АСЛАМАССКОМУ НАРОДНОМУ ТЕАТРУ 25 ЛЕТ
проект по истории на тему

Софронов Рудольф Георгиевич

В настоящее время в обществе повысился интерес к проблемам культуры. Изучение истории театра в этой связи занимает особо место, так как он является уникальным социальным институтом, посредством которого осуществляется передача последующим поколениям людей материального и духовного наследия.

Если театру 25 лет, то это уже достаточный рубеж для изучения истории театра его роли в общественной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республиканская научно-практическая  конференция «Ростки возрождения», посвященная 80-летию  со дня рождения чувашского поэта  Г. Айги  (1934-2006 г. г.)

Секция – летопись родного края

АСЛАМАССКОМУ НАРОДНОМУ ТЕАТРУ 25 ЛЕТ

Григорьева Екатерина, МБОУ «Большечурашевская СОШ» Ядринского района, 8 класс

Научный руководитель:

Софронов Рудольф Георгиевич, учитель истории МБОУ «Большечурашевская СОШ»

Введение

Зачем люди посещают театр, почему любят его? Они получают от этого большое удовольствие, они находят там позитив. Театр необходим людям, потому что театр – это прежде всего искусство, через которое воспитывается все доброе, прекрасное. Театр – это творчество. Это удачные идеи и открытия, труд вдохновенных людей, творческие порывы, постижение нового, выражение чувств, мыслей и взглядов на жизнь. 

Актуальность исследования.

 В настоящее время в обществе повысился интерес к проблемам культуры. Изучение истории театра в этой связи занимает особо место, так как он является уникальным социальным институтом, посредством которого осуществляется передача последующим поколениям людей материального и духовного наследия.

Если театру 25 лет, то это уже достаточный рубеж для изучения истории театра его роли в общественной жизни.

Гипотеза:

Если мы не будем воссоздавать историю народного театра, то наши потомки никогда не узнают о культурной жизни нашей местности.

Цель:

Собрать информацию об Асламасском народном театре.

Задачи:

 Изучить историю создания Асламасского народного театра;

Проследить за изменением состава труппы народного театра;

Изучить репертуар народного театра;

Выяснить влияние театра на социально-культурное развитие деревень Лешкас-Асламасы, Ойкас-Асламасы и Вурманкас-Асламассы.

Методы:

 Подворный обход населения с целью сбора и систематизации фотографий;

Анализ газетных статей;

Изучение архива Асламасского Дома культуры;

Встречи  и беседы с активистами народного театра разных лет;

Опрос  населения  с целью выяснения роли и значения народного театра  в жизни селян.

Время  исследования:

сентябрь – декабрь  2013 г.

Ценность  исследования:

 Собранный, систематизированный и оцифрованный материал может служить ценным пополнением музея и может быть использован на уроках КРК и для воспитательной работы школьников.

Глава 1. История Асламасского народного театра

Я заинтересовалась историей возникновения театра в нашем селе, так как мои бабушки и дедушки по обеим линиям, были в молодости актерами в Асламасском театре, им приходилось играть главные роли. Моих родителей с раннего детства приобщали к искусству их родители. На примере спектаклей показывали им, что театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души..

 Очень часто и мне приходилось бывать  на репетициях и на премьерах спектаклей с раннего детства. У меня сложилось впечатление об актере, что он – прежде всего творец, художник, что в отношении зрителей к нему должно проявляться и отношение к искусству в целом, и наоборот, его влияние на зрителей всегда есть их приобщение к искусству, в этом – его главная задача.

Я понимала, что это трудно, но у меня тоже появилось желание попробовать себя в роли актера. Я обратилась к режиссеру театра В.А.Чугунову и он пригласил меня поучаствовать в постановке кукольного спектакля «Маша и медьведь» в роли Маши, которая состоялась в 2013году. Спектакль удался, и тогда я загорелась театром.

1.1. Истоки народного театра. [1]

Начало Асламасского народного театра связано с именем Васильевой Феонии Алексеевны. Подитаживая свою работу в театре, она оставила воспоминания на 33 листах в рукописном варианте. Рукописи послужили ценнейшим истоником об истоках театра.

Феония Алексеевна, в девичестве Чернова, родилась в селе Ойкас-Асламасы в 1928 году. Когда она перешла в 5 класс, началась самая страшная война. Феония Алексеевна в воспоминаниях рассказывает о трудных годах войны и после войны. Но трудности только закалили их дух.

