Оформление сословного строя.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Коржова Наталья Николаевна

История России 7 класс. Учебник Данилова А,А., Косулиной Л.Г. Используется метод проблемного обучения и технология сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 7.  Оформление сословного строя.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас.

Задачи урока

Научить определять на примерах крестьян, дворян, посадских людей, духовенства общее и различное и то, что положение членов одного сословия было различным.

Научить устанавливать логические связи между событиями.

В ходе коллективного обсуждения осознать роль царской власти

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа, работа в группе, составление таблицы,

Предполагаемый результат

Знать:

Причины закрепощения крестьян

Направления политики династии Романовых

Основные понятия

Уметь:

Определять место и роль основных событий России начала XVII века.

Объяснять причины установившейся иерархии

Анализировать результаты политики власти в отношении крестьянства

Компетенции, УУД

Учебно-познавательная,  информационная, коммуникативная

Педагогические  технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

 Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями.

Основные понятия

оброк, барщина, сословия, крепостные, приказные люди, волость, «приборные» служилые люди, предприниматели, наемные работники.

Ход урока:

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Этап 1.  Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение  в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Проверка домашнего задания (карточки с тестом - приложение)

«Рабами и крепостными являются все они (русские)….» А. Олеарий.

Вопрос:

Какие аргументы использует А.Олеарий, чтобы доказать свое утверждение

Проявляют интерес к материалу изучения. Представление собственного опыта, собственных мыслей

Карточки- тесты

 Работа с документом, с. 52 учебника, «Сословный строй России глазами иностранца» А. Олеария.

Включение в учебный процесс

Этап 2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате  которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Проблемный  вопрос :

1.Почему А.Олеарий считал всех русских людей рабами вне зависимости от сословного происхождения?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, умение ставить цели и планировать свою работу.

Этап 3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Рекомендуется вспомнить из курса истории средних веков понятие «сословие», «феодал»

Определить категории привилегированного и непривилегированного населения.

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательная.

Фиксация имеющихся  предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель предлагает материал  для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Учитель предлагает по каждому сословию заполнить таблицу (приложение – рабочий лист).

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения , выдвигают и проверяют гипотезы, варианты  и способы.

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Таблица, схема..

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие  учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать, и действовать с позиции содержания предмета.

Этап 5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи

Работа по непривилегированным категориям населения

Соборное Уложение 1649г – изменения в положении крестьянства.

Вопрос:

Почему правительство было заинтересовано в закрепощении крестьян?

Ориентирование на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.

Учебно-познавательная,   коммуникативная

Работа  индивидуально

 по тексту учебника  стр. 46-48

Умение ориентироваться  в содержании  предмета

Этап 6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация  самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Учитель проводит беседу по вопросам:

Как проходило формирование городского сословия «посадских людей»?

Кто составлял население «белых» слобод? Какими привилегиями они пользовались и почему?

В чем был смысл отмены «беломестных» слобод в городах?

На примере крестьян, посадских людей, духовенства дока
жите, что положение членов одного сословия было различным.

Использует приобретенные знания в  практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Проводит самооценку выбирает задания соответствующего уровня.

Учебно-познавательная,  информационная, коммуникативная

Работа с историческими документами

Умение  использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формировании е навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организовать действие по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

-оформление выводов  о понятии, явлении предмета  через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой

творческое задание - представить человека из:

а)        крестьянства;

б)        посадского населения: купца или богатого ремесленника;

в)        феодалов

г)        духовенства;

д)        казачества;

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Работа в группах.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части и целое. Высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала, анализирует достижение цели и способы её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения.

Этап 8. Рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Посмотрим  на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я…

- Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при…

- У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для...

- Строки самому себе…

- Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание:

§ 5, вопросы и задания, знать новые понятия, работа с документом.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

Рефлексия с помощь клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сословный строй России XVII века

Слайд 2

Сословный строй России глазами иностранца «Рабами и крепостными являются все они (русские)….» А . Олеарий . Стр. 52 учебника

Слайд 3

План Первое сословие Крестьяне Городское население Духовенство Казачество

Слайд 4

Сословие - Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству.

