Тема: « Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Рассматривается Афганская война. Предствлена работа  в группах с документами:  1 группа работает с документами, доказывающими, что СССР-агрессор, 2 группа будет работать с документами, доказывающими, что СССР-защитник, 3 группа будет работать с документами, в которых отражена точка зрения участников войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku_afganistan_tumanova.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_afganistan_tumanovoy.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1

Документ №1.  «Почему Брежнев решает спасать «народную власть»?

…Непрекращающиеся вооруженные интервенции, далеко зашедший заговор внешних сил реакции создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости, превращения его в империалистический военный плацдарм на южных границах нашей страны. Иными словами, настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного коммунистического нам Афганистана. В условиях обострения отношений между нами и США поступить иначе – означало бы отдать Афганистан на растерзание капитализму» (из ответов Л.И. Брежнева корреспонденту газеты «Правда» 13 янв. 1980 г.).

Группа 1

Документ №2.  Из заявления Дми́трия Фёдоровича Усти́нова (Министр обороны СССР)  

«…СССР и Афганистан имели 2460 км общей границы. Россия никогда не совершала агрессии против Афганистана. СССР оказывал помощь по всем направлениям. Кроме этого готовили специалистов, создавали инфраструктуру. Такая политика выгодно отличалась от поведения в Афганистане США и прежде всего Англии, но действия Тараки, Амина  вызывали недовольство населения Афганистана.  Боясь потерять власть, они стали  просить вооружённую помощь у СССР. Первые просьбы были отклонены. Но после зверского убийства Тараки уклониться от вмешательства в Афганские дела было невозможно. Моджахеды увидели угрозу исламу. 15 марта 1979 они устроили антиправительственный мятеж и захватили значительную часть территории Афганистана, навязывая там исламские законы, которые противоречат международному праву».

Группа 1

Документ №3. Фрагмент секретной записки Ю.В. Андропова, А.А. Громыко, Д. Устинова, Б. Пономарева «К событиям в Афганистане.   27-28 декабря 1979 г»

            До убийства Н.Тараки отношения с Афганистаном носили дружественный характер. После государственного переворота и убийства Н, Тараки, совершенного Амином, ситуация в Афганистане резко обострилась, приобрела кризисный характер. Амин установил в стране режим личной диктатуры. Репрессиям и физическому уничтожению в основном подверглись активные участники Апрельской революции, лица, не скрывавшие своих симпатий к СССР, те, кто защищал ленинские нормы внутрипартийной жизни. Амин обманул партию и народ своими заявлениями о том, что Советский Союз якобы одобрил меры по устранению из партии и правительства Тараки.

        24 декабря 1979 г. министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов неожиданно объявил, что принято решение удовлетворить просьбу правительства Афганистана о вводе в эту страну советских войск и ликвидации проамериканского ставленника Амина. Замена режима Амина режимом Б.Кармаля.

            Главная цель определялась так: оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренние конфликты и боевые действия…

Группа 1.

Документ № 4.Эдвард Люттвак из книги «Большая стратегия Советского Союза»

 «Ввод ОКСВ (Ограниченный контингент советских войск) на территорию Афганистана был осуществлён в рамках «большой стратегии» СССР. Термином «большая стратегия» называют действия государства, направленные не только на достижение военной победы, но и на сохранение прочного мира. Применительно к СССР, «большая стратегия», по мнению политологов, предусматривала расширение зоны Советского влияния, экспансию и распространение коммунизма: «Советский Союз также воплощал собой глобальную идеологию. Марксисты считали само собой разумеющимся, что мир в один прекрасный день станет коммунистическим».

Группа 2.

Документ №5.  Доктрина Картера

«Последние несколько месяцев были нелегкими для всех нас... Сегодня крупные силы советских войск пытаются покорить воинственно независимый и глубоко религиозный народ Афганистана. Это представляют собой серьезный вызов Соединенным Штатам Америки и фактически всем государствам мира.

