История становления и развития гимназического образования
учебно-методический материал

Колесник Валентина Алексеевна

В данной публикации представлена  истории гимназического образования, позволяющая использовать данный опыт   для создания и развития развития гимназии на современном  этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История становления и развития гимназического образования

Исследование  проблемы эффективности функционирования и развития гимназии на современном  этапе предполагает рассмотрение истории гимназического образования.  Гимназия как тип образовательного учреждения, законодательно введённая в российскую систему образования по Уставу 1804 года при Александре 1, была  упразднена в 1918 г. С  конца 80–ых годов 20 века в России ведётся работа по возрождению гимназий на основе «Положения о гимназиях», утверждённого Министерством образования РСФСР в 1990 г.  

История гимназического образования достаточно богата, она имеет свои корни в Древней Греции. В эпоху «Возрождения», когда восстанавливались античные традиции, «гимназиями был представлен едва ли не лучший тип» (39, с.137) учебных заведений Германии того времени. Много образцов гимназического образования было  в истории Российских учебных заведений.

Поэтому мы предусматривали изучить историко-педагогические традиции гимназического образования, с целью  использования и развития педагогических идей и позитивного опыта в современных условиях, разделяя позицию С.Т.Шацкого: «Нельзя, разумеется, думать, что  мы создадим абсолютные вечные ценности: мы можем пройти только один из этапов педагогической мысли. Ведь начало новых педагогических идей заложено в очень давние времена. Мы – преемники, и потому не надо обольщаться и придавать себе чересчур большое значение. Но иногда хорошо повторить  кое-что хорошее старое с новой силой» (179, т.2, с. 39).

Обращение к историческому опыту позволит уяснить ход и результаты взаимодействия гимназии  и общества, увидеть их взаимное влияние на разных этапах  существования, что поможет выявить педагогические условия эффективного функционирования современной гимназии в  воспитательном пространстве.

В целях исследования необходимо:

 - определить сущность гимназического образования в России и за рубежом с момента его возникновения;

- выявить характерные черты гимназического образования, в котором важное значение придавалось воспитанию человека.

Изучение древнегреческого опыта воспитания  свидетельствует о том, что уже в этот период зарождались основы общественного воспитания, рассматриваемого  не только как целенаправленное воздействие педагогов на воспитанников, но как  усвоение культурных ценностей воспитанниками благодаря созданию условий для этого. Мыслитель древности Сократ утверждал, что «воспитание  - дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» (5, с. 243). Видимо, по этой причине осознания высокого гражданского долга одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей. Особенность гимнасий того времени, состоящая в  возможности обучающихся послушать популярного политика или философа, есть не что иное, как обозначенное Сократом «условие» улучшения воспитания, состоявшее, с позиций нашего исследования, в использовании культурного потенциала «воспитательного пространства».

Аристотель, придавая первостепенное значение общественному, государственному воспитанию, полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. При этом он указывал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» (там же, с.144), выражая тем самым большую значимость воспитания в образовании.

В 15-17 вв., возвращаясь к классическому наследию греко-римской культуры, к утерянным традициям воспитания физически и эстетически развитого человека, готового к полезной для общества деятельности,  в Центральной и Западной Европе  создавались учебные заведения повышенного типа, в т.ч.  гимназии, которые впервые появились в Германии. "Отцом" этих учебных заведений был Ф. Меланхтон, который видел цель гимназического образования в приобретении научного мышления и навыков красноречия.

В "Саксонском учебном плане" предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На третьей ступени предлагалось обучать наиболее способных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы прибавляли сочинения Цицерона, Вергилия, Овидия. Вместо латинской грамматики планировалось преподавание диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни.  В учебном процессе применялись творческие подходы к обучению, предусматривающие упражнения в сочинительстве латинских виршей, составлении писем, переводов, диспуты, индивидуальные выступления.

В 20-х гг. XVI в. многие немецкие городские школы были преобразованы в гимназии. Образцом гуманистического  образования была гимназия, созданная в 1537 г. в Страсбурге И. Штурмом (1507—1589). Основным содержанием обучения являлись классические языки и литература. Помимо использования новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам, в том числе к использованию персональных словарей по древним языкам.

