Главные вкладки

    Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Чуркина Ирина Юрьевна

    Тема урока«Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС).

     

    Тип урока:  урок – изучение нового материала.

    Форма организации обучения:  урок-путешествие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon drevni_kitay.zip2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

                                Средняя общеобразовательная школа 

                         с углублённым изучением иностранного языка

                                   при Посольстве России во Франции

                     Конспект 

          открытого  урока

                    в 5 классе

    по истории Древнего мира

    на тему:

    «Чему учил китайский 

    мудрец Конфуций».

                    Составитель: Чуркина И. Ю.

                                 учитель истории

                                             

                                              2016 – 2017 учебный год

             Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций».
                                                          (по ФГОС)

    Цель урока:

     сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. 

    Задачи урока:

       -Обучающие: 

    • освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
    • формирование исторического подхода к событиям;
    • создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов

         -Развивающие:

    • развитие творческого мышления учащихся;
    • развитие самостоятельности;
    • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
    • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

    -Воспитательные: 

    • воспитание уважения людей друг к другу.

        Методы управления учебной деятельностью:

    – словесные, наглядные, практические; 
    – индуктивные и дедуктивные;

    – репродуктивные и проблемно-поисковые;

    – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем,      самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником.

    Система контроля, оценивания:

    - фронтальная работа, опрос;
    - экспресс-опрос;
    - самоконтроль.

    Оборудование: 

    Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2014г.). Карта «Китай в древности». презентация , картинки, маршрутные листы.

    Ключевые понятия урока:

    Река  Хуанхэ, река Янцзы , мудрец Конфуций, манеры, циновка, прическа, заискивать, бамбуковая книга, иероглиф.

    Этапы урока:

    1.Организационный (2мин.)

    2. Вводно-мотивационный (3 мин).

    3. Проверка Д/З(5мин.)

    4. Актуализация знаний(3мин.)

    5.Изучение нового материала(15 мин.)

    6. Первичное закрепление(5мин.)

    7.Выводы по уроку(5мин.)

    8.Организация обучения домашнего задания(2мин.)

    Тип урока:  урок  изучение нового материала.

    Форма организации обучения:  урок-путешествие 

    Оформление доски:

    Великая Китайская равнина, река  Хуанхэ, река Янцзы , мудрец Конфуций, манеры, циновка, прическа, заискивать, бамбуковая книга, иероглиф.

    Этапы урока:

    1.Организационный (2мин.)

    2. Вводно-мотивационный (3 мин).

    3. Проверка Д/З(5мин.)

    4. Актуализация знаний(3мин.)

    5.Изучение нового материала(15 мин.)

    6. Первичное закрепление(5мин.)

    7.Выводы по уроку(5мин.)

    8.Организация обучения домашнего задания(2мин.)

                                                      Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроение!?

    Ребята, мы  с вами уже изучили уже много стран. Давайте вспомним  Египет, Палестину, Финикию, Ассирию, Персию, Индию ) и сегодня мы продолжим знакомиться с древними государствами но прежде давайте вспомним все, что мы узнали с вами об Индии

    2. Вводно-мотивационный.

    . Давайте вспомним, о каких странах  мы говорили? А какую тему изучали  на прошлом уроке? (Древняя Индия)

    Чтобы вы включились в работу  предлагаю вам игру «Аплодисменты». 

    Если предложенное утверждение правильное, вы аплодируете. В случае ошибочного утверждения вы не аплодируете

    Игра «Аплодисменты»

    1. Страна , которую мы изучали  на предыдуших уроках – Индия. 
    2 Индия расположена в Южной  Азии
    3. В Индии  текут реки  Нил, Тигр , Ефрат,
    4. В Индии были непроходимые джунгли

    5. Полуостров Индостан омывало  Красное Море

    6. Основным занятием  индийцев является выращивание сахарного тростника и риса.
    7. Самые высокие горы Индии называются Гималаи.

    8  Индийцы  поклонялись богу Шамашу

    9. . Жители Индии делились на касты

    Молодцы!

    3. Проверка Д/З

    - А что такое каста?  А кто мне назовет их?

    Рассказать о том как произошли касты (миф о происхождении каст)

    - Кто такой Будда   и о чем говорит его учение?

    - Какой религией закреплялось неравенство среди индийцев?

    - Что вы знаете об индийском алфавите, цифрах и шахматах?

    Молодцы! Оценки!

    4. Актуализация знаний(5мин.)

    А, нас ждет встреча с еще одной древнейшей цивилизацией (давайте вспомним определение)

    Цивилизация – страны и народы, которых объединяет определенный уровень экономического развития, духовная культура.

    А какой, я, думаю, вы сейчас догадаетесь. У меня в руках несколько предметов, а какой, я  думаю, вы сейчас догадаетесь!

    -Что это? ( компас! ) Для чего он предназначен? ( для ориентирования на местности )  Это современный китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа

    - А это? ( бумага! ) Для чего? ( для записей! )

    В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене.

