История становления и развития народного театра в селе Верховажье
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) по теме

макурина светлана дмитриевна

Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_teatr.doc67 КБ
Файл istoriya_narodnogo_teatra_1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа

 имени Я.Я. Кремлева»

I межшкольная детская научно – исследовательская конференция

ИСТОРИЯ  СТАНОВЛЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ  НАРОДНОГО  ТЕАТРА  В  ВЕРХОВАЖЬЕ

 В  СОВЕТСКИЕ  ГОДЫ

Работу выполнила

Зажигина Светлана Юрьевна,

1998 года рождения (23 августа),

проживающая по адресу:

Вологодская область,

Верховажский район, д. Наумиха, д. 67,

учащаяся 7-а класса

МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа

имени Я.Я. Кремлева».


Научный руководитель:

Макурина Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа

имени Я.Я. Кремлева»

с. Верховажье, 2012

Цель работы: познакомиться с историей становления и развития верховажского театра в советские годы и описать ее.

Задачи:

изучить архивные материалы о Верховажском театре (газетные публикации, фотоальбомы, афиши постановок);

взять интервью у режиссера народного театра Суховской А.А., бывших и нынешних актеров народного театра;

выяснить мнение жителей нашего села о роли народного театра в культурной жизни людей;

сделать предложения и выводы по дальнейшей работе.                                      

В апреле 2011 года я побывала в районном Доме культуры на спектакле народного театра села Верховажья «Ох, уж, эта Анна» по пьесе Марка Камолетти. Меня, как и многих зрителей, поразила игра самодеятельных актеров. Удивило то, что театром руководит вот уже сорок лет один и тот же человек – Суховская Ангелина Арсентьевна. Восхитила теплая атмосфера в зрительном зале, шквал бурных аплодисментов, живые цветы в благодарность зрителей.

        После этого спектакля мне стало интересно узнать, когда и при каких обстоятельствах у нас в Верховажье появился народный театр, кто стоял у его истоков, кто были первыми актерами, какие пьесы ставились, словом, как развивался народный театр в нашем селе.

         Я прочитала много интересных книг, из которых узнала, что Театр – необычная страна. Дороги этой страны освещены трепетным огнем факелов, благородным сиянием свечей, таинственным светом софитов. Вместо стука дождей и капелей здесь постоянно звучат аплодисменты.

        В стране Театр не бывает скучной жизни: слезы, смех, страсти, вымысел, фонтаны музыки, каскады шуток, узоры мудрых мыслей – все здесь сплетено в клубок невероятно захватывающих событий. Тот, кто однажды гостил в стране Театр, обязательно согласится: равнодушно покинуть ее невозможно. Театр пленяет человека сразу и навсегда.

        Эту удивительную страну создавали тысячи людей. Среди них короли и князья, драматурги и сочинители танцев, артисты и композиторы, архитекторы и строители театральных зданий, художники, осветители, механики, инженеры и даже часовых дел мастера. И конечно же, эту страну создавали зрители – океан верных подданных и почитателей.

        Если бы страна Театр не появилась на свете, люди все равно бы ее выдумали. Ведь постоянно путешествуя по ее дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать – жить.

        Добро пожаловать в Театр!

        Однажды великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский обратился к гардеробщикам МХАТа со словами, которые стали крылатыми: «Друзья, помните – театр начинается с вешалки…» Станиславский хотел подчеркнуть, что образ Театра у зрителей начинает складываться не в зрительном зале, а при входе в здание, еще, быть может, на его ступенях. И в театре зрителям важно все: спектакль, кресла, в которых предстоит сидеть, гардероб, буфет в антракте, программка…

        Интересно устроен человек: он всегда хочет быть сыт и никогда не желает скучать. «Хлеба и зрелищ!» - ревели толпы людей в Древнем Риме, требуя от своих повелителей бесплатной пищи и даровых развлечений.

        Хлеба и зрелищ! Это народное требование не устаревало нигде и никогда, да и в наши дни оно звучит с утроенной силой. Поэтому можно смело утверждать: театр как род искусства зародился в глубокой. Истоки театра нужно искать у истоков человечества.