На фоне царившей суровой, палочной педагогики приемы воспитания в некоторых гимназиях выглядели свежо и ново. Так, в гимназии в Гейдельберге (Силезия), которой руководил Фридланд Троцендорф (1490—1556), существовало подобие ученического самоуправления. Ученики жили "республикой, избирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров», "квестора", который помогал поддерживать дисциплину  в классе,   "эфора", ведавшего раздачей еды в трапезной.

Гимназии развивались под воздействием  гуманистических педагогических идей Возрождения ( В. де Фельтре, Б. Гуарини, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор,Ф. Меланхтон) :

- классическое образование как источник идеалов нравственного воспитания;

- интенсивное физическое развитие, стремление к физическому совершенству;

- гражданское воспитание  в духе морали общества и каждого человека в отдельности;

- демократизация системы обучения;

- обогащение содержания образования и воспитания.

М. Монтень,  рассматривая человека как наивысшую ценность,  в труде «Опыты» пишет: « Я полагаю, рассуждениями, долженствующими в первую очередь напитать ум воспитанника, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы и чувства, научить познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом» (111, 18).

Его суждения о становлении личности не столько благодаря полученным знаниям, сколько путём развития способности к критическим суждениям, исследованию окружающего мира, установления различных связей с окружающим миром – со знатоками наук, с умными и благожелательными друзьями, представляют интерес в плане данного исследования.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше  видел недостатки образования в пренебрежении нравственного воспитания, в излишней специализации, которая  приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся, в недостаточном внимании к изучению родного языка, истории как ретранслятору духовной культуры. Он выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев, считая такое воспитание необходимым, указывая при этом, что талантом должен  руководить гениальный наставник.

Я.А. Коменский, которого по праву считают  отцом современной педагогики, в своем фундаментальном педагогическом сочинении «Великая дидактика» представляет «четырехступенчатое устройство школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся» (76, с. 87): для младенчества - материнское попечение, для детства - элементарная или народная школа родного языка (обязательная  в каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке), для отрочества - латинская школа (или гимназия) в каждом городе, для зрелости - академия (в каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции).

При всем различии школ Коменский предусматривает преподавание в них одного и того же материала различным образом, «поднимаясь каждой ступенью выше в соответствии с возрастом и соответствующей подготовкой» (там же, с.88) и  отмечает  различия между школами:

В   первых  двух  школах     преподавание  в   общих   и
элементарных чертах,  в гимназии и академии – подробное и отчетливое.

В материнской школе  упражнение внешних чувств для правильного обращения с окружающими их предметами и распознавания их; в школе родного языка  - упражнение внутренних чувств, силы  воображения, памяти, рук, языка: «в  гимназии будут развиваться    понимание    и    суждения    обо    всем    собранном ощущениями   материале   при   помощи   диалектики,   грамматики, риторики  и   остальных  реальных   наук  и   искусств,  изучаемых посредством вопросов: что? почему? Академия будет развивать волю и способности, сохранять гармонию» (там же, с. 89).

В гимназии  автор предусматривает образование, в отличие от других школ, только тех учеников, у которых стремление выше, «чем    быть ремесленниками», из академии должны выходить ученые и будущие руководители.

Я.А. Коменский, определяя соответствие между  временами года  и видами школ, отмечает: «Гимназия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и виноградников и складывающей это в сокровищницу ума» (там же, с. 90).

Автор нацеливает  во всех этих областях на  достижения у выпускников гимназии  «если не полного совершенства, то твердого основания для приобретения современной учености в какой-либо области в будущем»  (там же, с. 90). Коменский предлагает в соответствии с различными задачами  данного образования учредить 6 различных классов: грамматический, физический, математический, моральный, диалектический, риторический.

Последовательность данного выбора он обосновывает следующими выводами:

- Грамматика является ключом ко всем наукам, поэтому выпускники соответствующего класса должны прочно усвоить все явления языка и разъяснить их в латинском и родном языке в совершенстве, а в других языках - насколько это необходимо.

- С вещами надо знакомиться ранее, чем судить о них или красноречиво их излагать.

