Урок-обобщение по теме «Древний восток»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Юлия Михайловна Хаердинова

Основная технология - игра

Тип урока: повторительно-обобщающий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_vostok.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Древний восток», 5 класс

Основная технология - игра

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы;
  2. Способствовать формированию системы знаний о государствах Древнего Востока;
  1. Развивать умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  2. воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Оборудование:

Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки, реквизиты для сценок, ковер, финики, пиалы


Ход урока.

  1. Организационный момент. Дети переодеваются в костюмы жителей Древнего Востока, усаживаются на стулья (девочки справа, мальчики слева), парты вынесены.

Мотивация. Исполняется восточный танец

Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. А куда же мы отправляемся?

Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

II. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

Сегодня наш урок, ребята, не совсем обычный. Какую тему мы закончили изучать?

Чем же мы займемся на этом уроке? Давайте вместе сформулируем наши задачи.

1 Нам необходимо повторить _____________ (ответы учащихся)

2. Вспомнить ______ (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)

3.Закрепить _________ (полученные знания)

4.Развивать умения сравнивать,________ (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)

5. Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.

Нам трудно будет путешествовать без сопровождающих, поэтому мы пригласим с собой гидов – знатоков истории стран Древнего Востока. Ваша задача, быть внимательными, отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать бонусы, они съедобные и послужат вам сладким вознаграждением за труд. (Учитель показывает вазу с финиками) Что это за плоды? Где растут финиковые пальмы?

Куда мы отправимся с Полиной? (выходит Полина, читает слоган-загадку)

Даром Нила называли,

Из шадуфа поливали.

На папирусах писали-

Фараонов прославляли!

(Египет)

Кинофрагмент путешествие в Египет.

 (карта Древнего Египта)

Полина: посмотрите на карту. Где расположен древний Египет? Назовите главную реку Египта. Куда она впадает? Что такое пороги? Что такое дельта? Каковы занятия жителей?

А с какой страной нас познакомит ___________?

Выходит ученица, читает слоган-загадку.

Здесь писали на табличках

Хаммурапи правил лично,

Он законы в стране ввел,

Этим славу приобрел.

(Двуречье)

 (карта Древнего Двуречья)

Учитель: А теперь я предлагаю задать вопросы нашему гиду. Проверим, хорошо ли он знает историю Древнего Двуречья?

(дети задают вопросы)

Выходит гид по Индии ________________ .

Земледельцы и брахманы,

Слуги, воины, цари.

И слоны, и обезьяны

Славу той стране несли.

(Индия)

 (карта Древней Индии)

Гид: я предлагаю вам викторину. Карта послужит вам подсказкой.

  1. Где расположена расположена Индия? (на юге Азии)
  2. Самые высокие горы в мире? (Гималаи)
  3. Найдите однокоренные слова к слову Индия (использовать только георгафические названия).
  4. Какое слово лишнее в этом ряду? Цинь Шихуан, Конфуций, Ашока, Лао Цзы.

Гид по Китаю ______________

Чтобы страну обезопасить

И гуннов племена изгнать

Построить там решили стену

На стройку тысячи людей согнать!

(Китай)

 (карта Древнего Китая)

Учитель: Ребята, я получила странное письмо от моего ученика, в содержании которого не могу разобраться. Помогите мне. Кто лучше справится - наши гиды (одна группа) или вы, путешественники (вторая группа)? (вручается письмо с ошибками)

«Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая расположена на Великой Китайской равнине. В этой стране протекает река Тигр, которую называют желтой рекой. Вторая река Ганг впадает в Восточно-Китайское море. Из Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны. Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

- Ребята! Подскажите, в чём тут дело?

Учитель: спасибо, ребята, вы молодцы. Я думаю, что изучение истории поможет вам не допускать подобных ошибок.

А в каких еще государствах Древнего Востока мы побывали, изучая историю? (названия заранее написать на доске, затем открыть)

Звучит восточная музыка, входят «рабы» с ношей на спине, садятся.

Учитель: Что это за странные гости к нам пожаловали, ребята? (ответы детей)

- Откуда ты к нам прибыл? (обращается к 1-му рабу)

1 раб. Я прибыл из страны, где пленных заставляли много трудиться, а если мы не повиновались, нам отрезали ухо.

Учитель: В какой стране такое происходило, ребята? (Двуречье)

1 раб. Меня так часто били, что я забыл имя своего повелителя. Помогите мне. (вынимает из корзины имена Тутмос, Цинь Шихуан, Ашшурбанапал, Дарий 1, Хаммурапи, Соломон) Дети называют, из какой страны эти правители и прикрепляют в таблицу на доске.

2 раб. Я попал в чужую страну после великого похода. В этой стране меня и других пленников заставляли строить огромные усыпальницы для владыки, таскать тяжелые камни. Прошли уже десятилетия, как я в неволе. Кто мне подскажет, куда я попал ? (в Египет) Когда это было? (показывает карточки с датами, последняя – 1500 г. до н.э.) дети называют события, прикрепляют в таблицу на доске.

1. Объединение Китая в единое государство 221 г. до н.э.

2. Захват Египта персами 525 г. до н.э.

3. Образование единого государства в Египте 3000 г. до н.э.

4. Строительство пирамиды Хеопса в Египте 2600 г. до н.э.

5. Взятие Вавилона персами 538 г. до н.э.

6. Правление Хаммурапи в Вавилоне 1792 – 1750 гг. до н.э.

7. Завоевания фараона Тутмоса III 1500 г. до н.э.

3раб. А в моей стране рабов не убивают, хотя и заставляют много трудиться. Я сопровождал купеческий караван с товарами. Меня щедро наградили, только я не знаю, что это за вещи. Может быть вы мне поможете, ребята?

Учитель: из какой страны наш гость? (из Индии)

(из корзины вынимает вещи: сахар, чай, рис, шелк, стеклянную вазу, монеты, бумагу, статуэтка кошки, шахматы)

Учитель: спасибо за помощь, ребята, а наших гостей мы пригласим учиться в одну из школ Древнего Востока. А кто мог учиться в такой школе?

Ответ: По законам древних государств могли учиться только мальчики. Девочки не имели права учиться в школе, их учили дома мамы вести домашнее хозяйство.

Учитель: прежде чем начать урок в восточной школе, давайте проведем физминутку. А поможет нам Лера.

Физминутка.

В джунглях мы сегодня были

В водах Ганга руки мыли

С Маугли мы поиграли

И нисколько не устали!

Учитель. Я приглашаю мальчиков на урок. Каждый получает карточку с заданием и выполняет его в течение 5 минут (раздает карточки)

Карточка 1.

Более 5 тысяч лет назад появились государства. Выделите признаки государства маркером.

1. Царь(правитель), 2. шадуф, 3. войско, 4. колонии, 5. законы,

6. города, 7. дельта, 8. казна, 9. территория 10 .письменность

Карточка 2.

Подберите термины

1.Древняя часть Библии __?

2 .Обязательные правила поведения _?

3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями ___?

4. Сказание о богах и легендарных героях ___?

Карточка 3.

Подберите термины

1.Денежный сбор в пользу государства ___?

2.Служители богов ___?

3.Большое и сильное государство ___?

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии _____?

Карточка 4

В каких древних странах существовали эти города:

Ахетатон___________
Библ_______________
Сарды______________
Ур_________________
Ниневия____________

Иерусалим____________

Карточка 5.

Соотнеси:

  1. Иероглифы А) Двуречье
  2. Клинопись Б) Финикия
  3. Алфавит В) Египет

А девочки выполнят свою работу, приглашаются к компьютеру. Задание: подписать названия этих сооружений, определить, в какой стране они построены (пирамиды, сфинкс, Великая китайская стена, крылатый бык, ворота богини Иштар, Брахма,

Проверка работы.

Учитель: молодцы, отлично потрудились.

Подведение итогов.

Учитель: давайте подведем итог работы и сделаем выводы. На уроке мы выделили много особенностей развития государств Древнего Востока, а что же их объединяло? Вставим пропущенные слова в тексте.

Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и поэтому их называли _______. Во главе государства стоял ____ (царь, правитель). Власть его передавалась (по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).

А теперь покажите свои пиалы с финиками. Кто же трудился лучше всех и набрал больше фиников? Определяется победитель, выставляются оценки.

Рефлексия.

  1. Чем наш урок отличался от обычного?
  2. Что вам понравилось больше всего?
  3. Будем еще проводить игровые уроки?

Домашнее задание: составить кроссворд «Древний Восток»

Самоанализ урока истории в 5 классе

                                     по теме: «Древний Восток»

В классе 16 учеников: из них 8 мальчиков. Класс способный, с большим учебным потенциалом. Класс обычно работает в быстром режиме, необходима для успешной работы частая смена деятельности. Данный урок-это урок повторения пройденного  материала, с опорой на уже имеющиеся представления об истории Древнего Востока. Цель данного урока -        в ходе  игры обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы, развить умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы, воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока. Для формирования ключевых компетентностей ученика 21 века целесообразно применение таких современных образовательных технологий как технология критического мышления, технология оценивания, здоровье сберегающие  технологии, технология проблемного обучения.        Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников. Такой метод, как поощрение стимулирует мотивацию обучающихся. За счет смены видов деятельности, применения современных образовательных технологий, этнокультурных компетенций, способствует социализации личности учеников. Домашнее задание задано таким образом, что учитываются личностные особенности ребят, это позволяет им свободно выполнить ь задание. В целом, поставленной цели урок достиг, поставленные задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме: "Древний Восток"

Тип урока: повторительно-обобщающийОсновная технология - играЦели урока:·        обобщить и систематизировать  изученный материала, закрепить основн...

Тесты по теме "Древний Восток" (5 класс)

Тесты можно использовать для проверки знаний учащихся в 5 классе  по разделу "Древний Восток"....

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток

Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....

Тест по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса по теме "Древний Восток"

Тестовые задания для самоконтроля по учебному курсу "История Древнего мира" Г.И.Годера . 5 класс. Тема "Древний Восток"....

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....