Слайд 5

А. Привилегированные сословия : Название Феодалы Бояре Дворяне Права, уравнены в 1682г. Вотчина – наследственное земельное владение. (владение землёй и людьми) Поместье – земельное владение данное за службу. ( владение землёй и людьми) Обязанности Служба государю Служба государю

Слайд 6

А. Привилегированные сословия : Название Духовенство Белое Черное Представители Приходские священники, Епископы, Архиепископы, Митрополиты, Патриарх Монахи Права Право на владение землей, частично функции суда Обязанности -

Слайд 7

Б. Непривилегированные сословия : Название Крестьяне Владельческие (дворцовые, помощичьи, церковные) Черносошные (государственные) Холопы (перешли в категорию крепостных ) Характеристика Лично несвободные (крепостные) Лично свободные Прислуга Права - - - Обязанности Повинности (барщина, оброк) Платить подати Платить подати Платить подати

Слайд 8

Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Установление крепостного права.

Слайд 9

Б. Непривилегированные сословия : Название Городское население (посадское) Богатые торговцы и ремесленники Мелкие ремесленники и торговцы Права Белые слободы – часть территории города освобожденная от уплаты налога - Обязанности Платить подати

Слайд 10

В. Полупривилегированное сословие : Название Казаки Права Самоуправление Обязанности Служба государю – обязательная и общая воинская повинность, охрана границ.

Слайд 11

Творческое задание - представить человека из : а ) крестьянства; б) посадского населения: купца или богатого ремесленника; в) феодалов г) духовенства; д ) казачества;

Слайд 12

Домашнее задание § 5. вопросы ,задания , записи в тетради, новые слова, документы.

Слайд 13

- Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… - Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для... - Строки самому себе…



Предварительный просмотр:

Тест- карточки

Карточка №1:

1)Последствия Смутного времени

А) присоединение новых территорий на Западе

Б) рост численности населения

В) хозяйственное разорение страны

Г) отмена крепостничества

2)Крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время, называется

А)ярмарка

Б)посад

В)слобода

Г)мануфактура

3)Напишите не менее трех представителей купцов – промышленников XVII века?

Карточка№ 2

1)В XVII веке «бобылями» называли

А)обедневшие крестьяне

Б) женатых мужчин

В)жителей города

Г)крестьян, занимавшихся выращиванием бобовых культур

2) Ремесленное производство ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке, называется:

А) натуральным

Б) всероссийским

В) капиталистическим

Г) мелкотоварным

3) Перечислите не менее трех препятствий стоявших на пути развития внутренней и внешней торговли России.

Карточка № 3

1)Сроки, в течении которых помещики могли возбудить иск о возращении им беглых крестьян, назывались

А) «заповедными годами»

Б) «пожилыми»

В) «урочными летами»

Г) крепостным правом

2)Как назывался труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную  плату свою рабочую силу.

3)Установите соответствие между понятиями и определениями, одно определение лишнее.

Определения

Понятия

1. Цех

2. Фабрика

3. Слобода

4. Мануфактура

А)союз ремесленников

Б)крупное промышленное предприятие, связанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

В)крупное промышленное предприятие, основанное на  использовании машинной техники



Предварительный просмотр:

Рабочий лист (заполненный).

Категории населения в России XVII века

А. Привилегированные сословия :

Название

Феодалы

Бояре

Дворяне

 Права, уравнены в 1682г.

Вотчина – наследственное земельное владение

(владение землёй и людьми)

Поместье – земельное владение данное за службу.

(владение землёй и людьми)

Обязанности  

Служба государю

Служба государю

Название

Духовенство

Белое

Черное

Представители

Приходские священники,

Епископы,

Архиепископы,

Митрополиты,

Патриарх

Монахи

 Права

Право на владение  землей,  частично функции суда

Обязанности  

-

Б. Непривилегированные сословия:

Название

Крестьяне

Владельческие

Черносошные (государственные)

Холопы

Характеристика

Лично несвободные

(крепостные)

Лично свободные

Прислуга

 Права

-

-

-

Обязанности  

Повинности (барщина, оброк )

Платить подати

Платить подати

Платить подати

Название

Городское население  (посадское)

Богатые торговцы и ремесленники

Мелкие ремесленники и торговцы

 Права

Белые слободы – часть территории города освобожденная от уплаты налога

-

Обязанности  

Платить подати

В. Полупривилегированное сословие:

Название

Казаки

 Права

Самоуправление

Обязанности  

Служба государю – обязательная и общая воинская повинность, охрана границ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сословный быт. Обычаи и нравы

Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....

«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»

Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравовЗадачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повс...

Сценарий урока: "Сословно - представительная монархия"

P { margin-bottom: 0.21cm; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Слайд 1. Что за символ перед вами?Да, это символ единения, и мы приглашаем вас к сотрудничеству. Раб...

Сословный быт XVII века.

Презентация к уроку истории....

Сословный быт XVII века.

Презентация к уроку истории....

Презентация на тему "Сословный строй России XVII века" 7 класс.

Презентация на тему "Сословный строй России XVII века" 7 класс....