Историческая игра "Героем был русский народ"
материал по истории (8 класс) на тему

Чикишева Ирина Геннадьевна

В 2012 году наша страна отмечала 200-летие Отечественной войны 1812 года.  Война оставили в истории России неизгладимый след.  Отечественная война – это война народная, война в которой на борьбу с врагом поднялся русский народ.  Историческая игра для учеников 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_igra.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая игра «Героем был русский народ».

Цель:  повышение интереса учащихся к истории, выявление и развитие учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории.

Задачи:

  • актуализировать   известные  учащимся знания по истории Отечественной войны 1812 года;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народа  
  • развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие навыков индивидуальной работы и навыков  работы  в команде.

 

Условия и порядок проведения:

 В игре принимают участие учащиеся 8 классов школ города Слободского. Представительство от школы – команда из 6 человек.

Игра «Героем был русский народ» включает материал по теме: «Отечественная война 1812 года».

Конкурсные задания:

1. Визитка  - творческое домашнее задание на тему: «Героем был русский народ», критерии: раскрытие темы, использование компьютерных технологий, творческое выступление детей,  время – 3 минуты. Максимум – 5 баллов.  

2. Конкурс «Депеша» - по материалам основных сражений войны. Максимум 5 баллов.

3. Конкурс «Полководцы войны». Максимум 8 баллов.

4. Конкурс «Обмундирование и снаряжение гусара». Максимум 6 баллов.

5. Конкурс «Дешифровщик»  - герои войны. Максимум 6 баллов.

5. Викторина «Война и наш край». Максимум 10 баллов.

Подведение итогов.  

Итоги игры подводятся в командном первенстве. При подведении итогов учитывается количество набранных командой баллов. Итоги подводит жюри в день проведения игры.

Сценарий  игры «Героем был русский народ», посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

«От нас убегали монгольские орды Мамая.

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,

На полчища Гитлера кованый меч поднимая,

Мы грудью прикрыли просторы  славянской земли».

        Добрый день, дорогие друзья!

          В истории нашей страны много славных военных побед.

        В 2012 году наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.  Война оставили в истории России неизгладимый след.  Отечественная война – это война народная, война в которой на борьбу с врагом поднялся русский народ.

        Сегодня мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

Итак, мы начинаем игру «Героем был русский народ», посвященную войне 1812 года.

  • Представление команд – участников игры;
  • Представление жюри.

  • ПЕРВОЕ КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ.

Творческое представление. Визитка  -   на тему: «Героем был русский народ».

Каждая команда выступает согласно жребия.

Максимум – 5 баллов.

Предоставляется слово  жюри.

  • ВТОРОЙ КОНКУРС.  « ДЕПЕША».

Максимум 5 баллов. Команда вытягивает депешу. Задача команды  определить: Откуда, когда, кем была послана данная депеша.

  1. «Поелику ныне осеннее время наступает, чрез что движение большою армиею делается совершенно затруднительными, наиболее с многочисленною артиллерию, при ней находящеюся, то и решился я, избегая генерального боя, вести малую войну..»

               ( Тарутинский манёвр,  5-21 сентября (17.9-3.10) 1812 г.,  Кутузов)

  1. «Я не могу с довольною похвалой отозваться вашей светлости о примерной неустрашимости, оказанной в сей день полками лейб-гвардии Литовским и Измайловским. Прибывши на левый фланг, непоколебимо выдерживали они наисильнейший огонь неприятельской артиллерии; осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, пребывали в наилучшем устройстве, и все чины от первого до последнего один пред другим являли рвение своё умереть прежде, нежели уступить неприятелю. Три большие кавалеристские атаки неприятельских кирасир и конных гренадёр на оба полка сии отражены были с невероятным успехом, ибо несмотря, что кареи, строенные оными полками, были совсем окружены, неприятель с крайним уроном был прогнан огнём и штыками…Одним словом, полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении покрыли себя ввиду всей армии неоспоримою славою…»

      ( Бородинское сражение, 26 августа (7 сентября)1812 г., Коновницын )

  1. «Сие дело решило, что русская пехота первая в свете. Наступающие неприятельские колонны, под сильным картечным и оружейным огнём, в отчаянном положении решившиеся умереть или открыть себе путь, опрокинуты штыками храбрых русских, которые, ожидая его с хладнокровною твердостию, бросились на него с уверенностью в победе»

       ( Сражение под Красным, 4-6 (16-18) ноября 1812 г., Милорадович )

  1. «…двигаться через Боровск к городу…., где неприятель, по разным известиям, укрепляется, для чего и нужно его предупредить и стараться, напав на него, разбить и разрыть все его укрепления»

