План-конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Аптукаева Нурикамал Туртеновна

Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 5 классе и реализующих принцип дифференцированного обучения при изучении новой темы. Кроме этого, данную разработку  можно применять в частичном виде при изучении конкретных тем, отраженных в данной разработке, использовать на внеклассных мероприятиях, проводя параллель между современным воспитанием и своеобразным  воспитанием в древние времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_drevnyaya_sparta.docx795.23 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

по теме «Древняя Спарта»

.

 Цели и задачи урока:

- способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью;

- содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчинённой военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства;

- создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах;

- способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей;

- продолжить формировать умение работать с исторической картой и историческими источниками;

- воспитывать уважение к истории других стран.

Тип и вид урока: урок открытия новых знаний/ урок-путешествие.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Предметные результатыработать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать характеристику войска, спартанского воспитания

Метапредметные результатыготовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Образовательные ресурсы:

учебник: А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М.: Просвещение, 2015;

Настенная карта «Древняя Греция»;

Электронное приложение к учебнику;

Рабочая тетрадь: Г.И. Годер «История Древнего мира». Часть 2

Учебные картины «Древняя Спарта в V в. до н.э.», «Афины в V в.до н.э.»;

Задачи урока:

-проанализировать древнюю Спарту как полис древней Греции;

охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты.

-формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);

развивать умения и навыки работы с исторической картой;

развитие навыки смыслового чтения.

-помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;

совершенствовать умения вести учебный диалог, формировать и аргументировать свою позицию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам.

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности.

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Спарты;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции

Словарь урока: Спартанцы, илоты, пириэки, Совет старейшин, Народное собрание, царь.

.

                                              ХОД УРОКА:

Организационный этап

1. Организационный момент

Учитель: «Добрый день дорогие ребята, гости. Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Для начала мы с вами поработаем с исторической картой, а потом ответим на вопросы.

Слайд 1

1. Давайте вспомним, где жили греческие племена?

2. Какими морями омывается Греция?

3. Показать по карте: 1)Северная, Средняя и Южная Греция.

                                     2) Аттика

  Назовите главный город Аттики (Афины ) показать по карте

6. Гора Олимп -показать по карте

7. г. Спарта -показать по карте

8. Назовите город, с которым воевали греки 10 лет (Троя)- показать по карте

9. п-в Малая Азия -показать по карте

- Вы молодцы, все объекты показали верно.

Фронтальный опрос

  1. Он написал про Илион и Одиссея,
    И греки его чтят, любя.
    Но до сих пор гадают, где, когда
    Он сочинял поэмы, там живя. 
    (Гомер)

Какие поэмы Гомера вы знаете? О чем они?

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. 
(Демос)

3. Для всех свободных афинян – 
И не только для крестьян –
В государстве есть удел – 
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. 
(Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, 
Перед людьми отчет держал?
 (Демократия)

Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

5. Знать совет свой создала, 
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. 
(Ареопаг)

Совет знати (ареопаг).

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился – 
Зерно не отдано сполна. 
(Долговой камень)

Что означает долговой камень?

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. 
(Солон)

Ответить на вопросы

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?(демос и знать)
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
(знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов.)

4. Кем был Солон? (Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государств;)

5Как он поступил с должниками?( Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях)
6. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона? Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были заложены основы демократии. Реформы Солона, однако, не прекратили борьбу между знатью и демосом.
Вторым важнейшим органом власти в Афинах стал созданный Солоном народный суд. В нём знать не имела никаких преимуществ, все граждане были равны перед законами.

7.Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? (Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы - это бесплатная рабочая сила. Л бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)

8. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова:

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить? (Солон)


Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция ?(Полис- город государство)

Очень хорошо, на все вопросы домашнего задания вы мне дали ответы, но оценки мы с вами поставим в конце урока, и зависят они от того, как вы будете работать в течение урока.

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Что нам нужно изучить?

Ответы учеников: Древнюю Спарту.  Слайд 2

А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?

Учитель: хорошо. Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса. Кроме того, мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами: чем же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте. Потом вы в конце урока должны будете ответить на вопрос:  Слайд 3

-Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва

Учитель: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы. Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.

Ориентировочный этап

Учитель: Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой.

Учитель пишет на доске план урока Слайд 4

1) Географическое положение Спартанского государства.

2) Спартанцы и илоты.

3) Управление Спартой.

4) Воспитание спартанцев.

1) Географическое положение Спартанского государства. Слайд 5

Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Географическое

положение Спартанского государства», совмещая рассказ с показом на исторической карте.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.Слайд 6

2) Спартанцы и илоты.

При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу.

1. Кого называли илотами? Записать в тетрадь (Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)

2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки.На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству) Слайд 7-12

4. Помимо илотов в Спарте жили и периэки, также периеки (др.-греч. περί «вокруг» + др.-греч. οἶκος «дом, жилище» = «живущие вокруг») — члены одной из групп лично свободного населения Лаконии и Мессении. Населяли в основном побережье и предгорные районы. В отличие от других групп, могли свободно передвигаться и посещать другие города без специального разрешения, а также заниматься любыми видами профессиональной деятельности.

После внесения учащимися данных о населении Древней Спарты учитель организует работу с иллюстрацией учебника

Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Слайд 13-14

Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса.

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

Проведение физкультминутки

Учитель организует проведение физкультминутки

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Хамураппи,  Зевс, каста,  Солон, Пирамида, Одиссей, Амон-Ра. Афродита, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

3) Управление в Спарте. Слайд 15-19

Учитель организует работу учащихся с текстом документа, при знакомстве с текстом вам нужно прочитать документ, ознакомиться и ответить на вопрос: какое занятие у спартанцев было самым главным.

 Работа с историческим документом  

«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали. Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.» Какое занятие у спартанцев было самым главным?

Ученики знакомятся с текстом документа и находят ответ на вопрос – главным занятием спартанцев была война.

Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.

Что мы из сказанного можем занести в таблицу о занятиях спартанцев, чем они занимались? 

Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления   Слайд 20

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Схема управления в Древней Спарте    Слайд 21

Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь. Линии сравнения, Афины, Спарта, управление, закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов. Запишем в 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

-Давайте подведем итог проделанной работе.

Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?

4) Воспитание спартанцев.  Слайд 22-24

При изучении четвертого пункта плана учитель предлагает прочитать  как воспитывали  мальчиков в Спарте.

  • Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
  • Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
  • С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
  • Почему питание мальчиков было скудным?
  • Какой должна быть речь спартанцев?
  • Как называется краткая речь? Лаконичной по местности Лаконика

-Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Учитель интересуется, нет ли у учащихся вопросов по Спарте. Ученики отвечают. Слайд 25

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:

1. Познакомились ли мы с общественным и государственным устройством Спарты? Ученики отвечают – да.

2. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы. Ученики отвечают – на все

Кроссворд «Древняя Спарта»

t1581086021aa.jpg
По горизонтали:
1. «Детский» способ голосования в Спарте.
2. Полуостров, на котором находится Южная Греция. 
3. Река, в долине которой находилась Спарта. 
4. Потерять его в бою считалось большим позором для спартанского воина. 
5. В Спартанском государстве они составляли большинство населения. 
6. В работе Народного собрания принимали участие только они.
По вертикали:
1. Область, завоеванная спартанцами. 
2. Немногословная и четкая речь.
3. Чтобы добыть себе пропитание, спартанские мальчики были вынуждены прибегать к этому средству. 
4. Они обладали огромной властью в Спарте. 
5. Это качество ценилось спартанцами больше всего. 
6. Предводители спартанского войска. 


Ответы:
По горизонтали: 1. Крик; 2. Пелопоннес; 3. Еврот; 4. Щит; 5. Илоты; 6. Мужчины.
По вертикали: 1. Мессения; 2. Лаконичная; 3. Воровство; 4. Старейшины; 5. Смелость; 6. Цари.

Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке, ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики:

Самооценка: как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют

дополнительной работы

Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание, предлагает сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Предлагает работать в дальнейшем по развитию умения правильного оценивать себя и других

Благодарю всех за работу на уроке.

Домашнее задание Слайд 26

Учитель организует дифференцированное домашнее задание:

  • Для сильных учеников – выполнить задания в рубрике «Подумайте»
  • Для средних учеников – подготовить сообщение по теме «Лаконичная речь»
  • Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя»

           

   Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

Занятия

Садоводство, Мореплавание

Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.  

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

Ф.И.ученика(цы): ______________________________________

Сравнительная таблица полисов Древней Греции

   Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Занятия

Садоводство, Мореплавание

Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.  

Управление

Закладываются основы демократии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Древний Египет" (5 класс)

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов по теме "Древний Египет"....

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс...

Итоговое тестирование по истории Древнего мира по теме: « Древняя Греция» 5 класс

Итоговое тестирование по истории Древнего мира , тема "Древняя Греция" для 5 класса. Состоит из трех частей: тестовой и двух развернутых с использованием исторических источников и хрестоматийного мате...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....