- Выпускники физического класса должны понимать строение мира, силу элементов, различие животных, свойства растений и металлов, строение человеческого тела и пр.

- К курсу математического класса присоединяется многое из  естествознания. «От сущности вещей следует перейти к более точному исследованию случайных признаков вещей, что мы называем математическим классом».

- В классе этики предусматривается «рассматривать самого человека с действиями его свободной воли как владыку вещей, чтобы они научились наблюдать, что подлежит нашей власти и нашей воле и что нет; каким образом следует приводить все в надлежащий порядок согласно мировым законам» (там же,  с. 103).

- В классе диалектики необходимо приобрести опыт в определении и различении понятий, в доказательствах и опровержениях. Здесь изучается  то, что имеет особое значение и вызывает у ученых разногласие: повторение изученного,  разъяснение непонятного ранее,  исследование неизвестного, различение сомнительного, опровержение ложного, приведение в порядок запутанного сжато, кратким и действенным путем, при помощи примеров.

- В классе риторики Коменский предлагает «упражнять учащихся в истинном, легком, приятном применении всего до сих пор изученного, откуда было бы видно, что ученики наши кое-чему научились и пробыли у нас не напрасно» (там же, с. 103). Автор опирается на известные слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Изучение истории распределено по всем классам, чтобы самая прекрасная часть образования облегчала труд учащихся при изучении серьезных наук. Для каждого класса предлагалось составить книжку, заключающую в себе определенного рода истории.

Описанная Коменским последовательность и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательного процесса представляет интерес с точки зрения важного в гимназическом образовании понятия преемственность,   под которым  понимается определенная последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление и расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Система образования, представленная Я.А. Коменским, предусматривает формирование человека, который постигает окружающую жизнь как целостный мир. Согласно его теории эволюции, в природе, а, значит, и в воспитании не может быть скачков, насилия, воспитание должно происходить благодаря саморазвитию. Основными составляющими педагогического процесса Коменский провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника. Считая, что детям присуща склонность к деятельности,  педагог усматривал цель воспитания в раскрытии этих задатков при соблюдении определенной последовательности обучения:

а)        посредством  развития чувств  дети знакомятся  с  окружающими предметами и явлениями;

б)        усваивают образцы окружающего мира;

в)        учатся активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Он выделяет четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: 1) самостоятельное наблюдение; 2) практическое осуществление; 3) применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах; 4) самостоятельное изложение результатов своей деятельности. Обучение должно быть легким, основательным и прочным. Его должна сопровождать глубокая вера в возможности ученика, внимание к воспитаннику. Воспитание и обучение должно быть разумным, радостным, требующим усилий на пределе возможностей, как от наставника, так и от воспитанника. Необычайно современные в силу их высочайшего гуманизма и демократизма, идеи Яна Амоса Коменского о  развитии духовных сил ребенка, выявлении и развитии всех его способностей и сегодня могут служить основой личностного – ориентированного подхода в обучении.

Я. А. Коменский, продолжая гуманистические идеи Возрождения,  в каждой личности  видел совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его способностей. Полагая, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса  в гимназии она превратится в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения, где  ребёнок  сможет взойти на самую высокую ступень «лестницы образования», он видел школу  исполненной красоты, любви и внимания к детям, «лабораторией» подготовки гуманных людей к труду.

Я. А. Коменский, первым из педагогов обосновавший принцип природосообразности в воспитании, лучшим образцом поддержания дисциплины предлагает «небесное солнце, которое всему растущему даёт: 1) постоянно свет и тепло; 2) часто дождь и ветры, 3) редко молнии и грозы, хотя и это также на пользу всему растущему» (там же, с.85).  

Актуальными для исследования являются  педагогические идеи Ж.- Ж. Руссо, который считал, что на ребёнка действуют три фактора: природа, люди и общество, обеспечивая его  естественное развитие. Наилучшим воспитанием является самостоятельное накопление жизненного опыта.

Продолжая идеи Я.А. Коменского и Ж.- Ж. Руссо, И. Г. Петсалоцци утверждает: «Действенно, истинно и природосообразно формированию человека способствует лишь то, что захватывает человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности, то есть на сердце, ум и руку».  