В условиях продолжения этого вторжения мы и другие государства мира не можем продолжать вести дела с Советским Союзом как прежде. Поэтому Соединенные Штаты ввели суровые экономические санкции против Советского Союза. Я не разрешу советским кораблям заниматься рыбной ловлей в прибрежных зонах Соединенных Штатов. Я закрыл доступ Советского Союза к высокотехнологичному оборудованию и сельскохозяйственной продукции. Я ограничил торговлю другими товарами с Советским Союзом и попросил наших союзников и друзей присоединиться к нам и сократить их собственную торговлю с Советами и не предлагать заменить американские товары, на торговлю которыми нами наложено эмбарго…

Советский Союз должен осознать, что его решение прибегнуть к военной силе в Афганистане подорвет все ценимые им политические и экономические взаимоотношения...».

   

   Группа 2

Документ № 6. Из выступлении норвежского специалиста по международным отношениям Гейра Лундестада

 «Не считая событий в Восточной Европе после окончания Второй Мировой Войны, это была самая откровенная интервенция, совершённая когда-либо Советским Союзом. Просоветское правительство, пришедшее к власти в результате Апрельской (Саурской) революции 28 апреля 1978 года предприняло ряд демократических преобразований. Это вызвало острое недовольство у мусульманского духовенства и крупных землевладельцев, и началась «широкомасштабная партизанская война» между сформировавшейся оппозицией и правительством. В сложившейся ситуации, руководством Москвы было принято решение о вводе ОКСВ (Ограниченный контингент советских войск), чтобы, во-первых, поддержать прокоммунистические правительство; во-вторых – в условиях холодной войны не допустить возможного союзничества между США и коммунистически настроенным лидером Х. Амином, который был убит  советскими спецслужбами. Новым руководителем Афганистана  стал ставленник СССР Б. Кармаль».

Группа 2

Документ №7. Из открытого письма А.Д. Сахарова советскому руководству 1980 г.

«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности – об Афганистане…

Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев – не только партизан, но, главным образом, мирных жителей – стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами…

Афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали угрозу не только в этом районе, но и везде…

Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из - под контроля 

…вторжение в Афганистан является одной из крупнейших ошибок советского руководства, в результате которой наши солдаты оказались в роли карателей, убийц и насильников и одновременно жертв страшной, жестокой и бесчеловечной войны [...] против афганского народа».

Группа 3

Документ №8. Воспоминания генерала Гро́мова Бори́са Все́володовича

 «За десять лет афганской войны погибло 15 тысяч советских людей. Сегодня я убежден, что политические проблемы Афганистана нельзя решать военными методами. Силой там ничего не решишь.  Увеличивай, не увеличивай количество войск, это ни к чему не приведет, кроме как к отрицательному результату. С афганцами лучше договариваться.

 Целью советской миссии в Афганистане было не завоевание страны, а оказание помощи про-советскому руководству в борьбе с наркотрафиком и защита афганских трубопроводов, городов и дорог от нападений боевиков. Мы честно пытались решить эту задачу».

Группа 3

Документ №9. Воспоминания рядового Яндыкова Алексея Семеновича

«Призвали меня 9 апреля 1986 года по команде 20"А". Со сборного пункта нас привезли на самый юг Союза в Кушку.. Здесь я и узнал о не очень приятном для меня "подарке" судьбы - нас готовили в Афган. Особого стремления попасть туда у меня никогда не возникало, тем паче я примерно знал, что нас там ожидает. В нашем селе там уже побывал Владимир Туянин. Он служил в десантниках и вернулся из Афгана без ноги.

   Потом нас распределили группами и раскидали видимо по всему Афгану. Но сильно горевать не стал. Чему быть, того не миновать. Мне оставалось лишь надеяться. Что меня минет сия горькая чаша. Ведь бывают же на свете чудеса и молитвы матушки помогут мне вернуться домой живым и здоровым из этой мясорубки.

   В батальоне большинство офицеров уже послужили в Афгане и многое сумели нам передать. Среди них были наш ротный, замполит роты и взводный. Мы три месяца проходили подготовку по специальности "разведчик" в Кушкинском разведбате под их чутким руководством. Усилия наших наставников не пропадали даром. По прошествии трех месяцев мы были готовы как физически, так и политически для выполнения "интернационального долга в братской республике Афганистан". На прощание нас построили на плацу и комбат подполковник Алексеев сказал напутственную речь.