        Во многих странах мира существовал в давние времена народный театр. Играли в нем талантливые люди, нигде театральному искусству не обучавшиеся.

        И у нас в Верховажье в послевоенные годы появился самодеятельный драматический коллектив, который возглавил директор Верховажской средней школы Кедровский Владимир Рафаилович. В 1947 году, по воспоминаниям зрителей,  он  поставил пьесу А.Н.Островского «Гроза».

К сожалению, пока мне не удалось установить, кто играл в этой пьесе  и как шло развитие театра в Верховажье до 1960 года.

По воспоминаниям  Григория Максимовича Капустина, учителя русского языка и литературы, (он приехал в Верховажье в декабре 1957 года), в 60-е годы в каждой деревне был свой Василий Тёркин, и люди тянулись к культуре, искали в художественных произведениях примеры, достойные подражания. Он перечислил актеров, которые играли вместе с ним на сцене. Это  Ершов Вячеслав Константинович, учитель географии, который  организовал группу самодеятельных актеров и артистов, они ездили в Москву с художественной самодеятельностью. Наверное, многие из этих людей, были актерами труппы самодеятельного театра. Пономарев Герман Михайлович, заведующий районным отделом народного образования, чаще играл комические роли: когда он выходил на сцену,  в зале было оживление, многие смеялись до того, как он начинал говорить. Он и в жизни был такой, веселый, с чувством юмора. Ждановская Нина Александровна  хорошо играла женщин из простонародья, энергичных и словоохотливых. Ждановский Владимир Фролович исполнял роли  рабочих людей. Кирилловская  Галина Ванифатьевна играла солидные роли важных чиновников, богатых знатных особ. Кроме этих людей в спектаклях были задействованы  люди разных профессий и возрастов, среди них врачи: Третьякова Мария Ивановна, Черкасова Мария Петровна, Шаталин Николай Геннадьевич, Постриган Галина Михайловна, Демидова Ангелина Владимировна, фельдшер Верещагина Мария Ивановна, зоотехник Киселев Николай Александрович, Борис Алексеевич Овсянкин, Андрей Николаевич Богданов, Александр Павлович Шемелин, Галина Васильевна Дмитриевская,  Роза  Александровна Кузнецова, Евграф Григорьевич Зажигин, Нина Владимировна Трапезникова, Хромцов Геннадий Николаевич и др.

                                                                                                                                                                                       К   началу 60-х годов при Доме культуры сложился почти постоянный коллектив самодеятельного драматического театра. Руководство над ним взяла Ангелина Арсентьевна Шаньгина (Суховская) – энтузиаст и вдохновитель актёров. Достаточно сказать, что пьесы готовились по частям, репетировались иногда на квартирах участников или на местах работы.

        В начале 70-х годов был настоящий расцвет театра. Спектакли пользовались неизменно большим успехом. В  этом была огромная заслуга Ангелины Арсентьевны Суховской.  Масштаб задействования  людей  также говорил о широте производимой работы: подключались и администрация, и больница,  и  роно и т.д. Будучи на областном смотре художественной самодеятельности в 1970 году, коллектив театра получил высокую оценку за свою деятельность и звание  народного…

         Театр  ставил одну классическую пьесу за другой, и каждый спектакль неизменно пользовался большим успехом.

        При оценке любого спектакля народного театра нужно всегда помнить, что перед нами не профессиональные актёры, которые живут театральным искусством, а люди, занятые основным трудом в учреждениях, в больнице, на производстве.

