Статья "Современные подходы к развитию гимназического образования"
статья

Колесник Валентина Алексеевна

В статье представлены современные взгляды на гимназическое образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию гимназического образования

Как следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости, на рубеже 1980 – 1990-х годов в  Российской школе   произошел резкий всплеск инновационной деятельности, направленной на реализацию возможностей дальнейшего развития  образования и воспитательных систем.

Образовательные учреждения получили право на инновационные процессы, инновационную деятельность.

Проводятся эксперименты, ориентированные  не только  на общепринятые критерии учебных успехов (сформированность  знаний, умений, навыков), а на фактор развития личности школьника.

Развивается вариативное образование, актуализирующее «свойство, способность системы образования предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, которое нацелено на обеспечение максимально возможной степени «индивидуализации образования» (127, с. 31).

На базе общеобразовательных государственных учебных заведений возникли средние школы нового типа — лицеи, гимназии и колледжи. Их новизна состояла, прежде всего, в диверсификации программ, в  системе выбора учебных курсов сверх обязательной программы, в результате чего образовательные программы  оказались более насыщенными и сложными, чем в обычных школах.  Некоторые гимназии нетрадиционно организовали  "индивидуально-ориентированные планы", которые учитывали уровни и интересы различных групп школьников, в частности, их намерения поступать в те или иные вузы. Вместо традиционных методических объединений по учебным дисциплинам в гимназиях создавались предметные кафедры, которые занимались не только методическим обеспечением учебного процесса, но и исследованием перспектив развития образования.

"Положение о гимназиях", утвержденное МО РФ в 1990 г., а также составленные на этой основе  Положения о гимназиях в регионах страны, предусматривали создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений для осуществления целей и задач образования:

- активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей личности, гражданского и духовного ее возрождения;

- выявление наиболее способных и одаренных детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента; формирование потребности к саморазвитию и самообучению;

- подготовка учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

Гимназия представлялась творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации в тесном взаимодействии с соответствующими её профилю высшими учебными заведениями.

Процесс возрождения гимназий в России по своей сути являлся «процессом создания образовательных  учреждений нового вида с современным содержанием образования и технологиями, модернизированной системой педагогической деятельности и управления, новой организацией  жизнедеятельности всех участников образовательного процесса» (Н.М.Битёва, 10, с.11).

При этом среди большого разнообразия появившихся современных инновационных образовательных учреждений можно выделить гимназии, созданные на основе опыта и  педагогических идей учёных прошлых веков, например, гимназия «Школа Ломоносова», земская гимназия, Ломоносовская гимназия.

«Современная земская гимназия, наследуя такие принципы земских школ в России, как гуманизм и демократичность, свободное развитие личности, вносит и новые направления в воспитание и обучение современной молодёжи за счёт реализации единой гуманистически ориентированной программы личностного развития человека для всех ступеней обучения» (Г.В.Кравченко, 83, с.97).

Возвращаясь к наследию Российского просвещения, к идеям М. В. Ломоносова, в Санкт – Петербурге в сотрудничестве с учёными кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена создана и развивается Ломоносовская гимназия, четко ориентированная на развитие научного мышления и творческих потенций учащихся, непременной частью работы которой является изучение личности, жизни, деятельности, интересов Ломоносова – учёного, изобретателя, художника, педагога.

Цель  обучения   и   воспитания   в  гимназии   предполагает формирование личности, владеющей общей     культурой,   нравственными   ориентациями   на социально значимые ценности;  энциклопедическими знаниями; научными подходами к исследовательской работе; гуманистическим мировоззрением; готовой к  жизни в экономической, экологической, нравственно-правовой, научной сфере.

Исходя из этого, определены возможные  модели подготовки выпускников  гимназии: исследователь-энциклопедист,  широко    образованный    естественник, гуманитарий-краевед, комбинированный   вариант   подготовки.

«Личностный подход как дифференциация учащихся по развитию общих и специальных способностей обеспечивает возможность выбора индивидуального развития личности. Средствами реализации этого принципа выступает диагностика интересов, склонностей, способностей, предоставление возможности искать себя не только в рамках обязательных дисциплин, но и дисциплин по выбору, работы по индивидуальным планам обучения, создание условий для разнотемпового обучения по разным предметам.

 Демократизация является  условием для свободного развития учащихся и учителей в рамках совместной деятельности по организации жизни школы, в дальнейшем гимназии. Средствами реализации этого принципа выступает создание на демократических основах Совета школы, в составе которого будут учащиеся, родители, учителя, работники базовых институтов, общественность; предоставление учителям права выбора учебных программ, форм обучения; школьникам права выбора учителей-консультантов, отдельных предметов для углубленного изучения, факультативов, индивидуальных планов обучения и пр.» (Т.К.Александрова, В.К.Павлова,146, с.108).