Становление и развитие гимназий в России началось в   18 веке. «В течение почти двух веков российское государство выстраивало образовательную систему сверху, стараясь удержать монополию на школу, приспособить образование к потребностям и политическим интересам государства. Через образовательные реформы государство регламентировало и  направляло в «благонадёжное русло» развитие образования»  (57, с. 245).

 Первые российские гимназии появились в эпоху Петра I, который  заложил традицию их  открытия при  университетах,  создав в 1725 году в Петербурге важный научно-просветительный центр - Академию наук, в состав которой входили университет и гимназия, сыгравшие большую роль в подготовке образованных людей. В 1755 г. университет и гимназия были открыты в Москве.

   Во многом первые русские гимназии развивались под влиянием М. В. Ломоносова, при его активной педагогической и организационной  деятельности в Петербургской и Московской   гимназиях, которые строились на основе принципов демократизма, гуманизма, народности.

«Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук ... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам»  (99, т. 10, с. 124).

 Именно эта мысль о необходимости освоения культуры выступает и сегодня как общее методологическое положение, лежащее в основе организации обучения и воспитания гимназистов; формирование культуры мышления и культуры поведения является смыслом педагогической деятельности гимназии.

Думая о новых подходах к организации системы воспитательной работы в гимназии, мы во многом руководствовались мыслями  М. В. Ломоносова,  рассматривающего воспитание в широком смысле слова, включающем в себя образование и обучение.  Теория  воспитания была основана  на идее гармонии человека, формирования «сынов Отечества», на прогрессивных традициях прошлого.

Ценностью для нашего исследования является сформулированный М. В. Ломоносовым «идеал народного учителя, под которым он понимал «природного россиянина», обладающего педагогическим мастерством, отличающегося нравственной чистотой, « добрым примером», трудолюбием, ответственностью, любовью к детям» (57, с. 203).

«Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам» 1804 г. вводили новую систему народного образования и управления учебными заведениями в соответствии с принципами:

- бесплатность,

- бессословность (кроме крепостных крестьян),

- преемственность учебных заведений.

Представляет интерес в плане нашего исследования, изучения гимназии малого города, структура управления учебными заведениями, предусмотренная Уставом 1804 г.

Россия была разделена на шесть учебных округов во главе с университетом, которые возглавлялись попечителями учебных округов, в их обязанности входило руководство учебными заведениями округа через ректора университета.

Ректор университета, избиравшийся профессорами на общем собрании,  подчинялся попечителю,  возглавлял университет и управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий как руководители школы более высокой ступени, кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ,  которые руководили всеми приходскими училищами.

Такая структура управления образовательной системы округа позволяла обеспечивать преемственность в деятельности учебных заведений и связи между ними,  вносить в систему  целесообразные изменения, в том числе в содержание и организацию деятельности воспитанников и педагогов.

Гимназия (срок обучения 4 года) давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинских языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции. Не было родного языка и отечественной литературы, Закона Божьего.

Учителям рекомендовалось стимулировать гуманные отношения с гимназистами, возбуждать у них интерес к наукам, поощрять их успехи.

По Уставу 1828 г. преемственность между уездным училищем и гимназией отменялась.   Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями со сроком обучения в семь лет. Главное внимание в них уделялось изучению иностранных языков, латинского и греческого, античной литературы и истории.

Гимназии    разделялись    на   классические,    которые    готовили    к поступлению в университеты и другие учебные заведения, основное время отводилось  изучению древних языков, русской словесности, новых иностранных языков и истории; и реальные - в которых готовили для службы (военной и гражданской), вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, введено законоведение.

В 1856 году началась разработка нового гимназического Устава, который будет введен в 1864 году. Его подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы, вызванных необходимостью преодолеть, по мнению  министра А.В. Головнина, отсутствие интереса к знаниям,  умственный застой и апатию учащихся и учителей.

По новому Уставу целью гимназий становилось общее образование. «В гимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания..." — записано в Уставе 1864 года.

