Поурочное планирование курса истории Древнего мира к учебнику Вигасина. ФГОС
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Николаева Марина Викторовна

Поурочное планироваие содержит тему урока, тип урока, планируемые УУД учащихся, материалы к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_pourochnoe_planirovanie_istoriya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

Дата

Тема урока, тип урока

УУД. Деятельность учащихся.

Материалы к уроку, Д.з.

1.

4.09.12

Водный урок: Что изучает история.

Тип урока: изучение нового материала

Раскрывать значение терминов история, исторический источник, участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Учебник с. 8, презентация к уроку, Рабочая тетрадь с.3, зад1.

2.

 5,7.09.12

Счёт лет в истории

Тип урока: изучение нового материала

Осмыслить различие понятий: год, век, тысячелетие, эпоха. Уметь определять историческое время по ленте времени. Решать задачи на счёт времени.

Учебник с.30-32, вопр. 4-8, Р.т с16-18, зад.18-21.материалы коллекции ЕЦИОР. Составить свои задачи.

Раздел I.Жизнь первобытных людей – 6ч

Тема 1: Первобытные собиратели и охотники – 3ч

1.1(3)

11.09.12

Древнейшие люди

Тип урока: изучение нового материала

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Учебник п.1, карта, Р.т. зад.2,4,5

Карта

1.2(4)

12,14.09.

Родовые общины охотников и собирателей

Тип урока: комбинированный

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

Учебник п.2,карта, презентация,  Р.т. зад.7,8,9

1.3(6)

18.09.12

Возникновения искусства и религиозных верований

Тип урока: комбинированный

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Учебник п.3,презентация иллюстрации с.20-21, Р.т. зад.10,

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 2ч

1.4(7)

19,21.09

Возникновения земледелия и скотоводства

Тип урока: изучение нового материала

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Изобразить и прокомментировать схему управление родовой общиной.

Учебник п.4, презентация, Р.Т. зад.13,14,15.

1.5(8)

25.09.12

Появления неравенства и знати

Тип урока: изучение нового материала

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, плужное земледелие, соседская община, вождь, дружина, знать. Сравнивать родовую и соседскую общины, выделять причины и последствия выделения знати.

Учебник п.5, презентация, Р.Т. зад.17, подготовиться к работе с.29

1.6(9)

26,28.09.12

Повторительно–обобщающий урок (игра)

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные задачи.

Презентация

Раздел II: Древний Восток – 20ч

Тема 3: Древний Египет – 7ч

2.1(10)

2.10.12

Государство на берегах Нила

Тип урока: изучение нового материала

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Учебник п.6.карта,в.2,3  Р.т. зад 22,23,25

2.2(11)

4,6.10.12

Жизнь земледельцев и ремесленников

Тип урока: комбинированный

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

Учебник п.7 в.3, Р.т. зад.24

2.3(12)

9.10.12

Жизнь египетского вельможи

Тип урока: комбинированный

Учиться работать в малой группе над общим заданием по тексту, выделять главное Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Составлять рассказ о жизни вельмож.

Учебник п.8, презентация,в.3

2.4(13)

11,13.10.12

Военные походы фараонов

Тип урока: комбинированный

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Давать характеристику египетского войска.  Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Учебник п.9,презентация, карта, Р.т зад.27,29,30.

2.5(14)

16.10.12

Религия древних египтян

Тип урока: изучение нового материала

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи  между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Анализировать и творчески переосмысливать мифы.

Учебник п.10, презентация, хрестоматия, Р.т. зад.31-35

2.6(16)

17,19.10.12

Искусство Древнего Египта

Тип урока: комбинированный

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Учебник п.11, презентации, Р.т. зад.36

2.7(17)

23.10.12

Письменность и знания древних египтян

Тип урока: комбинированный

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Учебник п.12.презентация, Р.т. зад. 37-38. Подготовиться к работе

2.8(18)

24,26.10.12

Повторительно–обобщающий урок: Древний Египет

Выполнять задания по карте. Давать определение понятиям. Решать проблемные задачи

Рабочий лист.

Тема 4: Западная Азия в древности – 7ч

2.9(19)

30.10.12

Древнее Двуречье

Тип урока: изучение нового материала

Характеризовать местоположение, природно- климатические условия Древнего Двуречья, сравнивать с Египтом. Комментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки

Учебник п.13, карта, хрестоматия, Р.т. зад.46, 47, 48, 50

2.10(20)

31,2.11.12

Законы Хаммурапи

Тип урока: комбинированный

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов

Учебник п. 14, зад. 3, хрестоматия, Р.т зад.54-55

2.11(21)

13.11.12

Финикийские мореплаватели

Тип урока: изучение нового материала

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Давать определение понятию колония.

Учебник п.15, карта, в.3,Р.т. зад.61-62

2.12(22)

14,16.11.12

Библейские сказания

Тип урока: изучение нового материала

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней

Учебник п.16, Хрестоматия, карта, Р.т. зад. 64,65,66,67,68

2.13(23)

20.11.12

Древнееврейское царство

Тип урока: комбинированный

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа- видео- и аудио- ресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Учебник п.17, Презентация, Хрестоматия, Р.т. зад. 66,67,68

2.14(24)

21,23.11.12

Ассирийская держава

Тип урока: изучение нового материала

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

Учебник п.18, Хрестоматия, карта, Р.т. зад. 74-78

2.15(25)

27.11.12

Персидская держава «царя царей»

Тип урока: комбинированный

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Кратко рассказывать легенды о персидских царях.

Учебник п.19, в.2,3 карта, Р.т.  зад. 80

Тема 5: Индия и Китай в Древности – 4ч

2.16(26)

28,30.11.12

Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: изучение нового материала

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

Учебник п.20, карта, Презентация, Р.т. зад. 82, 83

2.17(27)

4.12.12

Индийские касты

Тип урока: комбинированный

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы—хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.

Учебник п.21, Хрестоматия, Р.т. зад. 85

2.18(28)

5,7.12.12

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Тип урока: изучение нового материала

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии.

Учебник п.22, Хрестоматия, карта, Р.т. зад. 88, 89,90

2.19(29)

11.12.12

Первый властелин единого Китая

Тип урока: комбинированный

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации проявившееся в её достижениях.

Учебник п.23, Презентация, карта,

Составить рассказ о достижениях.

С.26 – вопросы.  

2.20(30)

12,14.12.12

Повторительно–обобщающий урок: Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Определять по контурной карте государства Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. Сопоставлять   наиболее известные события из  истории Древнего Двуречья, Палестины Древнего Египта, Китая. Называть материалы для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии

Рабочий лист.

Раздел III: Древняя Греция – 21 ч.

Тема 6: Древнейшая Греция – 5ч.

3.1(31)        

18.12.12

Греки и критяне

Тип урока: изучение нового материала

Определять по карте и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные черты  критской культуры. Выделять нравственный контекст мифов о Тесее, Дедале и Икаре, причины гибели критской  цивилизации.

Учебник п.24, с.120 (подумайте), карта, Р.т. зад 1-3., Хрестоматия, презентация

3.2(32)

19,21.12.12

Микены и Троя

Тип урока: комбинированный

Показывать на карте местоположение Микен и Трои, выделять отличия микенской от критской культуры. Определять причины и последствия Троянской войны.

Учебник п.25, с.124 (подумайте), карта

3.3(33)

25.12.12

Поэма Гомера «Илиада»

Тип урока: комбинированный

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать суть поэмы. Характеризовать образы основных героев. Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради.

Обучающий фильм о Гомере. Учебник п.26, с129, (подготовьте сообщение), Р.т. зад.7,8

3.4(34)

26,28.12.12

Поэма Гомера «Одиссея»

Тип урока: комбинированный

Прослеживать путь Одиссея домой по карте, комментировать приключения Одиссея, давать нравственную оценку поступкам героя.

Карта, учебник п.27. Для желающих составить игру: возвращение Одиссея.

3.5(35)

15.01.13

Религия древних греков

Тип урока: изучение нового материала

Объяснять связь между явлениями природы и гр.богами, сравнивать пантеон богов в Египте и Греции, давать нравственную оценку поступкам героев и богов.

Презентация, учебник п.28, с. 138 (подумайте).

Тема 7: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием -7ч.

3.6(36)

16-18.01.13

Земледельцы Аттики теряют свободу.

Тип урока: изучение нового материала

Находить на карте и комментировать местоположение и занятия жителей Аттики. Выделять признаки полиса, Характеризовать афинское общество, объяснять причины недовольства демоса.

Карта, Хрестоматия, презентация, учебник п.29, с.143(подумайте)

3.7(37)

22.01.13

Зарождение демократии в Афинах

Тип урока: комбинированный

Раскрывать смысл реформ Солона их причины и значение, давать оценку поступкам Солона и его противников, прослеживать как изменилась система управления и состав населения после реформ

Хрестоматия, учебник п.31,с.146 (подумайте)

3.8(38)

23-25.01.13

Древняя Спарта

Тип урока: комбинированный

Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Сравнивать образ жизни спартанцев и  афинян.

Карта, Хрестоматия, учебник п. 31, с.150 (подумайте)

3.9(39)

29.01.13

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тип урока: комбинированный

Объяснять причины колонизации, ее географию. Выделять общее. Что связывало гр. Колонии. Сравнивать финикийскую и греческую колонизации

Карта, Хрестоматия, учебник п.32,  Р.т.

3.10(40)

30-1.02.13

Олимпийские игры

Тип урока: комбинированный

Составлять развернутый план по одной из частей параграфа, составлять рассказ об одном из знаменитых атлетов. Оценивать значение Олимпийских игр для гр. общества

 Учебник п.33, мультимедиаресурсы, Карта, Р.т.

3.11(41)

5.02.13

Победа греков над персами в Марафонской битве

Тип урока: изучение нового материала

Выделять и обозначать причины, цели силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Составлять рассказ о битве.

Учебник п.34, с.165 (подумайте) карта, схема, Хрестоматия, Р.т.

3.12(42)

6-8.02.13

Нашествие персидских войск на Элладу

Тип урока: комбинированный

Называть цели, Ксеркса и греческих полисов в войне. Определять причины победы греков, давать оценку личностям: Леониду, Фемистоклу. Составлять рассказ об одном из сражений.

Учебник п.35, с.170 (составь рассказ) карта, схема, презентация ,Р.т.

Тема 8: Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии -5ч.

З.13(43)

12.02.13

В гаванях афинского порта Пирей

Тип урока: комбинированный

Сравнивать военную и торговую гавани. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в полисах. Определять значение порта для Афин.

Учебник п.36, с.175 (подумайте), карта, Хрестоматия, Р.т.

3.14(44)

13-15.02.13

В городе богини Афины

Тип урока: комбинированный

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Высказывать мнение об архитектурных сооружениях. Составлять виртуальную экскурсию по акрополю, презентацию о храмах .

Учебник п.37, мультимедиаресурсы, план  Афин, Хрестоматия Р.т.

3.15(45)

19.02.13

В афинских школах и гимнасиях

Тип урока: комбинированный

Сравнивать типы школ, объяснять назначении каждой, делать выводы о значении образования в Греции. Выполнять практическую работу по тексту параграфа

Учебник п.38,с 185 (подумайте), Хрестоматия, Р.т

3.16(46)

20-22.02.13

В афинском театре

Тип урока: комбинированный

Объяснять причины любви греков к представлениям, называть отличия комедии от трагедии, комментировать строки из пьес. Оценивать роль театра для общества, сравнивать греческий и современный театр.

Учебник п.39, Хрестоматия, Р.т.

3.17(47)

26.02.13

Афинская демократия при Перикле.

Тип урока: изучение нового материала

Делать выводы об изменениях в системе управления при Перикле, давать оценку деятельности Перикла и его соратников.

Учебник п.40, Хрестоматия, Р.т.

Тема 9: Македонские завоевания -3ч

3.18(48)

27-1.03.13

Города Эллады подчиняются Македонии.

Тип урока: изучение нового материала

Показывать на карте и объяснять местоположение Македонии. Характеризовать политический курс Филиппа Македонского, объяснять причины потери независимости Греции.

Карта, учебник п.41, с 200 (подумайте), Хрестоматия, Р.т.

3.19(49)

5.03.13

Походы Александра Македонского на Восток

Тип урока: комбинированный

Используя карту, определить основные события похода Александра на Восток. Формулировать причины побед македонцев и последствия. Оценивать личность Александра Македонского.

Учебник п. 42, карта, Хрестоматия.

3.20(50)

В Александрии Египетской

Тип урока: комбинированный

Называть причины распада державы, показывать образовавшиеся государства. Рассказывать о центре эллинистического мира – Александрии.

Презентация, Хрестоматия, учебник с.212 составь рассказ

3.21(51)

Повторительно–обобщающий урок:

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.

Рабочий лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование курса истории древнего мира 5 кл.

Планирование составлено к учебнику под ред. А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С. Свенцицкой История древнего мира и соответствует требованиям ФГОС....

Итоговый тест по Истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. Жизнь первобытных людей

Двухвариантный тест по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. по теме "Жизнь первобытных людей" предназнчен для тематического контроля знаний; позволит качественно организовать контроль и кор...

Итоговый тест по Истории Древнего мира по учебнику Вигасина А..А. на тему "Древний Египет"

Трёхвариантный тест с ответами по Истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. на тему "Древний Египет" предназначен для тематического контроля знаний ; позволит качественно организовать контроль и...

Итоговый тест по Истории Древнего мира по учебнику Вигасина А..А. на тему "Древний Египет"

Трёхвариантный тест с ответами по Истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. на тему "Древний Египет" предназначен для тематического контроля знаний ; позволит качественно организовать контроль и...

Текущие и тематические тесты по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. к разделу "Древняя Греция" для обучающихся 5 класса

Тесты по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. к разделу "Древняя Греция" для обучающихся 5 класса с ответамипредназначены для текущего и тематического контроля знаний ; позволят качественно...

Текущие и тематические тесты по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. к разделу "Древний Рим" для обучающихся 5 класса

Тесты по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А. к разделу "Древний Рим" для обучающихся 5 класса с ответамипредназначены для текущего и тематического контроля знаний ; позволят качественно ор...

Тематическое планирование курса истории Древнего мира по ФГОС по учебнику Вигасина А.А. 5 класс

Тематическое планирование курса истории Древнего мира по ФГОС по учебнику Вигасина А.А. 5 класс...