Петровский Петербург
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме


Цель данного урока: пополнить знания уч - ся новыми сведениями из  жизни  петровского Петербурга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Преподавание литературы

                     Преподавание истории и культуры Санкт – Петербурга

                                           

 Учитель литературы                                                                             О.О.  Кочина          

 Учитель  истории и культуры Санкт-Петербурга                            Т.И.Ерохина

 

Тема  урока:    «Петровский  

                                      Петербург»

Цели урока:  

  • ознакомить с особенностями становления и  развития языковой  

ситуации в Петербурге

  • научить  видеть за строчками стихотворений, пословиц, народных песен  чувства, переживания, настроения, реальные события и их  общечеловеческий смысл;
  • помочь учащимся выработать свою оценку, свое отношение к Петру Великому, основанному им Санкт-Петербургу;
  • создать  условия для формирования ценностного отношения к памятникам петербургского наследия
  • познакомить  с возможностями информационных технологий, через использование различных программ;
  • развить способности   к творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • пополнить знания учащихся новыми сведениями из жизни петровского Петербурга;
  • способствовать изучению русского фольклора, русского национального характера, увидеть  его особенности, отличительные черты .

Развивающие:

  • формирование умения работать в коллективе;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умений и навыков в использовании информационных технологий в процессе обучения;
  • умение работать с текстовым материалом ( изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста; поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации); использование иллюстративного материала для развития художественного восприятия; развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативной культуры;
  • способствовать пониманию учащимися значимости конкретных  памятников , необходимости бережного отношения к ним.

 

Методы  работы:

  • Наглядный (иллюстративный рассказ)
  • Словесный (чтение и анализ пословиц,)
  • Практический ( написание эссе).

Форма урока:

в интерактивной форме,  с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор,  мультимедийная  презентация. 

Краткая аннотация

Для изучения данной темы  были созданы электронные материалы, которые используются на протяжении всего урока:                                                                                                      

  • на уроке используется раздаточный материал
  • создана презентация, где используются анимированные схемы, картины, пословицы и поговорки  
  • данный материал необходим на всех этапах урока для активизации познавательной деятельности учащихся.

Оборудование урока:

  • Компьютер, экран
  • Презентация
  • Раздаточный материал

 Домашнее задание: (опережающее)

 Написать эссе,  поделиться  впечатлением, которое произвел памятник

М. Шемякина «Первостроителям Петербурга».

                                                                                                                 

                                             Ход урока 

                                                                                   слайд №1  - 2                          

   

 На уроках вы познакомились с памятниками петровской эпохи, с их состоянием и назначением. Сегодня на уроке мы обобщим знания о Петербурге 1 четверти 18 века.

     Давайте отправимся на экскурсию по Санкт-Петербургу. Но для начала вспомним историю рождения этого города. Перед нами на слайде Санкт-Петербург петровского времени, и мы можем оценить  красоту и прелесть юного  города. Подумайте,  кому   мы должны быть благодарны, что  и через 300 лет он столь  же прекрасен. Чьи руки строили  Петропавловскую крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец? Кто они – строители нашего города? Как жили, как сложилась их судьба?                

Ответ: Петербург  петровского времени был громадной стройплощадкой, где  трудились тысячи работных людей. Они  вбивали сваи, таскали землю, рыли каналы, вырубали лес, строили дома, верфи, мануфактуры, а так как место было болотистое, то сваи забивали в любое время года. (Не смотрели, что зимой  на улице  было холодно  из-за сильных   морозов, а летом стояла  невыносимая жара). Десятки тысяч свай вбиты в петербургскую землю. Только под фундамент здания 12 коллегий было вбито около 4 тысяч свай.

1 ученик                                                                                                                            Вызваны мы были при Петре Великом,                                                                                     Как пришел указ -

Взвыли наши бабы, и ребята криком

Проводили нас -

И, крестясь, мы вышли. С родиной проститься

Жалко было то ж -

Подрастали детки, да и колоситься

Начинала рожь...

За спиной-то пилы, топоры несли мы:

Шел не я один, -

К Петрову, голубка, под Москву пришли мы,

А сюда в Ильин.

Истоптал я лапти, началась работа,

Печали спешить:

Лес валить дремучий, засыпать болота,

Сваи колотить, -

Годик был тяжелый. За Невою, в лето

Вырос городок!

Прихватила осень, - я шубейку где-то

Заложил в шинок.

К зиме-то пригнали новых на подмогу;

А я слег в шалаш;

К утру, под рогожей, отморозил ногу,

Умер и - шабаш!                              

Учитель

      Вот такая  нерадостная картина предстает перед  нами в стихотворении              Я. Полонского «Миазм», в котором безызвестный строитель Петербурга рассказывает о своей судьбе.

     И сегодня порой можно услышать, что наш город стоит на костях.

 По некоторым источникам, за время правления Петра 1, население России уменьшилось в 4 раза. Цена человеческой жизни была ничтожно мала.                    

Вопрос:

Назовите дату, считающуюся днем рождения  Санкт- Петербурга?

                                                                                          Ответ: 16 мая 1703 г.

Вопрос:                                                                                                                 Санкт-Петербург происходит из трех слов.Каких?

                                                                                          Ответ: Санкт – латинское “святой”, Петер –греческое “камень, скала”, “бург” – немецкое“замок, крепость”.

       Через гравюры художника  А.Ф.Зубова  попытаемся погрузиться в петровское время.

Стихотворение  А.Кушнера « На петербургских старинных гравюрах …»                      .                                                                                                         слайды № 3-8 

2 ученик

 На петербургских старинных гравюрах
Снег не лежит на дворцах и скульптурах
И не идет никогда.
Вечнозеленые кроны густые,
А на Неве – мотыльки кружевные
И голубая вода.

Видно снесенную церковь Земцова,
Блещет зарытый канал.
Главного Штаба еще никакого
Нет: вместо Штаба – провал.

Пушкин еще не родился. Сгружают
Финский гранит, золотят, наряжают,
Щеголь глядит на возню.
Что-то еще выпирает неловко,
Но присмотритесь: идет подготовка
К майскому этому дню.

Едет читатель в карете куда-то
Цугом, с шутом и людьми…
Гоголь? Еще для него рановато,
Пусть подождет за дверьми.

Мойка, Фонтанка, Мильонная, Невский…
Улиц, где мог бы гулять Достоевский,
Нет. Значит, может не быть
Этих горячечных снов, преступлений?
Или, как дом, запланирован гений:
Строить здесь будут и рыть.

Что же до мест, где мы нынче гуляем,
Нет и в проекте их; где-то за краем
Рамки, гравюры, листа,
Там, где художник сорит и сдувает
Пыль, и само провиденье не знает,
Как повернет и куда.

Учитель. 

Общеизвестно, что наш город расположен на островах, а  начиналось все  на острове?                                                                      

 

3 ученик                                                                Ответ: на Заячьем острове.

То было триста лет назад…

Царь Петр к Неве привел солдат.

Шел по болотам и лесам –

И этот остров выбрал сам:

«Стеною прочной окружен,

Твердыней грозной будет он,

Неву закроем на замок,

Чтоб враг пройти сюда не мог!»

…С рассвета топоры стучат,

Торопит Меншиков солдат.

Вбивают в землю сваи,

Болото осушают.

На остров прибывал народ…

Шел май, и века третий год.

Вал, невысокий, насыпной,

Стеной был первой крепостной,

Шесть бастионов по углам

Как часовые встали там.

И вскоре все, что возведут

Санкт – Питербурхом  назовут.

Так был основан город?

Его воздвигли на века,

А началось все с островка:

Мал Заячий, да дорог».

                                       Е.Ефимовский

                             Рассказ ученика  о строительстве Петропавловской крепости.

 Учитель.

