Сценарий урока: "Сословно - представительная монархия"
методическая разработка по истории по теме

Катеринчук Марина Владимировна

Слайд 1. Что за символ перед вами?

Да, это символ единения, и мы приглашаем вас к сотрудничеству.

 

Работа со сказкой.

Слайд 2.

Хочется свой урок начать со всеми вам знакомой сказки:

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

Действующие лица :

Царь. Руководитель народа (нашего Рода).

Три сына. Наследники и потенциальные претенденты на Власть. Двое старших сыновей без имени. Младший – Иван.

Василиса. Символ Знаний и Власти, олицетворяет начала, необходимые для управления нашим Родом. Для не подготовленных претендентов на власть она просто - Прекрасная. Для тех, кто прошёл испытания, обрел различение и овладел Знаниями, Василиса - Премудрая.

 

В старые годы у одного царя было три сына. И когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне бы охота вас поженить. Поглядеть на ваших деток, на моих внучат.

Старший сын: Ну, что ж батюшка, благослови.

И сыновья кланяются царю.

Старший сын: На ком же тебе желательно нас поженить?

Царь: Вот что! Возьмите по стреле, выезжайте в поле. И стреляйте. Куда ваши стрелы упадут, там и судьба ваша. Ступайте.

Сели три сына на коней и начали пускать стрелы и побежали за ними. У старшего сына стрела упала на поповский двор. Подняла стрелу поповская дочь. У среднего сына стрела упала на широкий дворянский двор. А у младшего сына Ивана–Царевича стрела поднялась, улетела… – пади знай куда?

 

 

Сказка ложь, да в ней намёк…

У Царя три сына. Цифра три, видимо оптимальный набор претендентов на царство.

Царь принимает неординарное решение – исполняя волю Всевышнего (голоса или видения сверху), он подчиняет сыновей воле своей и року. Лук и стрелы, судьба, воля случая. Отец-царь понимает, что Всевышний говорит с людьми на языке житейских обстоятельств.

Стрелы старших сыновей не двусмысленно проявляют основные сословия, традиционно претендующие на саму Власть или близость к ней. Данный выбор не является уничижительным, оба сословия являются необходимыми и привычными в структуре общества и выполняют свою работу. Поэтому царь и роднится с ними. Однако для Власти над всем Родом требуется несколько иной багаж Знаний, деловитости и надёжности….

 

Вопрос: А вы в этой сказке, какой увидели смысл?

Ответы (возможные варианты)

 

Сегодня мы с вами введём историческое понятие - Сословно – представительная монархия как политическая система в средневековой истории.

 

Давайте подумаем, что включает в себя понятие:

(мозговой штурм)

-Сословно–представительная монархия (король, монарх, духовенство, народ. приглашение, выборы …)

-Какие слова характеризуют: Сословно, представительная, монархия?

Как вы считаете, достаточно ли полно освещено данное понятие?

Для полноты необходимо обратится к культурным образцам, а это разные словари.

 

Работа со слайдом и понятием

  • Большая советская энциклопедия.

Сословная монархия

сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием.

Сословная монархия и сословные представительные учреждения. — С. монархией в теоретическом, государственно-правовом значении можно назвать такую правительственную организацию, в которой власть государя ограничена сословным представительством.

  • Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999

сословно-представительная монархия форма феод. государства, в котором наряду с королев. властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Зап. Европы в XIII—XV вв., России XVIXVII вв. - в ходе гос. централизации, формирования общегос. сословий и их представительных органов (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России и др.). В большинстве случаев функции сословных представительств не были строго определены. Практически их главной прерогативой стало предоставление королю единовременных денежных субсидий и согласие на обложение населения "налогами. Возникновение СМ. ускорило процесс полит. объединения феод. государств.

Работа с проектным заданием

Итак, мы с вами выявили виды сословно-представительных учреждений (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России,

Работа по группам.

составьте схему или опорный конспект по выданному заданию. Презентуйте результаты работы классу

Наша задача:

определить, кто входил в данные сословно-представительные учреждения, их полномочия

 

Итогом совместной работы в группах станет ответ на вопрос:

Что общего и что различного было в деятельности сословно-представительных учреждений в разных странах?

.

Вопрос:

Почему народ попадает в сословно – представительные учреждения?

ВОЗМОЖНЫЙ ВЫВОД: (король опирается в своей борьбе против феодалов на третье сословие: народ, горожане и т.д., стновятся лично преданными королю, опора власти)

 

Рефлексия:

  1. Как вы думаете, почему стала возможна такая форма демократии в средние века?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока: «Сословно – представительная монархия»

Слайд 1. Что за символ перед вами?

Да, это символ единения, и мы приглашаем вас к сотрудничеству.

 Работа со сказкой.

Слайд 2.

 Хочется свой урок начать со всеми вам знакомой сказки:

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

Действующие лица :

Царь. Руководитель народа (нашего Рода).

