Урок-путешествие: «По следам древних греков».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Рощина Галина Владимировна

Повторительно- обощающий урок по теме: Древняя Греция УМК А. А. Вигасин, Г. И. Годер История Древнего мира 5кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestvie.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие: «По следам древних греков».

Цель: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися материала;

- закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их; активировать речевую деятельность учащихся;

-  воспитывать ответственность к коллективному делу, развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.

Оборудование: карта «Древняя Греция», мультимедийная презентация.

                                           ХОД УРОКА

  1. Эмоциональный  настрой (Звучит мелодия «Сиртаки»).
  2. Вступительное слово учителя.

-Сегодня вас ожидает урок-путешествие по Древней Греции.

Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!

Древним легендам внимая, последуйте добрым примерам!

Каждый, рожденный для жизни, быть может, и смелым, и трусом.

Зло от добра отличать должны научится мы  сызнова!

Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные греков:

Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.

В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргументы.

Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!

Цель нашего урока повторить и обобщить пройденный материал.

  1. Отправная точка нашего путешествия - каменистый остров в Ионическом море. Он известен, благодаря главному герою одной из поэм Гомера, получившему прозвище «хитроумный».

Задание: 1

  1. Назовите этот остров.
  2. Назовите поэму и имя героя и расскажите о нем.

Вы отправились в далекое плавание. Древние греки часто совершали такие путешествия.

       Задание:2

  1. Подумайте, почему, не имея компаса,  древние греки не боялись отправляться в плавание.
  2. Справедливо ли утверждение, что море связывало эллинов воедино?
  3. Докажите или опровергните эту точку зрения.

Далее участникам игры предлагается  задание на знание крылатых слов и выражений, связанных с историей Древней Греции.

Задание: 3

Вспомните мифологические сюжеты или реальные события, с ними связанные, и кратно объясните их происхождение:

  1. «Танталовы муки», «сизифов труд», «троянский конь», «со щитом или на щите», «лаконичная речь».
  2. «Кануло в лету», «ахиллесова пята», «ткань Пенелопы»,  «достигнуть  апогея», «высечь море».

    Объяснить, что привал сделан недалеко от устья реки, на берегу которой расположен г.Олимпия, и предложить посетить проходящие там Олимпийские игры.

Задание: 4

  1. Наблюдая состязания, вы не увидели спартанцев. На ваш вопрос местный житель ответил, что незадолго до начала  игр спартанцы осадили враждебный им город. Какой обычай нарушили спартанцы, и какие последствия это имело для них?
  2. Найдите ошибку в рассказе:

Как-то, в те времена, когда между греками и троянцами еще был мир, будущий герой Троянской войны Гектор, принял участие в Олимпийских играх. Он победил в состязания колесниц, и его жена Андромаха была вне себя от радости. Вместе с другими зрителями она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»

  1. Назовите сходство различия проведения олимпийских игр в древности и олимпийских игр современности?

Участники игры слушают отрывок из книги Плутарха:

«….Отец не имел права воспитывать свое дитя, должен был приносить его в назначенное место, где восседали старейшины. Внимательно осмотрев его и найдя крепки и сильным, они разрешали его вскармливать…  

        Если же дитя оказывалось безобразным и хилым, они приказывали выбросить  его в пропасть, так как  считали, что ему самому будет  не жить, и для государства он станет обузой».

Задание: 5

  1. Назовите и покажите на карте место,  где так поступали.
  2. Назовите главное занятие спартанцев.

Следующей остановкой станет Крит.  По приказу царя всех чужеземцев, прибывших на остров, приносят в жертву чудовищу с бычьей головой, которое обитает  в  Лабиринте. Чтобы выбраться из Лабиринта, нужно как можно быстрее вписать недостающие буквы в имена героев  мифов Древней Греции и реальных исторических личностей.

       Задание: 5

  1. М……….с – легендарный царь Крита.

Н………..о – так назвался Одиссей при встрече с циклопом Полифемом.

Т…………х – сын Одиссея и Пенелопы.

А……….а – богиня любви и красоты, победившая в споре о золотом яблоке, благодаря царевичу Парису.

Г………..т – Древнегреческий историк, которого называют «отцом истории».

  1. А………..а – дочь критского царя Миноса, которая помогла убившему Минотавра Тесею выбраться из Лабиринта.

Э…………й – царь именем которого названо море.

Д………..л – искусный зодчий, построивший на Крите Лабиринт.

П………..л – знаменитый стратег, с именем которого связан расцвет афинской демократии.

А………..с – герой Троянской войны.

Физ.минутка

        Вы благополучно уплыли и прибыли в большой греческий город. Хорошо бы здесь отдохнуть! Мы проходим  через мощные городские ворота. Вдруг до нас донеслись слова песни:

                Внемли молитвам, десницей печь охраняя.

                 Дай, чтобы вышли на славу горшки

                                                              и бутылки и миски,

                 Чтоб обожгли хорошенько и прибыли

                                                                было довольно,

                 Чтоб продавались бойко на рынке,

                                                               На улицах бойко.

Задание: 7

  1. В какой город, и в какой его район вы попали?
  2. Ремесленники, какой специальности жили в районе Керамик?
  3. Какими рисунками украшали вазы?

Пыльная дорога ведет нас к центру города и главной площади – агоре, слева от нас останется холм Пникс. Нам странно слышать, что именно на холме решаются все важнейшие дела в Афинском государстве. Не в храме, не во дворце, а просто на холме.

  Афинянин нам сообщает о том, что мы уже опоздали на очередное собрание – ведь оно обычно проходит рано утром. Нам советуют узнать о сроке следующего народного собрания из надписей на камнях, которые выставляются на агоре, ждать сигнала или глашатаев.

 Позже узнаем, что если бы мы приехали даже рано утром, то на собрание не попали бы.

- Как вы думаете почему?

 Так вот почему богач – туземец поехал в Пирей за рабами в день собрания.

- Почему народное собрание проводится рано утром?

- Как же принимаются решения на собрании?

- Какие вопросы решало народное собрание?

   Мы продолжаем наше путешествие по Афинам. По пыльной дороге направляемся к Агоре. Торговая площадь полна народа. Агора - центр торговой жизни.

Задание:

- Почему каждый афинянин приходит ежедневно на агору?

- Расскажите, какими постройками гордились афиняне?

Разгадайте кроссворд.

1. Города - государства в Древней Греции

2. Политический строй, при котором власть принадлежала демосу

3. Коренные жители Афин

4. Порт близ города Афины.

5.Умение быстро выражать свои мысли, идеи, убеждать, в чем либо.

6.Архонт, который заложил основы демократии в Афинах.

- Ключевое слово_ _ _ _ _ _ _ _ _ .

IV. Проведение теста.

V.Заключительное  слово.

Большое спасибо славным грекам, позволившим нам совершить столь увлекательное путешествие. Но, наверное, мы никогда не узнали бы о событиях далекой старины, если бы греки всё это не описали в своих хрониках и легендах. С древнейших времен наряду силой и ловкостью люди ценят ум, мастерство и любознательность.

 

               

                                                                                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Игра-путешествие «По следам древних греков» (5 класс)

Игру  "По следам древних греков" можно использовать на уроке повторения и обобщения знаний по теме "Древняя Греция", а также во внеурочное время. Разнообразие заданий, использование игровой техно...

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Урок – путешествие: «По следам Робинзона» Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Урок обобщающего повторения в форме урока-путешествия по теме: "Мировой океан"...

Урок истории "По следам древних греков"

Урок по курсу "История древнего мира". 5классДанная презентация составлена для   повторительно-обобщающего урока  по разделу "Древняя Греция." Цель урока - систематизация знаний обучающ...

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...

урок -путешествие "По следам Робинзона" биология 7 класс

Урок систематизациии обобщения знаний по теме "Растения". В увлекательной форме обучающиеся совершают виртуальную экскурсию по северному лесу Карелии. Делают вывод, что и в северном лесу можно выжить....