Через Кронверкскую протоку от крепости  был  переброшен мост на соседний остров.

Вопрос:                                                                                                                         Как назывался первого моста?                           Ответ:  Иоанновский мост

Вопрос:                                                                                                                            Как назывался  острова?                                      Ответ: Березовый (Городской)

Учитель.

Переправимся на остров, где зарождался  первый центр юного Петербурга.

Вопрос:                                                                                                                  Название первой площади?                                 Ответ: Троицкая

                                        Рассказ ученика о постройках  на Троицкой площади:

  • Троицкая церковь
  • Первый порт
  • Первый Гостиный двор
  • Первый рынок «Обжорный»
  • Трактир «Аустерия 4-х  фрегатов»

Учитель.

Строительство города шло и на других островах.

Вопрос:                                                                                                                      Что было построено  на Васильевском острове?                  

                     

                                                                     Ответ: Меншиковский дворец, здание 12 коллегий, Кунсткамера

 Рассказ ученика о  Меншиковском  дворце, здании 12 коллегий, Кунсткамере.

Учитель.                                                                                                            Сначала Петр 1 планировал сделать  центр города на Васильевском острове. Но сложилось так, что  центром Петербурга стал  Адмиралтейский остров

                                                             Ответ: Рассказ ученика о Зимнем дворце,  об Адмиралтействе, об  Исаакиевской церкви

Учитель.                                                                                                            

Но, не смотря на трудности, город  стремительно поднимался «из тьмы лесов, из топи блат». Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все  иностранные дипломаты и путешественники, побывавшие в то время в Петербурге. Правда цена этого размаха была чудовищно высока. Не случайно сегодня у нас звучит русская народная  песня «Эх, ухнем». Эту песню пели работные люди при вбивании свай.                            

                                                                                            слайды №12-13                                                                      

Учитель.                                                                                                            

Жесточайшие указы, которые заканчивались неизменными угрозами «о лишении живота» следовали один за другим.                                  

Что же мы узнаем из этих указов и из записей иностранных  дипломатов ( у вас на столе  заметки ганноверского дипломата  Вебера) о первых строителях Петербурга? Кто они?  В каких условиях   работали? С какими трудностями  пришлось им столкнуться?  Чем питались?  Где жили?          слайды №15-18

Работа учащихся с письменными источниками. На столах разложены заметки дипломатов, указы Петра 1, ведомости о налогах и др. документы.

 (Учащиеся   самостоятельно их изучают и ищут ответы на заданные вопросы).

Обобщение ответов.

Кто строил:

Возможно, что к строительству Петербурга была привлечена часть русского войска, после взятия Ниеншанца. В письме  канцлера Головкина царю упоминаются солдаты Преображенского и Семеновского полков. Строили город и местные жители, и пленные шведы, и десятки тысяч работных людей из всех уголков  многонациональной России. 

Строительству города сопротивлялось все: земля, вода, природа,  люди. Трудности и лишения:

  • Хлеб был привозной, дорогой.
  • Овощи росли плохо.
  • Кругом болото.
  • Зимой сильные морозы.
  • Жилища холодные.
  • Наводнения, низменная дельта ( никогда в таких местах города не строили).
  • Пожары.
  • Часто шли дожди.
  • Дорог не было, а после дождя – грязь.
  • Летом тучи комаров.
  • Стаи голодных волков приходили в город и подстерегали одиноких путников.
  • Болезни ( дизентерия и цинга).  Работных людей лечили  настойкой на сосновых  шишках. Ведро такого напитка в 1705 году стоило 4 рубля.
  • Жестокий полицейский режим  (зимой запрещалось выходить после 8 часов вечера, летом – после 10 часов)
  • Людей не хватало, т.к. присылали не вовремя, не в нужном числе. Многие по дороге сбегали, их ловили и жестоко наказывали. Другие умирали в пути  или приходили голодные и больные.
  • Работник отрабатывал 2 – 3 мес. и уходил домой. Работа оплачивалась. Сначала 50 коп. в месяц и хлебное довольствие,  потом  оплата  доходила до1 руб. в мес.

Чем питались:

Основными  продуктами  были  репа и капусты, хлеб был дорогой.

Собирали  грибы, ягоды.  В  реках и озерах ловили рыбу: ладожская селедка была деликатесом для простолюдинов. В лесу было много дичи (зайцы, рябчики, глухари), в городе ее продавали всюду и дешево. Для жилья строили навесы, шалаши. Землянки заливало.  Выжили только  самые крепкие и  изобретательные.

                                                                                                             слайд №19 

Учитель  

По словам историка Ключевского «едва ли найдется в военной истории         побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов,  чем  сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».                                                                                             

                                                                                                                слайд №20                   Учитель 

Итак, при строительстве  города  сошлись люди разных земель, сошлись сразу, но навсегда.  Были тут и смоленские, и псковские, и  рязанские. Потом поселились в городе немцы, итальянцы, французы – также всякие люди. Вдобавок жило тут много финнов, прибалтов, выходцев из разных мест Российской империи. Их идеалы и стремления, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье нашли отражение в пословицах, которые относятся к самому древнейшему жанру литературы – фольклору

Вопрос:                                                                                                                     Фольклор – это …

                                                                         Ответ:

                                                                              Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского - народная мудрость.

Учитель.

Итак, фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни, природы, верования.

Вопрос:                                                                                                               Пословица – это… 

                                                                                Ответ:

                                                                                      Пословица – это меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения.

Учитель 

     М. Горький писал: «… пословицы  всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

       Пословицы типизируют явления, т. е. выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты. Они  предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму,  хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы  поощряют благородство, упорство и прилежание.  В целом создается полная и точная картина жизни, т.к.  основой пословицы  является пример жизненной ситуации.  Заглянем в  «Словарь Петербуржца» Синдаловского.

 Читаем:

       С одной стороны море, с другой – горе, с третьей – мох, а с четвертой – ох!

Вопрос:                                                                                                                           Что вы можете сказать об этой пословице? О чем она?

 Ответы учащихся..

Учитель:

Существует исторический анекдот о том, как Петр I однажды спросил шута: «Скажи, что говорят в народе о моем Петербурге?» — «А что говорят, — ответил Балакирев, — с одной стороны море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой— ох». Петр схватил свою знаменитую дубинку и начал колотить ею шута, приговаривая: «Вот тебе море, вот тебе горе, вот тебе мох и вот тебе ох!»

                                                         (Считается первой пословицей о Петербурге.)                

Москва – девичья, Петербург – прихожая.  

 В Москве сохраняется народный склад речи и заветы старины. В Петербурге еще не все устоялось, ему еще предстоит пройти тот путь, который Москва уже прошла. Пока же толпятся в этой «прихожей» самые разные люди.

Питер женится, Москву замуж берет.  

Некоторые относят эту пословицу к 1712 году, когда Петербург стал фактически столицей государства.

                                                 По  словарю Синдаловского «Словарь Петербуржца»

Учитель

Какие  пословицы (они лежат перед вами)  можно соотнести с темой нашего урока. 

Учащиеся работают самостоятельно: называют пословицы и аргументируют свой выбор.

Учитель обращает  внимание учащихся на  пословицу 9.              слайд №21

                                              Поработаешь на славу – и почет тебе и слава. 

Вопрос:                                                                                                                   Подходит она к теме нашего урока? 

                                                                                  Ответ:

Пословицу можно использовать, рассказывая о первых строителях Санкт-Петербурга (поработали на славу). Только слава и почет нашли своих героев очень поздно ( и почет тебе и слава).

