урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Королева Альбина Юсуфовна

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_dvizheniya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.

 Цель:

  • способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века;
  • развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;
  • способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока :комбинированный ( с применением технологии критического мышления и ИКТ).

Форма урока: лабораторное занятие по учебнику, работа в парах.

Оборудование: 

  • учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;
  • ПК, мультимедиапроектор,
  • карточки для повторения,
  • карта «Российская империя в первой половине XVIII века»
  • памятка описания восстания

 

ЭТАПЫ УРОКА.

 

I.Оргмомент.

 

 II.Повторение.

  1. Работа в парах по карточкам ( 1-й ряд - понятия; 2-й ряд- даты; 3-й ряд – события)

 

III.Изучение нового материала.

  

Первая стадия – вызов ( актуализация)

Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока. Впервые ли вы изучаете такие события?

  • Существует ли план для изучения народных выступлений?
  • Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?
  • Если да, то назовите такие причины.
  •  

Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «КОРЗИНУ МНЕНИЙ» ( слайд №2)

Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1- 2 минут, затем каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует прелагаемые ответы.

  • Учитель: Итак, «Корзина мнений» заполнена, узнать кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века.

 

Вторая стадия - осмысление.

 

  •  

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах (по памятке)

1.Астраханское восстание ( с.131-133)

2.Восстание Кондратия Булавина ( с.133-134)

3.Башкирское восстание ( с.134)

4.Религиозные выступления ( с.134,135)

5.Выступления работных людей (с.135,135)

  •  

Ответы учащихся сопровождаются презентацией в ходе которой еще раз обращается внимание на причины народных выступлений.

  • Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.(Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток время в которое они произошли)
  • Учитель: теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?

6.Значение народных выступлений ( комментированное чтение с.136)

 

IV.Закрепление:

  1. Продолжите фразу : «Астраханское восстание произошло в ......»
  2. Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством .....»
  3. Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......»
  4. На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......»
  5.  

Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....»

 

 

V.Домашнее задание: подготовка к обобщающему заданию Россия при ПетреI

Культура и быт

Цель урока: 

1.Познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России. 2.Охарактеризовать причины подъема русской культуры в первой четверти XVIII века. 3.Представить основные направления развития русской культуры. 4.Познакомить с новыми явлениями в области культуры, быта, введенными Петром I . 5.Развивать умения учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства. 6.Продолжить развитие умений работы с учебником, с дополнительной литературой, самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства. 7.Продолжить формирование умений сравнивать, делать необходимые выводы.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

15

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России. Конец XVI  - XVIII века. 7 класс .  

Используемое оборудование: 

Используется компьютер, мультимедийный проектор,экран, доска, мел, иллюстрации из учебника, репродукции картин, фотографии, схема "Развитие русской культуры первой четверти XVIII века", схема "Новые явления в общественно - культурной жизни, изменения в быту". 

Используемые ЦОР: 

Презентация "Развитие культуры и изменения в культуре России первой четверти XVIIIека"

Краткое описание: 

При концентрической системе данная тема изучается в 7 классе, а также во втором концентре 10 кл. Важность ее несомненна – т.к. изучается развитие и изменения происходящие в культуре Росиии, связанные с деятельностью Петра I. Тема рассчитана на изучение в течении 2 часов. Данный урок - это второй урок по этой теме, посвящен изменениям произошедшим в быту, в архитектуре. На уроке учащиеся должны усвоить основные понятия, учиться сравнивать и делать выводы из данных сравнений.

 

  1. Изменения в дворянском быту.
  2. Архитектура
  3. Живопись
  4. Литература
  5. Общественно – политическая мысль
  6. Значение культурного наследия Петровского времени.

 

 

I.   Организационный момент

 

II.                 Изучение нового материала

1. Изменения в дворянском быту 

- Откроем презентацию «Мужской и женский костюм»:

А) дворяне и бояре XVII века;

Б) дворяне и бояре в первой четверти XVIII века.

 

Внимательно рассмотрите иллюстрации и найдите различия во внешнем облике дворян и бояр. ( учащиеся отвечают) (Презентация)

Задание: Во второй половине XVII века издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранной не носили. Зная о реформах Петра, Определите, как должен был отнестись он к этому указу. Почему?

