Народные движения первой четверти XVIII века.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Белоусов Андрей Юрьевич

Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.

 

Цель:

●      способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.

 

Задачи:

●      познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой   четверти   XVIII века;

●      развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;

●      способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 (применение ИКТ, а так же метода технологии критического мышления).

Форма урока: лабораторная работа по учебнику, работа в парах с карточками, работа с раздаточным материалом.

Оборудование:

●      учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;

●      ПК, интерактивная доска (либо проектор),

●      карта «Российская империя  в первой половине  XVIII века»

●      памятка описания восстания

●      раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.

Цель:

  • способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой   четверти   XVIII века;
  • развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;
  • способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 (применение ИКТ, а так же метода технологии критического мышления).

Форма урока: лабораторная работа по учебнику, работа в парах с карточками, работа с раздаточным материалом.

Оборудование: 

  • учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;
  • ПК, интерактивная доска (либо проектор),
  • карта «Российская империя  в первой половине  XVIII века»
  • памятка описания восстания
  • раздаточный материал

ЭТАПЫ УРОКА.

I.Оргмомент.

II.Повторение.

  1. Работа в парах по карточкам ( 1-й ряд - понятия; 2-й ряд- даты; 3-й ряд – события)

III.Изучение нового материала.

Первая стадия – вызов ( актуализация)

Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока.( слайд №1) запишите ее себе в тетрадь. Рассказ учителя о Петре I (слайд 2-3).

Мифы и Петербурге:
Мифы о Петербурге начали зарождаться уже через несколько лет после его основания. Одним из первых слухов, пущенных «в народ», стал слух о черте, появившемся на колокольне Троицкой церкви – любимой церкви Петра Первого. Случилось это после того, как несколько ночей подряд жители города слышали, как кто-то шумит и бегает по колокольне, а утром находили там «пакостный беспорядок». Это казалось совсем неудивительным, ведь город, выстроенный на гнилом болоте по велению самого Антихриста (коим в народе считали Петра Первого), не мог не стать привлекательным местом для нечистой силы.
Наводнения воспринимались жителями Петербурга XVII века именно как проявления Божьей немилости к городу, знаки его скорого исчезновения. Миф о гибели Петербурга от воды является одним из самых важных в мифологии города. Известно, что в 1720 году вода поднялась на 71 см, а в народе ходили слухи, что она поднимется еще на 2 сажени (4 м 26 см) и дойдет до зарубки на сосне, росшей около Казанской церкви на Петербургском острове. Этот слух пресек сам Петр, приказав срубить дерево с зарубками.


Для дальнейшей работы на уроке необходимо вспомнить темы прошлых уроков (
слайды с 4-9) Впервые ли  вы изучаете такие события?

(слайд 10)
- Существует ли план для изучения народных выступлений?

- Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти  XVIII века?

- Если да, то назовите такие причины.

Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои  ответы и наполнить ими «ДОСКУ МНЕНИЙ» ( слайд №10)

План сегодняшнего урока таков (слайд 11)

Вторая стадия - осмысление.

  • Учащиеся выполняют самостоятельную работу  в вариантах (задача: прочитать материал варианта и рассказать и причинах, ходе и итогах выступлений)

1.Астраханское восстание ( с.131-133)

2.Восстание Кондратия Булавина ( с.133-134)

3.Башкирское восстание ( с.134)

4.Религиозные выступления ( с.134,135)

5.Выступления работных людей (с.135,135)

  • Ответы учащихся сопровождаются презентацией ( слайды № 12-16),  в ходе которой еще раз обращается внимание на причины народных выступлений.

Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание  на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в «корзину мнений»  ошибочные ответы, а кто правильные. (Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и  непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток время в которое они произошли)

  • Учитель: теперь вернемся к нашему плану.(слайд 11) Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?

6.Значение народных выступлений (комментированное чтение с.136)

( слайд № 17  ) Ребята, возникает проблемный вопрос (слайд 18)

IV.Закрепление: (слайды 19-23)

  1. Продолжите фразу : «Астраханское восстание произошло в ......»
  2. Самое массовое восстание  XVIII века – это восстание под предводительством .....»
  3. Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......»
  4. На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......»
  5. Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....»

 Ребята,  наш урок хотелось бы закончить словами А.С.Пушкина: (слайд24)

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы!

V. Домашнее задание: §17, в.1-5, документ с.137, новые слова.( слайд № 25)

VI. Подведение итогов. 

 VII. Стадия  рефлексии(слайд26)



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.»

  1. Причины народных- выступлений

Вопросы сравнения

Астраханское восстание

Восстание К.Булавина

Башкирское восстание

Религиозные выступления

Выступления работных людей

Даты

Район выступлений

Состав участников

Требования

Ход восстания

Причины поражений

Вывод: Общее и особенное в народных выступлениях (на обратной стороне листа)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России

Тема : «Народные движения первой четверти XVIII в.»

ФИО

Белоусов Андрей Юрьевич

Место работы

г. Тольятти, МБУ «Школа №93»

Должность

Учитель истории/обществознания

Предмет

история

Класс

7

Базовый учебник

Данилов А. А., Косулина  Л. Г. История России : конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2014

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм

Определение темы урока

Прочитаем легенду карты.

Сформулируйте тему урока.

Работа на уроке  будет строиться по плану разбора восстаний.

Начнем с причин.

Карта "Народные восстания первой четверти XVIII века"  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/524e15b6-7eed-408f-96e6-f29cfc76efb1/%5BIS7IR_3-25%5D_%5BPD_02%5D.swf 

Прочтение исторической карты с опорой на легенду

Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем  ориентиры действия.

Актуализация знаний

Учащиеся высказывают  свои предположения

Петр  Первый  стремился  возвысить  Россию  среди  других  европейских  стран  и  дать  ей  новый  стимул  к  внутреннему  и  внешнему  развитию.  Как  вы  думаете, почему  в  годы  его  правления  произошли народные  выступления?

Вопрос учителя

Работа с причинно-следственными связями исторических фактов.

Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса.

Изучение нового материала -

самостоятельная познавательная деятельность

Работа в группах: работа с источником информации.

Ответы учащихся

Заполнение схемы причин выступлений в рабочем листе к уроку

Работа в группах:

-распределение обязанностей в группе

- обсуждение вопросов

- работа с источниками информации

- презентация проекта

Учащиеся  других групп заносят  в  свои  таблицы информацию

Задание: прочитайте документ,

найдите  причины народных волнений,  ответив на вопросы после текстов,

назовите  их, совпадают ли они с  теми,  что вы  уже  назвали?

Заполните схему в рабочем листе

Хрестоматия История России XVI-XVIII вв. 7 класс стр.190 документ 29.2 «Историк о тяжелом положении народа»;

стр. 191 документ 29.4 «Историк об участии крестьян»;

стр. 193 документ 29.6 И.Т. Посошков об отношении помещиков и крестьян

Поиск необходимой информации в одном  историческом источнике для определения причин  крестьянских восстаний

Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать условия жизни крестьян и городских жителей в петровское время; работать в коллективе; самостоятельно планировать свою работу  при поиске ответов на проблемные вопросы учителя; объяснять причины народных выступлений  

Разделение класса на 5 групп

Объяснение алгоритма выполнения задания в рабочем листе  с таблицей

Работа с учебником

1 группа:  «Астраханское  восстание»,  стр. 131-132

2 группа:  «Восстание под руководством К.Булавина», стр. 133-134

3 группа:  «Башкирское восстание»,  стр. 134

4 группа:  «Выступления старообрядцев», стр. 135

 5 группа:  «Выступления работников мануфактур», стр. 135-136

Характеристика  места, обстоятельства, участников, результатов народных движений; установление длительности народных движений;

устный рассказ об  одном восстании и  их участниках;

Обучающиеся учатся: структурировать знания ; самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы.

Закрепление нового материала

Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода

Запись вывода

Работа с тестом и взаимопроверка

Что общего и особенного было в  народных выступлениях

Проверим ваши знания

Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга

Задание к параграфу «Народ и государство в годы петровских реформ»  - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c93fb382-06d3-428d-bdb0-28cfa93f4c45/index_listing.html –

Сравнение данных таблицы, определение в них общего и различий; работа с тестовыми вопросами.

Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; обучающиеся учатся сравнивать  позиции в народных выступлениях; смогут с помощью таблицы сделать вывод; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника.

Задание на дом

Ответить на вопрос:

Объясните чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»?

Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Рефлексия

Определение вопросов для повторения дома

Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока?

Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке?

Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

формулировать и аргументировать свое мнение;

 

Пример рабочего листа по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.»

  1. Причины народных- выступлений

Вопросы сравнения

Астраханское восстание

Восстание К.Булавина

Башкирское восстание

Религиозные выступления

Выступления работных людей

Даты

Район выступлений

Состав участников

Требования

Ход восстания

Причины поражений

Вывод: Общее и особенное в народных выступлениях (на обратной стороне листа)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные движения первой четверти XVIII века ggewgwgggewgwg

Слайд 3

Миф о Петербурге «Черт на колокольне Троицкой церкви» Периодические наводнения

Слайд 4

интеллектуальный марафон В каком году был принят Таможенный тариф? 1724 г. Основные направления промышленных предприятий созданных в I четверти XV ΙΙΙ века? 1. металлургия и металлообработка 2. текстильное 3. судостроение

Слайд 5

интеллектуальный марафон Протекционизм. Что это? 1.Политика правительства в покровительстве отечественной промышленности и торговле. 2. Направление экономических преобразований по поддержке отечественной промышленности, особенно мануфактуры.

Слайд 6

интеллектуальный марафон Система мер, обеспечивающая перевес вывоза товаров над ввозом с целью накопления денег в государстве? Меркантилизм. Главная особенность экономической политики Петра I ? Усиление государственного вмешательства в развитие экономики.

Слайд 7

интеллектуальный марафон Каких крестьян называли приписными? Дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты налогов должны были работать на предприятии. В каком году проведена денежная реформа? 1711 г.

Слайд 8

интеллектуальный марафон Государственные крестьяне, переданные властью купцам в условное владение для работы на частных предприятиях? Посессионные крестьяне Когда введена подушная подать? 1718-1724 г.г.

Слайд 9

интеллектуальный марафон Какие мануфактуры появились впервые в I четверти XV Ι I Ι века? Химические. Главный тормоз в развитии мануфактурного производства? Крепостное право.

Слайд 10

Доска мнений Как вы думает е, могут ли быть сходными причины народных движений XVII и первой ч етверти XVIII века ? ?

Слайд 11

ПЛАН УРОКА 1.Астраханское восстание 2.Восстание Кондратия Булавина 3.Башкирское восстание 4. Религиозные выступления 5. Выступления работных людей 6.Значение народных выступлений 7. Обобщение и повторение

Слайд 12

Астраханское восстание 1705 - ….? I) Причины: - непомерные поборы и взятки воеводы - …………… ? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания

Слайд 13

Восстание Кондратия Булавина 1707 - …..? I) Причины : - попытки ограничить казачье самоуправление - ……….? - …………..? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания

Слайд 14

Башкирское восстание ……. – 1711 гг. I) Причины : - ……………? - призыв на военную службу - …………..? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания

Слайд 15

Религиозные выступления 1689 – 1725 гг. I) Причины : - ..………? - ……………? - ……………? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания

Слайд 16

Выступления работных людей ……… г.? I) Причины: II ) Ход восстания III ) Итоги восстания

Слайд 17

Значение народных выступлений? !! Народные выступления заставляли власть менять свою политику в отношении разных слоев населения.. !!

Слайд 18

Пётр I стремился возвысить Россию среди других европейских государств и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Почему же тогда в годы его правления постоянно происходили народные выступления? Проблемный вопрос.

Слайд 19

1.Продолжите фразу : « Астраханское восстание произошло в ...... гг .» 1705-1706

Слайд 20

2.Самое массовое восстание первой четверти XVIII века – это восстание под предводительством .....» Кондратия Булавина

Слайд 21

3.Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......» Национальных и религиозных чувств

Слайд 22

4.На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......» старообрядцев

Слайд 23

5.Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....» Работных людей

Слайд 24

О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы! А.С.Пушкин

Слайд 25

Домашнее задание § 17, вопросы 1-5, новые слова , документ с.137

Слайд 26

РЕФЛЕКСИЯ Какие трудности в учебной деятельности вы испытывали на уроке? Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой формой деятельности? Какие формы учебной деятельности вам понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)

Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...

урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»Класс: 7Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы к уроку:·          учебник по истори...

Социальные движения в первой четверти XVIII века

Урок составлен в рамках реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ (7 вид), обучающимися вместе со здоровыми детьми....