       (Освобождение Вереи, 29 сентября (11 октября) 1812 г., Кутузов        Дорохову)

  1. «Единая храбрость и усердие российских войск могла избавить меня от истребления  противу толико превосходного неприятеля и толико выгодной для него позиции. Я сам свидетель, как многие штаб-, обер-, унтер-офицеры и солдаты, получа по две раны и перевязав оные, возвращались в сражение, как на пир. Не могу довольно выхвалить храбрость и искусство артиллеристов; в сей день все были герои…»

                ( Сражение под Салтановкой, 10-11 (22-23) июля 1812 г., Раевский)

Предоставляем слово жюри.

Герои войны 1812 были не просто легендой или историческими персонажами, а примером для подражания.  

  • ТРЕТИЙ КОНКУРС. «ПОЛКОВОДЦЫ ВОЙНЫ».

Командам предстоит по описанию определить о ком идет речь, и указать номер иллюстрации, портреты полководцев показаны на экране с помощью проектора.  Максимум 8 баллов.

  1. В 27 лет произведен в генералы. Участвовал в кампаниях 1805-1807 годов ив сражениях на Дунае в 1810 году. В 1812 году  командовал 1-м артиллерийским корпусом, а впоследствии – всей кавалерией соединенных армий. Бородинскую битву начал, находясь в резерве. Утром 26 августа 1812 года его конница атаковала левый фланг французов и зашла в тыл неприятеля, вызвав панику и задержав наступление на центр русских позиций.   ( Ф.П.Уваров)
  2. Его военная деятельность началась в 1765 году. Участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. Служил под командованием А.В.Суворова. Очаков, Аккерман, Бендеры и, наконец, штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «…он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».  Его имя неотделимо от Отечественной войны 1812 года, именно он возглавил народную войну против иноземных захватчиков.   (М.И. Кутузов)
  3. Выдающийся военный и государственный деятель, начал свой воинский путь при Суворове в 1794 году. При Павле I был в опале. С начала войны 1812 года назначен начальником штаба 1-й армии. Участвовал в Бородинском сражении, героически проявил себя под Малоярославцем. В 1816 году назначен главнокомандующим. Здесь показал себя не только полководцем, но и умным государственным деятелем. Ушел в отставку в 1827 году. (А.П. Ермолов)
  4. Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. Участвовал в штурме Очакова. В войне  1808-1809 годов командовал корпусом в Финляндии. С января 1810 года -военный министр. С войны 1812 года главнокомандующий 1-й Западной армией. В начале войны избрал единственно возможную тактику. Отступая  и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Его стратегия не была понята патриотически настроенной армией. (М.Б. Барклай де Толли)
  5. Родился в семье войскового старшины в станице Старочеркасской на Дону. Службу начал в 13 лет, а в 20 стал командиром казачьего полка. Император Павел I поручил ему возглавить казачье войско в походе в Индию. В годы Отечественной войны возглавил казачий корпус, вошедший в 1–ю Западную армию. В сражении у местечка Мир его корпус принес русской армии первую победу. Прикрывал движение войск после боя при Салтановке. Награжден орденом Андрея Первозванного, удостоен диплома почетного доктора Оксфордского университета, произведен в графы.  (М.И.Платов)
  6. О нем Наполеон сказал: «Он лучший генерал русской армии».Участник Очакова, проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес ему славу, проявившему героизм, хладнокровие и волю к победе. Войну 1812 года начал главнокомандующим 2-й Западной армией. 26 августа на Бородинском поле совершил свой последний подвиг, был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. Через три недели скончался». ( Багратион)
  7. Генерал от кавалерии. Командир 7-ого пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. На Бородинском поле  стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным. А.С.Пушкин о нем писал: « Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой».(Н.Н. Раевский)
  8. Свою военную службу начал под командованием Суворова. При Бородине командовал правым флангом, а в дальнейшем – центром русской армии. Командуя арьергардом русской армии  во время отхода к Москве, а затем оставления Москвы, обеспечил полный порядок в войсках. Предложил Мюрату перемирие на несколько часов, чтобы дать возможность русским войскам спокойно выйти из Москвы. В противном случае обещал драться до последнего солдата. Предложение было принято. Во время восстания на Сенатской площади в 1825 году был смертельно ранен декабристом Каховским. ( М.А. Милорадович)

Предоставляется слово жюри

Козьма Прутков: «Если хочешь быть красивым, поступай в гусары»

  • ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС. « ОБМУНДИРОВАНИЕ  И СНАРЯЖЕНИЕ ГУСАРА».