Три сына. Наследники и потенциальные претенденты на Власть. Двое старших сыновей без имени. Младший – Иван.

Василиса. Символ Знаний и Власти, олицетворяет начала, необходимые для управления нашим Родом. Для не подготовленных претендентов на власть она просто - Прекрасная. Для тех, кто прошёл испытания, обрел различение и овладел Знаниями, Василиса - Премудрая.

В старые годы у одного царя было три сына. И когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне бы охота вас поженить. Поглядеть на ваших деток, на моих внучат.

Старший сын: Ну, что ж батюшка, благослови.

И сыновья кланяются царю.

Старший сын: На ком же тебе желательно нас поженить?

Царь: Вот что! Возьмите по стреле, выезжайте в поле. И стреляйте. Куда ваши стрелы упадут, там и судьба ваша. Ступайте.

Сели три сына на коней и начали пускать стрелы и побежали за ними. У старшего сына стрела упала на поповский двор. Подняла стрелу поповская дочь. У среднего сына стрела упала на широкий дворянский двор. А у младшего сына Ивана–Царевича стрела поднялась, улетела… – пади знай куда?

 

Сказка ложь, да в ней намёк…

У Царя три сына.  Цифра три, видимо оптимальный набор претендентов на царство.

Царь принимает неординарное решение – исполняя волю Всевышнего (голоса или видения сверху), он подчиняет сыновей воле своей и року. Лук и стрелы, судьба, воля случая. Отец-царь понимает, что Всевышний говорит с людьми на языке житейских обстоятельств.

Стрелы старших сыновей не двусмысленно проявляют основные сословия, традиционно претендующие на саму Власть или близость к ней. Данный выбор не является уничижительным, оба сословия являются необходимыми и привычными в структуре общества и выполняют свою работу. Поэтому царь и роднится с ними. Однако для Власти над всем Родом требуется несколько иной багаж Знаний, деловитости и надёжности….

Вопрос: А вы в этой сказке, какой увидели смысл?

Ответы (возможные варианты)

Сегодня мы с вами введём историческое понятие -  Сословно – представительная монархия как политическая система в  средневековой истории.

Давайте подумаем, что включает в себя понятие:

(мозговой штурм)

-Сословно–представительная монархия (король, монарх, духовенство, народ. приглашение, выборы …)

-Какие слова характеризуют: Сословно, представительная,  монархия?

Как вы считаете, достаточно ли полно освещено данное понятие?

Для полноты необходимо обратится к культурным образцам, а это разные словари.

Работа со слайдом и понятием

  • Большая советская энциклопедия.

Сословная монархия

сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием.

Сословная монархия  и сословные представительные учреждения. — С. монархией в теоретическом, государственно-правовом значении можно назвать такую правительственную организацию, в которой власть государя ограничена сословным представительством.

  • Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999

сословно-представительная монархия форма феод. государства, в котором наряду с королев. властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Зап. Европы в XIII—XV вв., России XVI – XVII вв.  -  в  ходе гос. централизации, формирования общегос. сословий и их представительных органов (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России и др.). В большинстве случаев функции сословных представительств не были строго определены. Практически их главной прерогативой стало предоставление королю единовременных денежных субсидий и согласие на обложение населения "налогами. Возникновение СМ. ускорило процесс полит. объединения феод. государств.

Работа с  проектным заданием

Итак, мы с вами выявили виды сословно-представительных учреждений (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России,

Работа по группам.

составьте схему или опорный конспект по  выданному заданию. Презентуйте результаты работы классу

Наша задача:

 определить, кто входил в данные сословно-представительные учреждения, их полномочия

Итогом совместной работы в группах станет ответ на вопрос:

Что общего и что различного было в деятельности  сословно-представительных учреждений в разных странах?

.

Вопрос:

Почему народ попадает в сословно – представительные учреждения?

ВОЗМОЖНЫЙ ВЫВОД: (король опирается в  своей борьбе против феодалов на третье сословие: народ, горожане и т.д.,  стновятся  лично преданными королю, опора власти)

Рефлексия:

  1. Как вы думаете, почему стала возможна такая форма демократии в средние века?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12. Установление парламентской монархии в Англии.

Презентация и флеш-карта к уроку. На моей странице в разделе "Видео" размещен видеофайл к уроку....

План-конспект урока "Сословный быт XVII века"

Разработка урока "Сословный быт XVII века". План-конспект и самоанализ....

ПОЛОЖЕНИЕ о представительном органе ученического самоуправления – Совете обучающихся

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность обучающихся, по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы....

Урок истории по теме «Россия ХVII века - сословно-представительная или абсолютная монархия?»

Урок истории в 7 классе по теме "Россия 17 века - сословно - представительная или абсолютная монархия?".  Урок  построен с использованием технологии проблемного обучения"....