 Говоря о воспитательном значении содержания образования в московской гимназии «Школа Ломоносова»,   акцентируется «внимание на его классической основе с развитой системой гуманитарного образования как базисного и принципах гуманизации и гуманитаризации как основополагающих для всего содержания гимназического образования» (89,с. 43).

 «Цель гимназии в «воспитании высоконравственного образованного человека, обладающего навыками исследователя, способного максимально реализовать свой личностный потенциал» (там же, с. 42).

Школа работает над развитием задач:

«-формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира через развитие познавательной активности учащихся;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности;

-формирование у учащихся осознания собственного «Я», помощь  в самореализации, развитии внутренней потребности к самосовершенствованию» (там же).

Вместе с тем, определяя, что «гимназия — это место в социуме, где объективно и субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность по развитию индивида и его социализации», исследователь, безусловно, предполагает новые, по сравнению с 18 веком,  пути для решения отмеченных выше целей и задач, исходя из новых, современных социально – экономических  условий жизни. Речь идёт об использовании и развитии идей М. В. Ломоносова  в сегодняшних условиях.

 «Сегодня нужен мобильный специалист, умеющий комфортно чувствовать себя в любых условиях, человек, который обладает способностью к самоопределению, к адаптации в непрерывно меняющихся условиях жизни и одновременно является грамотным специалистом в той или иной области. Задачу подготовки именно такой личности ставят перед собой инновационные образовательные учреждения» (Н.М.Битёва, 10, с.3).

Директор первой в стране педагогической гимназии Каспржак А. Г. (1987г.), характеризуя развитие современных гимназий, отмечает «эволюцию гимназии как учебного заведения для одарённых к образовательной (необщеобразовательной) школе для детей с повышенной мотивацией», справедливо замечая, что «в гимназии реально обучаются и ученики, склонные к учению вообще, и дети, которые не блещут ни подготовкой, ни яркими способностями, ни особым рвением «грызть гранит науки», но принадлежащие семьям, сохранившим образовательную традицию» (68,с.46).

Исходя из «Положения о гимназиях», утверждённого Правительством Москвы в феврале 1996 года, ориентирующего  гимназии «на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук», А. Г. Каспржак отмечает предоставленные возможности создавать гимназии различных подвидов, используя при этом собственные формулировки целей  (там же, с. 46).

Для педагогической гимназии эти цели заключались в «универсальном образовании», под которым авторы понимали образование, преемственно классическое и по сути языковое,   которое «даёт ученику возможность овладеть способами интеллектуальной деятельности, позволяющими ему в текстах, относящихся к различным областям предметного знания, понимать системообразующие аксиомы» (там же, с.47). Выделяя среди языков русский, математику, язык познания природы, язык, описывающий характер взаимоотношений человека и общества, информатику, автор  относит их к инвариантной части учебного плана. Часы, содержащиеся в вариативной части, используются для углубления знаний  и допрофессиональной подготовки, приобщения учащихся к ведению учебного и научного исследования.

Исследование практики гимназического образования и изучение теоретических взглядов педагогической науки приводит к  выводу, что гимназия по своему статусу должна давать образование выше образовательного стандарта, предусмотренного для всех категорий учащихся. Однако, ни наука, ни практика не дают   однозначного ответа, что означает «выше». Значит,  есть проблема, которую так или иначе каждая гимназия вынуждена решать для себя: каковы должны быть требования к уровню образования гимназистов, чтобы выполнить задачи, стоящие перед этими видами учебных заведений, какой характер должны носить эти задачи, цели образования, чтобы подготовить гимназистов к жизни и труду в новом тысячелетии?

В условиях свободы педагогического выбора актуальной становится система базовых  нравственных и профессиональных ценностей, что в современном менеджменте  называют «философией данной организации».

Е. А. Ямбург, подходя к вопросу философии создаваемой модели адаптивной школы, переносит центр тяжести с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребенка.  

«Преподаватели затрачивают много усилий на отбор методов и постановку целей, которые они стараются приспособить к индивидуальному развитию каждого ребенка. Производится сравнительный анализ успехов ученика в свете его предыдущих достижений» (185,с. 28)

 «Учебный материал планируется и преподносится таким образом, чтобы помочь ребенку как можно эффективнее взаимодействовать с окружающим миром за стенами школы. Выбор учеником какой-либо специализации — гуманитарной или технической — отсрочивается, пока он сам не поймет, что его привлекает больше.…Обозначив весьма обобщенно две образовательные стратегии, следует отметить, что вектор педагогических поисков в мире направлен сегодня от когнитивной парадигмы образования к личностной, или аффективно-эмоционально-волевой. Этим в некотором смысле и определяется степень инновационности образовательного учреждения» (там же, с. 29).

