Урок истории в 9 классе по теме"По обе стороны линии фронта"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Разработка к уроку истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка к уроку27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе

Тема: Борьба за линией фронта.

Цель: 1) раскрыть сущность немецко-оккупационного режима и цели, которые преследовали нацисты на оккупированных территориях, охарактеризовать вклад партизанского движения и движения Сопротивления в победу над фашизмом, раскрыть причину коллаборационизма в годы войны;

2) развитие общеучебных умений и формирование навыков: диалогической и монологической речи, анализировать источники;

3) воспитание патриотизма, толерантности, способствовать формированию гражданской позиции.

Урок изучения нового материала.

План

  1. План «Ост».
  2. Немецкий оккупационный режим.
  3. Партизанское движение в СССР.
  4. Участники Сопротивления.

  1. 1 Вступление учителя.

В годы Второй мировой войны под игом гитлеровской Германии оказались многие страны Европы. Повсюду фашистские завоеватели устанавливали «новый порядок» -словно кровавую диктатуру. Население оккупированных стран они рассматривали как дешевую рабочую силу, а национальные богатства – как военную добычу.

Особую ненависть вызывали у фашистов славянские народы. «Если мы хотим создать нашу великую германскую империю,- проповедовал Гитлер,- мы должны прежде всего изгнать и уничтожить славянские народы – русских, поляков, словаков, болгар, украинцев и белорусов».

История еще не знала столь чудовищных преступлений против человечества, такого массового кровавого террора, таких издевательств и глумлений над людьми, какие творили фашистские оккупанты на советской земле.

Уже в ходе войны было доказано, что оккупационная политика гитлеровцев на территории СССР разрабатывалась задолго до того, как первый фашистский солдат вступил на советскую землю.

Наиболее концентрированное выражение замыслы главы фашизма нашли в так называемом «Генеральном плане Ост».

    2 Работа учащихся с отрывком из документа «Генеральный план Ост». Обсуждение, что собой представлял этот план.

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…»

  1. Рассказ учителя.

Свои злодейские замыслы фашистские агрессоры начали осуществлять сразу же, как только вторглись на советскую землю .

                                                                     Они накинулись, неистовы,

                                                                     Могильным холодом грозя,

                                                                     Но есть такое слово «выстоять»,

                                                                     Когда и выстоять нельзя.

                                                                     И есть душа – она все вытерпит,

                                                                       И есть земля – она одна,

                                                                       Большая, добрая, сердитая,

                                                                       Как кровь тепла и солона.

                                                                                                          И.Эренбург

Под Москвой и Ленинградом, в Белоруссии и на Украине, в Молдавии и Карелии, на Смоленщине и Орловщине, в Прибалтике и в Крыму – всюду захватчики оставили страшные следы преступлений. Поколениям выросшим после войны, трудно даже представить себе размах и жестокость террора оккупантов. Но сохранились многочисленные документы, фотографии, живы еще и свидетели фашистского разбоя. Да, так было, и забыть об этом человечество не имеет права. А было вот что.

   В каждом городе создавались немецкие застенки – тюрьмы. Там орудовали заплечных дел мастера – гестаповские следователи. Чудовищными пытками и истязаниями они «вытягивали» у заключенных сведения о советских людях, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью. Лишь в редких случаях заключенных помещали в концлагеря, где их ждала мученическая смерть.

  Всему миру известна трагедия Бабьего Яра в Киеве, где было зверски умерщвлено более 100 тысяч советских людей.

  Сохранились свидетельства о том, как это происходило. «Я и еще несколько женщин, проживающих вблизи Бабьего Яра, - пишет Н.Т. Горбачева, -незаметно для немецкой охраны приблизились к месту, где останавливались машины и сгружались привезенные на них люди. Мы увидели, что в метрах 15 от начала Бабьего Яра немцы заставляли раздеваться привезенных ими евреев и приказывали им  бежать вдоль Яра, расстреливая бежавших из автоматов и пулеметов.Я лично видела, как немцы бросали грудных детей в овраг. В овраге находились не только расстрелянные, но и раненые, а также живые дети. Все же немцы производили закапывание оврага, причем было заметно, как небольшой слой земли шевелился от движения живых людей.

  Особенно широко использовали фашисты для уничтожения советских людей газвагены, получившие известность под названием душегубок. Это были специально оборудованные грузовые автомашины-фургоны с герметически закрытыми кузовами. Загнанных в эти фургоны людей отравляли отработанными газами дизельных моторов.

  В Витебске, например, полевой комендант приказал девушкам в возрасте от 14 до 25 лет явиться в комендатуру якобы для назначения на работу. На деле же самые молодые и привлекательные были отправлены в дома терпимости. В белорусском местечке Шацк гитлеровцы собрали всех молодых девушек, изнасиловали их, а затем голых выгнали на площадь и заставили танцевать. Тех, кто сопротивлялся, фашистские изверги расстреливали на месте.

