План-конспект урока "Сословный быт XVII века"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Долгушин Михаил Валерьевич

Разработка урока "Сословный быт XVII века". План-конспект и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.08 КБ
Файл tablitsa.docx13.83 КБ
Файл samoanaliz.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 7 классе «Сословный быт XVII века»

Цель урока: охарактеризовать особенности быта различных сословий российского обществаXVIIвека

Задачи:

- познакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий

- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника

- формировать эстетическое восприятие к традиционным ценностям

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России XVII века»

Основные понятия: изразцы, парча, тафта

План изучения новой темы на уроке:

  1. Быт царского двора
  2. Боярский и дворянский быт
  3. Жизнь посадского населения
  4. Крестьянство: быт и обычаи

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (1 мин)

Мотивационная установка

- здравствуйте, дети! Присаживайтесь. (Проверка отсутствующих). Сегодня с вами мы вновь окунемся в прошлое.

Настраиваются на работу

2.Актуализация знаний(5 мин)

Игра «Понятия»

На листах понятия, вы должны назвать понятие и объяснить его. (Барщина, оброк)

Обучающиеся называют понятие и объясняют его значение

Фронтальный опрос

Скажите, а сколько всего сословий было в российском обществе в XVII веке?

В российском обществе в XVII веке было 5 сословий

Перечислите их

Дворяне, крестьяне, посадские люди, духовенство и казачество

Какое из этих сословий было самым малочисленным?

Самым малочисленным сословием было дворянство

Какое сословие было самым бедным?

Самым бедным сословием было крестьянство

Какое сословие сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи?

Сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи казачество

Вывод

Следовательно, в России XVII века сословия различались как своим финансовым положением и количественным составом, так и положением в государстве

3.Изучение нового материала (30 мин) 10 мин чтение и запись в таблицу + 5 мин выступление групп

Рассказ учителя

Так как, различия были в финансовом положении и положением в обществе, то соответственно и жили представители сословий по-разному.

Посмотрите на доску. На доске термины. Что они означают? (Еда, одежда, жилье, отдых)

Еда-то, что мы едим.

Одежда-то, что мы одеваем и носим.

Жилье-то, где мы живем.

Отдых-то, как мы развлекаемся.

Цель

Следовательно, сегодня мы будем знакомиться с особенностями повседневной жизни различных сословий

Работа в группах

И сейчас, что бы достичь нам цели, мы с вами поработаем по группам. Ваша задача: выделить особенности быта сословия и записать их в таблицу. Выступить с кратким рассказом о повседневной жизни сословия

1 группа

Царский двор

Был многолюдным. Охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Дворцы отличались великолепием. Внутренние росписи дворцов поражали воображение. Состояли из трех частей: жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. На обед подавали по 500 блюд. Царь увлекался ловчей (псовой) и соколиной охотой. Был создан придворный театр царя Алексея Михайловича

2 группа

Боярский и дворянский быт

Дворы представляли собой подобие царского двора, только меньшего масштаба. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Ковры из Персии, Турции, Крыма. Мода на зеркала, картины и библиотеки. Посуда была золотой и серебряной. Появилась мода на стеклянную посуду. Одежда была традиционной. Новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар, колбаса. Появились кареты. Отдыхали на пирах, охоте, наблюдали за кулачными боями.

3 группа

Посадское население

Скромный быт, но с большим количеством построек. Домашняя обстановка и утварь (столы и сундуки). Были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями и речным жемчугом

4 группа

Крестьянство

В состав двора входили: изба, клеть, хлев, сарай. Избы топились «по-черному». Для освещения использовали лучину. В избе были простые столы и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой спали на печи. Обувью служили лапти. Зажиточные носили поршни (моршни), а порой и сапоги. Из ржи и пшеницы пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисель, пиво и квас. Ели капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам – мясо, а чаще рыбу. Ели грибы и лесные орехи.

После выступления групп делаем вывод

Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние

4.Физминутка (1 мин)

Дети давайте с вами немного отдохнем и выполним небольшие упражнения (вращение головой стоя, вращение кистевым суставом, стряхивание рук, руки поднимаем вверх и опускаем вниз)

Выполняют упражнения

5.Закрепление (2 мин)

Фронтальный опрос

Итак, что же нового появилось в быту у различных сословий?