В 1954 году она начала работать в Асламасском СДК. Театр берёт своё начало в работе драмкружка. Первых участников было в большом количестве всех и не вспомнить, - пишет Феония Алексеевна. Первый спектакль назыался ‘’Вут чулĕ’’ по одноимённому призведению чувашского писателя Аркадий Эсхель.  В 1971 году по пьесе Л. Агакова поставили спектакль ‘’Шанчаклă эмел’’. В 1972 году – спектакль ‘’Уçланкăра’’, ‘’Канаçсăр каç’’ автор Г. Пляскин. Роли исполняли обычные рабочие: свинопасы, доярки, трактористы, водители, учителя.

До выхода на заслуженный отдых (1983г.) Феония Алексеевна также вела хоровой коллектив при Асламасском СДК. По воспоминаниям родоначальницы театра, они часто ставили спектакли в соседних деревнях. К сожалению, фотографии не сохранились. В конце воспоминаний, написанных в 2000 году, Феония Алексеевна благодарит всех активистов театра за работу.

1.2. Высокое звание «Народный». [2],[3]

Начинания Феонии Алексеевны в Асламасском СДК продолжила выпускница Московскогонародного института искств Максимова Любовь Михайловна – первый штатный режиссер театра. С её именем связано дальнейшее развитие театра в селе Ойкас-Асламасы. Количество любителей театра с каждым годом росло. Каждая постановка собирала полный зал зрителей.

Усердные труды дали результат. В 1988 году драмколлективу присвоили почётное звание ‘’Народного театра’. Звание было защищено постановкой Николая Айзмана «Çÿпçипе хупăльчи». Главные роли исполняли Андреев Иван Иванович, Григорьева Елизавета Максимовна, Павлова Елена Гавриловна, Никонорова Ирина Леонидовна и Максимова Любовь Михайловна. По основному месту работы все они были учителями Асламасской основной школы. В следующей постановке Николая Айзмана «Кай, кай Ивана!» участвовало 35 человек. Спектакль имел полный аншлаг. В стенах родного клуба спектакль был поставлен подряд 3 раза. В окрестные селения выезжали 5 раз.

Из года в год артисты набирались опыта. Асламасский театр ждали в окрестных деревнях. Спектакли были поставлены в селениях Моргаушского района: Нискассы, Чемеего, Тойшево, Анаткасы, Сятракассы, Тораево, Оринионо. В Ядринском районе, наверное, не осталось деревни, которую не посетили асламасские артисты, - вспоминает Григорьева Елизавета Максимовна. Благо, по воспоминаниям Павловой Елены Гавриловны, активно помогал родной колхоз. Колхоз выделял технику и спонсорскую помощь для чаепития. Ведь в постановке участвовали и дети.

Любовь Михайловной были поставлены спектакли: «Шиклĕ шикленнĕ», «Кам савать, çавна каять», «Судра», «Мăнастир», «Яла таврăнсан», «Шупашкарти савни», «Туй икерчи», «Çимĕк каçĕ», «Улька кинĕн виçĕ кинĕ», «Хÿри вĕçне туй килсен», «Савнă кин», «Вĕрентеççĕ арăмсем».

Весьма примечательно то, что среди участников фестваля народных театров в Красных Четаях в 1992 году Асламасский народный театр был единственным, представлявшим село, а все остальные представляли районные центры.

Театр представляет собой искусство коллективное. В театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра участвуют художник-постановщик, хореограф, а также, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Так, например, в театре декораторм работал Родионов Николай Николаевич. Чтобы спектакли смотрелись ещё приятнее, Николай Николаевич мастерил много декораций из дерева, разукрашивая их узорами. Изготовленные им декорации не раз выставлялись на выставках, побывали даже в Москве.

1.3. Что ни год, то постановка. [2],[3]

Любовь Максимовну, после выхода на заслуженный отдых в 1993 году, сменила её ученица Николаева Ирина Васильевна. Молодой специалист с новыми идеями прдолжила жизнь народного театра. Были поставлены комедийные постановки «Арăмĕ ĕçлекенни, упăшки канаканни», «Мăнастир», «Хÿри вĕçне туй килсен». Постановки смотрелись на одном дыхании, актёры порой высмеяливали односельчан и воспитательный эффект не заставлял себя ждать, мужья начинали охотно помогать жёнам,- вспоминает уважаемая жительница села Ойкас-Асламасы Галина Петрова.

Удачной стала постановка по драме К.И.Иванова «Яла таврăнсан», написанной на основе рассказа А.Н. Толстова «Русский характер». В массовых сценах постановки участвовало до 41 человек. С этой постановкой театр защищал звание «Народный» дважды, в 1995 и 2005 годах.

С распадом колхоза и с реструктуризацией школы в конце первоого десятилетия 2000-ых для сельчан наступили не самые лучшие времена. Изменился привычный образ жизни большинства бывших колхозников и учителей, основных активистов театра. В поисках средств к существованию люди на долгое время стали выезжать за пределы республики. В этих условиях режиссёром народного театра Ириной Васильевной и художественным руководителем Никоноровой Ириной Леонидовной было принято решение организовать при народном театре детский драмматический кружок «Шăпăрлан». Теперь уже дети продолжили традиции народного театра. За 10 лет было поставлено немало детских спектаклей. Также с детьми связано начало деятельности кукольного театра «Петруша». Куклы изготавливались родителями детей. Особенно выразительные куклы начали мастериться после начала работы в театральном коллективе Людмилы Семёновны Епанешниковой.

1.4. В канун 25-летнего юбилея. [2],[3]

Сельчане научились жить в новой обстановке. Научились добывать средства к существованию. Снова начало появляться свободное время и воспитанные театральной сценой жители трёх Асламас потянулись в родной театр. В 1993 году поменялся режиссёр народного театра. Им стал работавший в театре долгое время художником постановщиком Владимир Аппалонович Чугунов. Первая сыгранная им роль – это парень в спектакле Н. Айзмана ‘’Кай, кай Ивана!’’. Благодаря этой роли он укрепил своё желание работать в театре. Первая большая роль – в спектакле Н. Сидорова ’’Шупашкарти савни’’ в роли Игнат. Зрителям очень нравилось его выступление на сцене. Также он сыграл в спектакле ’’Хуняма’’ в роли Чăшлук, в ‘’Туй икерчи’’-  роль Валери, в ‘’Савнă кин’’- роль Вовы, в ‘’Çимĕк каçĕ’’ – роль Толика. Опыт работы в театре способствовал новому успеху. Комедийной постановкой «Ăслă арăм» театр вновь защитил высокое звание «Народный». Сыгравшая главную роль «Матĕрне» Роза Григорьева признана лучшей исполнительницей женской роли.

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.[5] 

Постановка «Ăслă арăм» в стенах родного клубы, теперь уже Асламасского информационно-культурного центра, прошла при полном аншлаге. Как мы любим свой театр, как мы переживаем за актёров, как мы гордимся своим театром, театр – это наше душевное состояние, - признавались зрители после постановки. Самое лучшее поттверждение сказанному живые цветы актёрам.

Глава 2. Репертуар народного театра. [4]

Находясь внутри социальной жизни, человек не может увидеть эту жизнь со стороны. А, следовательно, не может разглядеть проблемы, которые накапливаются в процессе этой самой жизни. Но человечество всегда хотело увидеть себя как бы со стороны, чтобы в этом зеркале рассмотреть не только плохое, но и хорошее, чтобы своевременно обратить внимание на болезни общества Роль подобного зеркала в обществе исполняет театральное искусство. Иногда людям нужна «скорая театральная помощь». Театр может дать такую помощь в режиме реального времени.

Востребованность в тех или иных постановках диктовало развитие общества.

В соответствии с требованиями общества менялся репертуар театра. В таблице можно проследить в каком виде «скорой театральной помощи» драме или комедии нуждалось общество.

Глава 3. Роль театра в жизни сельчан.

Мир изменяется и, соответственно, изменяется театр. Ведь он и есть отражение жизни, чувств, переживаний, рассуждений и мечтаний. Такова роль театра в духовной жизни общества. И невозможно отделить театр от общества, от состояния культуры в целом. Ниболее наглядно роль театра можно проследить на основе опроса населения.

Результаты опроса активистов театра

(опрошено 90 человек)

Чем является театр в вашей жизни?

Количество выбравших

Моральное и духовное развитие (социальное утверждение)

77

Уйти от всех проблем  

3

Встретил  вторую половину  

28

Бюджетный вариант отдыха  

2

Результаты опроса жителей окрестных деревень

(опрошено 30 человек)

Что отличает жителей  трёх  Асламас ?

