Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена
статья по литературе на тему

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человеческий характер и человеческая судьба

в сказках Х. К. Андерсена

Нет сказок лучше тех, которые создает жизнь.

Х.К.Андерсен.

"Нелегко жить после смерти. Иногда на это надо потратить всю жизнь". Эту фразу известного польского писателя-юмориста Леца можно отнести к Андерсену, который большую часть своей жизни "потратил" на сказки. Сказка стала для Андерсена универсальной формой эстетического постижения действительности. "Вы создали новый, поразительный мир поэзии, – говорил Андерсену известный норвежский фольклорист Му. – Вы смогли вложить в него ясное, современное мировоззрение. Потому-то сказки Ваши стали картинками жизни, в которых отражены вечные истины."

Сказка Андерсена представляет собой далеко не простое и невинное чтение. Чтобы ее понять, надо уметь читать между строк. "Я всегда имел в виду, – замечал сам сказочник,– что пишу не только для детей, но и для взрослых... Детей более забавляет сама фабула, взрослых интересует вложенная в них идея."

Главное для сказочника – моральная ответственность человека за свое поведение, за последствия каждого из своих поступков. Поведение героя определяется качеством его характера. Поэтому судьбы его героев складываются по-разному. Только изредка Андерсен обращается к сюжетам из детской жизни, чаще его герои проходят испытания взрослой жизнью. Сказку  "Дюймовочка" мы читаем в самом раннем возрасте. Действительно, ребенка влечет фабула. А взрослого? Дюймовочка – маленькая хорошенькая девочка из прекрасного тюльпана. Она такая хрупкая и нежная, что любой может ее обидеть, а она не умеет защитить себя. Но Дюймовочка – человек в миниатюре. У этой крошки – настоящее доброе сердце. Оно полно любви к солнцу, мотыльку, ласточке, замерзающей в подземелье. Даже полевую мышь жалеет, улетая с ласточкой в теплые края. Символом душевного мужества и стойкости стала эта обаятельная героиня, и в конце сказки судьба вознаграждает ее за это.

На характер многих героев Андерсена повлияли его размышления о своей собственной необыкновенной судьбе. Почти все исследователи творчества писателя приходят к выводу, что в основу сказки "Гадкий утенок" положена история жизни самого Андерсена. Нет смысла пересказывать эту сказку: ее знают и дети, и взрослые. "Грустно описывать все злоключения утенка в течение этой суровой зимы,"– читаем мы. Маленький утенок имеет добрый, покладистый характер, готов жить со всеми в мире, никого не обсуждая. Он не вступает в борьбу, но и не терпит. Когда жить стало совсем невмоготу, утенок убегает с птичьего двора. Удивительно то , что он никого не обвиняет. "Это оттого, что я такой гадкий," – думал он. А еще он никому не завидует и умеет преданно любить даже незнакомых птиц. В начале сказки – "гадкий утенок", в конце – "прекрасный среди прекрасных лебедей". Превращение это произошло не по мановению волшебной палочки, а как духовное становление. "Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье". Значит, чтобы состояться, надо пройти через испытания. В борьбе с трудностями закаляется характер. Каждый ребенок превращается во взрослого, но не каждый взрослый станет "прекрасным лебедем". Зависит это в первую очередь от него самого. Так и Андерсену пришлось сначала много-много претерпеть, чтобы потом стать знаменитым.

Сказку "Гадкий утенок" многие считают не только гениальным символом жизни Андерсена, но и символом любой жизни в период взросления. "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца". Так характер главного героя определил его судьбу.

Андерсен тщательно отбирал своих героев. Он видел, что в реальном мире красота соседствует с уродством, правда с ложью, а любовь с ненавистью. Сказочник хотел общаться со своими читателями на равных, даже с детьми. Характерной чертой его сказок является глубокая правдивость в описании переживаний сказочных персонажей. Нередко их характеры испытываются любовью. Любовь – одна из главных тем Андерсена. Он верил в чудодейственную силу любви во всех ее проявлениях. Этому посвящены многие его сказки. Некоторые из них изучаются в школе ( "Дикие лебеди", "Снежная королева" ). Детей восхищает самоотверженность Элизы и Герды, то, как стойко выдерживают они суровые испытания и побеждают все невзгоды. Но хотелось бы остановиться на другой замечательной сказке – "Русалочка".