    - Что же объединяет эти предметы?( все они были изобретены в Китае )

    А  что вы ещё знаете об этой стране?

    А что бы хотели узнать?

    Хорошо!

    5.Изучение новой темы

    Как называется параграф?

    Открываем учебник с. 105 читаем и записываем в тетрадь.

    Китайцы почитали и до сих пор почитают своего великого мудреца Конфуция, который завещал потомкам правила поведения хорошего китайца, но какие мы пока не знаем!

    А у нас в гостях сегодня: ученик  Антошка и ученый!

    Мнение Антошки (презентация)

    «Китайский мудрец Конфуций жил за 5 веков до нашей эры. 

    Это было так давно, поэтому, если он чему и учил - устарело. 

    Нечего время на уроке попусту тратить на какое - то учение Конфуция!»

    Мнение ученого (презентация)

    «А вы знаете, что многие  правила поведения  не только китайцы, но и другие народы заимствовали из учения древнекитайского мудреца Конфуция!»

    Формулирование проблемы:


    Итак,  у нас два противоречивых факта давайте сформулируем ( определим ) проблему
    Какие у вас есть предложения?

    Проблема: (презентация)

    «Является ли современным учение древнекитайского мудреца Конфуция?»

    Какие у вас есть версии решения проблемы?

    Учитель: «Что нужно узнать, чтобы решить проблему

     Давайте отправимся в гости,  и узнаем Кто же он? – Конфуций и каково его учение. Он жил за 5 веков до н.э.

    Откройте учебник, страница 100, посмотрите портрет Конфуция. 

    Путь наш в гости, дети, будет долгим и нелёгким:

    И в этом нам поможет историческая карта.
    \

    Карта находится в учебнике на стр.106 и на доске

    Все впечатления мы с вами будем заносить в маршрутный лист , который лежит у вас на столе. Давайте его подпишем (отметьте свою фамилию и имя).

    Работая в парах с картой, ответьте на вопросы, предложенные вам.

    Итак, двигаемся на Восток!

    Ребята, садитесь по удобнее, мы отправляемся в путь, а по дороге будем знакомиться с новыми терминами и понятиями.

    Тот, кто выполнит задание, заявит о себе поднятием руки.

    Ответьте на вопросы: 

    Китай – это Восточная страна

    Расположена в части света (какой?) Азии (Восточной).

    Мимо каких гор будет проходить наш маршрут? (Тибет)

    Какая равнина предстаёт перед нами? (Великая Китайская Равнина).

    Между какими реками она расположена? (Хуанхэ и Янцзы) 

    Дети выполняют задание:

    Итак, все справились, подведём итог? Озвучим вашу работу (отвечают на вопросы памятки – алгоритма).

    1. Страна Китай. 
    2. Материк – Азия 
    3. Часть мира – Юго-Восточная Азия.
    4. Моря, омывающие ее берега, – Желтое и Восточно-Китайское. 
    5. Реки Янцзы и Хуанхэ. 
    6. Надпишите на контурной карте реки и моря Китая. (дома на контур карте

    Высокое плодородие лесных почв дает высокий урожай. Именно это   привлекало людей в долины рек Хуанхэ и Янцзы

    . Как вы считаете, какими были основные занятия китайцев?

    -Мужчины обрабатывали поля, занимались охотой, рыбной ловлей

    -Женщины производили шелк

    -Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной

    Мы прибыли на место!

    Физкультминутка:

    . Вы уже немного устали, наверное, и сейчас мы отдохнём с помощью маленького китайского упражнения. Называется оно – « Поза дерева» (ведь китайцы очень следили  и следят за своим здоровьем)

    - Встаньте пожалуйста. Поднимите руки лодочкой. Ваши ноги – это корни дерева, туловише - ствол, руки – ветви. Подышите.

    Легкий ветерок раскачивает деревце – покачайтесь из стороны в сторону без усилий, легко и плавно

    Светит  солнце оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией.

    . Повращайте кисти рук, потом стоп.

    - И в завершении – руки положите на живот, девочки – правою ладонь на левую, мальчики – левую ладонь на правую. –

    Садитесь, пожалуйста.


    Вот и дом, вот и его хозяин, это мудрец Конфуций приглашает нас в гости, его в Китае знает каждый…(рассказ о Конфуции).

    Как вы думаете ребята чем бы угостил нас Конфуций?

    А мы познакомимся с ним  причитав отрывок из биографии

    О себе великий мыслитель древности не любил рассказывать и свой жизненный путь описал всего в несколько строк


    Прошу вас прочитать его биографию. источник

    Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.)

    -Кто же такой Конфуций? (работа с историческим источником)

    1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций?

    2. К чему стремился в юности Конфуций?

    3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций?

    4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по   каким причинам он ее прекратил?

    5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю?

    (Возвращение к проблеме урока). Как вы понимаете слово мудрец?

    Конфуций проповедовал философию пяти добродетелей:

    почитание старших.

    мудрость,

    преданность правителю,

    гуманность,

    воспитанность и благородство

    С помощью данного документа, а также материалов учебника постарайтесь ответить на вопросы:

    1. «Высшая добродетель – уважение старших»     
    Как относились к старшим в семье?
    – Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям, братьям и сестрам?

    2 Добродетель –мудрость

    -В чем заключается мудрость?
    В книгах заключается мудрость древних.

    -К чему призывал Конфуций?

    учиться, свободное время тратить на чтение книг

    - Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг и учиться письму

    -Почему эта добродетель важна в нашей жизни?
    Знание и просвещение-  I условие процветания государства.

    -Как выглядели книги китайцев?

    -Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?

    -Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

    Примерный ответ:

    В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно. 1 иероглиф пишеться в 7 раз

    (картинка на доску )

    Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».

    3 добродетель – преданность правителю

    Какое изречение Конфуция вы запомнили?( правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном )

    Что такое конфуцианство?

    ( учение Конфуция об отношениях между людьми и порядке в государстве)

    Какое учение осуждало господство одних над другими? (конфуцианство )

    4 добродетель – любовь правителя к своим поданным (гуманность) стр108 учебник

    Правители должны управлять с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы

    любовь к людям, именно Конфуций придумал правило «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»;

    5  добродетель –воспитанность и благородство

    Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.

    «Из высказывания Конфуция», ответьте, кого Конфуций считал благородным, то есть достойным человеком». Согласны ли вы с Конфуцием? (Ответы учащихся)

    Манеры воспитанного человека:

    -Сидеть только поджав ноги;

    -Хождение по циновкам только босиком;

    -Прием пищи с помощью 2-х палочек;

    -Волосы собраны в пучок а не распущены;

    -Всегда опрятная одежда;

    -Отказ от бранных слов и др.

    Ребята делают вывод:

    Образованного и воспитанного мужчину из знатной семьи называли «благородным мужем». Он ни в коем случае не мог допустить небрежности в одежде или головном уборе, неправильной пищи или непочтительного общения с людьми.

    6. Первичное закрепление

    Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника

    Ребята как вы думаете, мы решили проблему?

    - Является ли современным учение древнекитайского мудреца Конфуция? -Что из этого учения Конфуция актуально в наши дн.
    7.Выводы по уроку

    Учащиеся  в ходе урока заполняют табличку (добротель и высказывание по учебнику + или -) . Когда учитель спрашивает, что подходит, а что нет,  Какая добротетель важна для вас ? Выясняется, что и сегодня все его высказывания верны и актуальны Учитель подводит учащихся к пониманию того, что это мудрость проверенная веками и даже после нас люди будут удивляться мудрости.

    Подходит ли учение Конфуция для нашего государства и людям XXI века. Что можно взять для себя лично? (Ответы учащихся)

    Учитель: Я с вами согласна, что поставленные на уроке цели были выполнены.

     Итак, ребята урок закончен, давайте выясним, чему мы сегодня научились? Какую мудрость вы взяли для себя. 

    Рефлексия урока (5 минут)

    Итак, ребята урок закончен, давайте выясним, чему мы сегодня научились? Какую мудрость вы взяли для себя.

     На сегодняшнем уроке:   я понял…, я узнал…, я научился…
     Оцени свою работу на уроке и работу класса
     Оцени свое настроение (смайлики )
    8.Домашнее задание :

     параграф 22, стр. 105-109, слова, задание под знаком вопроса

     На следующем уроке вы расширите свои знания о древнем Китае. Какие будут вопросы? 

    А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давайте по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО!» себе и окружающим за работу на уроке.







             Приложения:

                                             

    Работа с документом

                                   Конфуций  (551 - 479 гг. до н. э.)

    Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями. Работал в юности смотрителем пастбищ, однако призвание его было в другом - учить других.
    Его отличало жадное стремление к знаниям.

     Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти.

    Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре  стал одним  из лучших педагогов Китая. Его ученики изучали  литературу, язык, политику и правила хорошего поведения. 

    В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. В 519 г. до н. э начал  путешествовать по Китаю.

     В 484 г. до н.э. он вернулся в Лу, где продолжил служить  домашним учителем детей в семьях знатных господ.

     Последние годы Конфуций много размышлял  и записывал свои мысли. 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»

    Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...

    Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток

    Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....

    Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Древний Египет" (5 класс)

    Данная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов по теме "Древний Египет"....

    Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс

    Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс...

    Итоговое тестирование по истории Древнего мира по теме: « Древняя Греция» 5 класс

    Итоговое тестирование по истории Древнего мира , тема "Древняя Греция" для 5 класса. Состоит из трех частей: тестовой и двух развернутых с использованием исторических источников и хрестоматийного мате...

    Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

    Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...