Е.А. Ямбург пришёл к необходимости не только «органичного сочетания двух образовательных стратегий, но и формированию  педагогических взглядов на целесообразность применения в одной школе различных педагогических систем и технологий обучения, исходя из особенностей контингента детей и внутренних установок учителя» (185, с. 34).

При этом  важнейшей педагогической и одновременно управленческой задачей в  школе он считает  «гармонизацию различных подходов, используемых в коллективе, поиск оптимального соотношения разных философско-педагогических подходов в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка». Этот процесс охватывает все стороны жизнедеятельности школы: дидактическую, методическую и особенно управленческую, связанную с принятием решений.

«Осознанный педагогический плюрализм существующих концепций образования подсказывает осторожный, вдумчивый подход к отбору дидактических моделей, педагогических технологий. Список возможных педагогических систем достаточно велик, поэтому важно, чтобы  школа в целом и учитель в частности осмысленно подходили к подбору педагогических технологий исходя из контингента учащихся и своих возможностей» (там же, с. 35).

Признавая приоритет воспитательной функции гимназического образования, мы  в исследовании опираемся на историко-педагогические традиции, опыт известных гимназий прошлого, где обучение и воспитание были тесно связаны и обуславливали эффективную направленность на подлинную гуманизацию образования и развитие полноценной личности. Бесценными остаются педагогические теории и практический опыт воспитательного коллектива  А.С.Макаренко (75, 100 - 104), педагогика общей творческой заботы и коллективных творческих дел И.П. Иванова (26, 49 – 53, 125), Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е. И. Соколовой, Е.В.Титовой, Е.Н.Степанова (27-  29, 35, 62 – 66, 115, 126, 162, 165, 176, 183).

Безусловный интерес представляет теория и опыт В. А. Караковского. Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности у В.А. Караковского - это прежде всего развитие ее целей. В обеспечении  развития  используется идея «ключевых дел». Эти ключевые дела в школе в целом, её классах, других объединениях учащихся выступают своеобразными вехами, важнейшими коллективными творческими делами, вокруг которых  строится разнообразная организаторская, познавательная, игровая, трудовая и иная деятельность воспитанников.

Модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, созданная В.А. Караковским (московская школа № 825) – это целостная педагогическая концепция развития образовательного учреждения, отражает длительный процесс становления, ориентированный на практический гуманизм. «Гуманные отношения стали главным механизмом развития личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора….Система расширяет своё воспитательное пространство, активно осваивая прежде всего малый социум….Педагогизация ученической среды приводит к тому, что старшеклассники постепенно приобщаются к систематическому научному исследованию». В школе больше внимания уделяется воспитанию через культуру (35, с. 195-196).

Созвучны представленным идеям теоретические и практические подходы к созданию воспитательной системы Новомосковской гимназии Тульской области, которые  позволяют утверждать, что «в этом образовательном учреждении возник тот тип школы, который характеризуется предоставлением широких возможностей для индивидуального развития, соединения обучения с личностными смыслами детей, формирования у каждого собственной программы интеллектуального и нравственного развития, опыта социально-культурной жизнедеятельности. Главным фактором формирования воспитательной системы гимназии выступает совместная деятельность учителей и учащихся в сфере образования. В гимназии создано то сообщество учителей и учащихся, которое  свидетельствует  о  высокой  степени  развития  гуманистической воспитательной системы» (там же, с.293).

 Общее направление обучения в Новомосковской гимназии - гуманитарное образование, развитие личности и индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей и социально-психологического фона небольшого города.

Образование, получаемое детьми в гимназии, имеет целью
не только подготовку к участию в жизни общества, но активное воздействие на это   общество   с   целью   его   совершенствования,  что,   естественно, предъявляет очень высокие требования не только к знаниям, но к личности  выпускника гимназии. Формирование личностных качеств гимназиста есть ответ на социальный заказ общества.  Поэтому огромную роль играет прогнозирование     процессов    развития    гимназического     социума с опережением на десять-пятнадцать лет. Такие исследования, прогнозные оценки в гимназии ведутся постоянно на оперативном уровне - психологической службой, на стратегическом уровне - группой управления во главе с директором гимназии» (там же, с. 284 – 285).

В качестве пути достижения комфортности, реализации личностных потребностей гимназистов интересным представляется исследование Е. И. Казаковой о развитии педагогической системы на базе гимназии № 56 Санкт – Петербурга.

«Педагогика Успеха, выбранная в качестве системообразующего принципа, является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориентироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий, осознанно включаться в современный диалог педагогики".

Под Педагогикой Успеха понимается «направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лестнице достижений; при этом цель восхождения обусловливается гуманистическими принципами» (35,с. 225).

 Исходя из афоризма: "Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам", «школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разнообразных дел, в которых, может проявиться каждый ученик; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других» (там же, с. 226).

Среди наиболее важных технологий, применяемых в  жизни школы, выделяется  годовой круг праздников и традиций, которые рождались в творческом поиске учителей и учащихся, исходя из стремления сделать школьную обыденность событийной.

Гимназический стандарт образования дополняется расширенным креативным компонентом, создавая широкое поле для творческой самореализации каждого учащегося в  творческих коллективах.

Перспективна для нашего исследования идея Р.У. Богдановой об усилении воспитательной функции образования на основе создания в школе разных видов созидательных сообществ детей и взрослых «как наиболее значимой для школьника среды развития», «как моделей гражданского общества", в которых «созданы условия для приобретения учащимися первого реального опыта демократического общежития, опыта созидательной жизни в образовании и с помощью образования», которая, с точки зрения автора, служит средством решения проблемы «задания» определенного образа жизни детей и взрослых.

«Практика показывает, что родители и дети в большинстве своем уже не воспринимают образовательную программу школы, как только программу обучающую. Родители выбирают для своего ребенка школу, где его не только хорошо учат, но и где ему психологически комфортно, интересно, где он может развиваться как самоценная, уникальная личность - как творческая индивидуальность. Образовательная программа - это не только, как думают многие педагоги, учебный план школы, реализуемые в ней учебные программы, программы внеурочной деятельности. Образовательная программа - это образ жизни школы, ее дух, культура, уклад»(117 , с.159).

«Обеспечивают становление образованности учеников в любом образовательном учреждении и предметное наполнение учебного плана и весь дух учебного заведения, который складывается из стилей взаимодействия всех участников образовательного процесса, эстетического оформления помещений, уровня материального обеспечения учебного процесса» (98, с. 57).

«Достаточно познакомиться с интерьером учебного заведения, с содержанием объявлений, стенных газет, побывав на внеурочных мероприятиях, послушав, о чём говорят дети на переменах, почти безошибочно можно судить о том, чему и как учат в той или иной школе, каким видят своего выпускника» (89,с. 42).

 «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» (65, с.79).

На основании изучения современных подходов к развитию гимназического образования можно выделить ряд положений, отражающих научные результаты гимназического образования:

Инновационные процессы современного образовании затрагивают «педагогическую систему в целом, содержание образования, его организацию, технологию, методику, внутренний мир, мотивационную готовность учителей, учащихся, родителей к преобразованию школьной жизни» (З.И.Васильева, 146, с. 153), ориентируются  на вариативность образования, его индивидуализацию,  развитие личности школьника.

«Выделились авторские школы, основу эксперимента которых составили: «педагогика успеха», «педагогика творчества», «педагогика сотрудничества», «педагогика ненасилия», «возрождение традиций России на пути к гуманитарной культуре и самоопределению личности», «экологическое образование и воспитание учащихся», «школа свободного развития», «школа альтернативного дифференцированного обучения учащихся микрорайона» и др.» (З.И.Васильева, там же, с. 155).

При определении базовых ценностей школы центр тяжести переносится  на эмоциональное и социальное развитие ребёнка.

Цели и методы приспосабливаются к индивидуальному развитию ребёнка, чтобы помочь ему эффективнее взаимодействовать с окружающим миром.

 Гимназия - школа, где  ребёнку комфортно, интересно, где он может развиваться как самоценная уникальная личность, творческая индивидуальность.

В русле данного исследования инновационный опыт развития современных гимназий и  воспитательных систем позволяет выделить:

повышенный уровень образования;

ориентацию на подготовку к жизни с учётом социально – экономических условий; 

развитие традиций на основе постоянного роста и движения вперёд, своеобразного "духа", атмосферы школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка варианта рабочей программы по химии в условиях гимназического образования (11 класс).

В работе приведен вариант рабочей программы по химии в 11 классе в условиях гимназического образования....

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Организационные структуры управления воспитательным процессом в классном коллективе гимназического образования

Основная цель программы развития гимназии – создание среды для формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации на основе учета ее индивидуальных особенностей. Духовно – нравствен...

"Доклад на тему: "Проблемы развития гимназического образования в условиях развития профильности и вариативности образования"

Изменения, происходящие в обществе, новые подходы требуют обновления целей задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. Каждое образовательное учреждение находит св...

История становления и развития гимназического образования

В данной публикации представлена  истории гимназического образования, позволяющая использовать данный опыт   для создания и развития развития гимназии на современном  этапе....