Учитель.                                                                                                                

На экскурсии последним объектом была Сампсоневская церковь и сквер с памятником «Первостроителям Петербурга»  М. Шемякина (1995г).  В 1711 году на этом месте  было первое городское кладбище.              слайд №22

 Мы знаем, что современный Петербург во многом поменял свой облик: появились новые архитектурные ансамбли, площади, улицы, целые районы, однако город сохранил наследие петровского времени. Возможно, памятник М.Шемякина  - это  исключение из правил.  Ведь сегодня от памятника осталась одна лишь гранитная арка. Остальное разграблено вандалами. Неизвестные украли даже массивный бронзовый стол с размещенными на нем атрибутами зодчества.                                                                          Слайд №23

После экскурсии вы должны были  написать эссе. Поделитесь с одноклассниками впечатлением,  которое произвел на вас памятник.

                                                                                                                 

       

Дом. задание.

 

Наш город известен своими памятниками. Их много, они все разные. Как, когда, почему появился тот или другой? Разве все упомнишь? Некоторые притягивают взор. Хочется подойти, прикоснуться. На душе становиться светло, легко, свободно. Наши предки сохранили это богатство для нас. А мы? Вспоминая памятник «Первостроителем Санкт-Петербурга» на ум приходит слово «вандализм», от него становится грустно, тоскливо, тяжело. Что же произошло? Мы умные, добрые, отзывчивые, понимающие, что без прошлого не будет будущего, прошли мимо.  Не заметили, бросили, остались равнодушными. Почему никто не возмутился, не сказал: «Люди, опомнитесь, без прошлого будущее будет таким же, как этот памятник. Серым, унылым, невзрачным. Остановитесь, пока не поздно». 

                                                                                                                      7-б  Борисова А.

                                                                                                                 

            За время строительства Санкт-Петербурга погибло и пострадало огромное количество людей. Они работали не жалея своих сил и здоровья, но взамен эти  люди не получили ничего. Долгое время они оставались в тени построенного ими Санкт-Петербурга. Об их  жертве стали забывать. Однако нашелся человек, помнящий этих людей. Этим человеком оказался знаменитый скульптор М.Шемякин. В 1995 году он создал памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга». К сожалению, не все ценят труд этих героических людей. Вандалы разграбили памятник, оставив от него  одну лишь гранитную арку. В наше время многие переживают  культурный упадок, из-за которого труд предков, историческое наследие стало дешеветь. Люди готовы променять историю и память на небольшие деньги, абсолютно не  стоящие того. Я надеюсь, что в сознании людей в ближайшее время произойдут изменения,  и они поймут, как важна память для человечества.

                                                                                                                    7-б Торопова Ек.

           Зима. А снега все нет. Но вот  он наконец выпал. Как же приятно прогуляться по парку. Но что  это за унылое пятно? Подойдя ближе, я вижу – это памятник «Первостроителем Санкт-Петербурга». Но почему он выглядит таким унылым? Все вокруг радуются первому снегу, легкому морозцу, лучику солнца. А он стоит один,  и от его вида на душе становится грустно. Возникает вопрос: почему он один, почему о нем забыли? Неужели он  станет когда-нибудь счастливым, как люди вокруг. Сможет ли памятник обрести вторую жизнь и стать столь же красивым, каким был раньше? Может быть тогда он улыбнется искренней улыбкой всем горожанам.

                                                                                                                      7-б Асташов Дм.

 Мы видим,  что подобный вандализм имеет место  в современном Петербурге. Поэтому очень хотелось заострить на этом ваше внимание, подвигнуть вас задуматься, порассуждать.

                                           

                                                                                       

           

ЭТОТ ГОРОД СПОСОБЕН НА РАЗНОЕ…
ВСЁ ТАИТСЯ В ЕГО СВЕТЛЫХ СУМЕРКАХ.
ОТ ПРЕКРАСНОГО ДО БЕЗОБРАЗНОГО,
ГЕНИАЛЬНОЕ, ПОЛУБЕЗУМНОЕ...

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                 Приложение 1

       АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

        Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха).

16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

По замыслу Петра I, прежде всего, нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии.

На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

К середине 20-х гг. на Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи.

По проекту французского архитектора Жана Батиста Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона.                            

Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704 г. Рядом с ним поселились мастера-корабелы и моряки, а неподалёку Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.

Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от франц. par terre — «на земле»).

Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с античной мифологией.

Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. Впервые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома.

Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII в. был окружён императорскими резиденциями — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин).

                                                                                                                Приложение 2

Пословицы и поговорки

Не спеши языком –

торопись делом.

Сам пропадай,

а товарища выручай.

Лес рубят -

щепки летят

Труд человека кормит,

а лень портит.

Щи да каша -

пища наша

Хочешь много знать –

надо мало спать.

Красна птица пеньем,

а человек уменьем.

Поспешишь –

людей насмешишь

Ученье свет –

а не ученье тьма.

С одной стороны море, с другой -горе,

с третьей -мох, а с четвертой -ох

По одёжке встречают –

по уму провожают.

Не сиди, сложа руки –

так и не будет скуки.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Семь раз отмерь –

один раз отрежь.

Лодырь да бездельник –

им праздник и в понедельник.

Как потопаешь –

так и полопаешь.

Любишь кататься –

люби и саночки возить.

Ремесло не коромысло –

плеч не оттянет.

Ремесло пить-есть не просит,

а добро с собой носит.

Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки –

останешься без рубашки.

Ремесло хлеба не просит –

а само кормит.

Тот скоро разбогатеет –

кто от труда потеет.

Нет друга – ищи,

а нашёл – береги.

Делу время –

потехе час.

Ученье –

путь к уменью.

Терпение и труд –

всё перетрут.

Один за всех –

а все за одного.

Доброе братство

лучше богатства

Землю солнце красит,

а человека – труд.

Под лежачий камень

вода не течёт.

Делаешь наспех –

сделаешь на смех.

Один пашет,

а семеро языками машут.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Что посеешь –

то и пожнёшь.

Человек без ремесла –

что птица без крыльев.

Попал бы ты в Питер,

он бы тебе бока вытер

С миру по нитке

голому рубаха

Хочешь есть калачи -

не сиди на печи.

Работает не топор,

а руки.

Тунеядец в народе –

что сорняк в огороде.

Кто любит труд –

того люди чтут.

Взялся за дело –

делай умело.

Привычка трудиться

в жизни пригодится.

От работы не беги –

своё имя береги.

Отдыхает тот по праву –

поработал кто на славу.

Тот человек в почёте –

чьи руки в работе.

Один у печи с плошкой,

а семеро с ложкой.

Золотые руки –

не боятся скуки.

Поработаешь на славу -

и почёт тебе и слава.

          Петербургские пословицы и поговорки 18 в.

С одной стороны море, с другой – горе, с третьей – мох, а с четвертой – ох!   Считается первой пословицей о Петербурге. Приписывается шуту Ивану Балакиреву.

Москва – девичья, Петербург – прихожая.    В Москве сохраняется народный склад речи и заветы старины. В Петербурге еще не все устоялось, ему еще предстоит пройти тот путь, который Москва уже прошла. Пока же толпятся в этой «прихожей» самые разные люди.

Питер женится, Москву замуж берет.   Некоторые относят эту пословицу к 1712 году, когда Петербург стал фактически столицей государства.

Спаси, господи, от седока лихого и от изверга городового.  Утреннее заклинание петербургских ямщиков.

Расправляйте ножки по Питерской дорожке.   Шутливое обращение ямщиков к лошадям.

По  словарю Синдаловского «Словарь Петербуржца»

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели урока: 1. познакомить с особенностями становления и развития языковой ситуации в Петербурге; 2. научить видеть за строчками стихотворений, пословиц, народных песен чувства, переживания, настроения, реальные события и их общечеловеческий смысл; 3. помочь учащимся выработать свою оценку, свое отношение к Петру Великому, основанному им Санкт-Петербургу; 4. создать условия для формирования ценностного отношения к памятникам петербургского наследия; 5. познакомить с возможностями информационных технологий, через использование различных программ; 6. развить способности к творческой деятельности.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У К А З Ъ

Слайд 4

За весь период пребывания Петра Великого у власти с 27. 04.1682 по 28 .01.1725 им было издано около 4000 указов.

