План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны
методическая разработка по истории

Константинова Анна Ивановна

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, названная в его честь, сохранился дом, где останавливался самодержец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii.docx76.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

по теме: «История России конца XVII в. первой четверти  

XVIII века»

Петр I: реформы, войны

Рыльск, 2014 г.

I. Организация группы на работу:

- явка;

-выяснение непонятных вопросов предыдущих тем;

- готовность к уроку: тетради, ручки, учебники.

II. Активизация знаний – повторение ранее изученного.

1) Умники и умницы:

1. В 1862 году в городе Новгороде был поставлен необычный памятник в честь тысячелетия на Руси. Какое историческое событие лежит в основе этой даты? (прибытие Рюрика в Новгород в 862 году)

2. Кто из дружинников Игоря стал княжить в Киеве с 882 года? (Олег)

3. В каком году от сотворения мира возникло славянское государство Русь? (6390 году)

4. «Твой щит на вратах Царьграда» - о каком русском князе Пушкин говорит в своем стихотворении? (Олег)

5. Князь Олег ввел в Киевской Руси сбор дани – государственного налога путем личного объезда подвластных ему земель. Как называется этот процесс? (полюдье)

6. Какой князь начал вести летописание истории Руси? (Ярослав Мудрый)

7. Кем из Киевской династии первым было принято христианство? В каком году? (Ольга, в 955 году)

8. Как назывался первый свод законов Киевской Руси? («Русская Правда»)

2) Исправить ошибки (соединить стрелками события и дату)

1. В Россию был привезен герб из Византии Софией Полеолог

1612

2. Конец монгольского ига

1649

3. Вступление Рыльского княжества в состав Московской Руси (России)

1480

4. Начало Смутного времени

1653

5. Избрание земским Собором царя новой династии – Романова

1584

6. Реформа Никона

1654

7. Соборное Уложение по которому крестьяне были окончательно закрепощены, т.е. теперь не имели прав уходить от одного помещика к другому

1469

8. Воссоединение Украины с Россией

1500

3) Повторение теории:

- назовите наиболее ярких царей – великих князей из Рюриковичей:

  • Иван I: - чем он застолбил место в истории?; - как поднял престиж Москвы.
  • Москву даже сейчас называют «белокаменная». Насколько правильно это выражение? Кто построил тот Кремль? Чем еще знаменит Д.И. Донской?
  • Иван III:

– как укрепил страну?

– как стала называться страна?

– опишите герб России того времени

– откуда он взялся?

– как изменился Кремль?

  • Чего хотел добиться Иван IV опричниной?

– какой период назывался «Смута»? Когда закончилась «Смута»?

– Какой политический праздник главный сейчас в нашей стране? С чем он связан?

– Когда «воцарилась» династия Романовых?

– Перечислите царей Романовых, о которых мы уже знаем (Михаил Федорович, Алексей Михайлович – тишайший).

III. Объявление темы, формы работы, целей занятия:

Мы продолжаем изучать III раздел программы

- Сегодня тема урока: «Россия в начале 17 – первой четверти 18 века: расширение территории, реформы».

Правили в России в это время последовательно дети Алексея Михайловича Романова «тишайшего» Федор-Софья-Иван – дети от первого брака, затем Петр – сын Натальи Нарышкиной второй брак.

В прошлом году по телевизору шел цикл передач – программа «Историческое лицо России», где публичные люди: актеры, политические деятели – современники наши представляли исторических персонажей, а зрители голосовали СМС: Сталин, Ленин, Столыпин, А. Невский, Петр I, Екатерина II, Николай II и т.д.

Победил А. Невский – мы о нем уже знаем. Что он сделал? Да! Уничтожил угрозу с запада. На втором месте по итогам голосования – Петр I. Кто он? Мы сегодня будем изучать его дела, реформы.

Вы уже знаете о нем много

Будете мне помогать, свое мнение высказывать – о человеке, строителе-реформаторе, воине, государе.

Из сегодняшнего урока вы должны

уметь:

а) читать карту, т.е. определять на карте, где проходили события в период правления Петра I;

б) работать с учебником, находить нужный материал, сравнивать информацию из разных учебников;

в) находить необходимую дополнительную информацию при подготовке домашнего задания в журналах, СМИ, Интернете.

