столбце должно получиться слово "трагедия"

  1. Город-государство в Южной Греции. (Спарта)
  2. Афинский государственный деятель. (Перикл)
  3. "Место для зрелищ" по - гречески. (Театр)
  4. Название главнокомандующего в Афинах. (Стратег)
  5. Другое название Южной Греции (Пелопоннес)
  6. Спартанский царь, командовавший в Фермопильском сражении (Леонид)
  7. Греческое название "песни веселых поселян" (Комедия)
  8. Правление знатных греков. (Аристократия)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать

1. Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.                                                                                  Дым

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.     Зеркало

3. Не говори ничего, и ты выразишь мое имя; но если назовешь меня, говоря мое имя, о, чудо! Ты выразишь меня.                                                                                             Молчание

ЗАДАНИЕ № 5 (3 балла)

Кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова. Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

  1. Поверьте, мне было нелегко… Все были недовольны1 Одни корили меня тем, что я забыл о свом происхождении. Другие, правда, ставили мне в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи. Чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь. А как вы считаете?             Солон
  2. Много лет я был у власти и получил ее не по наследству. Подобно персидскому царю. Меня облекли доверием гончары и оружейники, каменотесы и кузнецы, земледельцы и рыбаки. Но. Ели бы я оступился, допустил ошибку в делах государства, то волей этих же людей, другой бы занял мое место. Противники клеветали на меня. Но судить обо мне надо по делам. В жизни я знал единственную цель – величие Афин. А в городе – одну дорогу: ту, что вела         в народное собрание и в Совет пятисот. О человеке можно составить мнение и по его друзьям. Моими были - Фидий и Геродот.                                                                             Перикл

ЗАДАНИЕ № 6

Ответить на вопросы по карточкам

  1. № 41 (где происходили Олимпийские игры?)
  2. № 44 (верховная власть в государствах Древнего Египта и Афин).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ ПО УЧЕБНЫМ КАРТИНАМ

  1. Древнегреческий театр (устройство и представления).
  2. Афинский Акрополь (постройки и основные элементы древнегреческого храма)

ЗАДАНИЕ № 7 (3 балла)

Определите автора и название произведения.

  1. Муж великанского роста

В пещере той жил одиноко,

Пас он баранов и коз

И ни с кем из других не водился.                                                     Гомер «Одиссея»

      2.   Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга

Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:

«Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне,

Чтоб сиротою не сделать ребенка, вдовою – супругу!»               Гомер «Илиада»

      4.   В мире много сил великих,

Но сильнее человека нет в природе ничего.

Мчится он непобедимый по волнам седого моря

Сквозь ревущий ураган.

Создал речь и вольной мыслью овладел,

Подобной ветру.

И законы начертал.

Злой недуг он побеждает

И грядущее предвидит многоумный человек.

Но и царь непобедимый,

Если нет в нем правды вечной.

На погибель обречен.                                                             Софокл «Антигона»

4.         Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой  за подписью вороны? Долой   отсюда!... Из Зевсовых детей никто к нам не пройдет, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!                         Аристофан «Птицы»

ЗАДАНИЕ № 8 (по 1 баллу за каждый ответ)

Блиц-турнир

  1. Область в Средней Греции, где возникло Афинское государство.
  2. Области в Южной Греции, где возникло Спартанское государство.
  3. Как звали спартанского царя, который во главе 300 спартанцев сражался и погиб у Фермопил?
  4. Как звали персидского царя, начавшего войны с греками?
  5. Где произошло первое сражение между греками и спартанцами?
  6. Как назывались древнегреческие корабли?
  7. Что такое демократия?
  8. Крупнейший афинский порт.
  9. Металлическая заостренная палочка для письма на восковых дощечках.
  10. Древнегреческий ученый, который разделил научные знания в самостоятельные науки.
  11. Кого называют «отцом истории»?
  12. Скульптор, создавший статую Зевса Олимпийского.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

  1. Жюри объявляет результаты, называет команду победителей.
  2. Учитель ставит оценки учащимся из команд и активным зрителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-викторины для 3 класса на тему:"If you want to be healhy..." к УМК Биболетовой М.З."Enjoy English".

Мы поставили перед собой цель:закрепление знаний, умений и навыков говорения и чтения по теме : "Если хочешь быть здоров". Исходя из этой цели мы выбрали тип урока-урок закрепления знаний, умений и со...

Методическая разработка: Урок - викторина "Угадай профессию".

Цели: познакомить детей с профессиями; сформировать положительное отношение ко всем профессиям; побуждать интерес к самовоспитанию, саморазвитию....

Методическая разработка классного часа на тему "Калейдоскоп профессиий".

Материалы, предложенные в разработке знакомят учащихся с миром профессий, с их классификацией, прививает интерес к различным видам деятельности, заставляет задуматься о выборе своей будущей профессии....

Методическая разработка урока-викторины - Путешествие в Краскоград

Методическая разработка урока-викторины - "Путешествие в Краскоград"...

Методическая разработка урока-викторины - "Путешествие в Краскоград". Презентация.

Презентация к уроку- викторине "Путешествие в Краскоград"ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424780d5398f0c2...

Методическая разработка Сценарий физкультурного праздника «Семейный калейдоскоп»

Методическая разработка физкультурного праздника. Предоставлены текст ведущего и описаны игры со зрителями и с командами....

Методическая разработка урока-викторины английского языка «SCHOOL IS FUN» в 3 классе (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Увлекательный урок-викторина проходит в конце изучения темы "Школа". В ходе викторины учащиеся актуализируют полученные знания по данной теме. Группа делится на команды, которые в каждом рау...