История татарской национальной школы. Джадидизм
статья по истории (8 класс) на тему

Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями, ремеслом Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремесла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_tatarskoy_natsionalnoy_shkoly._dzhadidizm.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

История татарской национальной школы. Джадидизм

        Тюркская письменность в V-VI в. использует руническую графику. В Х веке вместе с исламом в Волжскую Булгарию проникает арабская письменность (до 1928 г.).

        С 1928-1938 г. была введена письменность на основе латинского алфавита. С 1938 года – на основе русского алфавита.

        В конце IX – начала  Х в. В городах и селах Волжской Булгарии были мечети и начальные школы при мечетях, где настоятель мечети был преподавателем этой школы.

        Уже в XII в. имелась разветвленная сеть мектебе и медресе.  Здесь готовили деятелей, способных развивать национальную культуру. В последней четверти XIV в. и начала XV в. все наследие бывшей Волжской Булгарии переходит Казанскому ханству. Казанское ханство сохраняет ту систему школ, которая была в Волжской Булгарии. Процесс развития таких школ был разрушен 2 октября 1552 г.

        Система мектебе и медресе сохранилась в селах. При Екатерине II учреждается духовное управление мусульман, которой разрешается строить мечети и открывать школы при них.

         В 1711 году в Казани возникают крупные медресе: Апанаевское, Ахуновское, Амирхановское. В этих медресе обучали богословию, арабскому языку, давали некоторые сведения по риторике, географии, праву, истории, арифметике, писанию. Основным учебником был Коран. В школах не было учебных программ, все обучение зависело от уровня подготовки муллы и мударисов.

        На распространение и развитие татарских национальных школ оказало влияние открытие в 1759 году в Казани первой провинциальной гимназии. Она была под руководством Московского университета.

        В 1769 году появляется указ об учреждении при гимназии классов татарского языка. Целью этих классов была подготовка чиновников для работы в восточных регионах страны, переводчиков.

         Первым учителем нового предмета в этих классах был Хальфин. Поработав в гимназии в течении 16 лет он издает много учебных разработок. В 1778 году он издает азбуку татарского языка в арабском шрифте. В 1785 году он завершил работу над татарским словарем и краткой татарской грамматикой. Пи гимназии в 1802 году открывается азиатская типография. На основе этой гимназии в 1804 году создается Казанский университет. Державин, Лобочевский, Симонов – выпускники этой гимназии.

        Развивается и негосударственная система образования: мектебе и медресе. Они существуют за счет пожертвования родителей.

        В середине XIX в. на территории бывшего Казанского ханства насчитывалось 430 мектебе, 57 медресе. В начале XX в. число мектебе увеличилось до 1000. Появляется медресе – высшие школы для мусульман.

        В медресе «Муаммадия» изучались: Коран, история ислама. Сведения о жизни пророка, основы веры и шариата, русский язык, арифметика, чистописание, рисование, счет, география, физика, природоведение, история России, история тюркских народов. Медицина, право, метрика, психология, логика, философия. Педагогика, арабский и персидский языки.

        Известными татарскими просветителями являются Ш. Марджани., К. Насыри, Р. Фахретдин.

        Риза Фахретдин – идеолог и лидер движения джадидизм (джадидизм - это движение за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин).

        В конце XVIII – начале XIX вв. начинается формирование капиталистических отношений в Поволжье и становление национального самосознания татарского народа. Само время диктовало необходимость изменение старых форм бытия: общественных, в обучении, в воспитании. Средневековые формы обучения, проникнутые схоластикой исламской религии, воспитание построенное на религиозных канонах, общественная мысль скованная догмами ислама уже не могли удовлетворить изменяющееся общество.

        Неприятие новых форм бытия грозило татарскому народу отсталостью. Поэтому само время, сама жизнь требовала реформ.

Этот период для татарского народа явился эпохой выбора. Выбора между средневековой схоластикой или светским обучением достижениям общечеловеческой культуры; между развитием промышленности, науки, ремесел и служение догмам ислама. Главным полем, на котором решался эот выбор, явилась философия и просветительство.

Появление теории Дарвина, изобретение парового двигателя, попытки людей освоить воздух, революционные шаги в химии и физике – все это не могло не изменить самые малые народы, не могло не нанести удар по религии. Самые ортодоксальные приверженцы ислама пони мали, что рациональное мышление и наука делает настоящие чудеса.

        И наиболее прогрессивные служители мусульманства понимали, что пришло время реформ. Самыми крупнейшими реформаторами мусульманства    явились Утыз-Имяни, Курсави, Р. Фахретдин, Маджани и др.

        Риза Фахретдин возглавил джадидиское движение в Исламе. Именно он заложил его основу – реформы преподавания в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом мировых достижений культуры и науки.

        Один из учеников Марджани соратник Р. Фахретдина Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили своим ученика: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями, ремеслом Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремесла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!»

        В татарской науке и культуре XVIII-XIX вв. основным явление следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот период продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания татарского национального костюма

История создания татарского  национального  костюма...

Урок СБО "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"

Урок из раздела «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида  по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 9 класс) с использованием ИКТ....

Презентация к уроку СБО в 9 классе "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"

На  всех этапах урока была использована презентация.  Применение информационных технологий на уроке активно вовлекает  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскр...

Татарский национальный орнамент

Национальные узоры татарского орнамента в вышивках, на дереве, в надгробных камнях....

История татарской национальной школы. Джадидизм

Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями, ремеслом Для на...

История создания татарского национального костюма

Костюм – наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, в нем материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.В костюме как в зеркале отражаются занятия предко...