Слайд 5

год наряд Число перемен Кол-во людей в перемену 1704 20000 3 6666 1705 20000 3 6666 1706 23000 3 7666 1707 30000 2 15000 1708 40000 2 20000 1709 40000 2 20000 1710 48925 2 24000 1711 30442 2 15224 1712 28800 2 14400 Число работных людей, которые, согласно царским указам, направлялись на строительство Санкт – Петербурга в1704–1712 г.,

Слайд 6

По словам историка Ключевского «едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».

Слайд 7

О ЗАПРЕЩЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАМЕННЫХ ДОМОВ. 25 октября 1714 Указ Петра I о запрещении строительства каменных домов по всей России, кроме Петербурга! "Понеже здесь каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков и прочих художников того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем Государстве на несколько лет (пока здесь удовольствуются строением) всякое каменное строение". Этот указ, изданный для ускорения застройки столицы, действовал до 1741 года!

Слайд 8

Народная мудрость Фольклор

Слайд 9

Пословицы и поговорки 1. С одной стороны море, с другой – горе, с третьей – мох, а с четвертой – ох! 2 .Попал бы ты в Питер, он бы тебе бока вытер. 3 .Лес рубят, щепки летят 4 .Доброе братство – лучше богатства. 5 .Щи да каша – пища наша. 6. Работает не топор, а руки. 7 .Человек без ремесла, что птица без крыльев. 8 . Нет друга – ищи, а нашел – береги. 9. Поработаешь на славу – и почет тебе и сла ва. Москва – девичья, Петербург – прихожая . С одной стороны море, с другой – горе, с третьей – мох, а с четвертой – ох! Питер женится, Москву замуж берет .

Слайд 11

ЭТОТ ГОРОД СПОСОБЕН НА РАЗНОЕ.. ВСЁ ТАИТСЯ В ЕГО СВЕТЛЫХ СУМЕРКАХ. ОТ ПРЕКРАСНОГО ДО БЕЗОБРАЗНОГО, ГЕНИАЛЬНОЕ,ПОЛУБЕЗУМНОЕ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Контрольная работа по теме "Петровский Санкт-Петербург"

Контрольная работа по теме Петровский Петербург 1. Ответить на вопросы на стр. 59.2. Выполните в учебнике задания 14, 16, 17. стр. 223-224Контрольная работа по теме "Петровский Санкт-Петербург"За...

Прогулка по Петровскому Петербургу

Интегрированный  урок из авторского модуля "Математический Петербург" для 6-7 кл. Цель: способствовать формированию представлению об архитектуре первоначального Петербура через решение математиче...

Интегрированный урок Прогулка по Петровскому Петербургу (источник авторский модуль "Математический Петербург")

Интегрированный  урок из авторского модуля "Математический Петербург" для 6-7 кл. Цель: способствовать формированию представлению об архитектуре первоначального Петербура через решение математиче...

Интегрированный урок Прогулка по Петровскому Петербургу (источник авторский модуль "Математический Петербург")

Данный интегрированный урок способствует формированию представлений о Санкт-Петербурге I четверти  XVIII века: а именно: архитектуре Петербурга, площади городского пространства относительно разме...

Проведение экологической практики для 10-ых классов (мониторинг экологического состояния наземно-воздушной и водной среды пруда Петровский г. Санкт-Петербурга)

Экологическая грамотность школьников формируется за счет их активного участия в исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Исследовательская деятельность стала активно применяться в об...

Методическая разработка плана – конспекта экскурсии «Петровский Петербург»

Целью данной методической разработки является - формирование на практике знаний, о неразрывной связи культурного наследия Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жиз...