Чрезвычайно необычен характер Русалочки, трагична ее судьба. В народных сказаниях русалки – коварные существа, жертвами которых становятся люди. А здесь наоборот. "Все сказочники неукоснительно следуют традиции счастливой развязки, кроме одного Андерсена," – замечает Ю.Нагибин, – ведь датский кудесник создавал свои сказки и для детей, и для взрослых". Образ Русалочки вырисовывается перед читателями постепенно. Вначале мы узнаем, что она "милее всех, с кожей чистой и нежной, как лепестки розы, с глазами синими и глубокими, как море". Дитя моря, она устроила себе на дне грядку, круглую, как солнце, и цветы сажала, похожие на солнце. "Странное дитя была эта русалочка, тихое, задумчивое". Образ героини показан в развитии. Слушая рассказы о мире людей, она готова полюбить и их, и земной мир. Душа ее раскрыта навстречу неизведанному. Любовь приходит к Русалочке, когда она спасает принца, погибающего в волнах. "Неземная любовь русалочки приобретает терпкий вкус родственной человечьей муки". (Ю.Нагибин ). Сказка эта оканчивается печально, но звучит как гимн любви.

Подчас мы оцениваем окружающих нас людей, используя сказочные образы Андерсена. "Стойким оловянным солдатиком" называем человека мужественного, выдержавшего серьезные жизненные испытания. "Принцессой на горошине" – изнеженную, избалованную девушку, не приспособленную к жизни. Через внутренние монологи солдатика раскрывается его вполне человеческий характер. Солдатик ни в чем не изменяет себе, даже готов за любовь "с честью погибнуть". А в сказке про принцессу показана другая сторона жизни. Не все люди считают любовь великим благом. Для некоторых важнее жениться на настоящей принцессе. И не важно, умна и трудолюбива она, умеет ли преданно любить.

В сказках Андерсена характером обладают не только люди, но и различные предметы, цветы и другие растения. Сказочник пишет о куске дерева и копилке, о старом доме и штопальной игле, об уличном фонаре и розовом кусте, а мы уверены, что читаем о разных людях, узнаем об их судьбах. Характеры сказочных героев приобретают у Андерсена ясность и остроту. Необычные фигуры этих героев поражают самыми разными человеческими качествами. "Какой типаж!"- восклицаем мы, читая замечательную сказку Воротничок". Этот воротничок имеет такой поверхностный и легкомысленный характер, так умело ухаживает за "подвязкой" и "утюжной плиткой", что мы напрочь забываем, о ком идет речь. Конечно же, о щеголе, который хвастает "через край", готов ухаживать за каждой юбкой, доходя в любовных излияниях "до белого каления". Вечный тип хвастуна, комедийного героя, который в погоне за двумя невестами сразу терпит поражение, но не сдается.

Юмор перерастает в сатиру, когда Андерсен показывает чванливых, самодовольных, тупых обывателей, для которых важнее всего высокое происхождение и богатство. Подобные типы всегда вызывали неприязнь у писателя. В сказке "Свинья-копилка" с помощью всего нескольких предложений создается характер такого человека. Свинья "занимала очень высокое положение: стояла на шкафу и смотрела на всех сверху вниз". Она не слышала других по той же причине - стояла слишком высоко. Подобный ей самодовольный, ограниченный человек опасен тем, что держит в страхе всех вокруг. Но все же это сказка, а в сказках чаще бывает хороший конец, чем в жизни. "Хлоп! Неизвестно, отчего свинья вдруг свалилась со шкафа и разбилась вдребезги". С судьбой не поспоришь!

