Урок по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Оюн Надежда Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_drevnyaya_sparta.docx66.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Древняя Спарта»

Тема урока

Древняя Спарта

Дата проведения урока

ФИО учителя

Оюн Н.В.

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Базовый учебник

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2015

Педагогическая цель

Содействовать ознакомлению с географическим положением, природными условиями, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев; создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию

Задачи урока

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с географическим положением, природными условиями Древней Спарты, ее населением и воспитанием юных спартанцев.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;
  • способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

  • способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Методы обучения

наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Способность применять понятийный аппарат исторического знания (спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, царь) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные результаты

  • личностные (базовые ценности) – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;

Метапредметные результаты

  • регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (переработка Листа путешественника в собственное сочинение), оценка выполнения своей работы;
  • познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Афины и Спарта), группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;
  • коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Спартанское воспитание. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, царь.

Оборудование

Учебник

Рабочие карты

Мультимедийная презентация

Дидактический материал к уроку

Видеофрагмент «Воспитание мальчиков в Спарте»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

II.Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Готовы ли вы к путешествию? А готовы ли вы к путешествию, мы узнаем из того багажа знаний о Древней Греции, который вы берете в путь.

Учащиеся отвечают на вопросы

Проверка Д/З

Что самое главное в путешествии?  Не заблудиться и знать хорошо карту.

1.Показать на карте Древнюю Грецию

2. Описать ее географическое положение. Где находится Древняя Греция?

3. Показать и назвать части на которые делится Греция.

Молодцы!

А на сколько вы сообразительны ? Отгадайте мои загадки.

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
(Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
(Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
(Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал?
 (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.
(Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна.
(Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.
(Солон)

У вас еще одно испытание на сообразительность. Умеете ли вы разгадывать анаграммы?

Что здесь зашифровано?

Следующее задание

Словарная работа: заменить одним словом:

Город-государство (полис).

Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево)

Совет знати (ареопаг)

Расшифруйте фразу и назовите автора

 «ьтидогумесв еж узарсхаледхикилев в ондурт» (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов?(Солон)

  1. Работа с картой.

- в южной части Балканского п-ва,

-Северную, среднюю и южную части

  1. Отгадываем загадки

  1. Решение анаграмм
  • лонсо    -солон    
  • катита - аттика
  • ваоли  - олива
  • лиспо - полис
  • пагарео -ареопаг
  • хонтар - архонт

4.Даем определение понятиям: полис, оливковое дерево, ареопаг

5. (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов?(Солон)

III.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

На прошлом уроке мы познакомились с Афинским полисом. Вернемся  к карте, которая расположена в начале раздела.

-Какие крупные греческие города мы с вами уже изучили?

 - А какие еще не успели?

На сегодняшнем уроке речь пойдет об очень необычном полисе, жители которого были самыми воинственными и смелыми. Как вы думаете о каком полисе Греции идет речь?

-Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значимыми из них были два: это Афины и ….. ? (Спарта)

Так как будет называться тема нашего урока?

Правильно, Древняя Спарта.

А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Что же мы с вами должны изучить, чтобы охарактеризовать Спарту как полис?

1. Географическое положение и природные условия Спарты;

2. Хозяйственные занятия;

3. Категории населения;

4. Управление Спартой;

5. Воспитание юных спартанцев.

Заслушиваются ответы учащихся, выстраиваются версии.  

Ученики формулируют тему урока

Тема урока: Древняя Спарта

Ученики ставят цель

Цель: узнать,  что такое Спарта, кто жил в Спарте, чем занимались жители Спарты

Задачи: Найти необходимую информацию в источниках

Мотивация

Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис».

Что вы уже знаете о Древней Спарте?

Учащиеся перечисляют  то,  что им уже известно о Спарте.

IV.Усвоение новых знаний и способов действий

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в группах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Проведение физкультминутки

Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным  источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.

Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.

На доске появляется  схема

                      На начало урока                                 На конец урока

Создатель государства- Ликург

                                    Жили сообща

                           Не принадлежали себе

                                     Доблесть

                                      Честь

                                  Жестокость

                                Община

 Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию.  И запомните, наше путешествие длится всего один урок, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами)

Итак, обращаемся к Документу №2, прочтите его и найдите нужную для нас информацию.

Документ №2

Читаем вслух. Текст документа у детей.

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть  Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику,  где и  основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Теперь, когда вы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши Листы Путешественника.

Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение.

(заполни пропуски в предложениях)

  1. Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)
  2. В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)
  3. Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)

Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?

Учитель организует проведение физкультминутки

Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и, нарисуйте эти линии глазами.

Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Конфуций, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с  населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в парах и по рядам. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак,  1-й ряд – спартанцы, 2-й ряд – илоты, 3-й ряд – периэки. Ваша задача, прочитать текст документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались?

Тексты документов.

(Используя текст, заполните таблицу)

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их  периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением.  Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Теперь, когда вы пообщались с местными жителями и узнали, кто из них к какой категории относится, давайте занесем информацию во 2-й раздел наших Листов путешественника.

Учащиеся по рядам проговаривают и заполняют информацию в таблицу.

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

Дорийцы, граждане

Греки, рабы

Ахейцы, свободные соседи

Чем занимались?

Военное дело

Земледелие

Ремесло

Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст,  мы узнаем больше о жизни спартанцев. Но перед тем, как читать этот документ, мы сейчас посмотрим небольшой видеофрагмент. Обратите внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения.

Учитель читает текст

Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания,  статуи, театр. На улицах  отряды марширующих воинов, так как основа  войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так,  как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями.

Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением  важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом  теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет  за то, что попались.  В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами   и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

        Схема        

Образ жизни спартанцев

     

Спарта как город

Обычаи и традиции, воспитание                                  

Управление

Нет городских стен Жилища – казармы  

Нет театра, статуй                                                          

Суровая жизнь Отсутствие роскоши Соблюдение   законов

Жесткость Дисциплина

Патриотизм                                                                

Совет старейшин Народное собрание

Два царя

Ликург

Читают вслух. Документ №1

Отвечают на поставленные вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Ученики читают Документ №2 вслух.

Ученики заполняют пропуски в предложениях

Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.

Ученики выполняют физкультминутку

Ученики читают тексты и заполняют таблицу

Учащиеся просматривают видеофрагмент

Работа с документом «Образ жизни спартанцев», заполнение схемы

V.Подведение итогов. Рефлексия

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

Давайте вернемся к нашей схеме, с которой мы работали в начале урока.  И закончим ее заполнение обратившись к Листу Путешественника. Итак, вот что вам было известно о Спарте в начале занятия, а теперь? Месторасположение Спарты?  Категории населения? Организация управления полисом?

На доске продолжается  схема

                      На начало урока                                 На конец урока

                     Создатель государства- Ликург             Месторасположение                Пелопоннес

                                    Жили сообща                          Население – спартанцы, илоты, периэки

                           Не принадлежали себе                                    Патриотизм

                                     Доблесть                                               Выносливость

                                      Честь                                                       Дисциплина

                                  Жестокость                                        Народное собрание

                                                                                              Совет старейшин

                                                                                                    Законы Ликурга

Ребята, а хотели бы вы оказаться на самом деле в Древней Спарте?

(учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны жизни)

Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее  положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор этих людей.(Лаконизм, спартанское воспитание, спартанские условия жизни)

Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы успели заполнить наши Листы Путешественника и теперь у вас достаточно материала для того, чтобы написать заметку в журнал.

Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке, ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики:

Самооценка: как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал;

-усвоил материал, но есть над чем поработать;

-усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал.

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, выставление оценок

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Учащиеся отвечают на вопросы

Заполняют схему на доске

Ученики отвечают на вопросы

Ученики прикрепляют смайлики к доске

-зеленые

-желтые

-розовые

VI.Информация о домашнем задании

Сообщение учащимся домашнего задания

Обратите внимание: на Листах Путешественника вам предлагаются варианты домашнего задания, не забудьте о нем. Буду ждать ваши заметки. Для его выполнения вы можете обратиться к учебнику – параграф 31, Интернету, энциклопедии.

Вы молодцы, мне было приятно с вами работать, я сегодня оцениваю свое настроение и отношение к работе зеленым цветом, а вы? Наклейте свое настроение на доску «Настроений»

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»

Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...

Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток

Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....

Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Древний Египет" (5 класс)

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов по теме "Древний Египет"....

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....

План-конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"

Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 5 классе и реализующих принцип дифференцированного обучения при изучении новой темы. Кроме этого, данную разработку  можн...