Новая еда, стекло, ковры

Как отдыхали в то время представители богатых сословий?

Охотились, устраивали пиры, наблюдали за кулачными боями

Работа с интерактивной доской

Ребята, сейчас ваша задача соотнести картинки быта крестьянина и дворянина

Выходят по очереди к доске и выполняют задание

Все ли согласны? Если нет, то почему?

6.Домашнее задание (1 мин)

Дома прочитаете параграф 11 и заполните в своих таблицах пустые колонки по тем сословиям, с которыми вы не работали

Записывают в дневниках домашнее задание

7.Рефлексия (1 мин)

«Гусли»

Интересным ли был урок? Прикрепите ваши нотки на струны у гуслей, по вашим ощущениям.

Прикрепляют нотки и уходят из класса

Сословия России XVII века

Феодалы (дворяне и бояре)

Духовенство

Посадское население

Крестьяне

Казачество



Предварительный просмотр:

Таблица

Название

Жилье

Пища

Одежда

Отдых

Царский двор

Бояре и дворяне

Посадские люди

Крестьяне



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории в 7 классе

Учителя истории и обществознания

Долгушина Михаила Валерьевича

Урок «Сословный быт XVII века» проводился в 7 классе.

В 7 классе 8 обучающихся. Обучающиеся имеют средний уровень мотивации. Класс к уроку готов: имеются необходимые учебные принадлежности, психологический настрой положительный.

Цель урока: охарактеризовать особенности быта российского общества XVII века

Задачи:

- знакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий.

- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями  и текстом учебника.

- формировать эстетического восприятия к традиционным ценностям.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России».

Тип урока – комбинированный. На данном уроке использовались различные средства и формы обучения.

Данный урок восьмой из девяти в теме «Россия в XVII веке». На предыдущем уроке изучались сословия России в XVII веке.

Для достижения поставленной цели, активизации учебной и познавательной деятельности применялись следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, ориентированный на учебник);

репродуктивный (запись в тетради полученных знаний);

частично-поисковый (работа с текстом учебника, постановка  проблемных вопросов). Эффективность использованных методов и приемов, их соответствие содержанию и цели урока.

Новый материал излагался по плану:

1. быт царского двора

2. боярский и дворянский быт

3. жизнь посадского населения

4. крестьянство: быт и обычаи

Постановка проблемных вопросов, использование цифровых образовательных ресурсов соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Материал представлен в доступной для обучающихся форме, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

На данном занятии  использовались:

  • технологии личностно-ориентированного образования,
  • интерактивные технологии.

В ходе урока сочетались фронтальная работа и работа в группах.

Были соблюдены структурные компоненты урока, целесообразно распределено время:

Этап 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин).

Развитие личностных УУД (развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний)

Этап 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (5 мин.)

Развитие личностных УУД (формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием)

Этап 3. Изучение нового материала. Работа в группах (30 мин.)

Развитие познавательных и коммуникативных УУД (формирование навыка расширенного поиска информации, навыка изучающего и поискового чтения, умения выделять главное и второстепенное, коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса).

Этап 4. Физминутка. (1 мин) 

        Этап 5. Закрепление. Опрос и работа с интерактивной доской(2 мин)

Развитие личностных УУД (формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных, способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.)

Этап 6. Домашнее задание. (1 мин)

 Развитие личностных УУД (развитие способности к самоорганизации и самоконтролю).

Этап 7. Рефлексия. (1 мин)

Развитие личностных УУД (развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели, формирование позитивной моральной самооценки)

План урока выполнен, задачи реализованы. Таким образом, поставленная в начале урока цель была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура России в XVII веке"

Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

План-конспект урока МХК в 11 классе: «АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ»

На уроке раскрываются особенности архитектуры Московского Кремля. В основе урока - поисковая деятельность учащихся....

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

План-конспект.Россия в начале 20 века.Стебенёв.

План-конспект  урока по теме Россия в начале 20 века.Учитель Стебенёв А.В....

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...