  Глумления и издевательства фашистов над советскими людьми приобретали самые изуверские формы. Прежде чем расстрелять или повесить свои жертвы, фашисты всячески истязали их. На глазах у обреченных на смерть женщин убивали или бросали живыми в могилы их малолетних детей. Гитлеровцы сжигали  людей на кострах, загоняли их на минные поля, закапывали в землю раненых.

   Например, заместитель начальника полиции безопасности в СД в Минске Хойзер, повинный в уничтожении нескольких десятков тысяч советских людей, «забавлялся» тем, что привязывал свои жертвы к столбам, обливал их горючим и поджигал.

   По свидетельству М.И. Прохоровой – очевидицы уничтожения советских людей в начале июля 1941 года у селения Журжево (близ Витебска). «Я видела донага раздетых людей, поставленных на краю огромной ямы. Фашистские людоеды из пулеметов расстреливали их. Одна из женщин, раненая, вырвалась из ямы и пыталась убежать. Фашист догнал ее, автоматом ударил по голове. Когда она упала, он несколькими выстрелами убил ее. Детей бросали в яму живьем, некоторых малышей фашистские душегубы хватали вдвоем за ноги и разрывали их тельца на части. Над местом расстрела стояли вопли и стоны истекающих кровью и гибнущих людей. Когда их засыпали землей, образовывалось кровяное месиво. Сотни людей в страшных муках ворочались в ямах. После закрытия земля еще долго вздрагивала. Через несколько дней я видела торчащие из земли руки и ноги, а земля была потрескавшаяся.

   На Смоленщине в сентябре 1942 года в деревне Зеленая Пустошь гитлеровские солдаты сожгли живыми 150 стариков, женщин и детей. По распоряжению командира 102-й пехотной дивизии генерал-майора Физлера солдаты силой оружия заставили жителей деревни Холмец идти по минированной дороге. Все люди подорвались на минах и погибли. В деревне Тереховка фашисты связали 75 стариков, женщин и детей, сложили их в штабель, завалили соломой и подожгли.

   Очевидец зверств солдат вермахта в деревне Красные Горки Ленинградской области И.К.Алексеенко рассказывал: «Дети – всегда дети. Они собрались у здания школы, играли. Веселая группа детей привлекла внимание двуногих фашистских зверей. Людоеды решили превратить детей в мишень для своих упражнений в стрельбе. Прошло несколько мгновений. У школы, в пыли, в луже крови остались лежать девять детских трупиков. Я знаю, как зверски пытали семью партизан Николая Глухова. Мучили всех членов семьи на глазах друг у друга. Мучили старых и малых… Разъяренные звери схватили старую мать, связали ее и бросили в топящуюся печь, сожгли заживо. Двух девочек – двенадцати и четырнадцати лет изнасиловали, а потом расстреляли. [2]

   Факты такого рода бесчисленны. Они составляли повседневную практику гитлеровских войск на оккупированной территории.

   Вступление немецких войск на территорию Советского Союза вызвало у местного населения самую различную реакцию - от радостных приветствий и активной поддержки до участия в партизанской борьбе. Однако для того, чтобы выжить, большое число населения было вынуждено покориться насилию и террору оккупационных властей.                              


   Решающим фактором в поведении местного населения было в первую очередь его отношение к Советскому Союзу или, вернее, к советскому правительству. Победоносные немецкие войска, вступившие на аннексированные Советским Союзом в 1940 г. прибалтийские территории и на Украину, были во многих местах встречены доброжелательно. Немцев считали освободителями и были готовы коллаборировать (сотрудничать) с ними. Но очень скоро надежды жителей Прибалтики и Украины на самоопределение и собственную государственность оказались иллюзией. Немецкая оккупационная политика не оставляла сомнения в ее истинных целях долговременного порабощения и эксплуатации оккупированных территорий. Поэтому даже в Прибалтике и на Украине партизанское движение стало принимать все больший размах. В других регионах с самого начала развернулось широкое сопротивление. 

 3.1 Звучит песня «Шумит суровый брянский лес» (1 куплет)

    2 Сообщение учащегося и демонстрация презентации «Партизанское движение».

4. Сообщение учащегося об участниках Сопротивления и демонстрация презентации «Молодая гвардия»

Расширилось и активизировалось подполье в крупных городах и селах Украины и Белоруссии.

Наиболее известной из молодежных организаций, действовавших в годы Великой Отечественной войны была «Молодая гвардия». В состав ее штаба вошли: У.Громова, И.Земнухов, О.Кошевой, С.Левашов,  В.И.Третьякевич,  И.Туркенич,  С.Тюленин, Л.Шевцова. «Молодая гвардия» насчитывала 91 человек (в т.ч. 26 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих). Члены организации уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 года молодогвардейцы освободили из фашистского концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных, находившихся в больнице. В результате поджога в ночь на 6 декабря 1942 года здания фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, около 2000 краснодонцев были спасены от угона в фашистское рабство. Подпольная партийная организация города и «Молодая гвардия» готовили вооруженное восстание с целью уничтожить фашистский гарнизон и выступить навстречу Советской Армии. Предательство провокатора Почепцова прервало эту подготовку.

В фашистских застенках молодогвардейцы мужественно и стойко выдержали жесточайшие пытки.

Олег Кошевой. Несмотря на свою молодость, это великолепный организатор. Он был вдохновителем и инициатором ряда самых героических мероприятий. Высокий, широкоплечий, он весь дышал силой и здоровьем, и не раз сам был участником самых смелых вылазок против врага. Будучи арестован, он бесил гестаповцев непоколебимым презрением к ним. Его жгли раскаленным железом, запускали в тело иголки, но стойкость и воля не покидали его. После каждого допроса в его волосах появлялись седые пряди. На казнь он шел совершенно седой.

Иван Земнухов – один из наиболее образованных, начитанных членов «Молодой гвардии», автор ряда замечательных листовок. Внешне нескладный, но сильный духом, он пользовался всеобщей любовью и авторитетом среди молодежи. Иван Земнухов подвергался в застенках самым зверским пыткам и истязаниям. Его подвешивали в петле через специальный блок к потолку, отливали водой, когда он лишался чувств, и снова подвешивали. По три раза в день били плетьми из электрических проводов. Полиция упорно добивалась от него показаний, но так и не добилась ничего. 15 января он был вместе с другими товарищами сброшен в шурф шахты №5.

Сергей Тюленин. Это маленький, подвижный, стремительный юноша-подросток, вспыльчивый, с задорным характером, смелый до отчаянности. Он участвовал во многих самых отчаянных мероприятиях и уничтожил немало врагов. Сергей Тюленин был не только сам подвергнут  жестоким пыткам – при нем пытали его старую мать. Но как и его товарищи Сергей был стоек до конца.

Ульяна Громова – девушка высокого роста, стройная брюнетка с вьющимися волосами и красивыми чертами лица. Ее черные , пронизывающие глаза поражали своей серьезностью и умом. Ульяну Громову подвергали нечеловеческим пыткам. Ее подвешивали за волосы, вырезали ей на спине пятиконечную звезду, прижигали тело каленым железом и раны присыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Но и перед самой смертью она не пала духом  и при помощи шифра «Молодая гвардия» выстукивала через стены ободряющие слова друзьям: «Ребята. Не падайте духом. Наши идут. Крепитесь.Час освобождения близок.»

Любовь Шевцова по заданию штаба работала в качестве разведчика.  Она установила связь с подпольщиками Ворошиловграда. Одевшись в лучшее платье, изображая «ненавистницу» Советской власти, она проникала в среду немецких офицеров и похищала важные документы. Шевцову пытали дольше всех. Однажды во время пыток, заслышав шум советского самолета, она вдруг засмеялась и сказала: «Наши голосок подают». 7 февраля 1943 года  Любовь Шевцова была расстреляна.[1]

Так, до конца сдержав свою клятву, погибло большинство членов организации «Молодая гвардия». «Молодая гвардия» - это не единичное исключительное явление на территории, захваченной немецкими оккупантами.

Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.

                                                      Мы от свинцовых  розг

                                                      Падали в снег с разбега,

                                                      Но- поднимались в рост

                                                      Звонкие как победа!

                                                      Как продолжение дня,

                                                      Шли тяжело и мощно…

                                                      Можно убить меня,

                                                      Нас убить невозможно.

                                                                     Р.Рождественский

Вывод к уроку.

   Время неузнаваемо преобразило поля боевых сражений. Изменилось наше отношение к Германии, русские девушки выходят замуж за немцев, немцы женятся на россиянках. Но есть то, что не подвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны.

   Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.

                               

Используемая литература

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне.Т.8 , Москва «Современник».1989,стр.317-319
  2. Война в тылу врага. 1-й выпуск. Москва «Издательство политической литературы», 1974, стр.344-345, 348, 350, 351-352


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"

Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства  в период становления Русского государства....

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Презентация к уроку геометрии 7 класс по теме " Соотношения между сторонами и углами треугольника

Данная презентация содержит основные моменты урока геометрии:проверка домашнего задания, проверка теоретических знаний. решение задач со теме урока и подготовка к ОГЭ. Умение находить площадь геометри...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....