При отсутствии всякой нравоучительности все равно понимаешь, какие люди нравятся Андерсену, а какие нет, какие поступки он считает достойными уважения, а какие - презрения. В небольшой сказке "Счастливое семейство" улитки буквально счастливы. Во-первых, вокруг "лопушиный лес". "И вся эта роскошь – кушанье для улиток!" Во-вторых, они знают, как "чудесно и, главное, аристократично" быть сваренными и лежать на серебряном блюде. Раз не довелось им попасть на серебряное блюдо, значит, "все люди на свете повымерли". Очень похожа на своих сородичей улитка из сказки "Улитка и розы". "Она была богата внутренним содержанием - содержала самое себя". Характеристика готова! Еще несколько реплик улитки, и перед нами образ тупого обывателя, опасного в своей категоричности: "Плевать мне на мир! Он мне ни к чему!" Какова же судьба этих героев? Концовка сказки не так проста. Андерсен не придумывает наказания глупой улитке. Он исходит из жизненных реалий. "В саду цвели новые розовые кусты, в саду росли новые улитки". Все продолжается. Надо воспитывать в себе мудрость по отношению к злу, чтобы чувствовать гармонию в душе. Именно это состояние является залогом человеческого счастья. "Стояла в лесу этакая славная елочка" – так начинается поэтическая сказка "Ель". Вначале этому милому деревцу "не терпится стать взрослым". Характер героини раскрывается через ее особое восприятие мира. Она не замечает красоты вокруг, торопится расти, завидует большим елкам. А может, это свойственно любому молодому существу? Какая философия жизни открывается в мудрых советах солнечных лучей : "Радуйся своей молодости! Радуйся юной жизни, которая играет в тебе!" Но елка не понимает и не принимает сиюминутных радостей жизни, как человек, которого манят лишь романтические мечты о неизведанном, о блеске и славе, о вечном празднике жизни. И на детском празднике в сверкающем наряде елка все еще ожидает чего-то большего: "Что будет дальше?" А дальше будет... пыльный угол чердака, где только мыши скрашивают ее одиночество. Эта небольшая сказка поведала нам грустную историю целой человеческой жизни вечно недовольного честолюбца, который не умел беречь и ценить то хорошее, что у него было.

Ромашка же из одноименной сказки счастлива тем, что ее ласкает солнышко и целует ветерок. Удивительно обаятельный облик цветка – ребенка создает сказочник. Характер ромашки раскрывается через сравнение ее с другими цветами. Важные пионы слишком гордятся собой, прямые тюльпаны стараются "больше бросаться в глаза". "Да разве в величине дело?" – подает свой голос автор. Мораль врастает в образную систему сказки. Читатель понимает, что невзрачная, скромная ромашка сродни простому и доброму человеку, который может верно дружить и не кичиться своим богатством и происхождением. У сказки грустный конец. Ромашка засыхает на пыльной дороге. Но умение любить и дружить показано автором как самое необходимое качество человека.

В жизни надо быть сильным. Человеку-оптимисту под силу любые трудности и преграды.

Гимном такой человеческой судьбе звучит сказка под скромным названием "Лен". "Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь!" – радуется голубенький лен. Его "и мяли, и тискали, и трепали, и чесали – да просто всего и не упомнишь". Но из любого состояния лен выходил обновленным и радостным: " ...я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни!" Счастлив человек, обладающий таким характером!

Поразительно, как в самом обыденном Андерсен находил поэтическое. Универсальна жизненная мудрость его сказок. Подчас скупыми и простыми средствами писатель создает самые различные человеческие характеры. Лучшие его герои умеют глубоко и самоотверженно любить, беззаветно трудиться и наслаждаться радостями жизни, отличаются необыкновенной правдивостью и верой в добро. Зная, что в реальной жизни эти качества не всегда в чести, Андерсен неизменно вознаграждает своих героев, тем самым подтверждая закон благоволения судьбы к ним.

Список использованной литературы:

1. Л. Ю. Брауде. Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. Л, "Просвещение", 1971.

2. Бо Гренбег. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М, "Прогресс", 1979.

3. А. Шаров. Волшебники приходят к людям. М, "Детская литература", 1974.

4. И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. Детская литература. М, 2002.

5. Х. Г. Андерсен. Сказки. Любое издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

«Сказки моей жизни» Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать любовь к чтению;развивать навыки коммуникативного общения....

Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.

Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса....