Элективный кус "История: теория и практика".
элективный курс по истории (11 класс) на тему

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (11 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_istorii_11.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс "История: теория и практика". 10–11-е классы

  • Ярославцева Оксана Владимировнаучитель истории и обществознания

Разделы: Преподавание истории и обществознания 

Пояснительная записка

 

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (11 класс).

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  3. раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
  6. способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
  7. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  8. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

Знать: 

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий различной степени сложности: части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса: 

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.

Курс рассчитан для учащихся 10 - 11 классов в количестве 68 часов. В 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы. ( Приложение 1) 

Содержание курса

10 класс – 34 часа.

Введение. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ. 

Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов 

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С

Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.

Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.

Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.

Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.

Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С

Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов

Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.

Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.

Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.

Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С 

11 класс – 34 часа.

Тема «Россия в XIX веке» 11 часов

Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.

Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор.

Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.

Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.

Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.

Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).

Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.

Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.

Контрольная работа по теме «Россия в XIX в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С

Тема «Россия в первой половине XX века» 11 часов

Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина.

Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.

Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.

Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.

Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С

Тема «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 10 часов

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.

СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.

СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС.Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР.

Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.

Россия в 1992 – 2008 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России.Россия в системе современных международных отношений.

Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXIвв.» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С

Пробный ЕГЭ 3 часа Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С 

Литература для учителя и учащихся 

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
  3. Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  4. Владимирова О. В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5. Владимирова О. В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / О. В. Владимирова. – М.:АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
  6. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  7. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII вв» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  8. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  9. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  10. Гевуркова Е. А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий /Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, Л. И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009.
  11. Жукова Л. В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие /Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  12. История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.
  13. Пономарев М. В. , Хартулари Г. С. ЕГЭ 2009. История России. Теиатические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
  14. Северинов К. М. История. ЕГЭ: Теоретические материалы / Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА"

Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Практическая значимо...