Количество выбравших

Более открыты и уверены в общении

24

Умеют отдыхать 

22

Согласен(-на) ли с тем, что театр изменяет  человека:

ДА

НЕТ

26

4

Ни чем не отличаются

6

Театр пробуждает глубинные чувства в человеке, заставляет сопереживать героям спектаклей, симпатизировать им или наоборот, осуждать плохих людей. Ведь, как и литература, и любой другой вид искусства, театр воспитывает нравственность, в нём поднимаются вопросы морали и чести. Главная роль театра – воспитание общества. И неважно, почему человек идет в театр – отвлечься от каких-то своих проблем, прийти на какого-то конкретного актера или просто на три часа погрузиться в удивительную атмосферу театра. В любом случае зритель получает ответы на свои жизненные вопросы. И если после просмотра спектакля человек задумался над каким-то вопросом, значит, он не зря побывал в театре. Стоит ходить даже просто для того, чтобы улыбнуться доброй улыбкой и получить заряд хорошего настроения.

Посещая спектакль, зритель получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого  поведения.

В итоге зритель осознаёт то, что не всегда может осознать в реальной жизни. Таким образом, театр моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца общения.

Заключение

В результате своего исследования я пришла к выводу, что к театральным спектаклям и концертам была у жителей трёх Асламас огромная тяга. Всегда залы были полны и мест порою не хватало. Главное то, что рассказали о постановках активисты разных лет, о сыграннх ими ролях, рассказали о том удивительном времени, когда они с большим вдохновением шли служить своему народу на сцену и на основе них начато изучение истории театра.

Репертуар включал лучшие пьесы чувашской драматургии и классики. Больше всего поставлено спектаклей комедийного жанра. Драматургия чувашских авторов Н.Айзмана, Ф.Павлова, П.Емельянова, Н.Терентьева, Г.Краснова, К.Иванова, Н.Сидорова, Н.Угарина, Е.Никитина, А.Волкова пользовалась неувядаемой любовью и самодеятельных артистов и зрителей.

Все артисты народного любительского театра заслуживают благодарности. Практически всё население трёх Асламас прошло через театр или в роли участника, или в качестве зрителя. Восстановлены имена 250 жителей деревень Лешкас-Асламасы, Ойкас-Асламасы, Вурманкас-Асламасы, активистов театра разных лет. Многие имена восстановлены из сохранившихся и осканированных нами 112 фотографий, рукописей и газетных вырезок. Актёры работали на общественных началах, отдавали свое личное свободное время людям. Но их бескорыстное служение театру вознаграждалось творческим удовлетворением, причастием к миру искусства, возвышающего и облагораживающего душу. Привычно думать, что высокая духовность царит среди избранных, в столицах, на знаменитых театральных подмостках. Но это не так, она живет и в провинции, на малой сцене, в сердцах тех людей, кто отдает богатства своей души другим, делая окружающий мир добрее и краше.

Источники и литература:

[1] Воспоминания Васильевой Ф.А. текст на 33 рукописных листах (Приложение 1, ксерокопия),

[2] Афишы постановок народного театра из архива Асламасского информационного культурного центра (Приложение 2, презентация к 25 летию Асламасского народного театра, совместная работа Яковлевой Н.Ю. библиотекаря Асламасского ИКЦ и активистов школьного кружка «Юный краевед» при «МБОУ Большечурашевская СОШ»),

[3] Фотографии сценок из постановок из личных архивов активистов Асламасского народного театра разных лет и архива Асламасского информационного культурного центра (Приложение 2, презентация к 25 летию Асламасского народного театра, совместная работа Яковлевой Н.Ю. библиотекаря Асламасского ИКЦ и активистов школьного кружка «Юный краевед» при «МБОУ Большечурашевская СОШ»),

[4] Сводная таблица репертуара Асламасского народного театра, включая исполнителей главных ролей (Приложение 3),

[5]http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%F2%E5%E0%F2%F0 Википедия - Свободная энциклопедия,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный театр города Лениногорска

Информация о народном театре города Лениногорска имени Р. Шигапова. История и репертуар театра расположен в двух документах: презентация и коментарии к нему....

Народный театр

Пособие, которое может пригодиться на уроках литературы в 5 классе, когда говорим о жанрах УНТ, а также в работе факультатива, посвященного фольклору. Рассматриваются разные виды народного театра:бала...

История становления и развития народного театра в селе Верховажье

Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме...

Пьеса для школьного театра "Герой народный или душегуб"

Пьеса для школьного театра по мотивам повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" - размышлание о роли Емельяна Пугачёва в истории. Мы пытались ответить на вопрос, который звучит в названии работы. Кем б...

Народные мотивы в творчестве кружка театра моды"Фантазёры"

Несколько коллекций этого кружка посвящались родному краю и нашему северному городу......

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...

Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения. Кукольный спектакль "Колобок". Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянов...