Контрольная работа по истории
тест по истории (7 класс) на тему

nadejda84

Контрольная работа по истории. Тема "Российское государство в 17 веке". Работа состоит из 3 частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_7_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме

«Российское государство в XVII веке»

Вариант I

Часть А

1. Обострение социальных и политических противоречий в России на рубеже XV – XVII вв. привело к:

а) опричнине

б) Медному бунту

в) Ливонской войне

г) Смуте

2. Заповедные лета – это…

а) годы, в которые был запрещен переход крестьян от одного помещика к другому

б) годы, в которые был разрешен переход крестьян от одного помещика к другому

в) срок сыска беглых крестьян

г) запрет дворянам покупать вотчины

3. Введение патриаршего церковного управления в Русском государстве произошло в:

а) 1584 г.

б) 1589 г.

в) 1591 г.

г) 1598 г.

4. Что относится к причинам Смуты?

а) династический кризис

б) церковный раскол

в) введение подушной подати

г) введение рекрутчины

5. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?

а) Лжедмитрия II

б) Василия Шуйского

в) Ивана Болотникова

г) Ивана Заруцкого

6. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

а) 1589 г.

б) 1612 г.

в) 1662 г.

г) 1701 г.

7. В годы Смуты переворот 1610 г. привел к власти:

а) правительство Семибоярщины

б) Бориса Годунова

в) Лжедмитрия I

г) Михаила Романова

8. В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?

а) 1480 г.

б) 1648 г.

в) 1700 г.

г) 1762 г.

9. Какое событие произошло в 1654 г.?

а) издание Жалованной грамоты дворянству

б) присоединение к России Левобережной Украины

в) принятие «Соборного уложения»

г) подписание Ништадского мира со Швецией

10. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:

а) отменить медные деньги

б) ликвидировать «белые слободы»

в) отменить рекрутчину

г) ввести подушную подать

11. Медный бунт, Соляной бунт, восстание С. Разина относятся к правлению

а) Михаила Федоровича

б) Алексея Михайловича

в) Федора Алексеевича

г) Софьи Алексеевны

12. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Задонщина»

в) «Житие протопопа Аввакума»

г) «Хождение за три моря»

13. Определите правильную последовательность:

 а) Михаил Федорович, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Алексей Михайлович

б) Василий Шуйский, Михаил Федорович, Лжедмитрий, Алексей Михайлович

в) Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович

г) Василий Шуйский, Лжедмитрий, Михаил Федорович, Алексей Михайлович

14. В период бунташного века в России народным выступлением, имевшим ярко выраженную религиозную форму, являлся:

а) медный бунт

б) соляной бунт

в) восстание под руководством С. Разина

г) соловецкое восстание

Часть В

1. Какие понятия, термины относятся к процессу закрепощения крестьян в XV XVI вв.

а) урочные лета

б) ярлык

в) Юрьев день

г) выкупные платежи

д) заповедные лета

е) подушная подать

2. Кто из перечисленных лиц был участником событий Смуты?

а) Василий Шуйский

б) Андрей Курбский

в) Прокопий Ляпунов

г) Василий Голицын

д) Кузьма Минин

е) Степан Разин

3. Расположите в хронологической последовательности

а) семибоярщина и приглашение на трон Владислава

б) царствование Бориса Годунова

в) царствование Василия Шуйского

г) освобождение Москвы от поляков

4. Расположите в хронологической последовательности

а) Медный бунт

б) Соляной бунт

в) восстание Степана Разина

г) восстание Ивана Болотникова

5. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые события.

«…Борис Годунов…начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение …. а вор Гришка  Отрепьев-расстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, а отложились от Московского государства…»

6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, где и когда было принято такое решение.

«Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московские государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».

7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь…Перед  угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля он венчался на царство».

Часть С

Из сочинения историка В. О. Ключевского.

«….Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте был дан пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самой строй государства с его тяжелым тягловым основанием….Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательство казаков… Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

  1. К какому периоду (веку) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?
  2. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты (не менее трех причин)
  3. Какое событие, по мнению автора, положило конец Смуте? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты и интервенции для России?


Контрольная работа по теме

«Российское государство в XVII веке»

Вариант II

Часть А

1. Борис Годунов стал царем:

а) по завещанию Федора Ивановича

б) избран Земским собором

в) вероломно захватил трон

г) по праву наследования

2. Урочные лета – это…

а) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому

б) царские указы о сроке сыска беглых крестьян

в) летописные своды

г) неурожайные годы

3. Отметьте событие, с которым в истории Русского государства связана «Углическая трагедия»

а) грандиозный московский пожар 1547 г.

б) разгром русских войск в Ливонской войне

в) массовые опричные казни

г) смерть царевича Дмитрия Ивановича

4. Первым патриархом Московским и Всея Руси в 1589 г. стал:

а) Филарет

б) Иов

в) Филофей

г) Алексий

5. Первым  царем, занявшим  российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был

а) Василий Шуйский

б) Лжедмитрий I

в) Борис Годунов

г) Михаил Романов

6. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Романова?

а) 1549 г.

б) 1613 г.

в) 1682 г.

г) 1711 г.

7. В результате событий Смутного времени Россия утратила:

а) побережье Каспийского моря

б) Крым

в) Смоленские земли

г) Левобережную Украину

8. В 1611 г. первое народное ополчение было сформировано

а) в Нижнем Новгороде

б) в Пскове

в) в Рязани

г) в Москве

9. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключаось в:

а) создание нового органа власти – Земского собора

б) обещание царя подданным соблюдать законность

в) введение нового принципа наследования

г) учреждение в России патриаршества

10 .С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

а) 1648 г., 1662 г.

б) 1606 г., 1607 г.

в) 1670 г., 1671 г.

г) 1617 г., 1618 г.

11. Последователи протопопа Аввакума назывались:

а) старообрядцы

б) язычники

в) стригольники

г) нестяжатели

12. Что из названного было одной из причин городских восстаний XVII в.?

а) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

б) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

в) преследование старообрядцев

г) введение в городах цехов и гильдий

13. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?

а) введение новых пошлин и денег

б) ликвидация городского самоуправления

в) введение рекрутской повинности для посадского населения

г) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле

14. Современниками были:

а) Лжедмитрий I и Василий Темный

б) Иван Федоров и Андрей Рублев

в) Василий Шуйский и Василий Косой

г) Алексей Михайлович и Степан Разин

Часть В

1. Какие три события относятся к истории Смуты?

а) правление Семибоярщины

б) стрелецкие бунты

в) восстание К. Булавина

г) приглашение на русский престол польского королевича Владислава

д) восстание И. Болотникова

е) принятие Соборного уложения

2. Расположите в хронологической последовательности

а) заключение Андрусовского  перемирия

б) венчание на царство Михаила Романова

в) восстание Ивана Болотникова

г) венчание на царство Василия Шуйского

3. Какие из перечисленных понятий относятся к народным движениям XVII в.

а) Соляной бунт

б) Чумной бунт

в) Соловецкое сидение

г) Медный бунт

д) подушная подать

е) полюдье

4. Расположите в хронологической последовательности:

а) Богдан Хмельницкий

б) патриарх Филарет

в) царь Борис Годунов

г) царь Федор Иоаннович

5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите фамилию правителя, о котором идет речь.

«… Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным.…»

6. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о каких событиях идет речь.

«Усилиями народа, выдвинувшего из своей среды Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, государство было спасено. Подвиг ополченцев, всего русского народа, руководителей освобождения вполне справедливо можно поставить в один ряд с патриотизмом ратников Александра Невского и Дмитрия Донского».

7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о восшествии на престол какого царя идет речь.

«После длительного и тяжелого смутного времени, множества попыток самозванцев и «непрошеных гостей» занять престол Россия освободилась от иностранного нашествия. Появилась возможность в более спокойной обстановке избрать своего царя, не самозванца и не иностранца. В этом была острейшая необходимость».  

Часть С

Из сочинения историка В. О. Ключевского

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать нового своего царя оказалось непросто. Наиболее вероятными кандидатами на избрание были князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М. Ф. Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго. Сам по себе Михаил, 16 летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М. Ф. Романову.

21 февраля 1613 г. прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаила Федоровича.

  1. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его всесословным?
  2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи.
  3. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс. Контрольное тестирование по теме «Русь в 9– 13 веках».

Данная методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс, может быть использована в качестве котрольного тестирования по теме " Русь в 9-13 веках"....

Итоговая контрольная работа по истории. 11 класс. Всеобщая история. Первое полугодие 2016-2017 уч. год

Итоговый  контрольный срез по всеобщей истории 11 класс подготовлен в двух вариантах. Работа состоит из заданий I и II  частей по материалам ЕГЭ.Цель: выявить прочность усвоения ЗУН уча...

Контрольная работа по истории в 7 классе на тему: «История нашей страны с древнейшего периода»

Контрольная работа по истории в 7 классе на тему «История нашей страны с древнейшего периода»...

Контрольная работа по истории для 7 класса "История - наука о прошлом"

Данный материал может быть использован в качестве контроля и инспекции знаний у учащихся после изучения раздела "Введение в историю"...

Итоговая контрольная работа по истории 10 класс _История первой половины XX века_.

Контрольная работа расщитана на учащихся 10 классов,...