Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
статья по истории на тему

Куватова Наталья Геннадьевна

Данная статья написана на основании доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающая среда образовательной организации: идеи и практика", которая состоялась 23 января 2014 г. в г. Волгограде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuvatova.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 Автор: Н. Г. Куватова.

 Организация: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»,

 город Михайловка.

Электронный адрес: kisa-lisya@yandex.ru                        

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Это учитывают требования ФГОС СПО, которые предполагают формирование общих компетенций выпускника - метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков. И сегодня поэтому необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые способствуют раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности студента и возможности  превращения его в субъект (а не объект) обучения. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время способна решить эту важную задачу.

Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

По мнению А.С. Обухова, исследование можно рассматривать как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире, что в соответствии с научной теорией Л. С. Выготского, где процесс обучения проявляется как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, дает следующее определение исследовательской деятельности: творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Исходя из этого определения можно отметить значительную роль педагога в формировании у обучающихся внутренней мотивации подходить к любой возникающей проблеме (научного, бытового содержания) с исследовательской, креативной позиции.

Любая исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности (проблема не должна быть надуманной и интересной); осознанности (понимание проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования); самодеятельности (использование собственного опыта); наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания и взаимодействия, характерные для данной социальной общности).

Однако, нужно четко разграничить типы исследовательской деятельности: научно-исследовательская и учебно-исследовательская.

С точки зрения М. Н. Арцева, научно-исследовательская деятельность подразумевает под собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности подходит далеко не для всех обучающихся учреждений СПО, он более направлен на внеклассную работу с отдельной творческой группой студентов.

В отличие от научно-исследовательской, учебно-исследовательская деятельность своей целью имеет образовательный результат и направлена она на обучение подростков, развитие у них исследовательского типа мышления. Последний вид деятельности возможен как во внеурочное время, так и при урочном изучении дисциплин.

Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Однако воспитательные аспекты  исследовательской деятельности обучающихся могут  проявиться не сразу, а в течение жизни человека.

При выборе темы исследования студент впервые серьезно задумался о проблеме волнующей его.  Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как целеустремленность (автор до конца довел свое исследование), желание и готовность продолжить свое образование, серьезное отношение к своему выбору, трудолюбие и настойчивость, исследовательский стиль мышления, идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга, нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности, формирование системы ценностных ориентаций, внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой). Таким образом, воспитательный аспект исследовательской деятельности заключается в том, что формируются коммуникативные компетенции подрастающего поколения (вступление в коммуникацию с целью быть понятым).

Исследование как вид деятельности дает возможность развития у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не сумму готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении совокупной информации в мире в целом.

Исследование    как    культурное    явление    позволяет    подойти    к воспитанию морально-нравственных   качеств.  Это и патриотические чувства, и любовь к Родине (гражданственность), так и способности уважать и понимать представителей иных культур.

Исследовательская деятельность позволяет обучающимся выйти на культурное пространство самоопределения. Обучающийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области (разделе, теме, проблеме), сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает этап рефлексии и как следствие - корректировка знаний, появление новых планов.    

Учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Обучающийся получает творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.

Студенту, овладевшему навыками исследования гораздо легче войти, быть признанным и в коллективе вуза, да и в большинстве подобных сообществ.

Организация исследовательской деятельности предполагает решение данной проблемы в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникативной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.

Учебный и воспитательный процесс необходимо организовать как целостную дидактическую систему, позволяющую не столько учить, сколько помогать студенту учиться, направлять его познавательную деятельность.

Основные навыки и умения закладываются на первых уроках изучения общественных дисциплин через использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, дискуссий, проблемного анализа текста, написания творческих работ, эссе,  докладов, сообщений, проблем-заданий, практикумов.

Важным моментом в работе с обучающимися является дифференциация исследовательской работы. Для этого прежде всего ставится цель: развитие познавательной активности, стимулирующей самообразовательную деятельность обучающихся. Далее выделяются группы ребят с учетом максимальных познавательных возможностей и уровня самостоятельной познавательной деятельности. Затем подбираются задания различного уровня сложности для: 1) формирования выводов на  основе материала  параграфа; 2) формирования выводов на основе материала изученных параграфов путем составления схем, таблиц сравнительного характера.

Одним из важных способов организации исследовательской работы обучающихся на уроках истории и обществознания является работа с письменными источниками. Она позволяет научиться анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте; видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом; понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию; соотносить содержание документа с реалиями современности; определять личностное отношение к идеям, содержащимся в нем. Вопросы составляются таким образом, чтобы студент не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения.

В работе  с источниками важно все: какой материал выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобной работе.

Для активизации интереса к предмету, создания образного представления о событии или явлении, обеспечения максимальной наглядности в процессе обучения истории и обществознанию используются фотографии, песни, лозунги, анекдоты, плакаты, карикатуры, репродукции картин, видеоисточники – это документальная хроника, документальные и художественные фильмы – как объект анализа в проблемном задании.

Помимо умения работать с первоисточниками важным является накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам. Обучающиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов. Учатся составлять библиографию, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Разрабатываются  для обучающихся памятки: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией” и т.пр.

В процессе обучения истории и обществознанию наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Во время уроков и во внеурочной деятельности применяются самые разнообразные интерактивные формы: игры, дискуссии, проблемные ситуации, проектирование. Все они обеспечивают педагогически эффективное познавательное общение в группах.

Одним из важных направлений исследовательской работы обучающихся, способствующих формированию ключевых компетенций, является проектирование.

В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым студентом.

Мною были разработаны два проекта: «Мир с высоты моих 16 лет», «65-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к прикладным, с элементами информационного, межпредметного, исследовательского типа. Долгосрочный характер деятельности (до года) определялся содержанием изучаемой проблемы, поэтому подготовка и реализация проектов проходила во внеурочное время. По характеру контактов - коллективные, внутритехникумовские проекты, с вовлечением в них преподавателей и родителей. Итоговые рефераты используются при изучении обществознания. В ходе реализации проекта «65-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне» обучающиеся были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность. Материалы проекта были обобщены и представлены на общетехникумовском  вечере «Фронтовой огонек».

Во внеурочной деятельности формами проведения учебных занятий с применением исследовательских методов является работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

 Высший уровень исследовательской деятельности -  научно-исследовательская деятельность. На этом уровне реализуются следующие задачи:

1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

2.Подготовка обучающихся для систематичной научно- исследовательской работы.

Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.

Результат работы: участие в городских, областных и региональных  конкурсах и конференциях. В 2013г. как руководитель студенческих исследовательских работ участвовала в общетехникумовской научно-практической конференции «Научно – исследовательская работа как способ познания». Являюсь организатором двух  студенческих научно-практических конференций: ''Права человека  в новом веке'',  ''Глобальные проблемы человечества''.

Мои студенты участвовали в работе областных научно – практических конференций: ''Страницы истории казачества и актуальные проблемы современного казачьего движения'', ''Казачество в истории России'', ''Духовно – нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения: героические страницы Великой Отечественной войны'', региональной конференции ''Проблемы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации».  

Итак, исходя из собственного опыта работы, можно сделать вывод: организация последовательной   исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время способствует:

-  позитивной динамике показателей успеваемости обучающихся;

-  росту мотивации в изучении предметов;

      -формированию практических умений  творческого уровня, формированию дополнительных профессиональных значимых компетенций;

-  формированию у студентов способности к рефлексии, к самоанализу, самооценке;

-  реализации принципов индивидуализации и дифференциации;

-  развитию интересов, склонностей и способностей обучающихся;

-  воспитанию морально-нравственных   качеств;

- формированию основных компетенций, обладание которыми стимулирует самостоятельную познавательную активность.

Литература

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.- с. 4-29.
  2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технолгии/ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 256 с.
  3. узеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народ. образование, 2001. - 127 с.
  4. Кульнивич С.В. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, студентов и аспирантов пед. учебн. заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.- 288 с.
  5. Лук А. Н. Личность ученого (Обзор зарубежных исследований) //Вестник АН СССР, 1977.- N 5.- с. 125-134
  6. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Школьные технологии, 2006.- № 2.- с. 19-31
  7. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя /Стандарты и мониторинг в образовании, 2008.- № 5.- с. 13-17
  8. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10.- с. 158-161
  9. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования //Исследовательская работа школьников, 2008.- № 2.- с. 17-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

Использование ИКТ на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций

Педагогический проект посвящен применению графологических структур на уроках биологии с использованием ИКТ, как средства  формирования ключевых компетенций....

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...