знать:

а) как изменилась Россиия в начале XVIII века в период правления Петра I;

б) когда, почему Россия стала именоваться Империей;

в) как территория, где мы живем, связана с реформами, войнами, деятельностью Петра I (существует много историй, информации, есть и легенды-байки об этом периоде);

г) пополним словесный запас новыми терминами, понятиями.

Мы изучили большой исторический промежуток – около тысячи лет нашей истории, знаем много имен у каждого князя-правителя Руси-России есть наиболее яркие главные дела – реформы: Олег – перенес столицу, страна стала – Киевская Русь; Владимир – крестил Русь; Я. Мудрый – составил I свод  законов «Русская Правда»; Дмитрий Иванович – провел Куликовскую битву против монгол, за единую Русь; Иван IV – Красный Кремль, герб, «Россия» и т.д.

И у П.А. Романова – много дел, но красной линией проходят войны, особенно Северная война 1700-1721 г. (Надо вернуть, что потеряли в период Смуты. Из 35 лет правления – 1,5 года без войны).

Тема рассчитана на 4 часа. Пишем план изучения темы:

I. Из биографии Петра I

II. Внутренняя политика России в начале XVIII века.

 а) необходимость и возможность проведения реформ, Орлов А.С., стр.128;

б) «Великое посольство» - отправка детей боярских на учебу в Европу, Орлов А.С., стр.132;

в) изменения, развитие промышленности, сельского хозяйства, денежная реформа, Орлов А.С., стр.136;

г) военная реформа, введение наград, строительство крепостей–городов, волнения на Дону, в Башкирии, Орлов А.С., стр.142, Захаревич, стр. 274;

д) реформы государственного управления, Орлов А.С., стр.138, 140;:

- указ о единоначалии;

- табель о рангах;

- паспортизация;

- сенат высшей коллегии;

- разделение на 8 губерний.

е) церковная реформа, отмена патриархата, Орлов А.С., стр.141;

ж) изменения в быту, культуре, образовании, науках. Соратники Петра I, Орлов А.С., стр.178–180;

III. Внешняя политика

а) война за выход к морям, Орлов А.С., стр.132-136;

б) установление дипломатических отношений, торговля со странами Востока;

в) исследование Сибири, Камчатки, Дальнего Востока, Орлов А.С., стр. 142

IV. Итоги Петровских преобразований (Д/з: Орлов, гл.14, стр.143; Захаревич, гл.6, стр.269)

Предварительная подготовка к уроку:

  1. ОДЗ: 1. Петр I в Рыльске, Глухове, Путивле.

              2. Образ Петр I в кино, художественной литературе.

              3. Соратники Петр I: Меньшиков А.Д., Головин А.М., Шереметьев Б.П., Мазепа И.С., Брюс Я.

              4. Фалеристика – наука о наградах. Русские награды до Петр I.

Литература

  1. Карты: 1. Россия XVII –XVIII в.в.

                 2. Северная война 1700-1721 гг. Врезка – Полтавская битва.

  1. Учебники: Орлов А.С., История России, М., 2011; Захаревич, История России, М., 2008.
  2. Ж. Родина, №7, 2011 г.
  3. Б. Просецкий, Рыльск, Курск, 1974 г.
  4. В.И. Белашов, Глухов. Забытая столица Гетманской Украины, Киев, 1992.

Дополнительные материалы к уроку:

  1. Орден Святого Андрея Первозванного.
  2. А.С. Пушкин «Полтавская битва».
  3. Чалых Н.Н. Петр I в Рыльске. Мазепа И.С.
  4. Черняк В.З. «История государственного и муниципального управления России»
  5. Схема: Петр I: Реформы, войны.

Реформы армии и Флота

Многие петровские реформы были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота "Потешными" полки 1687 г. были не чем иным, как ядром новой армии. Они стали своеобразной школой боевой подготовки для новых формирований. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. В основу комплектования их был положен опыт наборов солдат и драгун, сложившийся во второй половине XVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, и офицерский корпус - из дворян. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из "сдаточных" и "охочих" людей. А указ 1705 г. завершил складывание "рекрутчины". В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских и 33 кавалерийских) полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысячная русская армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ландмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс., - в казачьих и иных иррегулярных частях.

Для обучения солдат и офицеров помимо "Устава воинского" (1698) были подготовлены многочисленные наставления: "Упреждение к бою", "Для военной битвы правила", "Воинские статьи" и др. Наконец, в 1716 г. был издан "Устав воинский", обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 - 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создание Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля (от 50- и до 96-пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов (впервые в 1705 г.). Для обучения морскому делу составлялись инструкции: "Артикул корабельный", "Инструкция и артикулы военные Российскому флоту", "Устав морской" и, наконец, "Регламент адмиралтейский" (1722). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту.

ПЕТР I

Петр Великий - фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В тоже время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он - абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за все, и хорошее, и плохое. Петр был искренне убежден, что все, от него исходящие для блага государственного, народного. И поэтому законы, созданные им, учреждения это то, что он сам не покладая рук трудился, возводя по своим замыслам и планам. После государственного переворота в августе 1689 г власть в стране перешла к сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича. Петр стал после отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое управление страной осуществляли родственники и приближенные матери царя Петра. Сам же царь проводил время в "нептуновых да марсовых потехах" устраивал военные учения и маневрами. В первые годы правления Петр окружил себя способными и энергичными помощниками, особенно в военной области. Среди служилых иноземцев выделялись ближайшие друзья царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, опытный инженер Я. Брюс. А из русских приближенных, сделавших в последствии блестящую карьеру: А.М. и Ф.А. Головины, Г.И. Головкины, А.А.Курбанов, А.И. Репин. С их помощью Петр устраивал маневры войск. Особое внимание Петр уделял становлению отечественного флота. Петр со своими приближенными совершал поездки на Белое море. Там было положено начало строительству морских судов. В 1694 г. во время настоящего морского похода впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.

К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель, человек которого современники, и русские, и иностранцы, называли великим, он вполне заслужил титул императора.

Церковная реформа

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование "местоблюститель патриаршего престола", при этом не облеченный патриаршими полномочиями. Хотя формально "местоблюститель" по-прежнему должен был созывать на советы епископов - "освященные соборы", но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 г. по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.

Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент", разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В. Болдина), которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы - "инквизиторы". Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I -полностью подчинил церковь своей власти.

Развитие промышленности при Петре

При воцарении Петра русской промышленности, собственно говоря, не существовало и в России был только один крупный негоциант: царь. Во времена дуумвирата Петра и Иоанна, крупное вознаграждение было обещано капитану французского корабля за ввоз в страну белой бумаги, вина и еще некоторых других товаров, которые трудно было получить иным способом.

Война требовала денег; содержание постоянных войск дало на Западе толчок духу меркантилизма, и вот Петр является рьяным подражателем Коль Бера. Правда, национальные заветы тоже не имея были на стороне Коль Бера. Уже при Алексее Михайловиче, может быть и раньше, право ввоза оплачивалось на русской таможне венгерскими червонцами или голландскими талерами. Петр сохранил, усилив ее, эту систему, удержавшуюся до наших дней. Он воспретил вывоз драгоценных металлов, не обращая внимания на предостережения Бодэ на и Чай льда об опасности такого приема. Никогда не читавший Клока, Шредера или Дек ера, Петр зашел дальше них, запрещая своим подданным принимать отечественную монету в уплату за свои товары. По Марпергеру, около 1723 года Россия зарабатывала несколько бочек золота ежегодно разменом с заграницей. Петр верил и в благодетельность протекционизма. Повелитель страны, до наших дней оставшейся почти исключительно, в смысле внешней торговли, производительницей сырых продуктов, запретил вывоз некоторых из этих продуктов, например, льна, и настолько ограничил право вывоза остальных, что оно являлось почти запрещением. В ожидании возможности одеть всю армию в сукно местного производства, он сам не признавал иного для своего платья и сделал его обязательным для ливрей. Когда француз по имени Маморон основал в Москве фабрику чулок, москвичам было запрещено покупать их в ином месте. Промышленники, находившиеся под покровительством царя, колебались употреблять на шляпы выработанный ими войлок; появился указ, придавший им храбрость: им разрешалось продавать свой товар, только выпустив на рынок известное количество головных уборов своего производства.