        Но однажды,  казалось бы, безоблачную жизнь театра подстерегла беда. Пожар в Доме культуры уничтожил все гардеробы с костюмами, весь реквизит театра, альбомы, пьесы, специальные журналы и методические пособия. Тяжело переживала это Ангелина Арсентьевна: многолетний труд, такой упорный и настойчивый, в какой-то степени пошел прахом. Правда, память о хороших спектаклях осталась навсегда в сердцах зрителей. И все же велико оказалось стремление любителей театрального искусства. Народный театр возобновил свою деятельность и ко дню 40-й годовщины со дня Победы подготовил и поставил пьесу Балашова «Бабы», в которой рассказывается о деревне в трудные послевоенные годы. В спектакле было занято 11 артистов.  Зрители смотрели спектакль с большим интересом.                                                  

Можно понять, что работа велась серьезная, а успех постановок говорил о таланте как режиссера, так и актеров и их совместной творческой активности.

        Вологодская областная кинохроника подготовила очерк  о нашем народном театре, и он шел на экранах не только нашей области,  в кинотеатрах и на телевидении, а также в Архангельской области.

        Много лет Ангелина Арсентьевна являлась вдохновительницей всего театра.

        Возрожденная в 1999 году группа самодеятельных артистов -  любителей показала зрителям восемь спектаклей. От постановки к постановке росло мастерство исполнителей, их игра становилась более уверенной, а герои с их радостями и горестями – живыми и понятными. Состав группы менялся, на смену ушедшим приходили молодые, энергичные. Их объединяла  любовь к театру, потребность в самовыражении. Мир театра - особенный мир, это состояние творческого горения, состояние перевоплощения, игры, мир,  состоящий из особой атмосферы, движущим и вдохновляющим центром  которого является режиссер. Нет режиссера – нет театра. Мне кажется, сам факт  создания такого самобытного театра  и его деятельность явились в свое время событием необычным и знаменательным.

        А режиссером народного театра является Ангелина Арсентьевна Суховская. Она родилась в 1940 году в Верховажье. Закончила Верховажскую среднюю школу в 1959 году. Училась в Кировском культпросветучилище, закончила его в 1962 году. По распределению   поехала в Подосиновский район в Дом культуры. Проработала там три года инспектором  районного отдела культуры и вела драмкружок. А в 1964 году Подосиновскому театру было присвоено звание народного.  В середине 60-х годов  Ангелина Арсентьевна приезжает в Верховажье. Вскоре она возглавила районный Дом культуры и стала руководителем верховажского театра. Театр для неё – дело всей жизни, ее детище и  второй дом, каждый спектакль и каждого актера  она вспоминает с большой теплотой и любовью. В театре  Ангелина Арсентьевна и режиссер, и  костюмер, и гример, но самое важное в том, что для  актеров она – и друг, и старший товарищ. За 40 лет служения народному театру на суд зрителей было представлено более 50 премьер и, что важно,  особое внимание всегда уделялось классике. Актеры-любители, среди которых есть настоящие самородки, заслужили любовь и признание зрителей: в Верховажье что ни спектакль – то событие, которого жители села ждут с нетерпением и радостью.

        Ангелина Арсентьевна награждена Дипломом третьей степени за творческие успехи и активное участие в художественной самодеятельности,  орденом «Знак почета» за заслуги в развитии советской культуры, литературы, искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки.

Один  из самых любимых авторов Ангелины Суховской – Александр Островский, по его пьесам поставлены спектакли: «Не все коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Без вины виноватые», «Светит, да не греет», «Правда хорошо, а счастье лучше»,  А в 1999 году театр подтвердил звание «народный», представив на областном конкурсе драму по пьесе Островского «Грех да беда на кого не живет», за которую был награжден дипломом победителя в номинации «За достойное воплощение классики  на любительской сцене». В репертуаре театра – спектакли по произведениям  Антона Чехова, Максима Горького, Николая Гоголя, Василия Шукшина, Алексея Арбузова и других  классиков русской и советской литературы.  

        В 2000 годах в труппе народного театра насчитывалось 22 актера разных возрастов и профессий: работники культуры, преподаватели, врачи, сотрудники правоохранительных органов, пенсионеры и школьники.          

        Одним из лучших актеров народного театра сейчас является Николай Анатольевич Домаков, учитель Верховажской средней школы. Он играл председателя в спектакле «Печка на колесе», Марка в спектакле «Две сестры», старика Ивана Петровича в спектакле «Выходили бабки замуж», Бернара в спектакле «Ох уж, эта Анна»; участвовал  и в таких спектаклях  «Солдатская вдова», «По соседству мы живем», «Без вины виноватые», «Дальнее эхо».

          Для Николая Анатольевича театр играет очень важную роль: во- первых, театр разнообразит досуг;  во-вторых; во время репетиций и игры он общается с людьми.                                                                                                                             Григорий Максимович Капустин очень хорошо отзывается об Ангелине Арсентьевне Суховской. Он называет ее незаметной, спокойной, уравновешенной, тактичной, одержимой театром, все актеры быстро воспринимали ее, так как она хорошо понимает душевное состояние актеров.                     Костюмы, декорации, грим – все, что нужно для театральной постановки, делается руками участников коллектива. Каждый из них настолько влюблен в театр, что без сожаления отдает свое свободное от работы и домашних дел время многочисленным репетициям. К тому же актеры вместе смотрят и обсуждают телевизионные спектакли, общаются, а по приезде  в Вологду обязательно идут в театр. Театр неоднократно получал награды, среди которых Диплом Секретариата Союза писателей СССР «За достойное воплощение классики на любительской сцене», Диплом Всесоюзного оргкомитета, почетная грамота Ленинградского института культуры, Диплом за достигнутые успехи, исполнительское мастерство, большую работу по реализации творческих способностей населения и присвоение звания народного, Диплом  Союза писателей СССР за активную пропаганду произведений советской драматургии.

        Без театра на селе, как говорит Ангелина Арсентьевна  Суховская, сейчас нельзя: читают люди меньше, а тут сходят на спектакль – посмотрят и задумаются.… И вообще, творчество украшает жизнь, а театр заставляет размышлять, чувствовать и сопереживать.

У Ангелины Арсентьевны есть последователи - влюбленные в театр люди. Это супруги Истомины: Сергей Николаевич и Людмила Вениаминовна (они на протяжении шести лет работают с детьми),  Татьяна Иринеевна Стрельцова, которая сейчас руководит театром.

Таким образом, мне удалось найти и изучить архивные материалы о Верховажском народном театре: газетные публикации, фотографии спектаклей, афиши постановок, репертуар народного театра Верховажского районного Дома культуры 1947 – 2008 годы; удалось встретиться с режиссером А.А.Суховской, бывшим актером Г.М.Капустиным и побеседовать с ними о становлении и развитии театра. Я выяснила мнение жителей нашего села о роли народного театра в культурной жизни людей.  

В дальнейшем я планирую продолжить данную исследовательскую работу и собрать материал о довоенных постановках, о детском театре, которым руководит С.Н.Истомин.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

60-е годы

Слайд 10

Театральная труппа 2000-х годов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Становление и развитие жанров танц-театра, модерн и постмодерн танца".

Данная статья написана для педагогов по хореографии с целью преподавания науки истории современного танца.Разработала Анастасия Валерьевна Стрелкова, руководитель клубного формирования.____________Сов...

Народный фестиваль улиц села Пещерка

Цель:     Систематизировать и обобщить собранный на данном этапе краеведческий материал, воспитывая чувство уважения к истории своего народа и гордости за малую родину....

Научная публикация: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ, КАК РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВИДА ЕДИНОБОРСТВ СПОРТИВНОГО И ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА.

Под термином «рукопашный бой», который пришёл к нам из глубины веков, понимается боевое единоборство двух или нескольких вооружён¬ных соперников или единоборство безоружных людей проти...

История становление и развитие лыжнах гонок в республике Татарстан.

История развития лыжных гонок в РТ с 1910 - 1948гг...

История становления и развития гимназического образования

В данной публикации представлена  истории гимназического образования, позволяющая использовать данный опыт   для создания и развития развития гимназии на современном  этапе....

Из истории становления и развития Волонтёрского объединения старшеклассников "Звезда"

Из истории становления и развития Волонтёрского объединения старшеклассников "Звезда"...