Рассказ учителя:

Проводимые Петром I преобразования конца XVII - первой четверти XVIII в. распространились на бытовой уклад русского общества.     (схема Приложение 1)

На рубеже XVII-XVШ вв. Петр I ввел новый счет лет. 7208 г. от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 г. от Рождения Христова. Новый год предписывалось считать не с 1 сентября, а с 1 января. Этот день считался всеобщим праздником. Друг друга надо было поздравлять, украшать дома елями или соснами, веселиться.

Учитель отмечает, что манерами, воспитанием и образованием Петр I обязан Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло на любовь Петра I к зарубежным традициям. После возвращения Великого посольства из Европы (1698 г.) Петр I начал активно вводить одежду европейского образца.

Рекомендуется представить иллюстрации: «Петр Iза работой», художник ХудояровВ.; «Петр Великий», художник В. Серов.

Учащиеся  видят изображение  фигуры Петра I, одетого в иностранное платье.

Учитель отмечает, что любимой одеждой Петра I становится платье голландского матроса.

Сразу же после возвращения Великого посольства был введен указ о бритье бород. Разрешалось оставлять длинные бороды священникам и крестьянам.

Показывается рисунок « Бородового знака»

1700 г. - указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья.

Учитель отмечает, что царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и дочери также сменили русские душегрейки на европейское платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством. (Презентация)

Учитель отмечает, что недовольных было очень много. Например: портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и сапог и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала ссылка на каторгу и конфискация всего имущества.

Вопрос: Во что выливалось это раздражение народа? (отвечают)

Учитель обращает внимание на факт, что очень активно сам Петр I взялся за введение одежды европейского покроя. Например, на пирах Петр I сам обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям.

К нововведениям этого времени относилось следующее: подданные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было носить парики и женщинам, и мужчинам.

Учитель отмечает, что признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания в дворянских домах - ассамблеи. Следовательно, Петр I принуждал дворян к новым формам проведения досуга. Ассамблеи были введены в Петербурге в 1718г.

Ассамблеи устраивались знатными (приближенными) людьми царя поочередно.

Итак, ассамблеи - торжественный прием гостей в знатных домах. (Презентация) (запись в тетрадь)

Петр I сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи можно было прийти без приглашения, но собиралось там исключительно избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые.

Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжалась до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми.

Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин в хоромах и теремах. Следовательно, женщины вопреки вековым старинным традициям могли участвовать в ассамблеях.

Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, веселились, играли в шашки, шахматы. Сам Петр I хорошо играл в шахматы, страстным шахматистом был и Меншиков.

Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения. Дворянский быт сильно менялся.

Сам император стремился и искал того, чтобы русские молодые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, красиво говорить, красноречиво писать, доброжелательно общаться друг с другом. И таким кодексом поведения молодого поколения дворян опубликованная переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Работа с учебником, с. 145, вопрос № 3, отрывок из «Юности четное зерцало».

 

Дополнительно учитель говорит и о следующем факте: Когда Петр I приглашал гостей в Петергоф - загородный дворец, всегда предупреждал: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели».

Учитель говорит об изменениях дворянского быта. Но в жизни крестьян, простых горожан изменений не произошло.

Учитель подводит к выводам:

1) Определяющим мотивом нововведения Петра I было его чрезмерное стремление в короткий срок сделать россиян европейцами.

2) Одной из основных целей учреждения ассамблей было стремление Петра I соединить все русское общество в одно целое, сблизить русских с иностранцами, увеличить московскую разрозненность.

3) «Европеизация» Петра I положила начало глубокому разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Почему?

Учитель показывает иллюстрации с изображением дворянина первой четверти XVIII в. и русского крестьянина. Дворянин питался, одевался, красиво проводил время. Был напудрен, лицо было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необразованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, а не русским барином.

Иллюстрация картины «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова

Спустя много лет это и обернется недоверием русского крестьянина к любому образованному человеку.

2. Архитектура.

Учителю рекомендуется „представить этот вопрос так, чтобы у учащихся сложилось яркое представление об архитектурной эпохе Петра I– это, прежде всего, строительство Санкт-Петербурга.

Рекомендуется использовать разнообразный иллюстрационный материал и картосхемы «Рост территории Москвы в XVI-XVII вв.», «Застройка Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII в.». ( Презентация - карты)

Этот вопрос целесообразно изучить в форме заочной экскурсии по Санкт-Петербургу или в форме образного иллюстрационного рассказа учителя. В любом случае рекомендуется использовать представленный материал.

Русская архитектура первой четверти XVIII в. - это архитектура строящегося Петербурга. Город строился не только как столица Российской империи, но и как идеальный образ новой государственности, как яркий пример отказа от «старины».

Строительством Санкт-Петербурга Петр I преподал урок своим подданным. Построить город на болоте, почти на границе с Европой, в условиях Северной войны - почти невозможная затея. Но Петр I это сделал, и 1703 г. - год закладки города - стал рубежом перехода России к эпохе нового времени. В 1711 г. столица перенесена в Петербург и начался «петербургский период» русской истории.

Архитектурный облик Петербурга определил и его географическое положение. Это не континентальный, как древнерусские города, в том числе Москва, но и не морской, как многие порты Европы, Петербург построен в речной дельте и вблизи моря.

Главный проспект и начало Петербурга - Нева. А лицом новый город обращен к Балтийскому морю. Возможно, эти географические особенности определяли масштабы петербургских площадей, протяженность и направления улиц, облик зданий.

Учитель обращает внимание на картосхему застройки Москвы. В ней прослеживается стихийная схема средневековых городов -центральная крепость, окруженная стеной, со временем за стеной становилось тесно, стихийно возникали слободы за чертой укрепления и с целью безопасности слободы окружали новой стеной.

Учащиеся видят - на картосхеме Москвы у Кремля появился Китай-город, Белый город, Земляной город. Следовательно, планировка городов было кольцевой, застраивались они без определенного плана. Москва росла несколько веков, постепенно приобретая свой художественный облик.

Санкт-Петербург был воздвигнут за полвека, и был задуман как регулярная застройка каменными домами, а эта система создавала городские ансамбли.

В 1714 г. Петр I запретил каменные строительства в других городах России, так как все силы требовались Санкт-Петербургу -новой столице.

Петр I не желал в стиле города на Неве ничего московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы из Европы или их последователи. Стиль города создается как единство пространства, игры света и тени, красок и звуков, линий и силуэтов зданий. В Санкт-Петербурге это проявилось в сочетании низкого северного неба и реки, свинцово-серой Невы и вертикалей позолоченных шпилей, охристо-белой окраски зданий, мрамора и гранита.

Учитель обращает внимание на картосхему застройки Санкт-Петербурга.

Сразу видно, что город строился по четко разработанному плану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы - прямые, пересекали проспекты под прямым углом. Дома строились по утвержденным проектам, были обращены фасадами на проезжую часть проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В эти годы был построены Адмиралтейство на противоположном берегу Невы, Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Петропавловская крепость на Васильевском острове (эти постройки становятся основой городской планировки).

«Петр строил свой город как корабль» (по мнению историка Е. Анисимова), оберегая его от воды, от огня, от времени - то есть на века. (Презентация)

Учитель представляет иллюстрацию Петропавловской крепости - первый архитектурный акцент Санкт-Петербурга, - со всех сторон окруженной водой.

Первые здания города напоминали Голландию и Англию. Например, Летний дворец Петра I - архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер - построен в 1710-1714 гг. на левом берегу Финского залива. Это уютный двухэтажный особняк с «голландскими» окнами, с садом. Обращаем внимание на некоторые архитектурные приемы:

• углы дома закреплялись декоративной рустовкой;

• фасад отштукатурен, выкрашен в два цвета;

• фасад подчеркнут простыми наличниками окон и рельефом;

• рельефы посада расположены между окнами первого и второго этажей.

О чем рассказывает сюжет рельефа? О борьбе России за выход к Балтийскому морю. Дворец построен в голландском стиле. Он расположен в стороне от главной аллеи Летнего сада, практически, как и в Голландии, где дом хозяина находился как бы в укрытии от посторонних глаз.

Далее рассказывается об архитекторе Д. Трезини. Именно он построил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский собор, крепость Кронштадт, здание Двенадцати коллегий.