Устав 1864 г  предоставил педагогическому совету каждой гимназии, компетенция которого увеличивалась, право рассмотрения и одобрения программ преподавания по каждому предмету,  выбора учебных руководств и пособий, обеспечивая учителям гимназии достаточно широкую свободу в преподавании, соответствующую его опыту, знаниям,  личным вкусам. Широкое   поле   для   самостоятельности   и   возможности   живой   работы привлекли в школу 60-х годов много серьезных, искренних тружеников и педагогов.

Данный период в педагогике, характеризующийся демократизмом, гуманизмом, возможностью выбора и творчества, особенно для нас интересен  достижениями  гимназического образования.

Во второй половине 19 века на фоне социальных преобразований и  подъёма общественно – педагогического движения, борьба вокруг гимназий приобрела весьма острый характер (57,94,174,175).

Первостепенное значение в гимназическом образовании придавалось осмыслению историко-культурных ценностей, созданных народом,  общечеловеческих ценностей (57, 60, 61, 94,131, 132, 174,175).

 «Цель гимназии – дать полное общее образование, потребное для различной человеческой жизни, а не в том, чтобы снабдить их сведениями, потребными для успешной деятельности в известном звании» (П.Ф. Каптерев, 61, 203).

П.Ф. Каптерев полагал, что ключевой идеей гимназического образования является, прежде всего, воспитание человека, а также то, что общее образование должно непременно предшествовать профессиональному. А, следовательно, более значимыми становятся вопросы об участии родителей и общества в жизни школы, о создании родительских комитетов при школах и др. Отметим, что тезис «нужно воспитывать человека, прежде всего» является основополагающим для разработки модели современной  гимназии.

 Н. И. Пирогов выдвигает перед русской общественностью задачу – «воспитать совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей, гражданина России, а не дельца, не чиновника – бюрократа, не солдата, - гражданина, который не за страх, а  за совесть везде и всюду соблюдает чувство законности, с энтузиазмом борется за правду, за счастье народа…

Конечная цель разумного воспитания должна заключаться:

-в ясном понимании ребёнком вещей окружающего мира, преимущественно общества, в котором придётся действовать;

-в развитии добрых инстинктов детской натуры, в сознательном стремлении к идеалам правды и добра.

Результатом того и другого должны быть широкие общеобразовательные знания; образование нравственных современных убеждений, образование твёрдой и свободной воли, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени общества» (57, с. 273).

По мнению Н. И. Пирогова, воспитание должно « вкладывать нам в рот ответы» на главные вопросы жизни: « В чём состоит цель нашей жизни? Какое наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?»

 «Все  мы ощущаем крайнюю необходимость развить в нас, с самых ранних лет, это жизненное условие гражданственности, взаимного доверия и прогресса» (Н.И.Пирогов, 131, с.263).

«Школа, чтобы действовать уверенно, с надлежащим успехом и ясным сознанием своих прав и пути, должна определить свои отношения к семье, обществу, государству, церкви» (П.Ф.Каптерев, 60, с.426).

Развивается мысль о связи школы с обществом, указывается на то, что эта связь благотворна только тогда, когда общество достаточно « окрепло в борьбе и положительно знает, чего оно хочет и к чему стремится» (Н.И.Пирогов, 132, с. 272).

 В школе нарушаются «сердечные, патриархальные отношения между воспитателями и воспитанниками», в самом воспитании преобладает внешность,…осуществление поставленных целей требует таланта, проницательности и добросовестности воспитателей (там же).

Изучение исторического пути развития гимназий позволило  выявить достойный для использования  во многих отношениях опыт организации гимназического образования второй половины 19  – начала 20 веков.

Молодой педагог  Карл Иванович Май в 1856 г., наследуя идеи мыслителей педагогической науки, открыл в Санкт-Петербурге частную школу для мальчиков,  которая через четыре года  при официальном утверждении (аккредитации)  получила необычное, но соответствующее ее сути название "Реальное училище на правах гимназии".

К.И. Май  разработал и постоянно развивал педагогическую концепцию своей школы, в основу которой положил  педагогические принципы:

- «пусть пути будут различны, смотря по индивидуальности учителя, но образование и воспитание ученика, во всяком случае, должно оставаться конечной целью всякого преподавания;

- пример преподавателя – самое действенное воспитательное средство;

- работая неусыпно, мы тем самым исполняем одну  из важнейших задач школы: мы приучаем воспитанников к труду» (35, с.20).

Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, среди других добрых дел еще при своей жизни  обсуждала вопрос о создании хорошей школы, завещая на это огромные суммы. Душеприказчик благотворительницы Цветков Н.А., «в разгар лучших чувств и настроений, во время подъёма творческого духа и торжества мысли» (168, с.20), навеянного циркуляром министра просвещения Боголепова Н. П., стал учредителем гимназии имени И. и А. Медведниковых в Москве, дал возможность практически осуществить идею её создания, которая стала самым видным и значительным памятником «любви к человечеству», созданным покойной благотворительницей, как отметил в своём выступлении при открытии гимназии директор В. П. Недачин.

Учебные предметы, даже такие "заброшенные" в других гимназиях, как иностранные языки, изучались основательно, с включением разговорной практики, с использованием  оборудованных классов и мастерских.

Учителями часто проводились лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий почти по всем предметам (даже по Закону Божьему  существовал набор таблиц, картин, схем), что для того времени было редкостью.

Детям внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Доносы, жалобы не поощрялись.  Ежедневными видами занятий для каждого гимназиста работы по самообслуживанию. Дежурные в фартуках со щетками и тряпками ежедневно убирали свои классы и постоянно  следили за чистотой. Не было случая, чтобы кто-нибудь испортил свой стол.

Воспитатели стремились строить свои отношения на доверии, правдивости и искренности. Родители действовали сообща с воспитателями, что было достигнуто в результате целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Образовательно-воспитательная система гимназии Левицкой Б.С., которая  внимательно изучила организацию "новых школ"  во Франции и Германии и решила основать такую же в России в 1900 году, как и  гимназии Б.Д. Петровой в Новочеркасске (1906),  гимназии  О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910),  были ориентированы на достижение целей  воспитания знающих, волевых, инициативных деятелей, способных стать руководителями хозяйства, «капитанами индустрии», необходимых в эпоху развивающегося капитализма, поставленных "новой школой".

  «Удобство, простота, идеальная чистота, множество цветов, обилие света и воздуха должны были благотворно влиять не только на физическое состояние, но и на общий настрой детей, поддерживая в них бодрость и жизнерадостность, воспитывая эстетически. Все помещения, особенно спальни, тщательно проветривались, в них поддерживалась довольно низкая температура» (35, с.38).

Таблица 1

Ведущие идеи российских гимназий

( вторая половина 19  – начала 20веков)

Гимназии

К.И.Мая, В.А. Кракау

И. и А. Медведниковых в Москве

Б.С.Левицкой, Б.Д. Петровой, О.Н. Яковлевой

Цели образования и воспитания

гармоничное развитие сил и природных данных человека,  подготовка к труду, полезному для общества.

формирование нравственно совершенной личности как носительницы идеалов истины, добра и красоты.

воспитание знающих, волевых, инициативных деятелей, способных стать руководителями хозяйства в эпоху развивающегося капитализма.

Задачи образования и воспитания

усвоение программы, развитие   мыслительных    способностей и интереса к жизни, науке, литературе, искусству, расширение кругозора,  выработка характера и способности к труду.

воспитание ответственности и самостоятельности, любви и уважения к себе и к школе, развитие  товарищества,  взаимопомощи, дружбы, эстетическое воспитание.

пробуждение и развитие интереса к учению, самостоятельности мышления учащихся, гармоничное развитие детских сил.

Принципы образования и воспитания

гуманизм воспитательной системы школы, субъектное отношение к воспитанию и преподаванию,  внимание к индивидуальным  и возрастным особенностям обучающихся, сердечные взаимоотношения, творчество, особый подбор педагогических кадров.

продуманность  обучения, воспитания и физического развития детей, основательность преподавания и воспитания, усиленное внимание воспитанию нравственности, изучению индивидуальности и развитию  задатков и наклонностей ребенка, простые и сердечные взаимоотношения, уважение чувства человеческого достоинства детей.

разумная организация учебного  процесса, углубленное содержание предметов, введение дополнительных дисциплин, усиленное внимание  физическому воспитанию и гигиене жизни и труда учащихся осуществление воспитания, близкого к природе, домашняя, семейная атмосфера.

Средства образования и воспитания

Пример преподавателя и руководителя, приучение к труду, занятия  искусствами,  ручным  трудом, ремеслами, авиапланерный и литературный кружок, издание "Майский сборник", традиции, своеобразный "дух", атмосфера школы.

активные методы преподавания, наглядные средства обучения, организация взаимопомощи в учении,  самостоятельного выполнения учебных заданий, самообслуживания, сотрудничество с родителями.

разработка, проверка и введение новых методов обучения и воспитания, исследовательская деятельность, эксперимент,   направленные на активизацию учебного процесса.

Заметив многие общие черты гимназии И. и А. Медведниковых с Майской гимназией, значимые для современной гимназии:

 -гуманизм образовательно-воспитательной системы;

 -продуманность всех её звеньев;

 -расширение содержания образования;

 -основательность в обучении;

 -изучение и развитие индивидуальных способностей ребёнка;

 -приоритет нравственного воспитания личности;

 -хорошо продуманные  технологии преподавания и воспитания,

 следует выделить специфичные для гимназий А. и И.  Медведниковых, Левицкой Б.С., Б.Д. Петровой,  О.Н. Яковлевой  особенности,  редко встречающиеся как ранее, так и в современном опыте образовательных учреждений ввиду традиционно недостаточного финансирования образовательных учреждений, но являющиеся очень важными:

-создание благоприятных материально-технических условий для достижения напряжённых целей гимназического образования повышенного уровня;

-система мер, способствующая сохранению и укреплению здоровья учащихся, которое является главной ценностью человека.

-осуществление воспитания, близкого к природе.

Итак, на основе анализа педагогической литературы и изучения нормативных документов выделяем  историко-педагогические идеи данного исследования гимназического образования:

Ключевой идеей гимназического образования остаётся, прежде всего, воспитание человека: общественное, государственное, гражданское воспитание «совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей, гражданина России» (Н. И. Пирогов).

 Каждая личность - это совершенное творение природы, имеющая право человека на развитие и саморазвитие способностей.

Воспитание в образовании играет ведущую роль по отношению к обучению: «напитать ум воспитанника», чтобы «внести порядок в его нравы и чувства, научить познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом» (М.Монтень).

 «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» (Аристотель).

 «Воспитание  - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека» (Сократ). В качестве условий улучшения воспитания выделяем использование культурного потенциала окружающей среды, исследование окружающего мира и установление различных связей с ним.

При соответствующей организации учебно-воспитательного процесса   гимназия, исполненная красоты, любви и внимания к детям, может  превратиться в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения, где  ребёнок  сможет взойти на самую высокую ступень «лестницы образования» (Я.А. Коменский).

Обращение к историческому опыту гимназий позволяет выделить характерные черты гимназического образования, ставших историко-педагогическими традициями.

В основу разработки концепции гимназии будут положены следующие идеи: - гуманизм воспитательной системы школы;

- приоритет нравственного воспитания личности;

- субъектный подход к воспитанию;

- внимательное отношение к индивидуальным  и возрастным особенностям обучающихся.

Лучшие традиции педагогического опыта гимназического образования, основанные на  научных идеях прошлого, базируются на принципах гуманизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История становления и развития народного театра в селе Верховажье

Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме...

Возможности коррекционного образовательного учреждения в аспекте становления и развития инклюзивного образования.

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции 15 февраля 2017 года "Инклюзивное образование: актуальные вопросы, опыт и перспективы." (Воронежский государственный...

"Доклад на тему: "Проблемы развития гимназического образования в условиях развития профильности и вариативности образования"

Изменения, происходящие в обществе, новые подходы требуют обновления целей задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. Каждое образовательное учреждение находит св...

История становление и развитие лыжнах гонок в республике Татарстан.

История развития лыжных гонок в РТ с 1910 - 1948гг...

Статья "Современные подходы к развитию гимназического образования"

В статье представлены современные взгляды на гимназическое образование...

Становление и развитие дополнительного образования с 1907 г. по 1917 г.

Краткое описание становления дополнительного( внешкольного) образования в дореволюционный период....

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образования в Калининградской области»

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образованияв Калининградской области»...