Государь начал с добывания и обработки железной руды;, позднее его охватила лихорадка золота. Он увлекался еще больше, собирал все указания, исследовал все пути. Правда, многочисленные организованные им экспедиции, Берковича - Черкасского в Персию в 1717 году, Лихарева в Сибирь в 1719 г. остались без результатов. До 1720 г. открыты были единственные серебряные рудники. Но попутно была найдена медь, опять железо и в 1722 г. каменный уголь. Тридцать девять в Московской.

Культурные преобразования развитие науки

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование, а совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов, Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование се осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для Обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиречь Наука числительная..." Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили "Таблицы логарифмов и синусов". В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и другие.

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

В 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.).

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского. Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730г., а в скорее туда прибыл Шелихов – наш земляк.

Широкий   размах  приобрели   геологические   изыскания.   Активно   велись   поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И.Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок), И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов –

изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела. В 1720 году открытие серебряного рудника. Петр I приказал собирать все, что «Зело старинно и интересно», собирать редкое оружие, летописи, иконы – начало музейного дела. Логическим завершением развития наук стало создание в 1724-1725 г. Академии наук.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Казолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики, быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды. Вводился особый «бородовый налог» и обязательный медный знак об уплате. Ввезены в Россию новые сельскохозяйственные культуры: картофель, томат и т.д.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка. «Юности честное зерцало» - так назывался кодекс поведения молодежи.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Внутренняя политика

Реформы государственного управления

В 1711г. был создан Сенат - высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе.

Введена должность генерал-прокурора со штатом чиновников на местах, что усилило надзор за верховной властью.

В  1708г.  принят указ, согласно  которому  вводилось губернское деление выделено  8   губерний:  Московская,  Архангельская,  Казанская,  Киевская, Смоленская, Озовская, Сибирская, Ингенандская.

В 1721г. был учрежден святейший Сенод.

В 1722г. был на печатан Табель о рангах. Все новоучрежденные должности были изданы по табели в три параллельных ряда: военный, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов или классов.

В 1718 г. приступил к учреждению коллегии, каждая из них должна была иметь строго определенный круг обязанностей. Три из них считались «главными» или «государственными» (военная, морская, иностранных дел). Три ведали финансами (камер-коллегия ведала доходами, штатс-коллегия занималась расходами, ревизион-коллегия - контролем). Из остальных юстиц-коллегия должна была вести надзор за судами, коммерц-коллегия стала ведомством торговли, Берг- и мануфактур-коллегии должны были ведать горнозаводской и фабричной промышленностью.

Азовские походы

Начало активных военных действий против Турции определялось рядом моментов: борьбой за выход к морю, стремлением покончить с постоянными набегами крымского ханства в южнорусские земли, обеспечить возможность большего использования и заселения плодородных земель Юга. При подготовке первого Азовского похода были учтены ошибки Голицына, и основной удар был направлен в 1695 году на турецкую крепость Азов. Однако, несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход не принёс успеха. Отсутствовало единое командование, не было опыта осады сильных крепостей, не хватало артиллерии, а главное, у осаждавших не было флота для того, чтобы блокировать Азов и воспрепятствовать доставке подкреплений, боеприпасов и продовольствия.

С осени 1695 года началась подготовка к новому походу, и в первую очередь строительство флота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвое большая по сравнению с 1695 годом. 19 июля 1696 года Азов был взят. Это был крупный военный и внешнеполитический успех. Пётр шумно празднует победу, но хорошо чувствует недостаточность сил для продолжения борьбы. Он предлагает боярам "схватить фортуну за власы" и изыскать средства на постройку флота, чтобы продолжить войну с "неверными" на море (выход в Чёрное море запирала Керчь, овладеть которой можно было только в результате долгой и тяжёлой войны). Бояре возложили постройку кораблей на "кумпанства" светских и духовных землевладельцев, имевших не менее 100 дворов. Остальное население должно было помогать деньгами. Построенные "кумпанствами" корабли позднее оказались никуда не годными, и весь этот флот, стоивший населению около 900 тыс. тогдашних рублей, не мог быть употреблён ни для каких практических целей. Одновременно, решено было снарядить посольство за границу с целью поиска союзников против "неверных".

1722-1723г.г. русские войска были радостно встречены жителями Дербента, Баку,   и   других   городов,   но   соединится   с   армянским   и   грузинским ополчением не удалось.

В состав России вошли прикаспийские области Дагестана и Азербайджана.

Прутский поход – 1710 г.; Турция, которую подстрекали Франция и Швеция, объявила войну России на реке Прут в 1711 г. русские войска были окружены 130-тысячной армией. Петр I вынужден вернуть Турции Азов. Разрушить крепость Таганрог – добился перемирия.

Начало Северной войны

Международная ситуация все больше осложнялась. И вот наступило то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Нужно сказать, что начало этой войны было неудачным для русских. Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать, что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления. Но они заблуждались: поражение не сломило Петра, наоборот, он начал готовиться к войне с еще большим рвением.

Шведский флот начал вторжение. Первые битвы русских кораблей с неприятелем произошли на озерах. В августе 1702 года 30 русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение шведской эскадре, состоящей из 9 крупных судов. Два шведских корабля были сожжены, один потоплен, два захвачены в жестокой абордажной схватке. За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями, а солдаты золотые награды поменьше и без цепей.

Это поражение не остановило шведов. На Чудском озере появилась крупная шведская эскадра. В 1704 году произошло сражение, в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов, а избегшую этой участи яхту «Каролус» взорвали сами шведы.

В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году Ниеншанц—крепость в устье Невы, что позволило русским выйти сначала в реку Неву, а затем в Финский залив.

Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в устье Невы. На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда «Гедан» и «Астрильд». Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном участии царя и А. Меньшикова.

Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание Санкт-Петербурга. С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями, возведенными у острова Котлин.

Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов, 6 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

1709 год – Полтавская битва перелом в войне.

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер.

Указом Петра I от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.

Окончание Северной войны

В июне 1714 года русский флот под командованием Ф.М. Апраксина, двигавшийся с продовольствием к м. Або, был блокирован у м. Гангут шведской эскадрой адмирала Вантранга. Соотношение сил практически не оставляло сомнений в исходе поединка - у русских почти не было шансов . Однако было решено вступить в сражение. Русские применили тактическую хитрость: они сделали вид, что собираются перетащить свой флот по бревнам на другую сторону мыса. Шведы это увидели и Вантранг приказал части своих кораблей отойти на другую сторону мыса Гангут. Благодаря решительным действиям русских моряков отряд адмирала Эреншельда: фрегат "Элефант" , 6 галер и 3 шхербота, после ожесточенного боя был пленен. Адмирал Вантранг возвратился к своему королю ни с чем. Это сражение справедливо считают первой крупной победой молодого русского флота.

Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа, с использованием одних орудий.

В июне 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына заманил шведские корабли в шхеры у м. Гренгам. В ходе решительной абордажной атаки русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400 моряками. Эта победа ускорила подписание Ништадскрго мира 1721года, положившего конец Северной войне. Россия прорубила окно в Европе, получила побережье от Выборга до Риги.

1721 г- 30 августа подписан договор между Россией и Швецией. Согласно договору России отошли Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии и часть островов на Балтийском море. За эти территории Россия выплатила Швеции 1,5 млн. рублей золотом. Финляндия возвращалась Швеции.

За прибалтийскими дворянами и горожанами, преимущественно немцами, были закреплены определенные права и привилегии.

Целый месяц в Санкт-Петербурге шли торжества, а зимой в Москве.

Итоги реформ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально- крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы  самодержавно-крепостнического  государства  и  класса  феодалов  в  целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения  развития  производительных сил, активного содействия  росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы      сокращение      сферы      действия      крепостничества, образование     рынка      вольнонаемной      рабочей силы, ограничение    и   ликвидация    сословных    прав    и    привилегий   дворянства. Происходило   же   прямо противоположное: распространение        крепостничества        вширь        и        вглубь, консолидация        класса феодалов, закрепление, расширение  и  законодательное  оформление  его   прав  и   привилегий. Замедленность формирования    буржуазии    и    превращения    ее    в    класс, противостоящий    классу    феодалов-крепостников, приводила   к  тому, что   купечество   и   заводчики   оказывались   втянутыми   в  сферу  крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный  исторический смысл. так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Орден святого Андрея Первозванного

Самым ранним упоминанием о первом российском ордене является следующая запись 1699 года в «Дневнике» Иоанна Георга Корба, секретаря австрийского посольства в России: «Его Царское Величество учредил орден святого Андрея Апостола». К моменту появления российского ордена Андрея Первозванного практически во всех европейских государствах имелись собственные наградные ордена, и некоторые из них насчитывали уже сотни лет своей истории.

Первые знаки ордена Святого Андрея Первозванного до лета 1709 года, то есть до Полтавской битвы, изготавливались в виде косого Андреевского креста, покрытого синей финифтью с золотой каймой. На кресте изображалась фигура первого из апостолов, «коего Христос от рыболовного дела к апостольскому призвал». Выбор именно этого апостола был связан и с летописным преданием о его путешествии по землям, на которых впоследствии сложилось Русское государство.

На концах креста помещались латинские буквы: вверху – S и А (Святой Андрей), внизу – Р и R. (Покровитель России). В перекрестье помещался такой же крест, но меньшего размера, а на его золотом фоне изображался распятый Святой Андрей. Сверху орденский знак увенчивала российская корона XVII века с ушками, чтобы его можно было подвешивать к орденской цепи или ленте. Крест ордена Андрея Первозванного прикреплялся к широкой голубой ленте, которую носили через правое плечо, а в торжественных случаях – на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди. Цепь состояла из чередующихся звеньев с особыми символическими изображениями на каждом из них: двуглавого орла, Андреевского креста в лучезарном сиянии, синего картуша с двумя перекрещенными латинскими буквами «Р» – вензеля Петра I. Вензель увенчивала красная корона, а по краям украшала военная атрибутика.

К кресту прилагалась большая восьмиугольная (шитая золотом) звезда, которую носили на левой стороне мундира. Звезда имела круглый центральный медальон, в котором тоже помещалось изображение Андреевского креста, а по кругу шла надпись, воспроизводящая девиз ордена: «За веру и верность»,

Проект устава ордена Андрея Первозванного, который почти три десятилетия оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Петра I. В главе «О кавалерах» определялось, за что должна выдаваться эта награда: «В воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим – для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям».

Но жаловался орден весьма скупо, потому что кандидаты в награжденные должны были иметь графский или княжеский титул, звание сенатора (министра, посла или «прочих высоких достоинств»), либо генеральский или адмиральский чин. Орден могли также получить губернаторы, которые «несколько лет, по меньшей мере, десять, оказывали полезные и верные услуги». Кроме того, непременным условием было, чтобы у кандидата отсутствовали телесные недостатки, был соответствующий возраст – не менее 25 лет и наличие состояния, необходимого для того, чтобы «важность ордена поддержать».

Кавалерами ордена Андрея Первозванного могли состоять не более 12 человек «природных Российских кавалеров», и это условие на протяжении всего времени царствования Петра Великого тщательно соблюдалось. В некоторые годы их было даже меньше 12 человек.

Первым кавалером ордена Андрея Первозванного стал Федор Алексеевич Головин – ближайший соратник Петра I, отличавшийся незаурядным умом и выдающимися военными и дипломатическими талантами. Именно он в 1689 году заключил Нерчинский мир о границе между Российским государством и Китаем. Когда Петр I совершал свое первое заграничное путешествие, Ф.А. Головин был занят организацией российского флота: приглашал иностранных офицеров и мастеров, закупал необходимые для строительства флота материалы, отправлял за границу русских учеников. По возвращении в отечество он встал во главе только что созданного «Приказа Воинских морских дел», одновременно возглавляя и Посольский приказ.

В феврале 1700 года вторым кавалером ордена Андрея Первозванного стал украинский гетман И.С. Мазепа. Награжденный «в воздаяние заслуг, оказанных им в течение 13 лет на военном поприще, в войну с турками и крымским ханом», он получил первую русскую награду из рук самого Петра Великого.