         Каждая команда получает карточки с названиями деталей одежды,   задача  прицепить туда, где они носились.  Слово подчеркнутое необходимо объяснить. У каждой команды подчеркнуто свое слово. Жюри оценивает с помощью ведущих, верно ли распределены предметы одежды. Максимум 6 баллов (по 0,5 баллов за верное место и 1 балл за объяснение термина)

        

Доломан, ментик, чикчиры, кушак, кивер, султан, репеек, ташка, сабля, вальтрап.

Для жюри:  «Русский гусарский мундир 1812 г. имел много деталей, заимствованных из венгерской национальной одежды: короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником — доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка — ментия или ментик, узкие рейтузы — чикчиры и короткие сапожки — ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой. Вокруг пояса гусар носил кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами — гомбами. Черный, обшитый кожей кивер, такой же, как в пехоте, украшался белым султаном, шнурами (этишкетами) и репейком.   В снаряжение гусара также входила плоская сумка — ташка”, украшенная галуном и вензелем и крепившаяся к портупее. Основное холодное оружие рядового гусара — сабля в кожаных с железной оправой ножнах, с медным или железным эфесом, носимая на поясной портупее из красной кожи; огнестрельное оружие — два седельных пистолета. Вальтрап –украшение седла лошади.»

Предоставляется слово жюри

 

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем зажжены.

Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

  • ПЯТЫЙ КОНКУРС « ДЕШИФРОВЩИК».  

Вам предстоит расшифровать фамилии известных героев войны, используя принцип кнопок телефона.   На работу 3 минуты.

 Максимум 6 баллов.

Дешифровщик

   4  6 6 4 5

Курин

4  5  3 4 5 2

 К о ж и н а  

  6  3 6 4 2 2 4 5

С е с л а в и н    

  7  4 2 5 3 6

Ф и г н е р

  3  2 2 8 3 5 2

Д а в ы д о в  

 3  5 6 5 7 5 2

Д о р о х о в        

Предоставляется слово жюри

Наш вятский край тоже внес свой вклад в победу.

  • ШЕСТОЙ КОНКУРС «ВОЙНА И НАШ КРАЙ».

 Команда вытягивает по 2 вопроса из истории нашего края,  на обдумывание 3 минут. За дополнение даются баллы. Максимум 10 баллов.

  1. В какой ополченческий округ вошла Вятская губерния по указу от 6 июля 1812 года?  (округ Поволжье)
  2. Кто был командующим ополченческого округа, куда вошла Вятская губерния?

(Петр Александрович Толстой, граф, генерал-лейтенант)

  1. Какие  2 города были определены местом формирования Вятского ополчения? (Вятка и Уржум)
  2. Представители, каких сословий привлекались к образованию ополчения? (крестьяне, дворяне, духовенство, мещане, а также чиновники и канцелярские служащие)
  3. Каким было вооружение ополченца? (пехотинца: пика и ружье со штыком, конника: пика, сабля, пистолет)
  4. В январе 1813 года в Вятку приведено пленных 1000 человек: французов, немцев, итальянцев и др. наций. Где они попали в плен?  (в ходе Бородинской битве, место пленения называли Можай)
  5. О ком идет речь?

«Как ваша фамилия?» - спросил поспешно главнокомандующий. « Александров!». Кутузов встал и обнял меня, говоря: «Как я рад, что имею, наконец, удовольствие узнать вас лично!»  

( о Надежде Андреевне Дуровой, авторе книги «Записки кавалерист-девицы»)

  1. Кому принадлежат слова?

«… с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и «пером живописным и пламенным»    (А.С.Пушкин)

  1. «Горя желанием, как верный сын Отечества, я желаю принить себя в жертву государю императору и поступить в какой-либо армейский полк… За великое поставлю тебе счастье пролить кровь мою на ратном поле…

Прошение сие подписал я проситель …… Кто подписал прошение?

(Петр Алексеевич Смолин. Слободской мещанин 17 лет от роду.)

  1. Какой архитектурный памятник в городе Слободском увековечил подвиг русского народа в войне 1812 года?   ( Колокольня Спасо-Преображенского собора)

Вопросы для всех команд. Предложите свой вариант ответа.

  1. Какое количество ополченцев было собрано (по набору) в Вятской губернии из них пехотинцев и конных?   (830 человек: 733 пехотинца  и 97 конных)
  2. В какую сумму обходилась обмундирование одного ополченца?  (62 рубля 55 копеек)

Жюри подводит итоги.

 Слово предоставляется жюри.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...