   Он пожелал нам удачи, вернуться живыми и здоровыми к своим родным. Хотелось верить и надеяться. Вернулись, к сожалению не все.   Мы не хотели  воевать, но мы должны были выполнить приказ…».

Группа 3

Документ №10. Воспоминания рядового Дмитрия Романовича Белых

  «Призывался я в октябре 1986 года вместе с другими ребятами из нашего города и района. Среди них были И Витя Захаров из поселка Салми, и Андрей Турлаков из Ляскеля, да и другие... Около десятка потом попали в Афганистан. Но сначала маршрут наш был таким: Питкякранта - Петрозаводск - Вологда - Фергана. После шести месяцев учебки в Узбекистане меня определили в 56-ю десантно-штурмовую бригаду. о том, что нам светит служба в Афгане, мы сразу догадались: недаром засчитали наши прыжки с парашютом от ДОСААФ, недаколм передавали на всем пути от "покупателя" к "покупателю". Но это не вызывало никакой паники или, тем более, желания "откосить". в то время мы все стремились в армию и искренне гордились тем, что нам предстоит исполнить свой солдатский долг. А уж служба в Афгане в десантных войсках - это вообще большая честь!

 Частично о том, что происходило в те времена в республике Афганистан, мы были уже наслышаны от вернувшихся оттуда земляков - от Андрея Полевшикова, например. Сами-то мы не боялись, но родителей лишний раз волновать не хотелось. Поэтому я написал маме, что буду, мол, служить на самой границе СССР и Афганистана... Вот только мама, которая много лет проработала на почте и некоторые номера полевой почты наизусть помнила, мне написала в ответ: "Сынок, ну кого ты решил обмануть? Ведь от Андрюши Полевшикова с этой же полевой почты письма шли. А кто в нашем городке не знает, где он служил?!

  ….Разве мы задумывались тогда - зачем и почему воюем? Не до того было. Нам дали приказ - охранять южные рубежи нашей родины. И мы его исполняли - честно и добросовестно! И уж точно не считали тогда и не считаем теперь себя в чем-то виноватыми. Мы выполняли свой интернациональный долг. Очень жаль ребят которые не вернулись.

 Трудно найти оправдание человеческим потерям... Но я все же считаю - все это было не зря! И для самого себя - в том числе. Закалился характер, сила воли. Лично во мне не произошло никакого ожесточения. Но у каждого, вернувшегося с этой войны - своя судьба».




Предварительный просмотр:

Тема: « Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»

Группа: 11 класс

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Цель: изучить  Афганскую войну.

Задачи урока:

  1. Показать учащимся известные и «неизвестные» страницы Афганской войны.
  2. Продолжить формирование у учащихся умений анализировать различные точки зрения, факты и делать выводы.
  3. Формирование  гражданской позиции.

Оборудование урока:

  • Учебник. История России,1945-2008 гг. 11 класс, под ред. А.А.Данилова, 2009 г.
  • мультипроектор,  компьютер;
  • презентация учителя;
  • раздаточный материал к уроку.

Основные даты:

1979-1989гг.- война в Афганистане

Ход урока

I. Организация учащихся на работу.

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся.

Сегодня у нас не совсем обычный урок и начнем мы его тоже необычно: просмотр   презентации об   Афганской войне.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель:  Тема нашего сегодняшнего урока «Афганская война: … » (тема пишется на доске)

Что вы знаете об  Афганской войне? В какие годы шла война? Кто участвовал в этой войне?

  Учащиеся формулируют ответы. Учитель записывает на доске.

III. Рассказ учителя.

Учитель:

В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в стране произошёл государственный переворот. Власть была захвачена родственником Захир-Шаха Мухаммедом Даудом, провозгласившим первую республику в Афганистане.

Дауд установил авторитарную диктатуру и попытался провести реформы, но большинство из них завершились провалом. Первый республиканский период истории Афганистана характеризуется сильной политической нестабильностью, соперничеством между прокоммунистическими и исламистскими группировками. Исламисты подняли несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными войсками.

Правление Дауда завершилось Саурской революцией в апреле 1978 года, а также казнью президента и всех членов его семьи.