Доменико Трезини

         Годы жизни: 1670г. - 1734г.
архитектор
   Итальянец, родом из Швейцарии. Учился в Италии. С 1699 г. работал в Дании, откуда в 1708 г. был приглашен послом А. П. Измайловым на русскую службу как фортификатор. В 1704— 1705 гг. работал в Кронштадте, в 1705—1706 гг.— в Нарве, с 1706 г. до конца жизни — в Санкт-Петербурге.
    Будучи ближайшим помощником Петра I, фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. В 1726 г. получил чин полковника фортификации. Первый архитектор Санкт-Петербурга. (презентация)

 

Представляется иллюстрация Петропавловского собора архитектора Д. Трезини (1712-1733 гг.)   (Презентация) и иллюстация в уебники крестово-купольного храма.

Учащиеся видят, что Петропавловский собор не был похож на более всего известный в России крестово-купольный стиль.

Учитель:  Петропавловский собор, построенный по типу базилики (вытянутого горизонтального здания), напоминал европейскую колониальную или ратушную башню. Этот стиль известен как зальный.

Рассматривая иллюстрации, учащиеся отмечают, что многоярусная башня-колокольня вырастает из массива здания, завершается вместо барабана с куполом чрезвычайно высоким, красивым шпилем и летящим ангелом.

Учитель: Это  было символом победы. «Державный» шпиль на высокой колокольне был виден и с моря, и с суши. Золоченый 24-метровый шпиль собора навсегда стал символом петербургской архитектуры. Первоначальная высота колокольни Петропавловского собора составила 121 метр и, следовательно, была выше московской колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, что Петр I запретил строить через р. Неву мосты, так как хотел, чтобы его подданные приучались к воде. Приходилось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались из государственной казны только «смотря по числу».

Учитель рассказывает и о том, что в Санкт-Петербург приехали в 1703 г. 10 итальянских архитекторов. Например, архитектором Д. М. Фонтана был построен дворец Меншикова. (Презентация)

После знаменитой Полтавской битвы в Санкт-Петербург приехала новая группа архитекторов. Начинается строительство домов-дворцов для переехавшей в Санкт-Петербург знати. Образцом подражания дворянство выбрало вкус безродного «светлейшего князя» Меншикова. Стал формироваться тип города-усадьбы в виде каменного дворца с «голландскими» окнами и «кабинетом», со своей церковью и часовней, большим садом.

Начинается строительство загородных резиденций вдоль всего Финского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельня, Екатерингоф. (презентация)

Учитель показывает иллюстрации Петергофа. Новый идеал столичной застройки был реализован в Петергофе. Первые эскизы создал сам Петр I. С 1714 по 1716 гг. там работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие.

Идея проекта Петра I - «соединение вод источников и моря». (Презентация)

Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны, водная симфония как гимн новой морской державе. Фонтаны Петергофа поражают своей красотой, размерами, техническим решением. Здесь нет насосов, а струи воды устремляются вверх, гонимые тяжестью воды, которая подается на каскад из специальных прудов, расположенных выше фонтанов.

Также существовали в Петергофе и фонтаны-«шутихи», их включал по своему усмотрению специальный служитель, спрятанный в домике. Гости Петра I, ничего не подозревая, гуляли у этих «шутих», и вдруг на них обрушивались потоки воды. Это забавляло Петра 1.

Учитель представляет иллюстрационный ряд архитектурных построек Санкт-Петербурга. Отмечает, что в архитектурном стиле Санкт-Петербурга перемешались традиции отечественных и западных архитекторов. Возник неповторимый стиль - русское (петровское) барокко. Но этот стиль оказался недолговечным. Город был задуман как мировая столица, и ему не соответствовал облик европейской провинции. Город становится одним из красивых городов Западной Европы.

В заключение целесообразно отметить, что иностранных архитекторов стали заменять отечественные зодчие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)

Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»Класс: 7Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы к уроку:·          учебник по истори...

Методическая разработка урока истории "Общественные движения первой четверти XIXв."

Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок – обсуждение.Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная....

Народные движения первой четверти XVIII века.

Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века. Цель: ●      способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII ...