Главные вкладки

    Урок-мастерская в 5 классе по теме "Природа Древнего Междуречья"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Нетрадиционный урок-мастерская в 5 классе по учебнику Вигасина, Годер, Свенцицкоя. Главная цель урока - вовлечь в творческую работу всех учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx20.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  г.МОСКВЫ

    ГБОУ  СОШ  № 448 ВАО

    УРОК-МАСТЕРСКАЯ  ПО  ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»  В  5  КЛАССЕ  НА  ТЕМУ:

    «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДА  ДРЕВНЕГО  МЕЖДУРЕЧЬЯ»

    РАЗРАБОТАЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

    И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ  СОШ  № 448

    МАЛЫШКИНА  Н. А.

    МОСКВА, 2012 Г.

    Тема урока: «Географическое положение и природа Древнего Междуречья»

    Цель урока: научить учащихся приемам работы с научным, научно-популярным и учебным текстом для развития критического мышления при изучении новой темы, научить работать в группе , воспитать самоуважение, толерантность по отношению к другим взглядам , продолжить формирование лексических навыков чтения и говорения.

    Оборудование урока: карта Передней Азии в древности, ксерокопии текста из хрестоматий, школьных и вузовских учебников, энциклопедий (на каждого учащегося), таблицы для работы на уроке и дома (на каждого ученика) листы чистой бумаги.

    Надписи на доске:

    1) Что означают слова «Междуречье» и «Двуречье»?

    2) Где располагались Междуречье и Двуречье?

    3)Какие природные условия в Междуречье и Двуречье?

    I. Первый этап работы на уроке.

    Обучающиеся работают индивидуально, затем в парах и, наконец, в группе. Работа ведется на интуитивном, бессознательном уровне (мозговая атака).

    Класс произвольно разделен на 4 группы по 5 человек каждая группа. Каждая группа сидит за отдельным столом.

    Учитель: Прошу в каждой группе коллективно обсудить написанные на доске вопросы и попробовать ответить на них, используя те знания, которые у вас есть. Ответы записать на листе бумаги. По окончании этой работы каждая группа продиктует мне свои ответы.

    Внимательно слушаем ответы других групп и из своих записей вычеркиваем ответы, совпавшие с ответами других групп. Я буду на доске записывать ваши ответы.

    На доске стараниями учащихся появляется следующая запись (кластер):

    +1) земля между двух рек;

    +2) земля около озера ;

    +3) земля у моря;

    -4) место, где растет много деревьев;

    -5) цветущее поле;

    -6) растет одна трава

    -7) нет воды;

    -8) болотистая равнина;

    +9) место, где течет множество ручьев;

    +10) жарко;

    -11) часто льет дождь;

    -12)мало дождей;

    -13) плохая земля;

    -14)одни пески;

    -15) много змей;

    -16) очень много животных;

    -17) холодно;

    -18) нет зимы

    Учитель: Давайте, все ответы, что относятся ко второму вопросу, отметим значком «+», ответы к третьему вопросу отметим значком  «-».

    Дети диктуют, а учитель ставит значки «+» или «-» у каждого номера кластера.

    II. Второй этап работы. Это стадия осмысления при работе с конкретной информацией. На этой стадии происходит процесс взаимообучения, высказывание самостоятельной точки зрения .

    Учитель раздает каждому учащемуся во всех группах ксерокопии разных текстов и таблицу(см. ниже):

    «V »–это я знал

    «+»-это я узнал на уроке

    «-»-это противоречит тому, что я знал

    Учитель: Сейчас каждый из вас самостоятельно работает с полученным текстом, проставляя в тексте значок «V» там, где информация была вам известна до урока, знак «+» там, где информацию вы узнали сейчас на уроке и значок «-» там, где полученная вами информация противоречит тому, что вы знали до урока.

    Учащиеся работают сначала индивидуально с текстом, затем обсуждают в группе полученную информацию.

    III. Третий этап работы. Рефлексия. Этот этап предполагает сравнение полученной информации, соотнесение ее с другой информацией, возвращение к кластерам, к меткам, которые учащиеся проставили ранее.

    Учитель: Посмотрим на наши записи на доске, все ли мы правильно сделали? Что необходимо исправить?

    Учащиеся называю  учителю номера кластера, где они сделали ошибки. Учитель стирает с доски неверные ответы. При этом правильность каждого ответа коллективно обсуждается.

    Учитель: А теперь внимательно посмотрите на доску и найдите ответы, которые противоречат полученной вами на уроке информации. Учащиеся находят и такие ответы.

    Учитель: Я убираю неверные ответы. Что еще мы здесь с вами забыли записать? Что новое мы сегодня  узнали на уроке.?

    Ученики диктуют , а учитель добавляет  к оставшимся на доске кластерам новую информацию. Класс и учитель работают вместе.

    Запись на доске приобретает следующий вид:

    1) Реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов гор Кавказа к Персидскому заливу

    2) Междуречье - название всей страны между реками Тигр и Евфрат

    3) Южное Междуречье называют Двуречьем

    4) Реки разливаются при таянии снегов, несут плодородный ил

    5)На севере Междуречья выпадает снег

    6) В Двуречье лето жаркое , а зима прохладная

    7) Глинистая почва(аллювиальная), требующая ирригационных работ

    8) Скудная растительность

    9) В Двуречье росли финиковая пальма, тростник, осока, камыш

    Учитель: Обратите внимание на карту(показывает реки Тигр и Евфрат, Персидский залив, территорию Междуречья и Двуречье. Показ сопровождается рассказом учителя).

    Учитель: Теперь сделайте записи в таблице, пользуясь значками, которые каждый из вас проставил в тексте. Внесите свои данные в таблицу каждый.

    Ученики самостоятельно работают с текстом и таблицей

    Учитель: В заключение прошу каждую группу составить синквей о Междуречье.

    Каждая группа составлет свой  синквей и читает его для всех

    Учитель: Запишите задание на дом: параграф 13 из учебника читать, отвечать на вопросы в конце параграфа и заполнить дома сравнительную таблицу природных условий Древних Египта и Междурежья. Каждый из вас возьмет таблицу с собой со стола.

    Линия сравнения

    Египет

    Междуречье

    Условия, благоприятные для земледелия

    Полезные ископаемые

    Осадки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

    Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

    Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закана"

    Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...

    Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закона"

    Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...

    Урок мастерская " Конвекция" 8 класс первая часть

    Технология ведения урока  по физике в 8 классе по стандартам ФГОС второго поколения 2015 г...

    Презентация урока-мастерской "Железо" 9 класс

    Презентация урока-мастерской "Железо"...

    Урок-мастерская в 7 классе по рассказу В.П. Астафьева «Тот самый Комаров». Беспамятство как проблема нравственной неполноценности человека

    В последнее время противоборство памяти и беспамятства, в котором всё чаще побеждает второе, стало острой нравственной проблемой. От сегодняшних молодых людей зависит, кто же всё-таки победит в этой б...