В царствование Петра I орденом Андрея Первозванного были пожалованы 38 человек. В их числе был и валашский Господарь Константин Брынковяну, получивший эту награду – за симпатии к России – тайно и не внесенный даже в официальные списки награжденных. Сам Петр I был отмечен орденом в 1703 году шестым и за конкретный подвиг – за руководство операцией по взятию двух шведских судов (шнявы «Астрильд» и бота «Гедан») в устье Невы. Знаки ордена на царя, имевшего официальный чин капитана бомбардирской роты, возложил первый Андреевский кавалер Ф.А. Головин.

За Полтавскую битву орденом Андрея Первозванного было награждено сразу четыре человека, в их числе генерал Я. Брюс, командовавший во время боя русской артиллерией. Полученная им звезда сейчас хранится в Историческом музее в Москве. Особое награждение орденом Андрея Первозванного выпало на долю генерал-адмирала Ф.М. Апраксина – любимого «алмиралтейца» Петра I, получившего эту награду за взятие сильно укрепленной крепости Выборг. В 1710 году, выждав время, когда лед в Финском заливе разошелся, Ф.М. Апраксин блокировал Выборг со стороны моря. Одновременно к крепости были посланы сухопутные войска из Санкт-Петербурга. В первый день июля приступили к обстрелу Выборга, и через две недели, после взятия форштадта, Выборг капитулировал. Петр I, прибывший в лагерь под Выборгом еще 11 июля, вошел в город с Преображенским полком.

А.С. Пушкин «Полтавская битва»

Уж близок полдень. Жар  пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь,  строятся  полки.

Молчит  музыка  боевая.

На  холмах  пушки,  присмирев,

Прервали свой голодный  рев.

И се – равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Полки  увидели  Петра.

И он промчался пред полками,

Могуш  и  радостен,  как бой.

Он поле пожирал  очами.

За ним вослед неслись  толпой

Сии  птенцы  гнезда  Петрова –

В пременах жребия земного,

В  трудах  державства   и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс,  и  Боур,  и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин

И перед синими рядами

Своих воинственных  дружин,

Несомый верными  слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая  раной. Карл  явился.

Вожди героя  шли за  ним

Он  в  думу тихо  погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки  смыкает. Тяжкой тучей.

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

Вожди спокойные глядят,

Движенья ратные следят.

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

Но близ московского царя

Кто воин сей под сединами?

Двумя поддержан казаками,

Сердечной ревностью горя,

Он оком опытным героя

Взирает на волненье боя.

Уж на коня не вскочит он,

Одрях, в изгнанье сиротея,

И казаки на клич Палея

Не на летят со всех сторон!

Но что ж его сверкнули очи,

И гневом, будто мглою ночи,

Покрылось старое чело?

Чалых Н.И. «Рыльские казаки»

Петр I в Рыльске. Мазепа И.С.

Заботясь о культурном, грамотном земледелии, Петр I отдает южные, юго-восточные земли известным вельможам того времени: Головиным, Юсуповым, Шереметьевым.  Еще в период правления Софии, когда Россия воевала с Крымом, Польшей, Турцией в 1686 г. – «Вечный мир» с Польшей, отдельная статья о Рыльске: «не воевать больше его», быть крепостью. В неудачном походе на Крым 1689 году обвинен гетманом Украины Самойлович, вместо него назначен Мазепа, он стал последним самостоятельным гетманом Украины – его резиденция в г. Батурине.

Уважая домовитость украинского гетмана Мазепы, в 1703 г. Петр I пожаловал ему лучшие земли Рыльского уезда (Это более 1 тыс. десятин). Мазепа стал заселять эти земли черкасами, казаками. Впоследствии это сказалось на говоре-языке этих переселенцев (говорят до сих пор с акцентом малоросского, украинского языка).

В Рыльском уезде появились села: Коренево, Снагость, Обуховка, гапоново, Любимовка, Груня. А три села были названы непосредственно в честь И.С. Мазепы: Ивановское, Степановка, Мазеповка.

Видя расположение к себе государя, Мазепа подчинил все церкви Крупецкой волости Киевскому митрополиту Ясинскому.

В селах Крупец, Козино, Воронок, Локоть, Шалыгино, Дроновка, Неплюевка, Алюнь – Рыльского уезда.

В селах Льговского уезда Н. Деревеньки, Угоны, Коренево, Гапоново, Алексеевка – все церковные сборы шли в патриархат Киевский.

Города Рыльск, Путивль входили в Киевскую губернию до 1710 года.

Мазепа поддержал казаков, Петр I привлек их на строительство Санкт-Петербург. Значимость расселения казаков в нашей местности отразилась так:

- в Рыльском и Путивльском уездах появились казачьи поселения: Казачья каменка, Казачья Локня, Казачий Хутор, казацкое.

- в период Северной войны рыляне непосредственно участвовали в боях против шведов.

- в царствование императора Петра I Глухов был большим и красивым потому времени городом. В нем было шесть церквей. Одна из них, Троицкая, замечательная тем, что в ней проклинали гетмана Мазепу. При государе Петре I в Глухове была «Малороссийская коллегия». В 1764 году гетманство было уничтожено, и малороссийская коллегия стала управлять всей Малороссией. Председателем коллегии одно время был замечательный полководец Екатерининского царствования граф Румянцев-Задунайский; он жил в Глухове.

В Глухове до 17 ноября 1708 года находилась главная ставка царя Петра I, Глухов был столицей левобережной Украины.

Мазепа хотел отделить Украину от России, прихватив Рыльские земли. Мазепа сыграл на том, что Петр I привлекал казаков на строительство Санкт-Петербурга, а им не хотелось «…камни ворочать, бревна таскать, не казацкое это дело».

В 1708 году Мазепа предал Петра I, перешел к Карлу XII, бежал с ним в Турцию. Петр I приказал разрушить его резиденцию в г. Батурине, сторонников Петра I казнил в г. Глухове, через Рыльск шли обозы, везли раненых.

Рыльск стоял на линии укрепления против Швеции.

В начале июля 1709 года Петр I возвращался после Полтавской битвы через Рыльск, подарил Шелиховым – прадед Г.И. шелихова – серебряный ковш с благодарственной надписью. Петр I побывал в Рыльском кремле – он еще стоял тогда на горе Ивана Рыльского, осмотрел его. Так как Кремль уже разрушался, то Петр I решил, что восстанавливать его не надо: границы ушли, пусть рыляне занимаются купечеством.

В.З. Чернак. «История государственного и муниципального управления России», М, 2000 г.

К символам государства кроме герба относится еще знамя и гимн.

Первое гербовое знамя (царское) появилось в начале XVII века при царе Михаиле Федоровиче. Это было белое полотенце с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре. Щит на груди орла с Московским гербом (Св. Георгий Победоносец, поражающий змея) изображался либо в красном, либо в белом цвете. Петром I был установлен черно-желтый императорский штандарт, который именовался самим царем «яко герб Российской империи».

Черный цвет символизировал величие и могущество державы; белый – честность и бескорыстие служение земле русской; желтый – богатство, огромные запасы, бескрайние просторы.

Цвета государственного знамени нашли отражение в армейской символике: цвет кокард, шарфов, орденских лент.

Торговый флаг при Петре I в России был белый-синий-красный, измененный порядок цветов голландского флага. Эти цвета взял в государственный флаг в 1883 году Александр I, этот же флаг был утвержден Николаем II в 1896 году, но через две недели флаг был заменен же черно-желто-белый. Временное правительство в 1917 году утвердило флагом России бело-сине-красное полотнище к которому вернулись в 1991 году в Российской Федерации.

Государственный гимн (торжественная песнь) появилась тоже в период правления Петра I. Им была утверждена мелодия «Многие лета» позже брали для встречи коронованных особ, побед в войнах, других торжественных моментов «Тебя, Боже, хвалим», «Гром победы, раздавайся» автор О.А. Козловский, «Молитва русских» В. Жуковского, «Боже царя храни» А. Львова, «Славься» М. Глинка. Первым советским гимном в СССР был «Интернационал» Э. Потье, затем «Гимн Союза Советских Социалистических республик» А. Александрова на слова С. Михалкова, а в новогоднюю ночь начала XXI века прозвучали новые слова гимна страны – гимн России, автор С. Михалков «Россия – священная наша держава» Россия – любимая наша страна!...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Данная  презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...