27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. В 1978 году в Афганистане началась гражданская война. 

В сентябре 1979 года начинается противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, лидера фракции НДПА "Хальк". Решением пленума ЦК НДПА Тараки был смещен, власть перешла к Амину, по приказу которого 2 октября 1979 года Тараки был убит.

После прихода к власти Х. Амин начал преследование своих политических противников (в том числе, сторонников Б. Кармаля), многие из которых были вынуждены скрываться за рубежом (в том числе, в СССР). Кроме того, Х. Амин в большей степени начал ориентироваться на США и Китай, что вызвало беспокойство в СССР.

Политическое решение советской стороны на ввод войск было принято 12 декабря 1979 года. И уже через две недели в Кабуле и Баграме самолетами военно-транспортной авиации были высажены части воздушно-десантной дивизии. 27 декабря штурмом взят дворец Даруль-Аман, резиденция Х. Амина, а он сам убит.  Вывода 40-й армии из Афганистана состоялся 15 февраля 1989 года. Руководил выводом войск Герой Советского Союза, бывший губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов.

IV. Постановка проблемы.

    Учитель:  На роль  СССР в конфликте существуют разные точки зрения:

  1. Дми́трий Фёдорович Усти́нов (Министр обороны СССР) «…необходимо оказать помощь дружественному афганскому народу…».
  2. Джимми Картер ( 39-й президент США) «…крупные силы советских войск пытаются поработить воинственно независимый и глубоко религиозный народ Афганистана. СССР начал агрессию против  «свободы»…). 

Что вас  удивило?

Ученики: Война одна, а мнения о ней разные.

Учитель: Значит, возникла проблемная ситуация.

Учитель:  Можем ли мы сразу сказать, СССР в Афганской войне: агрессор или защитник афганского народа?

Ученики: нет.

Учитель: Почему? (чего мы ещё не знаем?)

Ученики: мы не изучали тему Афганская война, не знакомы с документами.

Учитель: Попробуем сформулировать цель урока. Учащиеся формулируют цель.

Ученик: Цель  урока – рассмотреть и осмыслить различные  точки зрения на Афганскую войну, на роль СССР в этой войне.

V. Организация  работы  в группах.

Мы будем работать в группах: 1 группа работает с документами, доказывающими, что СССР – АГРЕССОР.

2 группа будет работать с документами, доказывающими, что СССР – ЗАЩИТНИК.

3 группа будет работать с документами, в которых отражена точка зрения участников войны.

VI. ОТЧЁТ ГРУПП. Оценивание.

1 группа: «СССР - защитник афганского народа»

Выводы:

  • Помощь в защите коммунистического режима.
  • Дружественные отношения
  • Борьба с исламским экстремизмом.
  • Сохранение мира в регионе, защита южных границ СССР.

Основной вывод группы

СССР в Афганской войне был защитником интересов афганского народа.

Афганская война – это исторически закономерное событие.  В период «холодной войны» в мире сложилась биполярная система, и шла борьба между США и СССР за сферы влияния капиталистического и социалистического мира. Поэтому СССР оказывал помощь Афганистану в защите коммунистического режима.

Открывается слайд с 1 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 1 группы. Справилась группа с заданием?

2 группа «СССР - агрессор афганского народа»

Выводы:

  • Свержение режима Амина.
  • Установление просоветского режима Б. Кармаля. 
  • Ухудшение советско-американских отношений.
  • Гибель мирных граждан.

Основной вывод:

С уверенностью можно сказать, что советская акция в Афганистане расценивалась не как помощь, а как агрессия.

Открывается слайд со 2 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 2группы. Справилась группа с заданием?

3 группа «Мнение участников событий» 

Выводы:

  • Оказание помощи афганскому народу.
  • Выполнение приказа.
  • Выполнение патриотического и интернационального долга.

Основной вывод: Советская армия выполняла интернациональный долг, защищала интересы государства.

Открывается слайд с 3 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 3 группы. Справилась группа с заданием?

УЧИТЕЛЬ: возвращаемся к слайду презентации с 2 точками зрения

МОЖЕМ ЛИ МЫ ТЕПЕРЬ ОТВЕТИТЬ, КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЛ СССР В ЭТОЙ ВОЙНЕ? 

Ученики: однозначного мнения всё равно нет.

Учитель:  Мы видим,  что точек зрения на конфликт очень много.

Как вы думаете,  чьи амбиции были во главе Афганской войны? (Кто развязал? Кто спровоцировал войну?)

Ученики: Амбиции политиков.

Учитель: А решались судьбы кого? (кто втянут в военные действия? Кто пострадал?)

Ученики: Судьбы людей.

Учитель: я предлагаю расширить тему урока (ДОПИСЫВАЕМ):

«Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы».

VI. Рефлексия.

Учитель: Что мы нового узнали об этой войне?  

     Видеофрагмент из к\ф «9 рота» режиссера Федора Бондарчука

Учитель: 

Спокойно спите, матери, отцы,

Невесты, жены, сердцу дорогие.

Храним мы свято честь своей страны,

Мы - верные сыны твои, Россия!

И повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Минута молчания.

   Учитель:  Недавний социологический опрос показал общее мнение участников тех событий «Знаете, если бы сейчас кинули по России клич: „Добровольцы! Назад, в Афган!“ — я бы ушёл…». Я думаю, пошли бы не только те, кто там уже был, но и другие граждане нашей страны. Каждый из нас выполнил бы тот приказ, который был бы поставлен родиной.

Домашнее задание:  § 11, по желанию сочинение- эссе «Мое отношение к Афганской войне».

                                 Список использованной литературы:

  1. Из пламени Афганистана: Запись текстов песен/ Сост. и вступ. Статья П Ткаченко. –М., Сов. Россия, 1990.- 320 с.
  2. Варганов В. Афганистан: Прошлое и настоящее. Белгород, 1997.«Военные знания», «Советский воин», «Честь имею».
  3. Безбородов С.Б. “История России. Новейшее время 1945–1999”, издательство “Астрель”, Москва, 1999 год.
  4. “Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”, Кемерово, 2005 год.
  5. Агапова И.А. “Мы – патриоты”, издательство “ВАКО”, Москва, 2006 год.

6. Савченко Е.В. “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005 год.

7. Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.

8. Информационная поддержка на сайте “Афганская война”.

9. Электронная библиотека  (http://www.zoomet.ru)

    10. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/education)

    11. Мультимедиа учебник «История России XX век» 2002 г.


СССР-защитник

СССР-агрессор

Мнение участников событий

Помощь Афганистану в защите коммунистического режима

Свержение режима Амина. Установление просоветского режима Б. Кармаля 

Оказание помощи афганскому народу

Дружественные отношения между СССР и Афганистаном до 1978 года были дружескими

Ухудшение советско-американских отношений

Выполнение приказа

Борьба с исламским экстремизмом

Гибель мирных граждан

Выполнение патриотического и интернационального долга

Сохранение мира в регионе, защита южных границ СССР

-

-

Вывод: СССР в Афганской войне был защитником интересов афганского народа

Вывод: Советская акция в Афганистане расценивалась– не как помощь, а как агрессия

Вывод: Советская армия выполняла интернациональный долг, защищала интересы государства

СССР – защитник интересов Афганского народа

Ф.И.О.

Отметка

Старший группы:  ________________________

СССР – агрессор в Афганской войне

Ф.И.О.

Отметка

Старший группы:  ________________________

Точка зрения на роль СССР в войне непосредственных участников событий

Ф.И.О.

Отметка

Старший группы:  ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по теме "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

Сценарий урока можно использовать для закрепления изученного материала на уроке истории в 11 классе...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Презентация на тему: Афганская война

Презентация на тему: афганская война...

Конференция в республиканском уровне приглашением участника Афганской войны Доклад на тему: «Мои земляки – участники Афганской войны»

В нашем селении живет очень добрый человек, о котором все отзываются исключительно хорошо –Даришмагомедов Шарабудин Абдулаевич. Он готов помочь каждому, кто нуждается в помощи. Благо и профессия...

Тест по Истории России на тему "Афганская война"

Тест по теме "Афганская война" создана для ребят 10-11 классов....